Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как факультет выбрать в бауманке


как все устроено — рассказ выпускника о поступлении в бауманку, сложности учебы и карьерных перспективах и мифах

Выпускник Бауманки Антон Коровяков со свойственной математикам четкостью разложил по полочкам все особенности жизни в вузе и рассказал, правда ли, что учиться ужасно сложно, вокруг одни гики, а диплом университета открывает любые двери.


Автор — Антон Коровяков, выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана 2017 и Зимней школы Changellenge >> 2017


Содержание

Главное о МГТУ им. Н. Э. Баумана

Это один из ведущих вузов России. Он готовит программистов, инженеров, экономистов и других технических специалистов. Уже во время учебы студентов привлекают к реальной исследовательской работе. Считается, что в «Бауманку» проще поступить, чем ее закончить: за время обучения на некоторых факультетах отсеивается около половины студентов. МГТУ им. Н. Э. Баумана в цифрах — это:

  • 6 прикладных направлений;
  • 11 технологических платформ;
  • 200 предприятий-партнеров;
  • 12 научного-исследовательских центров мирового уровня;
  • 18 000 студентов.

Выбор вуза

На момент выбора университета я полагал, что будущее в России за такими отраслями, как добыча ресурсов и их транспортировка, так что осознанно шел в вуз на инженера, который в дальнейшем будет заниматься раскопками и перевозками. Основными учебными заведениями, которые я рассматривал, были МИСиС и МГУПС (МИИТ). Но в последний момент я все-таки решил подать документы еще и в МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ и МИФИ на направления, связанные в первую очередь с математикой и физикой.
Поступить было легко. Представители приемной комиссии МГТУ им. Н. Э. Баумана довольно быстро уговорили меня отдать оригиналы документов именно им, уверяя, что я без проблем пройду. Так и произошло. Кстати, должен сказать, что атмосфера в приемной комиссии была по-настоящему жаркой: сотрудники вуза, как настоящие сейлзы, прямо-таки продают абитуриентам то или иное направление обучения.

Мифы о Бауманке

Очень сложно учиться.
Лично я на собственном опыте убедился, что это не совсем так. Если ты действительно учишься, то все как раз получается легко. А вот если не учиться, то, конечно, начинаются проблемы.

В Бауманке нет девушек.
Есть, и еще какие! Кому-то по вкусу участницы внутреннего университетского конкурса красоты «Мисс Очарование», кому-то — менее известные однокурсницы.

Вокруг будут одни гики и ботаны.
Несмотря на то что представители этих групп, несомненно, встречаются, по большей части бауманцы — это спортивные и разносторонне развитые ребята. Сложно поверить, но среди нас изредка попадаются даже тусовщики.

Учеба

Образовательная программа университета достаточно классическая: все предметы, которые приходят на ум при прочтении названия бакалаврского направления, плюс еще несколько приятных неожиданностей. Конечно, благодаря МГТУ им. Н. Э. Баумана я здорово прокачал свои hard skills: все, что связано с математикой и ее приложениями в физике и технике. А самый полезный навык из числа soft skills, который я приобрел за время учебы, — вести диалог с преподавателем так, чтобы он не отправил на пересдачу. Если бы я снова оказался первокурсником, главное, что я бы изменил, — это подход к учебе. Старался бы уделять этому больше сил и времени, учился на отлично и с самого начала завоевывал бы хорошее отношение преподавателей. В Бауманке, как нигде, действует правило: сначала ты работаешь на зачетку, а потом она на тебя.

Внеучебная жизнь

В университете есть несколько довольно крутых студенческих организаций (BEST, ESTIEM, кейс-клуб), знакомство с которыми может быть крайне полезным. Но, к сожалению, в них задействовано очень мало студентов. Я бы обозначил свое участие в мероприятиях этих организаций как умеренное.

Карьерные перспективы

Уровень образования, которое я получил в МГТУ им. Н. Э. Баумана, я оцениваю как «значительно выше среднего» в том, что касается точных дисциплин. В остальном преимущество все-таки остается за финансово-экономическими вузами. Из моих однокурсников (всех, с кем пришлось контактировать за четыре года) стажировались или работали во время учебы совсем немногие. В целом диплом Бауманки сам по себе не дает никаких сверхъестественных преимуществ при отборе на работу. Важны скорее какие-то другие достижения, которые будут дополнять его в резюме. Хотя в моем личном опыте, при устройстве, например, в Big 4, была ситуация, когда диплом сыграл на руку. Узнав, что я из МГТУ им. Н. Э. Баумана, интервьюеры не стали давать мне ни брейнтизеров, ни другого рода задач просто потому, что были уверены, что я и так все решу. Что касается зарплатных ожиданий, среднестатистический выпускник Бауманки может расчитывать на любой уровень вознаграждения — от среднего оклада инженера в НИИ до зарплаты консультанта большой тройки. Еще раз повторюсь: человек ограничен только своей мотивацией с одной стороны и прокрастинацией с другой.

Примечание: мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции.

Теги

changellenge.com

как поступить и учиться в МГТУ им. Н.Э. Баумана — Учёба.ру

Владимир Калнык,

5 курс МГТУ им. Баумана

Расскажи, как называется твоя кафедра и специальность?

Я учусь на факультете энергомашиностроения, кафедра «Холодильная, криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения».

Почему решил поступать сюда?

Все произошло спонтанно, я даже не особенно думал, куда иду. Просто написал в школе бауманскую олимпиаду, которая дает возможность поступить в университет с местом в общежитии. Это был хороший вариант — в «Бауманке» у меня уже учился брат. Никаких дополнительных экзаменов сдавать не пришлось, и в сентябре я сразу приступил к учебе.

Какими были первые впечатления?

Поначалу я думал, что это не мое. Я в школе учился не очень хорошо, и втянуться в учебу мне было сложно. Сидел по ночам, просил то брата, то соседей помочь мне. Надо было представлять модели в 3D, чертить их, а у меня с этим проблемы. Я все время думал: «Куда я попал?». Помимо учебы нужно было готовить себе еду, стирать, заниматься бытом. Я был в ужасе. Но уже буквально через месяц понял, что все не так уж и страшно и теперь — только вперед!

Как тебе удалось подстроиться под учебный процесс?

Я учился, принимал все на веру. Учился не для того, чтобы что-то понять, а для того, чтобы просто это запомнить и потом использовать.

Что бы ты посоветовал сегодняшним первокурсникам? Что делать, чтобы не повторять твоих ошибок?

Я бы посоветовал не заучивать, а стараться понять смысл. Пусть это будет тройка, но честная, за материал, который ты действительно понял и усвоил. Свои знания ты должен оценивать сам, никто за тебя не будет делать это в дальнейшем, после института. Скажу больше: примерно 80% студентов в «Бауманке» просто учатся от сессии до сессии, чтобы их не отчислили. Полученные знания они тут же забывают. Хотя это не значит, что все плохо: есть сильные преподаватели и умные студенты. Университет вообще славится своими профессорами.

Первые два курса у всех проходят примерно одинаково, а потом начинается разделение на специальности и возникают трудности, которые этому сопутствуют

То есть учиться здесь нелегко?

В «Бауманке» нет легких кафедр. Чтобы разобраться в экономике, надо много читать, хорошо усвоить весь материал. Любая специальность требует усилий. Первые два курса у всех проходят примерно одинаково, а потом начинается разделение на специальности и возникают трудности, которые этому сопутствуют.

Чем занимается твоя кафедра?

Моя специализация — это процессы, которые происходят при очень низких температурах. Это, например, получение гелия, который в дальнейшем будет использоваться при эксплуатации ракет.

Криозаморозка людей тоже сюда относится?

Да, про замораживание людей нам тоже рассказывают, хотя на этом акцент не делается. Нам просто дают базу, а дальше каждый берет для себя то, что ему интересно. Если говорить о холодильной технике, то это применимо как в быту, так и в серьезной науке. Это вентиляционные системы, кондиционирование помещений, вытяжные камеры. Мы изучаем, как все это работает, что внутри, как заправить установку фреоном.

Какое направление в твоей области самое перспективное?

Чтобы добиться чего-то, нужно работать в криогенной области. Это одна из самых сложных сфер, в которой мало кто разбирается. Но, говорят, если поймешь ее, то будешь зарабатывать хорошие деньги. За криогенной наукой будущее. Людям всегда нужен холод: что-то перевозить, что-то замораживать. Криогеника используется в медицине, в ракетостроении и во множестве других областей.

Есть ли какие-то риски у твоей профессии?

Не думаю. Раньше, если происходила утечка фреона, это было очень опасно, нельзя было даже дышать. А сейчас хоть дыши, хоть руками трогай — никакой опасности.

Расскажи про сессии. Как они проходят в «Бауманке»?

К первой сессии готовились всерьез, перед каждым экзаменом почти не спали. Прорешивали за ночь примеры и шли с тем, что оставалось в голове. Помогали и «шпоры». Но все равно сдавать экзамены было тяжело. В первую сессию я получил одну тройку, а потом учиться стало гораздо проще.

Есть ли у тебя какое-то правило, которое всегда работает при подготовке к сессии?

Да. Чтобы получить пятерку, к экзамену надо готовиться не больше трех дней.

Как обстоят дела с иностранными языками?

В школе я знал английский на уровне Intermediate. Тут не слишком много внимания уделяют языкам, поэтому просто разделили всех на две группы — начинающих и продолжающих. За время обучения повысить уровень английского мне не удалось. Но у нас есть разговорный клуб, и желающие могут там практиковаться.

Что интересного происходит в вузе во внеучебное время?

У нас есть студсовет, все происходит там. Каждый год, например, мы уезжаем в Петушки, где проводим тренинги и игры. У каждого студента на время этой поездки появляется наставник. Есть также группы для поющих и танцующих. Я танцевал, но со временем пришлось от этого отказаться.

Правда ли, что в «Бауманке» учится мало девушек?

Девушек у нас в группе примерно треть. Но все зависит от кафедры и факультета — на «Менеджменте» больше девчонок, чем у нас.

Есть ли практика, стажировки?

Да, практику проходят все. У меня тоже была на 1 курсе — в компании, которая занимается холодильным оборудованием. Нас подводили к различным станкам, давали описание деталей, а нам надо было устно описать технологический процесс, в котором эта деталь участвует.

Складывается впечатление, что ты немного разочарован. Чем бы тебе на самом деле хотелось заниматься?

Я понимаю, что буду заниматься рутиной. Чтобы действительно делать что-то интересное, надо становиться ученым, а обыкновенный выпускник моей кафедры обречен на довольно монотонную работу.

www.ucheba.ru

МГТУ имени Баумана — Учёба.ру

Анастасия Потапова,

Мотивы

Поступать в технический вуз я решила уже в 9 классе — тогда я как раз оказалась перед первым выбором: пойти в физико-математический класс или же остаться в обычном. Не сказать, что я отношу себя к людям с техническим складом ума, но в тот момент я понимала, что этот выбор будет правильным, да и технические предметы мне давались довольно легко. Определенное влияние на него оказал мой отец: он был довольно известным инженером в авиационной технологии.

Отец был уверен, что я не поступлю в Бауманку, а уж что доучусь до конца — это для него было чем-то вроде шутки.

А мне всегда хотелось быть для него человеком, которым бы он гордился, поэтому поступление отчасти стало для меня делом принципа. Забегая вперед, скажу, что в том, что он мной гордится, он признался только после получения мной диплома, да и то — бурчал,что могла бы закончить и с красным. А у меня было несколько четверок, которые я категорично не стала пересдавать, так как к красному изначально не стремилась.

Технари и остальные

В 11 классе я решила записаться на курсы для поступающих в МГТУ имени Баумана: были такие четырехчасовые курсы выходного дня. Если я ничего не путаю, первую неделю по субботам было четыре часа математики, через неделю — физики, а потом — русского языка. Момент моего поступления попал на первый год, когда русский язык стал обязательным для сдачи ЕГЭ. Курсы выходного дня давали возможность дополнительной досрочной сдачи вступительных экзаменов, а подготовка на них проходила по материалам билетов со вступительных экзаменов прошлых лет.

О самих курсах я мало что помню, кроме того, что группа сразу же четко поделилась на технарей, которые не отвлекались ни на что, записывали каждую фразу преподавателей, а любую попытку общения воспринимали как смертельное оскорбление, и тех, кто пошел на курсы, чтобы понять, что же такое Бауманка и что будет дальше. Себя я, скорее, отнесла бы ко второй группе.

Не могу сказать, что курсы дали мне очень много с точки зрения знаний. Намного больше мне дал год занятий с репетиторами по физике и математике, которые были знакомы с требованиями к экзаменам по своим предметам. Они четко определили для меня, какого типа задачи будут в билетах, какие задачи наиболее ценны, сложны, и помогли разобраться, как это все можно решать.

Специфика

Относительно репетиторов — самое главное, чтобы они уже были знакомы с требованиями к бауманскому экзамену. В каждом вузе всегда есть своя специфика — на что-то обращают внимание больше, на что-то — меньше, некоторые темы затрагивают чаще. Ко всему этому нужно быть готовым. Подготовить нужно именно то, на чем можно набрать больше баллов.

Если говорить о математике, то самым сложным и высокооцениваемым в Бауманке заданием была геометрическая задача — на нахождение объема сложной фигуры.

Решить её могли единицы, кажется, она была седьмым номером в билете. Репетитор советовала мне оставлять её на конец, так как времени на ее решение требовалось много, а ошибиться было очень легко. Были уравнения, решение которых растягивалось на страницу. Остальное сейчас трудно вспомнить.

На экзамене по физике по каждому из изучаемых разделов (динамика, статика, волновая физика и остальные) было по одной задаче. Более точно уже не вспомню, все-таки это было довольно давно.

Я совершила большую ошибку, когда выбирала репетитора по физике — пошла к человеку, которого мне порекомендовали знакомые. Он прекрасный специалист, но из того, что он объяснял, я не понимала ничего: для меня все формулы были набором букв. Когда я поняла, что происходит, испугалась: времени оставалось мало, а материала охватить нужно было очень много. Очень повезло встретить бывшего преподавателя МЭИ, который довольно хорошо был знаком с бауманской программой и умел работать со студентами. Благодаря его терпению, а также умению объяснять, за оставшиеся до экзаменов полгода я освоила почти весь материал.

Готовые на всё

В Бауманском университете вступительные экзамены проходят чуть раньше, чем во всех остальных вузах Москвы (по крайней мере, так было на момент моего поступления). Интервал между экзаменами составляет чаще всего пару дней.

Относительно атмосферы в аудитории во время сдачи — трудно её оценить, когда тебя первый раз запускают в огромную лекционную аудиторию, а с тобой туда заходит ещё 50 человек, которые готовы на всё, чтобы занять «своё» место. Во время моего экзамена по математике парень, сидящий на соседнем месте, сдавал тех, кто пытались списывать. Может, он был и прав, но выглядело это не совсем хорошо. Процедура экзамена была стандартной: заходишь в аудиторию, берешь билет, затем тебя отправляют на место, выбранное преподавателем, а дальше всё зависит только от тебя. И, да, с собой можно захватить воду, шоколадку, пару ручек.

Мобильные телефоны в экзаменационных аудиториях чаще всего «глушат» — сеть полностью пропадает.

Спустя время после написания экзамена абитуриенты приезжают ради самого главного — результатов. Толпа будущих студентов стоит у стены с огромным листом, где напротив личных номеров, присвоенных при подаче документов, стоят набранные абитуриентом баллы.

Каждый сам за себя

На момент своей сдачи я набрала нужное количество баллов, но, так как проходной балл на мой факультет не был известен, я решила не рисковать и использовать ещё одну возможность: как медалистка я могла попробовать поступить по собеседованию. Собственно, этой возможностью я и воспользовалась.

Сюрпризом для меня стало то, что все медалисты, приехавшие на собеседование, были с родителями: таких, как я, одиночек, была всего пара человек. Попытавшись пообщаться с другими абитуриентами, я поняла, что тут каждый сам за себя. Собственно, это основное отличие настоящего ботаника от остальных: эти люди на всё готовы, чтобы пройти.

Собеседование состоит из двух этапов. На первом этапе поступающих заводят в аудиторию и дают тест, состоящий из нескольких разделов — по математике, физике и логике. После экзаменационных билетов сам тест кажется элементарным. После окончания времени листы с результатами работы собирают и отдают на оценку комиссии. Абитуриентам дается час или полтора на подготовку к следующем этапу — самому собеседованию. К нему выдают список вопросов: «почему вы хотите учиться именно здесь?», «кого из известных людей, имеющих отношение к выбранному направлению, вы знаете?» (вам нужно рассказать о них), «представьте себя на собеседовании при приеме на работу: расскажите о достижениях, мероприятиях, в которых участвовали, научных работах, если они были». Для меня эта часть собеседования была сюрпризом, так как о списке данных вопросов я узнала только от представителя комиссии. Пришлось напрячься: вспомнить то, что знаю, отловить пару студентов и поговорить с ними.

Пожалуй, эта часть экзамена самая сложная и страшная. В аудиторию заходят по одному человеку, и ты один оказываешься перед комиссией из 12-14 человек, каждый из которых задает тебе вопросы.

По окончании собеседования я не понимала, что происходит вокруг: комиссия поздравила меня с поступлением и дала подписать документы о том, что я теперь студентка их факультета.

Я осознала, что только что подписала, только уже выйдя из аудитории и попав в объятия мам других абитуриентов, каждая из которых хотела выяснить, что же ждет там их чад.

Проверка на прочность

Во время моего поступления в Бауманке была особая атмосфера — старое здание, старые аудитории с огромными трехъярусными досками. Это не может не покорить: есть во всем этом какая-то мистика. Определенно, я не разочаровалась, когда поступила туда: мне повезло учиться у старой гвардии — людей, которые имели грандиозный опыт, многолетнюю практику. Каждый из них рассказывал вещи, о которых не написано ни в одном учебнике.

С другой стороны, мне как девушке было довольно тяжело. Первые курсы многие из преподавателей открыто говорят, что девушке в техническом вузе делать нечего, но это можно назвать своеобразной проверкой на прочность. Если ты эту проверку проходишь, то тогда уже все меняется. Но, повторюсь, учиться тяжело, очень мало свободного времени. Чаще всего лекции идут практически весь день: на пятом курсе мы заканчивали учиться в 22.00. А на выходных приходилось делать лабораторные материалы, задания и готовиться к учебной неделе. Поэтому бывали моменты, когда сомневалась в том, что мой выбор был правильным.

Среди преподавателей не приветствуется то, что студенты работают: они считают, что это отвлекает от учебы. При этом опыт все-таки желательно приобретать до окончания обучения.

В Бауманке гоняют всех, но девушек все-таки больше. Что-то в этом есть: на первом курсе у нас была слесарная практика, на которой приходилось стоять у станка, работать с напильником.

Несмотря на это, МГТУ — отличный вуз, который не только дает массу знаний по специальности, но и является школой, где учат быстро ориентироваться в ситуации, осваивать любой материал, работать с ним и применять полученные знания на практике. Ну и, самое главное — поступить в Бауманку довольно легко, а вот учиться там сложно. На первых курсах чаще всего отсеивается 40-50% от первоначального состава групп.

 

Производство

За время обучения я прошла пять практик на заводах, непосредственно на производстве: на экспериментальном машиностроительном заводе имени В. М. Мясищева, в Раменском приборостроительном конструкторском бюро и на Раменском приборостроительном заводе, на вертолетостроительном заводе «Миля», в Вологодонском филиале «Атоммаша», на Московском станкостроительном заводе «Красный пролетарий», а также на небольших частных предприятиях (это, скорее, лекционные посещения, институты по изучению режущих инструментов). После третьего курса летняя и зимняя практика была у нас каждый год. На первом курсе была практика в мастерских — это общее ознакомление со слесаркой, литьем, штамповкой и другими направлениями.

Трудностей как таковых не было вообще. Просто в обычной жизни я никогда не стояла у станка, а там мне дали возможность это сделать. Это было немного непривычно. Это — та самая специфика, которой нет в других вузах: дают возможность не только почитать учебники, но и понять, что такое производство, как оно устроено.

Главное — это опыт

У меня остались самые положительные впечатления от практик. Во-первых, кафедра всегда давала возможность выбора предприятия, на котором ты будешь проходить практику: можно было выбрать что-то интересное, или выбирать по принципу «что поближе к дому».

Один раз я была на выездной практике на «Атоммаше» под Ростовом. Переезд и проживание оплачивал институт. Это было вообще сказкой: ты проводишь месяц на юге, все предприятия, на которых проходит практика — действующие, на предприятиях, помимо институтского куратора, всегда выделялся наставник, который знакомил с заводом. По окончании практики сдаётся отчёт по тематике, которая выдавалась для практики. Отчет принимают и на месте прохождения практики, и в институте.

В теории — принимают довольно строго, но, если действительно находишься в центре производственного процесса, хочешь или нет — начинаешь понимать специфику и тонкости работы. В мои обязанности входил сбор материала, требующегося для написания курсовых работ и диплома: например, чертежа детали, с которой предстоит делать одну из работ, или типового технологического процесса, который необходимо усовершенствовать, — вариантов очень много. Кроме того, я занималась работой в отделе, соответствующим целям практики, общалась с рабочими, знакомилась со структурой предприятия.

Общение с рабочими дало, в первую очередь, умение назначать технологию не по учебнику. Многолетняя практика работы даёт возможность применять небольшие хитрости в процессе выполнения работы, на каждом производстве они свои. Были рабочие, которые без всяких программ умудрились вручную добиться очень высокой точности. Они показывали, что и зачем они делают для этого.

Для специальности «технолог» было более важным общение с технологическим отделом. В любом производстве главное — это опыт. Когда технолог только приходит на работу, зная только методики учебника и делая все только одним путем, ему очень тяжело. Люди, работающие на производстве, сходу могут предложить несколько альтернативных путей. Одна из целей практики как раз заключается в этом — попытаться перенять хотя бы частично этот опыт.

У нас многие устраивались на разные практики на одно и то же предприятие, чтобы иметь возможность понять всю специфику производства, а затем — устроиться в этой же организации работать.

Работа мечты

До недавнего времени я работала по специальности — технологом, но в начале года сменила рабочее направление. Скажем так, сама работа меня устраивала, но было тяжело работать в коллективе, который значительно старше меня по возрасту. В мои обязанности входил анализ данных по заказываемому изделию, анализ требований по чертежу, согласование рабочих моментов с конструкторами, составление технологического процесса, заполнение маршрутных и операционных карт. Сейчас я работаю в проектировании, суть работы всё равно сводится к тому, что приходится иметь дело с нормативами и много чертить. Технологией тоже занимаюсь, но уже не в машиностроении. Благодаря тем знаниям и навыкам, которые дал институт, я смогла найти работу мечты, где реализую себя и как инженер, и как гуманитарий.

При устройстве на работу работодатель очень обрадовался тому, что я — выпускница МГТУ, и сказал, что с бауманцами всегда легко работать.

Бауманский университет учит самостоятельности, умению систематизировать полученные знания. На работе я быстро освоила и продолжаю осваивать то, чего раньше никогда не делала.

В будущем я хотела бы получить повышение до главного специалиста отдела проектирования. Возможность такая есть, да и, оценивая свои силы, я реально думаю, что справлюсь. Сейчас на работе, помимо прочего, приходится работать напрямую с заказчиками. Это тоже довольно интересная область.

Кроме того, я много лет занимаюсь фотографией. Мне хотелось бы добиться чего-то и в этой сфере на более высоком уровне. Ну и, конечно, хочу, чтобы в будущем у меня была семья и дети, но при этом оставлять профессию не планирую.

Если же смотреть более глобально, я бы хотела освоить и получить должность руководителя, возможно, попытаться создать свое проектное бюро — небольшое, но эффективное. К счастью, я знаю многих ребят, которые умеют и хотят работать, но по тем или иным причинам в данный момент у них это не получается. Также хотела бы решить квартирный вопрос. В общем, планов, мыслей и идей у меня очень много. А вот, что из них сбудется, — покажет время.

www.ucheba.ru

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Ответы на поступившие вопросы с 01.10.2019 по 30.09.2020

21.02.2020 г.

Вопрос Петр: Господа я мечтаю работать в вашем университете. Подготовил необходимые документы. Как я должен их передать, чтобы участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности доцента? Самое важное, что на кафедру которую планирую работать уже несколько лет не проводился конкурс! Эта кафедра РК-2?
Ответ

По вопросам трудоустройства необходимо обращаться к заведующему кафедрой соответствующего подразделения.

Вопрос Киселев Илья: Могу ли я поступить МГТУ им. Н.Э. Баумана со среднепрофессиональным образованием (получил 15 лет назад)? Какие вступительные испытания необходимо сдать для этого?
Ответ

Для участия в конкурсе при поступлении на 1 курс необходимо предоставить документ об образовании установленного образца и результаты ЕГЭ.

Вопрос Анна: Подскажите порядок приема после колледжа. Нужно ли сдавать ЕГЭ или принимаются результаты внутренних экзаменов?
Ответ

Согласно Порядку приёма поступление возможно только на 1 курс.
Для участия в конкурсе при поступлении на 1 курс необходимо предоставить результаты ЕГЭ, либо сдавать письменные вступительные экзамены, проводимые образовательной организацией высшего образования для выпускников средних профессиональных образовательных организаций.

19.02.2020 г.

Вопрос Дмитрий Андреевич Жбанков: Я являюсь студентом 4 курса бакалавриата и факультета военного обучения. В 2020 году хотел бы поступать в магистратуру МГТУ им. Баумана. Но сроки подачи заявлений и сдачи вступительного экзамена совпадают со сроками прохождения военных сборов. Предусмотрена ли какая-то возможность сдать вступительные испытания в резервный день, не совпадающий со сроками проведения военных сборов?
Ответ

На основании Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры информация о днях проведения вступительных испытаний будет размещена на официальном сайте не позднее 1 июня.

17.02.2020 г.

Вопрос София: добрый день, к кому обратиться по поводу перевода в мгту на факультет ИУ?
Ответ

Для уточнения возможности перевода в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сравнения учебных планов и наличия вакантных мест Вам необходимо связаться с ответственным за переводы в деканате соответствующего факультета

Положение о переводах

15.02.2020 г.

Вопрос Shatlyk: Я гражданин Туркменистана хочу поступить ваш вуз заочную землястроителский факультет?
Ответ

В МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляется подготовка специалистов, бакалавров и магистров только по ОЧНОЙ форме обучения.

07.02.2020 г.

Вопрос Екатерина: Здравствуйте. Когда проводится вступительное испытание для лиц, поступающих на программы второго высшего образования?
Ответ

Информация по поступлению на второе высшее образование

Вопрос Николай: Здравствуйте, у меня есть призер по олимпиаде Верченко по компьютерной безопасности, но в перечне я не нашел предмета который я должен сдать на 75, чтобы получить бви на информационную безопасность?
Ответ

На специальности 10.05.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем" профильным предметом является физика.
Согласно Порядку предоставления особых прав поступающим в 2020 г. на 1 курс МГТУ им. Н.Э. Баумана победителям и призерам олимпиад школьников всех уровней по общеобразовательным предметам математика, физика и проч. на данную специальность не предоставляется особое право на приём без вступительных испытаний, т.к. она не входит в перечень образовательных программ, определенных Ученым советом МГТУ им. Н.Э. Баумана.

02.02.2020 г.

Вопрос Сергей: Возможно ли перепоступление в ваш институт из другого, я обучаюсь на 1 курсе?
Ответ

Для участия в конкурсе при поступлении на 1 курс необходимо предоставить документ об образовании соответствующего уровня и результаты ЕГЭ.

31.01.2020 г.

Вопрос Анастасия: Здравствуйте. Можно ли поступить в магистратуру на бюджет, если бакалавриат оканчиваю по гуманитарному направлению другого ВУЗа?
Ответ

Для поступления в магистратуру необходимо подать документ о высшем образовании и сдать письменный экзамен профильной направленности.

28.01.2020 г.

Вопрос Мясникова Наталья Анатольевна: Добрый день! В случае зачисления , оригиналы документов может принести не сам абитуриент, а один из родителей (по нотариально-заверенной доверенности)?
Ответ

К зачислению рассматривается только те абитуриенты, которые написали заявление о согласии на зачисление и подали оригинал документа об образровании.
Подать документы может абитуриент лично, либо через доверенное лицо на основании доверенности.
 

Вопрос Анна: На сколько направлений подготовки в магистратуру можно подавать документы?
Ответ

Поступающий в магистратуру в заявлении указывает одно направление подготовки и одну кафедру, в рамках которой будет сдавать письменный вступительный экзамен профильной направленности.

26.01.2020 г.

Вопрос Полина Улегина: Необходимо ли после подачи документов в электронной форме посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ), п. 2.8. Правил приема в МГТУ им. Н. Э. Баумана, личное посещение приемной комиссии для подтверждения своих данных?
Ответ

При подаче документов через ЕПГУ личное присутствие абитуриента в Приёмной комиссии не обязательно.

15.01.2020 г.

Вопрос Жанна: В случае не достаточности баллов для поступления на бюджет, будет ли предлагаться обучение на платной основе самим университетом (в случае прохождения по баллам) или на платное обучение документы подаются отдельно? Нужно ли подавать документы на платное обучение одновременно с их подачей на бюджет?
Ответ

Подача документов для участия в конкурсе может осуществляться как на бюджетную, так и платную основы обучения, для чего необходимо в заявлении о допуске к участию в конкурсе выбрать соответствующий пункт.
Для участия в конкурсе при поступлении в МГТУ им. Н.Э. Баумана подаётся один комплект документов.

13.01.2020 г.

Вопрос Туяна: Здравствуйте! Я сдаю химию и профильную математику. Есть специальности, где нужны эти дисциплины? Спасибо
Ответ

Информация по вступительным испытаниям

09.01.2020 г.

Вопрос Елена: Здравствуйте! Проводится ли у Вас обучение по созданию проектов на 3Д-принтере?
Ответ

Учебные планы и образовательные программы, реализуемые в МГТУ им. Н.Э. Баумана

03.01.2020 г.

Вопрос Анна: Добрый день! Меня интересует учеба по обмену. Будет ли у меня такая возможность, если я поступлю в Ваш ВУЗ. И если да, то с какими странами Вы сотрудничаете и что необходимо для этого?
Ответ

Информация по академической мобильности МГТУ им. Н.Э. Баумана

14.12.2019 г.

Вопрос Артём: Какой порядок зачисления в институт инвалидов 1 группы 2 группы 3 группы?.Нужны ли указаным группам для поступления в институт сдача ЕГЭ?
Ответ

Информация по Особым правам и преимущественном праве зачисления
Информация по вступительным испытаниям

10.12.2019 г.

Вопрос Вячеслав: Можно ли посетить университет не в день открытых дверей?
Ответ

Посетить Университет можно в любой рабочий день.

Время работы приёмной комиссии:
Пн-Пт: 10:00-17:00
Сб-Вс: выходной
 

08.12.2019 г.

Вопрос Новиков Серафим Юрьевич: Существует ли при МГТУ военная кафедра и в каком порядке осуществляется поступление туда?
Ответ

Информация по поступлению в Военный учебный центр

07.12.2019 г.

Вопрос Валентина: На некоторые специальности, например, Лингвистика, проходной балл каждый год отсутствует. Что это означает и как узнать, с какими фактическими баллами по ЕГЭ поступающие были зачислены? Спасибо
Ответ

Проходной балл при поступлении на места с оплатой стоимости обучения в предыдущие годы не формировался, так как количество мест для поступления превышает количество зачисленных в студенты.
Значения минимально необходимых баллов, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний

Вопрос Эмиль: Здравствуйте! Я закончил Казанский химико-технологический институт по специальности энергонасыщенные материалы и изделия, но всегда любил физику и авиацию. Есть ли возможность поступить в ваш Университет и если есть, то на каких условиях?
Ответ

Прием на обучение по всем образовательным программам высшего образования осуществляется на 1 курс.
На 1 курс для обучения по образовательным программам бакалавриата и программам специалитета принимаются заявления от лиц, имеющих документ установленного образца (п.5 Порядка приема), в том числе: о среднем общем образовании, среднем профессиональном образовании или  высшем  образовании,  либо  документ  о  начальном  профессиональном образовании, выданный до 01.01.2014 г., если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
На 1 курс магистратуры для обучения по соответствующим образовательным программам принимаются заявления от лиц, имеющих высшее образование любого уровня. Лица, поступающие для обучения на базе высшего образования на 1 курс или в магистратуру в рамках второго или последующего образования, принимаются только на места с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами по договорам, заключаемым при приеме.
He  считается  получением  второго  высшего  образования  продолжение обучения на более высокой ступени высшего образования и нe рассматривается как получение второго высшего образования обучение в магистратуре лиц с ранее присвоенной им квалификацией «дипломированный специалист».

20.11.2019 г.

Вопрос Юлия: Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, на какой факультет можно поступить с егэ по ру сскому, математике, обществознанию?
Ответ

Информация по вступительным испытаниям

18.11.2019 г.

Вопрос Константин: Здравствуйте! Хотелось бы уточнить по поводу предоставления прав на поступление БВИ - в документе (http://www.bmstu.ru/content/image/files/PK/Docs/Rules/Rules-p1_10.pdf) указано, что права предоставляются "победителям и призерам ... олимпиад школьников по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, относящимся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, перечисленным в приложении 1, с уровнем не ниже II из утвержденных Перечней олимпиад школьников соответствующих лет" Я правильно понимаю, что тут речь идет о предмете олимпиады (2 столбец в перечне)? И во втором пункте этого же документа тоже говорится про предмет олимпиады из второго столбца перечня? Получается, если у олимпиады профиль - "информационная безопасность", предмет "информатика", а уровень второй (я говорю про innopolis open), чтобы получить БВИ по ней нужно стать победителем? А по олимпиаде с предметом "информационная безопасность" (2 уровня) достаточно быть призером? Спасибо!
Ответ

Победителям и призёрам олимпиад школьников, перечисленных в данном документе (приложение 2) будет предоставлено особое право на приём без вступительных испытаний на образовательные программы, определяемые Ученым советом МГТУ им. Н.Э.Баумана согласно тематике олимпиадных заданий (приложения 5 и 6).

13.11.2019 г.

Вопрос Андрей: Даёт диплом и медаль 1 места в чемпионате професионального мастерства "Московские мастера" по стандартам World Skills Russia дополнительные баллы при поступлении?
Ответ

Если данное мероприятие попадает под пункт Победитель (1, 2, 3 места) Всероссийского и (или) Международного чемпионатов Junior Skills (World Skills), то за данное индивидуальное достижение будет предоставлено 10 дополнительных баллов.

11.11.2019 г.

Вопрос Татьяна: Здравствуйте. Подскажите, когда и где можно узнать расписание зимней сессии и зимних каникул ( а также летней сессии ) . Иногородним желательно заранее ( за 2-3 месяца ) надо брать билеты домой и обратно (позже билетов может и не быть ).Заранее спасибо за понимание.
Ответ

Расписание сессий формируется в декабре и публикуется на стендах деканатов и кафедр после 15 недели обучения.

08.11.2019 г.

Вопрос Дмитрий: Здравствуйте, вопрос заключается в следующем: на сайте есть перечень учитываемых индивидуальных достижений при поступлении в магистратуру. Уменьшаются ли как-то баллы, если в авторах статьи или патента записан не один человек, а несколько?
Ответ

Согласно Перечню учитываемых индивидуальных достижений при поступлении в магистратуру учитывается наличие публикаций, а не количество авторов.

07.11.2019 г.

Вопрос Алексей: Я ученик вуза РосНоу(что через дорогу от вашего вузв), я хотел узнать о переводе на 3 курс после окончания второго по результатам сесси. Скажите, что вообще нужно для перевода, и нужно ли сдавать внутренние экзамены, если я иду в любом случае на платное?
Ответ

Для уточнения возможности перевода в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сравнения учебных планов и наличия вакантных мест Вам необходимо связаться с ответственным за переводы в деканате соответствующего факультета

Положение о переводах

06.11.2019 г.

Вопрос Анастасия: Предоставляются ли доп баллы за итоговое сочинение?
Ответ

Перечень индивидуальных достижений при поступлении на 1-й курс

Вопрос Yana: Возможно поступить к вам после колледжа? И есть ли у вас сокращённая форма обучения?
Ответ

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций могут поступать либо по результатам ЕГЭ, либо по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно.
Срок обучения: специалитет – 5 лет 10 месяцев, бакалавриат – 4 года, магистратура – 2 года.
 

04.11.2019 г.

Вопрос Иван: Нужно ли для поступления на 1 курс факультетов(01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 02.03.01 «Математика и компьютерные науки», 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 09.03.03 «Прикладная информатика», 09.03.04 «Программная инженерия» Сдавать какие-либо вступительные экзамены или достаточно лишь ЕГЭ ,просто не хотелось бы об этом узнать в последние дни ,а на сайте это объяснено не однозначно ,спасибо.
Ответ

Информация по вступительным испытаниям

31.10.2019 г.

Вопрос Алина: Может ли девушка поступить на военную кафедру « Судебная компьютерно-техническая экспертиза» после второго курса ?
Ответ

Информация по поступлению в Военный учебный центр

24.10.2019 г.

Вопрос Ильдар: Каким образом можно получить место в общежитии (пожалуйста, в деталях), если буду поступать на физика? Как проходит конкурсный отбор на места в общежитии?
Ответ

Место в общежитии предоставляется на конкурсной основе.

Конкурс на направлениях подготовки и специальностях МГТУ им. Н.Э. Баумана проводится как единый для абитуриентов нуждающихся и не нуждающихся в общежитии.

Конкурс на предоставление общежития организуется по факультетам.
В рамках факультета устанавливается балл, единый для всех образовательных программ данного факультета, достаточный для предоставления общежития нуждающимся в нем.
Лица, нуждающиеся в общежитии, набравшие балл, достаточный для зачисления на определенную образовательную программу, но не достаточный для предоставления общежития, будут зачисляться в МГТУ им. Н.Э. Баумана без предоставления общежития.

Общежития имеются на ряде факультетов МГТУ: МТ, СМ, РК, Э, ИУ, РЛ, БМТ, а также в Калужском и Мытищинском филиалах.
На факультетах ИБМ, ФН, Л, СГН, АК, ПС, РКТ, РТ, ОЭП и на кафедре "Юриспруденция, интеллектуальная собственности и судебная экспертиза" общежитий нет. При зачислении на образовательные программы этих факультетов общежитие не предоставляется.

23.10.2019 г.

Вопрос Екатерина: Будет ли осуществляться выездная комиссия в Казахстан?
Ответ Согласно Правилам приёма, в текущем году выездные приёмная и экзаменационная комиссии не предусмотрены.

19.10.2019 г.

Вопрос Мария: Здравствуйте , можно ли девушке поступить на военную кафедру и каким образом? Кроме того,можно ли поступить на данную кафедру , если я определена в спец.группу по физкультуре?
Ответ

Информация по поступлению в Военный учебный центр

Вопрос Татьяна: Здравствуйте!!!!Хотела пои6тересоваться пока мой сын находится в армии.Он у меня закончил Сельскохозяйственный колледж и сразу забрали в армию.После армии хочет поступать вуз на инженер -механик.Может ли он поступить без ЕГЭ сразу на второй курс если он после колледжа ?В Колледжи учился на ТО техническое обслуживание автомобиля.Он хочет заочно поступить и какая плата за семестр?Буду ждать более подробной информации.Заранее большое спасибо.
Ответ

Согласно Порядку приёма поступление возможно только на 1 курс.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляется подготовка специалистов, бакалавров и магистров только по ОЧНОЙ форме обучения.
Информация по вступительным испытаниям
План приема на 1-й курс МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2020 году

18.10.2019 г.

Вопрос Асхат Садеев: Есть ли льготы при поступлении абитуриенту сдавшему ВФСК ГТО на золото?И льготы по всем факультетам или только по некоторым?
Ответ

Перечень индивидуальных достижений при поступлении на 1-й курс

Вопрос Салим: Здравствуйте, какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ для поступление на специальность "Строитель"?
Ответ

План приема на 1-й курс МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2020 году
Информация по вступительным испытаниям

17.10.2019 г.

Вопрос Антон Владимирович Гущин: Есть ли ограничения по возрасту для поступления в ваш ВУЗ?
Ответ

Согласно Порядку приёма ограничений по возрасту для поступающих в образовательные ораганизации высшего образования нет.

13.10.2019 г.

Вопрос Иван: Каков точный перечень олимпиад, которые учитываются при поступлении в МГТУ на аэрокосмический факультет?
Ответ

Порядок предоставления особых прав победителям и призерам олимпиад школьников
Перечень индивидуальных достижений при поступлении на 1-й курс

08.10.2019 г.

Вопрос Виктория Владимировна Стрельцова: В 2020м году я заканчиваю ВУЗ в своем городе. Хотелось бы поступить в Магистратуру к Вам. Предоставляете ли вы общежитие для учащихся в магистратуре?
Ответ

Места в общежитии предоставляются студентам, обучающимся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры.

Место в общежитии предоставляется на конкурсной основе. Конкурс на направлениях подготовки и специальностях МГТУ им. Н.Э. Баумана проводится как единый для абитуриентов нуждающихся и не нуждающихся в общежитии.
Конкурс на предоставление общежития организуется по факультетам. В рамках факультета устанавливается балл, единый для всех образовательных программ данного факультета, достаточный для предоставления общежития нуждающимся в нем.
Лица, нуждающиеся в общежитии, набравшие балл, достаточный для зачисления на определенную образовательную программу, но не достаточный для предоставления общежития, будут зачисляться в МГТУ им. Н.Э. Баумана без предоставления общежития.

Общежития имеются на ряде факультетов МГТУ: МТ, СМ, РК, Э, ИУ, РЛ, БМТ, а также в Калужском и Мытищинском филиалах.
На факультетах ИБМ, ФН, Л, СГН, АК, ПС, РКТ, РТ, ОЭП и на кафедре "Юриспруденция, интеллектуальная собственности и судебная экспертиза" общежитий нет. При зачислении на образовательные программы этих факультетов общежитие не предоставляется.

03.10.2019 г.

Вопрос Эмиль: Добрый день! Гражданин РФ - возможно поступать в ВУЗ без егэ после техникума (Химкинский техникум) по программа ЧПУ или soft engineering ?
Ответ

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций могут поступать либо по результатам ЕГЭ, либо по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно.

02.10.2019 г.

Вопрос Елена: Могут ли студенты, получающие второе высшее образование, претендовать на место в общежитии?
Ответ

Места в общежитиях МГТУ им. Н.Э. Баумана из-за их ограниченного количества предоставляется только студентам очной формы обучения.

Вопрос Юлия: Здравствуйте! Два года сын готовился поступать на промышленный дизайн в МГТУ им. Баумана. Мы прекрасно понимали, что обучение скорее всего будет платным из-за малого количества бюджетных мест, но когда есть желание учиться именно здесь, надо его реализовать. В перечень вступительных испытаний входили: рисунок, русский язык, обществознание. И вдруг в этом году обществознание заменили на литературу :( Ну как же так? Изучить литературу за год невозможно. И все прекрасно знают, что к ЕГЭ готовятся не 8 месяцев, а минимум два года. И как теперь быть абитуриентам этого года? За что так с ними? Приказ Миннауки № 666 позволяет оставить обществознание (Раздел 2 таблицы, заголовок). Возможно ли внесение изменения в перечень испытаний или это окончательное решение и стоит искать другой вуз? Спасибо
Ответ

Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30 августа 2019 г. №666 г. "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета" установлен перечень вступительных испытаний, а согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 6 сентября 2019 г. №729 г. "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" установлены минимальные баллы за них.

На направление подготовки 54.03.01 "Дизайн" установлены следующие вступительные испытания: творческий конкурс – 25 баллов, обществознание – 44, русский язык – 40.

bmstu.ru

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Факультеты

Факультет Презентация
Шифр Наименование
МТ Машиностроительные технологии Видео 1

Видео 2

Слайды

ИУ Информатика и системы управления Видео

Слайды

РЛ Радиоэлектроника и лазерная техника Видео

Слайды

ФН Фундаментальные науки Видео

Слайды

СМ Специальное машиностроение Видео

Слайды

Э Энергомашиностроение Видео 1

Видео 2

Слайды

РК Робототехника и комплексная автоматизация Видео 1

Видео 2

Слайды

БМТ Биомедицинская техника Видео

Слайды

ИБМ Инженерный бизнес и менеджмент Видео

Слайды

Л Теоретическая и Прикладная лингвистика Видео

 
СГН Социальные и гуманитарные науки Видео

Слайды

РКТ Ракетно-космическая техника Видео

Слайды

АК Аэрокосмический Видео

Слайды

ПС Приборостроительный Видео

Слайды

РТ Радиотехнический Видео

Слайды

ОЭП Оптико-электронное приборостроение Видео

Слайды

ЮР Кафедра «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» Слайды

ФВО Военный институт Видео

Слайды

ГУИМЦ Головной учебно-исследовательский и методический центр Видео

Слайды

ФМОП Факультет международных образовательных программ Слайды

МТКП Московский техникум космического приборостроения МГТУ им. Н.Э.Баумана    

bmstu.ru

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Факультеты и презентации

Факультет Презентация
Шифр Наименование
МТ Машиностроительные технологии
ИУ Информатика и системы управления
РЛ Радиоэлектроника и лазерная техника
ФН Фундаментальные науки
СМ Специальное машиностроение
Э Энергомашиностроение
РК Робототехника и комплексная автоматизация
БМТ Биомедицинская техника
ИБМ Инженерный бизнес и менеджмент
Л Теоретическая и Прикладная лингвистика
СГН Социальные и гуманитарные науки
РКТ Ракетно-космическая техника
АК Аэрокосмический
ПС Приборостроительный
РТ Радиотехнический
ОЭП Оптико-электронное приборостроение
ЮР Кафедра «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза»
ГУИМЦ Головной учебно-исследовательский и методический центр
ФМОП Факультет международных образовательных программ
ФВО Военный институт

bmstu.ru

Сколько зарабатывает выпускник одного из ведущих ВУЗ-ов Москвы?

Востребованы ли специальности выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана? Работают ли выпускники по специальности? Сколько они зарабатывают? Какие факторы влияют на их доход? — вот те вопросы, найти ответы на которые было смыслом начатого нами исследования. И начали мы с факультета радиоэлектроники и лазерной техники.

Цель исследования не обрадовать или расстроить кого-то, не унизить инженерную деятельность или наоборот возвысить, цель — как можно лучше отобразить реальность, дать реальную информацию как студентам, так и уже выпускникам, участвовавшим в опросе, чтобы они могли адекватно реагировать, планировать, расставлять приоритеты. И данные получились, на мой взгляд, очень занимательные.

Изначально материал был для журнала «Инженер» и посмотреть его электронную версию можно тут, но все уместить на одну полосу не удалось, поэтому более развернутую версию смотрите ниже.


С помощью ВК было опрошено более 500 выпускников факультета радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, добиться таких результатов получилось только благодаря нашей настойчивости. Хотя большинство с удовольствием поучаствовали в опросе: многие излагали свои мысли и пожелания, выказывали заинтересованность в результатах. Благодарю вас, очень надеюсь, что результаты Вам будут полезны.

Изначально опрашивались выпуски с 2005 по 2014 года, но так как с 2005 по 2008 год люди отвечали с меньшей охотой и не набралось необходимого процента опрошенных (процента от всего выпуска), то эти данные не учитывались. В целом их картина по доходам не сильно отличалась от выпусков 2009-2010, но повторюсь, недостаточно было опрошенных, чтобы можно было говорить об этом уверено.

Первый вопрос — какие специальности факультета РЛ востребованы? И востребованы ли они вообще? Работают ли выпускники по специальности?

Напомню, что на РЛ есть 3 выпускающие кафедры:
РЛ-1 — Радиоэлектронные системы и устройства
РЛ-2 — Лазерные и оптико-электронные системы
РЛ-6 — Технологии приборостроения

Начну с того, что инженерами работает большинство (60%) на всех кафедрах:


Но не обязательно они работают по своей специальности, процентное отношение работающих по специальности (к общему кол-ву опрошенных выпускников) по кафедрам:


Однако, это все ещё очень общая картинка, ниже представлен график, демонстрирующий изменение процента работающих по специальности (по отношению к общему кол-ву выпускников) в зависимости от года выпуска. Цвет на графике: РЛ-1, РЛ-2, РЛ-6.

Видно, что самая востребованная специальность — это специальность кафедры РЛ-1, выпускники РЛ-6 значительно меньше работают по специальности, а вот специальность кафедры РЛ-2 становится все более востребованной у ребят. Да, на последнем графике использовались данные опроса выпускников 2006-2008 годов, чтобы увеличить временной диапазон и, повторюсь, смотреть на них надо с большим сомнением. Однако, даже с 2009 года процент выпускников РЛ-2, работающий по специальности, растет. Также многие с РЛ-2 работают по специальности РЛ-1, но они здесь не учитывались.

И ещё один нюанс — в данном случае учитывается и то, что человек мог уйти с инженерной должности на руководящую, но при этом все равно остаться внутри специальности. Как раз поэтому строить такой же график для того, чтобы также посмотреть процент работающих инженерами — бессмысленно: у более старых выпусков он будет закономерно ниже, т.к. люди растут по должности до руководителей.

Второй вопрос — А сколько зарабатывает выпускник?

Сначала посмотрим без оглядки на специальность:


Хорошо видны распределения, их средние и дисперсия. В первые два года после выпуска средний доход — около 60 т.р., а разброс у выпускников очень маленький, дальше средний доход растет, но и разброс увеличивается. А когда проходит ещё больше времени, прослеживается все большее и большее разделение: у кого-то сверхвысокие доходы, у кого-то ниже среднего. Об этом была написана целая статья в журнал. Надо упомянуть, что здесь учитываются и те, кто не работают полноценно: учатся (второе образование) или сидят с ребенком (очень многие писали как профессию — мама :) Доходы таких людей небольшие — это либо стипендия\грант, либо подработка, работа на долю ставки. И был всего один человек, который не работал, потому что не мог найти работу — к сожалению, он не указал e-mail, чтобы можно было выяснить причину.

А средние значения доходов по годам и кафедрам можно посмотреть на титуле нашего журнала.

Примечание: Доходы выпускников представлены до вычета налога

Теперь самый интересный вопрос — а что влияет на доходы выпускника?

И тут, действительно, очень много интересного. Взяв все параметры, которые были получены из опроса, мы построили многомерную регрессионную модель. Доля разброса зависимой переменной (доход) объяснялась моделью на 43% (R-squared = 43%), поэтому много факторов оказалось за гранью, но тем не менее интересно посмотреть на результаты.

Ниже в форме некоторого теста можно оценить какой в среднем ожидать доход при определенных условиях (все это составлено на основе коэффициентов регрессионой модели).

Итак, представим, что изначально нас ожидает доход равный 130,137 ₽.

1. Если мы окончили РЛ-1, то изменений не будет. Если РЛ-2, то из этого дохода следует вычесть 1,645 ₽, а если РЛ-6 — вычесть 9,850 ₽.
2. Если мы работаем в консалтинге следует вычесть 50,981 ₽, если в финансах — вычесть 45,358 ₽, если в продажах — вычесть 31,106 ₽. Если мы работаем инженером — вычесть 64,122 ₽, если продакт\проджект менеджером — вычесть 46,405 ₽, если руководителем — оставляем так. Если что-то другое (художник, дизайнер, охотник, модельер, бухгалтер — очень много уникальных примеров при опросе было, поэтому все обобщено) — стоит вычесть 74,596 ₽.
3. Если мы работаем в большой компании, то сумму не меняем, а вот если в маленькой — придется вычесть 2,926 ₽. Если же мы работаем на себя: как фрилансер или у нас свой бизнес — прибавляем 22,941 ₽.
4. Если мы только 1-2 года как выпустились — то смело вычитаем 31 703 ₽, если прошло уже 3-4 года после выпуска — вычитаем 6,545 ₽. И ничего не меняем, если прошло больше 5 лет.
5. Для парней — неплохая прибавка в 19,862 ₽ (надо прибавить), девушки ничего не меняют. (Напомню, многие девушки работают на фрилансе, сидя с ребенком)
6. Те, у кого средний балл за время обучения больше 4,3, получают ещё плюс 7,099 ₽ (надо прибавить), а если нет — то без изменений.
7. Второе высшее образование тоже дает неплохой бонус в 9,129 ₽ (надо прибавить), а если нет — то без изменений.
8. Если вы работали во время обучения, то Вас ждет не очень то и большое преимущество перед другими в виде 1,665 ₽ (надо прибавить), а если нет — то без изменений.
9. Если при трудоустройстве Вас взяли за ваши навыки, вы прошли отбор (будь это череда собеседований, либо рекрутинг со стороны компании), а не устроились «по блату», то Ваш доход вырастет на 18,540 ₽. А если все-таки устроились по знакомству, — то без изменений.

Например: вы — парень, окончили РЛ-1 3 года назад с красным дипломом, работаете инженером и устроились сами, работаете в большой компании, при этом вы не работали во время обучения и у вас нет второго высшего, то ваш ожидаемый доход будет — 104,971 ₽ (130,137 — 64,122 — 6,545 + 19,862 + 7,099 + 18,540).

Но это ладно, значительно интереснее просто ощутить влияние этих факторов, меня удивило три вещи:

Во-первых, это разрушение стереотипа о предприимчивых людях, которые плохо учатся, но зато потом выстреливают. Высокая работоспособность во время обучения, как оказалось, значительно влияет на будущий успех, особенно среди работающих инженерами, что логично, т.к. образование инженерное. Подробнее об этом можно прочитать в статье.

Во-вторых, рушится ещё один стереотип — «устроился по блату на большую зарплату», на самом деле картина совершенно другая: рынок жестко оценивает людей и те, кто поленился устраиваться сам, польстился на предложение трудоустройства через знакомых — получает ниже. Бизнес\Рынок не готов платить за лень.

Причем в модели все коэффициента посчитаны при взаимном влиянии друг друга, но если взять просто среднюю зарплату того, кто устроился по знакомству (66 т.р.) и через отбор (105 т.р.) — то разница ещё больше. Но надо понимать, что это среднее и все остальные параметры не учитываются.

В-третьих, очень интересно то, что работа во время обучения не дает столь большого преимущества, как может показаться. На мой взгляд, логика тут такая — у нас есть ограниченный запас сил и времени и потратить мы его можем либо на обучение, либо на работу. Хорошо, если работа была по специальности, но даже так — это не дает большого выигрыша в будущем. Рядовые выпускники быстро нагоняют тех, кто кроме учебы ещё и работал, т.к. базовые, фундаментальные знания усвоены, а наложить на это какие-то новые практические навыки и знания, обучиться чему-то — уже проще.

На этом все. Периодически будут появлятся опросы других специальностей и ВУЗ-ов. Если что-то на ваш взгляд можно сделать лучше — пишите в комментариях.

Чтобы следить за этим исследованием можно подписаться.

P.S. Напоследок хотелось бы показать ещё две диаграммы, которые, безусловно, радуют:



iwtkl.livejournal.com


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.