Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как микрофон выбрать для записи


Как выбрать микрофон для записи видео и подкастов?

Представим, что вы решили стать блогером или подкастером и столкнулись с проблемой выбора микрофона. И проблема ваша не только в том, что вы сомневаетесь, какой микрофон выбрать. А скорее в том, что вы просто не понимаете, для каких целей существуют те или иные модели. В этом материале мы подробно расскажем какой микрофон лучше всего подойдет для вас и как выбрать микрофон для записи видео на YouTube, блогов (влогов) или подкастов.

Содержание

Небольшое отступление

В этом материале мы описываем достаточно большое количество продуктов австралийской компании Rode. К сожалению, Rode нам не платили и появление их продукции в нашей статье факт объективный. К счастью, компания делает отличные вещи, которые либо лучшие в своем ценовом сегменте, либо просто уникальны и не имеют аналогов.

Мы не занимаемся звуком профессионально. Однако, накопившийся опыт работы на радио и создания видео для YouTube позволяет нам поделиться с вами парочкой секретов. Мы расскажем, по каким параметрам выбирать микрофон. Эта информация поможет понять, как работает звук и какие микрофоны лучше подойдут для вас и ваших задач. В интернете таких материалов немного, поэтому дочитайте нашу статью до конца. Сразу оговоримся, что универсальных микрофонов не существует. Поэтому выбирать их нужно исходя из определенной потребности.

Типы микрофонов

Для начала давайте вообще разберемся, какие бывают микрофоны. Они делятся на два типа: динамические и конденсаторные.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны к источнику звука и способны передать все мельчайшие детали. Для их работы нужно дополнительное питание 48 вольт, которое еще называют фантомным питанием. Оно подается либо с микшера, либо со звуковой карты, либо если микрофон USB, то уже встроено в корпус.

Например, наш микрофон для записи видео на YouTube — конденсаторный AKG Perception 220. Однако, конденсаторные микрофоны требовательны к подготовке помещения. Из-за своей чувствительности они записывают любой малейший звук и эхо. Это значит, что вам понадобится хорошая звукоизоляция.

Динамические микрофоны

Для неподготовленных помещений больше подходят динамические микрофоны. Они не нуждаются в дополнительном питании, но имеют меньшую чувствительность, что незаменимо в условиях, когда избавиться от шума целиком невозможно. Именно динамические микрофоны, как правило, используются на радио, концертах и очень популярны у зарубежных подкастеров. Проблема в том, что хороших доступных динамических USB микрофонов не так много.

Деление микрофонов по диаграмме направленности

Кроме деления на конденсаторные и динамические, у микрофонов бывает разная диаграмма направленности. Диаграмма — область вокруг микрофона, из которой звук пишется наиболее эффективно. Существует три основных типа направленности: круговая, восьмерка и кардиоида. Микрофоны с круговой диаграммой позволяют писать звук вокруг себя, а кардиодные или однонаправленные микрофоны пишут звук только с одного направления. Если попробовать говорить сбоку или сзади, то вы получите очень приглушенный звук. Разумеется, полностью отсечь шумы не получится, но для записи голоса кардиоидные микрофоны подходят больше всего.

Этой базовой информации достаточно, чтобы начать понимать разницу между микрофонами. Перейдем к практике. Дальнейшее повествование мы разделим на две части. Первая посвящена лучшим микрофонам для съемки видео, а как следствие и для блогеров (влогеров). Во второй сосредоточимся на микрофонах для подкастинга. Поэтому, если вы ищите микрофон для записи своих подкастов, то можете пролистать ниже, хотя для общего ознакомления можно прочитать весь текст.

Микрофоны для записи блогов (съемки видео)

Итак, вы решили стать крутым блогером, снимать видео и покорять интернет своей харизмой. Предположим, что камера и гениальная тема для ваших видео у вас уже есть. Если нет камеры, то почитайте наш материал о том, как выбрать камеру для блогов. Итак, осталось только определиться с оборудованием. Начнем с самого важного — звука. Вы можете снимать хоть на древнюю пленочную камеру и выдавать это за вашу “фишку”, но плохой звук ни при каких обстоятельствах не станет ни “фишкой”, ни оправданием. Люди просто не будут смотреть ваши ролики, если звук в них будет ужасным. Поэтому в первую очередь следует позаботиться о покупке хорошего и недорогого микрофона для записи блогов (влогов).

Рекордеры (диктофоны)

Zoom F1

Допустим вы решили снимать влоги. Вам нужен микрофон-петличка. Однако хорошие петличные микрофоны стоят довольно дорого. А брать некачественные китайские аналоги мы вам не советуем. Но выход есть — Zoom F1. Это рекордер от очень известной японской компании Zoom. Смысл его в том, что в отличие от петличных микрофонов, Zoom F1 записывает звук на карточку памяти, которая устанавливается в рекордер. У такого решения есть пара преимуществ. Во-первых, если на вашей камере нет выхода на микрофон, то это не страшно и звук пишется отдельно. Во-вторых, у вас всегда есть технический звук, что записывает сама камера. Это может иногда выручить. Ну и в-третьих, вы мобильнее, потому что не нужно ничего подключать к самой камере. Любая монтажная программа позволяет автоматически свети звук с камеры и рекорда в пару кликов. Так что это решение вполне универсально.

Качество записи и управление

При этом качество записываемого звука у Zoom F1 на очень высоком уровне. Комплектный микрофон-петличка достаточно чувствительный, а на корпусе F1 вы можете выставить нужные настройки. Если важно качество, то записывать можно в WAV формате до 24 бит и 96 кГц. Если важна длина записи, то ее можно вести в MP3 до 320 кбит/c. Работает этот рекордер от 2 батареек типа AAA. Теоретически он может работать и от сети, но в комплекте нет специального блока питания. На корпусе есть монохромный дисплей для контроля и управления и куча кнопок, которые позволяют выбрать режим, громкость записи и воспроизведения. Тут также есть фильтр низких частот. Внизу два 3,5 мм разъема — под микрофон и наушники. Второй пригодится для прослушивания или мониторинга записи.

Проприетарный разъем

Изюминка этого рекордера в том, что в нем есть еще один выход — проприетарный разъем под съемные микрофоны от Zoom. Например, вы можете докупить микрофон-пушку SGH-6 и специальное крепление и использовать этот рекордер, как “накаченный” микрофон. Тогда у вас получится еще более универсальное решение. Кстати, у Zoom F1 есть два типа комплектов — с петличным микрофоном за 200 долларов и с микрофоном пушкой за 250 долларов. И петличку и микрофон-пушку можно докупить отдельно. И такой комплект с двумя типами микрофонов будет стоить дешевле, чем купить петлички от Sennheiser или, например, RodeLink Wireless Filmmaker от компании Rode. В общем такое решение выглядит максимально интересным для начинающих блогеров, видеографов и так далее.

Zoom h2

Кстати, в арсенале Zoom есть и другие рекордеры, которые можно использовать для записи влогов. Например, легендарный Zoom h2 и его обновленная версия Zoom h2n. Фишка в том, что вы можете записывать голос, как на сам Zoom, так и подключить к нему внешний микрофон, а рекордер использовать, как USB-карту, подключенную к компьютеру. Zoom можно подключить к камере и записывать более качественный звук. А еще к нему можно подключить петличный микрофон — например, Rode SmartLuv+ и использовать, как набор для записи влога или интервью. Звук пишется на micro-SD карточку объемом до 32 ГБ. Правда при покупке этой петлички, изначально рассчитанной на работу с iPhone, нужно докупить переходник Rode SC3 с распайкой TRRS на TRS.

Радио петличные системы

RodeLink Wireless Filmmaker Kit

Если вы решили не мучаться с рекордерами, хотя мы считаем их более универсальными, и сразу купить комплект радио петличек, то мы советуем присмотреться к еще одной интересной модели от компании Rode — RodeLink Wireless Filmmaker Kit. Во-первых, этот комплект стоит дешевле чем аналогичный комплект от Sennheiser или Sony. Во-вторых, тут меньше настроек, что для начинающего видеографа или блогера даже лучше. Меньше шансов, сделать что-то не так. В-третьих, в комплекте с этим набором есть все, что нужно для беспроводной записи звука сразу на камеру. Приемник и передатчик, кабель для подключения передатчика к камере и петличный микрофон. Передатчик и ресивер работают от батареек или аккумуляторов формата АА, что довольно удобно. Есть восемь каналов связи и удобный дисплей для мониторинга заряда батареи, канала и уровня сигнала. Можно регулировать чувствительность микрофона и ресивера.

Цифровая передача звука

Особенность этой петличной системы в том, что Rode использует полностью цифровую передачу звука. В отличие от большинства подобных систем, где звук передается по радиоканалу, Rode использует передачу в диапазоне 2,4 ГГц. По факту это стандартная частота Wi-Fi сетей, именно поэтому сигнал передается сразу в цифровом виде с шифрованием, что обеспечивает хорошее качество. Дистанция между передатчиком и приемником по заявлению Rode может составлять 100 метров. Это конечно в идеальных условиях, но и вам вряд ли когда-нибудь понадобится записывать видео со звуком на таком расстоянии.

Цена и минусы

Примерная стоимость RodeLink Wireless Filmmaker Kit в странах СНГ составляет 400 долларов. И да, это недорого. При этом главные минусы системы от Rode это пластиковый корпус приемника и передатчика и довольно тонкий кабель самого микрофона. Придется быть бережным и аккуратным, впрочем это относится к любой технике. Так что если ваши руки растут из правильного места, то проблемой это не станет.

Sennheiser EW 112P и Sony UWP-D11

Разумеется, если ваш бюджет позволяет выбрать что-то более дорогое, то вы можете присмотреться и к аналогам от Sennheiser или Sony. Например, Sennheiser EW 112P G4, выполненные в неубиваемом металлическом корпусе. Это классическая радио петля и де-факто одна из самых популярных моделей на рынке. Петли Sennheiser используют и профи и любители, но и стоят они соответствующе — примерно 600 долларов за эту модель. У Sony тоже есть своя популярная система UWP-D11, которая обойдется в 550 долларов. Эта модель основной конкурент Sennheiser и тоже имеет свои плюсы. Однако, даже если кошелек вам позволяет купить что угодно, все же мы бы рекомендовали для новичков именно RodeLink Wireless Filmmaker Kit, а оставшиеся деньги можно потратить на другие инструменты.

Микрофоны-пушки

Но не только рекордеры или петличные системы могут быть полезными для блогеров. Чаще при производстве видео используют совсем другую технику — микрофоны-пушки. Называются они так из-за своей формы. Как правило, это вытянутые трубки с капсюлем внутри. Обычно такие микрофоны имеют суперкардиоидную направленность, то есть пишут только тот звук, что направлен аккурат в центр самого микрофона. Пушки популярны для записи влогов, но также они используются в довольно серьезном продавшее. Например, для записи рекламных роликов или кино. Эти микрофоны могут использоваться для записи интервью, а разбег цен тут такой, что выбрать можно от 50 долларов и до бесконечности.

Rode VideoMic Go

Одна из самых популярных моделей, которую очень любят начинающие блогеры — Rode VideoMic Go. Стоит он примерно 100 долларов, и вероятно за свои деньги это лучшее, что можно купить. Проблема в том, что прирост качества звука относительно встроенного в камеру микрофона не очень большой. Чтобы почувствовать значительное улучшение качества, придется держать микрофон очень близко к источнику звука, что не удобно. Мы бы не советовали тратить деньги на эту модель.

Rode VideoMic Pro

Лучше накопить и купить более качественный микрофон от той же компании Rode VideoMic Pro. Этот накамерный микрофон стоит уже 230 долларов и благодаря дополнительному питанию обладает большей чувствительностью. Именно VideoMic Pro наиболее популярная модель у блогеров и влогеров. У этого микрофона тоже есть своя проблема. Из-за того, что у него есть встроенная батарея для дополнительного питания микрофона, иногда вы можете забыть включить микрофон и обнаружить это уже при просмотре материала.

Rode VideoMic Pro Plus

Поэтому Rode выпустила улучшенную версию VideoMic Pro Plus. Стоит он уже 350 долларов и кроме встроенных литий-ионных аккумуляторов имеет функцию автоматического включения и выключения. Активируется микрофон в тот момент когда вы включаете камеру, что несомненно удобно. Уникальная фишка у этого микрофона в том, что он умеет записать две звуковые дорожки с разным уровнем шума. Во время записи правая дорожка будет записана в режиме -10 дБ, что при обработке материала позволит восстановить перегруженные участки или резкие скачки звука.

Sennheiser MKE 600

Не только Rode выпускает микрофоны в среднем и бюджетном сегменте. Есть прекрасная и очень популярная модель и у Sennheiser — MKE 600. Стоит этот микрофон примерно 300 долларов, что на 50 долларов дешевле Rode VideoMic Plus. При этом качество звучания и уровень шумов у этого микрофона значительно ниже. Эту модель уже вполне можно использовать при создании небольших фильмов и даже при записи закадрового голоса в домашних условиях. Он гораздо более универсальный. Правда 300 долларов — стоимость только самого микрофона. Дополнительная ветрозащита и виброподвес, исключающий шумы от движения придется докупать отдельно. Также придется обзавестись хорошими аккумуляторными батареями, потому что MKE 600 тоже использует дополнительное питание. Но если вы хотите получить качественный звук, то этот микрофон — прекрасное вложение денег.

Sennheiser MKH 416

Есть и гораздо более дорогие микрофоны. Например Sennheiser MKH 416 — любимый микрофон у киношников. Именно его зачастую используют при съемках фильмов. Стоит он 1000 долларов, но важно помнить, что раскрыть потенциал дорогих устройств еще надо уметь. И это вопрос не только дополнительного дорогостоящего оборудования, например, рекордера с хорошими предусилителями, но и умения качественно обрабатывать голос. Поэтому MKH 416 вряд ли стоит вашего внимания на этом этапе.

Aputure Deity

Однако, если хочется похожего звука за меньшие деньги, то можно купить Aputure Deity. Стоит он примерно 350 долларов. При правильном подходе этот микрофон дает очень качественное звучание. Но, как и в случае с Sennheiser MKH 416, для работы вам понадобится дополнительное питание, а значит либо рекордер, либо камера с фантомным питанием.

На самом деле вариантов подобных микрофонов очень много. В ценовом сегменте от 300 до 400 долларов довольно много моделей от тех же Rode и других компаний. Некоторые из этих микрофонов отлично подойдут и для записи закадрового голоса, но лучше для этих целей купить что-то совершенно другое. Если вы решили озвучивать свои видео без появления в кадре, то во второй части этого длинного текста, мы расскажем про микрофоны для студийного и домашнего использования.

Микрофоны для записи подкастов

Подкасты набирают обороты и у этого есть несколько причин. Также, как и YouTube стал логическим развитием телевидения по требованию, так и подкасты становятся неким современным аналогом радио. Слушаете когда хотите и что хотите. И в отличие от радио и телевидения, где есть свои жесткие требования к ведущим, в своем подкасте вы можете творить что угодно. Но как в случае с видеоблогингом, для подкаста вы обязаны обзавестись хорошим оборудованием для записи качественного звука. Пусть у нас и нет своего подкаста (пока нет…), но большинство из описанных нами устройств мы пробовали сами. Другая часть является стандартом изученного нами рынка.

USB Микрофоны

Начнем с малого. Проще всего купить себе USB-микрофон. Во-первых, это достаточно недорого. Во-вторых, вам не нужен USB-интерфейс или USB аудиокарта для того, чтобы подключить микрофон к компьютеру. В-третьих, это компактный сетап, который позволит быть мобильным. Большинство моделей USB-микрофонов дадут вам звук в разы лучше, чем смартфон с гарнитурой. И лучше один раз потратиться, но иметь приличный микрофон для записи голоса. В дальнейшем можно решить, нужно ли вам развиваться или для вашего подкаста достаточно такого оборудования. Для примера предлагаем вам четыре популярные модели USB-микрофонов.

Samson Meteor

Samson Meteor один из самых недорогих и популярных микрофонов, который используют блогеры и подкастеры. Прелесть его в том, что он стоит скромные деньги — от 60 до 100 долларов на Aliexpress. Дает он довольно неплохой звук, но главная его фишка в компактности. Очень легкий и маленький микрофон легко поместится даже в карман куртки. У этого микрофона есть встроенная тренога, которая позволяет легко установить его на любой небольшой поверхности и резьба под стойку. На задней стороне имеется мини-USB для подключению к компьютеру и 3,5 мм выход на наушники. На фронтальной части кругляш управления уровнем звука в наушниках и в его центре одна кнопка, позволяющая поставить микрофон в режим Mute. Такая простота понравится начинающим подкастерам далеким от звука. Разумеется, качество звучания Meteor не предел мечтаний, но за свои деньги это отличное решение.

Просто посмотрите, что можно делать с ним в умелых руках и при правильной звукоизоляции.

Blue Yeti Nano

На самом деле Blue Yeti нельзя назвать идеальным микрофоном. Качество его звучания далеко от идеала и он собирает весь шум в помещении. Но при правильном подходе и с него можно выжать что-то достойное. Все-таки это самый популярный микрофон у подкастеров и блогеров. К тому же, совсем недавно у этого микрофона появилась новая версия — Nano. Все то же самое, но легче, меньше и лучше.

На задней части этого микрофона есть ручка, отвечающая за переключение режимов работы. Микрофон может работать в режиме круговой диаграммы, то есть писать звук со всех сторон, и в режиме кардиоиды. При его активации звук пишется только с фронтальной части, а сбоку и сзади он отсекается, позволяя записать только вашу речь. Тем не менее даже в режиме кардиоиды микрофон собирает слишком много шумов, и чтобы голос звучал лучше вам придется сесть к нему ближе, а значит вам обязательно понадобится поп-фильтр. Он нужен для того, чтобы отсечь взрывные звуки «П-Б», о которых вы обязательно узнаете, как только начнете записываться. Для устранения этой проблемы можно записываться не ровно в микрофон, а слегка повернувшись, чтобы звук проходил по касательной.

Из-за того, что это конденсаторный микрофон, избавиться от посторонних шумов полностью нельзя, поэтому надо свести их к минимуму. Старайтесь не шуршать, не ерзать, не стучать по клавишам, ибо все это будет слышно на записи. А еще лучше записываться в комнате с большим количеством разных поглощающих звук предметов: штор, диванов, ковров и тд. За свои 140 долларов Blue Yeti Nano выглядит неплохо. Но если честно, то мы вам его не советуем из-за слишком высокой чувствительности к посторонним шумам. Поэтому лучше сразу немного добавить и купить динамический микрофон.

Audio-Technica AT2020USB+

Этот микрофон тоже достаточно популярен у подкастеров и является аналогом недорого конденсаторного Audio-Technica AT2020. В комплекте с микрофоном идет небольшая тренога для установки его на стол. Его также можно закрепить на микрофонной стойке. На корпусе можно найти два ползунка управления. Слева микшер, позволяющий выбрать источник звука в наушниках. Им может быть звук с микрофона или с компьютера. Оба этих сигнала также можно совместить, что удобно при прямых эфирах. Справа регулятор уровня громкости в наушниках. На задней стороне есть 3,5-мм разъем. Audio-Technica AT2020USB+ это конденсаторный микрофон, и как в случае Yeti надо позаботиться о хорошей шумоизоляции в помещении, где ведется запись. Если с изоляцией все впорядке, то 130 долларов — хорошее вложение в этот микрофон.

Rode Podcaster

Этот микрофон стоит уже значительно дороже предыдущих, но он лучше подходит для неподготовленных помещений. Если вы планируете записываться из дома, где нет возможности построить специальную звукоизолированную будку, то кардиоидный динамический микрофон подойдет лучше всего. Rode Podcater именно такой микрофон и даже само название говорит нам, что создан он для записи подкастов.

Микрофон меньше собирает шум комнаты и позволяет записать больше полезной информации. При этом Rode Podcater и ощущается, как вещь почти профессиональная. Металлический корпус и защитная сетка придают ему внушительный вес. С таким микрофоном лучше использовать пантограф и крепление типа паук, чтобы избежать вибраций, которые будут передаваться в запись. Можно воспользоваться и обычной стойкой для стола и комплектным креплением, но в подобном случае важно не задевать микрофон.

Rode Podcater — лучший вариант для начинающего подкастера, и именно на него мы советуем разориться, если решили купить что-то качественное. Вам не придется много думать о звукоизоляции и вы будете мобильны, ведь для работы вам нужен только микрофон и компьютер. Ну и возможно компактное настольное крепление.

Разумеется качество звучания Rode Podcaster отличается от эталонных микрофонов, но сделан он по образу и подобию своего аналогового собрата Rode Procaster. Плохо то, что все USB микрофоны имеют встроенный ЦАП и по сути встроенную аудиокарту, качество которых далеко не лучшее. Поэтому, если вы хотите учиться и развиваться, то лучше купить обычный аналоговый микрофон и USB-интерфейс. Тем не менее Rode Podcaster за 280 долларов мы считаем почти идеальным выбором для начинающего подкастера.

XLR микрофоны

Если же вы всерьез решили делать подкаст с очень качественным звуком, то стоит задуматься о покупке хорошего XLR микрофона. Главное их отличие от USB-микрофонов в том, что у них нет встроенных звуковых карт и для записи вам понадобится дополнительное оборудование. Минимальный набор включает в себя микрофон и звуковую карту с USB выходом. Если вы решили остановиться на динамическом микрофоне, то вам скорее всего понадобится также и предусилитель.

Rode Procaster

Если говорить исключительно о динамических микрофонах, как о классических решениях для радио, а теперь и подкастеров, то тут есть сразу несколько по-настоящему легендарных представителей. Но начнем мы с наиболее доступного и разумного выбора — Rode Procaster. Этот микрофон брат близнец Rode Podcaster, только с аналоговым XLR разъемом. XLR это простой трехпиновый разъем, который используется для подключения микрофонов и другой аудиотехники. Rode Procaster звучит солиднее своего USB аналога и позволяет получить более живой голос. Но для его работы вам понадобится дополнительная USB карта или USB интерфейс. Наиболее доступные вариант — Behringer U-PHORIA UMC22 и Focusrite Scarlett Solo Gen 2. Вторая карта лучше по соотношению цена-качество. Стоит она примерно 120 долларов и является базовой для всех новичков в работе со звуком. Дело не только в простоте подключения и минимальном количестве настроек и крутилок, но и в неплохом предусилителе, что для динамических микрофонов очень важно.

Shure SM7B

Выбирая среди лучших и даже легендарных микрофонов, которые часто используются на радиостанциях, а теперь популярны и у подкастеров, нельзя не вспомнить Shure SM7B за скромные 500 долларов. Это настоящая икона рынка производится в неизменном виде уже многие десятки лет. По сути, это профессиональный студийный микрофон для записи голоса. Shure SM7B имеет свое неповторимое звучание и часто используется не только для разговорного жанра, но и для записи песен. Например, Майкл Джексон использовал его для записи своего альбома «Thriller». Но у SM7B есть один маленький недостаток — для нормальной работы ему нужен хороший предусилитель.

На рынке США уже сложился целый рынок так называемых активаторов. Это компактные микрофонные предусилители, позволяющие лучше раскрыть потенциал динамических микрофонов. Проще говоря, они заставляют звучать их громче без усиления шумов. Наиболее популярные модели это TRITON AUDIO FetHead за 100 долларов и Cloudlifter CL1 за 200 долларов. Есть и классические предусилители — например, DBX 286S. Это уже целый комплекс, в котором кроме предусилителя с фантомным питанием есть компрессор, де-эссер, энхансер низких и высоких частот и экспандер.

Electro Voice RE20

Не менее легендарный, но малоизвестный у нас Electro Voice RE20 тоже может стать вашим идеальным микрофоном, но стоит у нас он потрясающие 850 долларов. Хотя в США он продается на 400 дешевле. Electro Voice RE20 это настоящий стандарт рынка и используется не только для подкастов или в телерадиовещании, но и для концертов.

Выводы

Помимо микрофонов, для мониторинга и обработки вам обязательно понадобятся наушники. Если в случае мониторинга можно обойтись обычными, то для обработки лучше иметь специальную пару. Но это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз. Если вы внимательно читали текст, то наверняка обратили внимание, что мы пользуемся конденсаторным микрофоном AKG Perception P220. Все потому, что у нас есть подготовленная студия со звукоизолированной комнатой. Конденсаторные микрофоны позволяют передать больше деталей, именно поэтому мы выбрали такое решение. Тем не менее в нашем арсенале есть Rode Podcaster, выездной USB микрофон, а также Zoom F1 для интервью и записи ведущих и Zoom h2 с петлей Rode SmartLav+. Если вдруг вам важно наше мнение, то мы выбрали именно эти микрофоны. Но звук, в отличие от картинки, явление гораздо более индивидуальное. Мы лишь познакомили вас с тем, что вы можете купить, и что актуально на рынке. Дальнейшие исследования и выбор — целиком ваше дело.

theroco.com

Микрофоны для студии звукозаписи: полный гайд для новичков

Что вы увидите, зайдя на сайт любого музыкального супермаркета?

Тысячи и тысячи микрофонов.

Но нужно ли столько вашей домашней студии звукозаписи?

Конечно, нет.

Однако, если вы не знаете:

  • различные типы микрофонов,
  • инструменты, которые они записывают,
  • какие производители лучше других…

Как, чёрт возьми, вы собираетесь понимать, какие микрофоны вам НЕ нужны…

Чтобы понять, какие вам требуются?

Ответ… никак. Вы сделаете несколько глупых покупок и в процессе потратите кучу времени и денег.

Поэтому чтобы разделить с вами головную боль первого выбора…

Я составил всеобъемлющий гайд, в котором собрал всё, что нужно новичкам для того, чтобы выбрать правильный микрофон для домашней студии.

Звучит неплохо, да? Тогда начнём.

Первое…

2 основных категории микрофонов

Одной из первых вещей, которые мы узнаем…

Будут 2 всеобъемлющие категории студийных микрофонов:

  1. Конденсаторные
  2. Динамические

95% микрофонов, которые вы когда-либо будете использовать…

Будут принадлежать к одной из этих категорий. Это просто.

Сложнее понять 8 КЛЮЧЕВЫХ РАЗЛИЧИЙ.

Давайте их обсудим. Начнём с…

1. Частотная характеристика

Прописная истина новичка гласит:

Конденсаторные микрофоны больше подходят для высокочастотных инструментов… например:

  • акустической гитары
  • тарелок
  • пианино

А динамические микрофоны лучше работают с низко- и среднечастотными инструментами, такими как:

  • барабаны
  • электрогитары

На самом деле, всё гораздо сложнее, но для начала сойдёт и так.

2. Размер и вес диафрагмы

Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокими частотами, потому что…

Они используют меньшую, более лёгкую диафрагму для улавливания звука.

Поскольку в высоких частотах МЕНЬШЕ энергии, чем в низких, в них нет столько силы, чтобы сдвигать больший вес.

Поэтому более тяжёлые диафрагмы динамических микрофонов гораздо менее отзывчивы к ним.

3. Внутренняя схема

Преимуществом тяжёлой диафрагмы является то, что…

Большая масса генерирует больше энергии при движении, и внешний источник питания становится не нужен. Поэтому динамические микрофоны называют “пассивными”.

Конденсаторные микрофоны, в свою очередь, “активные” и нуждаются в “фантомном питании” для усиления низкого напряжения.

Но это ни в коем случае не недостаток.

Благодаря фантомному питанию, конденсаторные микрофоны могут достигать большего коэффициента усиления и записывать более мягкие звуки.

4. Долговечность диафрагмы

К сожалению, более лёгкие диафрагмы конденсаторных микрофонов, помимо прочего, более хрупкие.

На высоких уровнях звукового давления (УЗД) они теоретически могут повредиться.

Поэтому более сильная диафрагма динамических микрофонов лучше для громких инструментов вроде барабанов.

5. Долговечность в целом

Не только диафрагма динамических микрофонов, но и их конструкция в целом сильнее, чем в конденсаторных.

Если уронить динамический микрофон на пол, то ему, скорее всего, ничего не будет. Если же уронить конденсаторный микрофон — шансы, что он выживет, невелики.

Это причина, по которой динамические микрофоны — отличный вариант для сцены.

6. Влагостойкость

Ещё одна причина, почему динамические микрофоны отлично подходят для сцены…

Они хорошо справляются с изменениями окружающих условий, такими как влажность.

Конденсаторные микрофоны, напротив, испытывают проблемы при резких перепадах влажности.

7. Запас усиления до появления обратной связи

Третья причина, по которой динамические микрофоны хороши на сцене…

В них больше запас усиления до появления обратной связи.

В живых условиях, когда много микрофонов записывают много звуков в непосредственной близости друг от друга… обратная связь становится проблемой.

Но поскольку динамические микрофоны в общем менее чувствительны, чем конденсаторные, они лучше и в сопротивлении обратной связи.

8. Ценник

Сравнивая лучшие динамические микрофоны с лучшими конденсаторными…

  • динамические микрофоны стоят максимум 400–500 $ за штуку. Однако…
  • конденсаторные микрофоны могут стоить 5–10 тысяч баксов КАЖДЫЙ.

Кого-то это может напугать…

Не беспокойтесь, есть множество доступных вариантов и для бюджетных студий.

Далее…

Что лучше для студийной записи?

Многие новички делают НЕПРАВИЛЬНЫЙ вывод, что конденсаторные микрофоны чем-то лучше динамических для студийной записи.

Такой вывод вообще сделать не то чтобы трудно.

Но на самом деле… НЕТ лучшего микрофона, и НИ ОДИН микрофон не будет хорош для ВСЕГО.

Поэтому помимо этих практически всеобъемлющих категорий…

Студии звукозаписи используют разнообразные микрофоны, у каждого из которых есть своя задача.

В следующем разделе поговорим о каждом из них в подробностях…

9 подкатегорий микрофонов

Вам следует знать 9 подкатегорий микрофонов:

  1. Конденсаторные с большой диафрагмой
  2. Конденсаторные с маленькой диафрагмой
  3. Динамические 
  4. Басовые
  5. Ленточные
  6. Мультидиаграммные
  7. USB
  8. Поверхностные
  9. Направленные

Давайте подробней поговорим о каждой. Первые в списке…

1. Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой

Вы очень много раз видели их в кино.

Ну, знаете классический сценарий?

Когда молодая поп-звезда записывает свой первый студийный альбом?

Микрофон, который вы видите, ВСЕГДА конденсаторный с большой диафрагмой.

Он не только хорошо смотрится в кадре… Это стандартный микрофон для записи вокала.

И поскольку он отлично подходит многим другим инструментам…

Обычно это первый микрофон в списке покупок для новой студии.

В этом посте можно почитать мои рекомендации:

Классический пример:

Далее…

2. Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой

Также известные как “микрофоны-карандаши”…

Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой используются для записи инструментов, богатых высокими частотами, такими как тарелки и акустическая гитара.

Так же, как в конденсаторных микрофонах с большой диафрагмой используется меньшая диафрагма, чем в динамических микрофонах

В конденсаторных микрофонах с маленькой диафрагмой она ещё меньше.

В итоге такие микрофоны — лучшие для записи этого красивого высококлассного блеска.

В домашних студиях они идеальны для вокалистов и авторов песен.

Если вы поёте и играете на акустической гитаре, пара конденсаторных микрофонов с маленькой диафрагмой станет отличным дополнением к записывающему голос микрофону.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Следующее…

3. “Практичные” динамические микрофоны

Вообще практичные динамические микрофоны — это не “официальная” категория микрофонов…

В этой статье будем считать, что она таковой является.

Потому что среди множества динамических микрофонов, специализирующихся на одной конкретной задаче…

Есть несколько избранных моделей, так называемых “классических”, которые НАСТОЛЬКО многофункциональны, что могут работать практически с чем угодно.

Например, они считаются стандартными для записи:

  • электрогитары
  • барабанов
  • рок-вокала

Именно поэтому… в закромах профессиональных студий спрятан десяток таких микрофонов.

Для небольших коллекций микрофонов в домашних студиях достаточно одного такого.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Далее…

4. Басовые микрофоны

Хоть средний динамический микрофон и справляется нормально с басовыми инструментами…

Для записи ДЕЙСТВИТЕЛЬНО низкого звука…

Большинство звукоинженеров предпочитают микрофон, специально созданный для этого.

Известные как басовые микрофоны или микрофоны для бас-барабана

Они отличаются уникальными частотными характеристиками, такими как:

  • повышение уровня низких частот
  • небольшой диапазон средних частот
  • повышение эффекта присутствия

При использовании с басовым барабаном они улавливают как глухой звук барабана, так и звук удара педали.

Также они хороши с басовыми кабинетами, да и вообще практически с любым низкочастотным инструментом, который вы себе можете представить.

Для домашней студии всегда полезно иметь как минимум один, по понятным причинам.

Вот что я рекомендую:

Классический пример:

Далее…

5. Мультидиаграммные микрофоны

Обычно имеющие форму конденсаторного микрофона с большой диафрагмой…

Мультидиаграммные микрофоны с их уникальной конструкцией с двойным капсюлем…

Имеют возможность переключения диаграмм направленности:

  • Кардиоидной
  • Всенаправленной
  • “Восьмёркой”

Это делает их весьма универсальными, особенно для стереозаписи.

Хоть это и НЕ главный приоритет для новичков…

Чем раньше вы ознакомитесь с мультидиаграммными микрофонами, диаграммами направленности микрофонов и стереозаписью, тем быстрее будет расти качество ваших записей.

Классический пример:

Как только это произойдёт…

Вы будете чаще использовать и следующий тип микрофонов:

6. Ленточные микрофоны

Среди всех микрофонов из этого списка, ленточные микрофоны — ЕДИНСТВЕННЫЕ, не являющиеся ни динамическими, ни конденсаторными.

Они входят в свою собственную категорию, потому что:

Вместо использования диафрагмы они используют тонкую алюминиевую ленту для улавливания звука.

Другие примечательные особенности этих микрофонов:

  • Долговечность, сравнимая с динамическими микрофонами
  • Чувствительность на высоких частотах, сравнимая с конденсаторными микрофонами
  • Диаграмма направленности “восьмёркой”

Высоко ценящиеся профессионалами за свой уникальный звук… они редкий гость в домашних студиях из-за высокой цены.

Но если вы захотите попробовать, загляните в этот пост:

Классический пример:

Далее…

7. USB-микрофоны

Вы вряд ли встретите их в профессиональной студии… а до 2005 года их вообще не существовало.

Но благодаря недавнему росту популярности домашних студий и подкастов

USB-микрофоны сейчас встречаются чаще, чем когда-либо.

По сравнению с обычными микрофонами, которым нужны предусилители, интерфейсы и т. д…

USB-микрофоны подключаются прямо к ноутбуку без дополнительного оборудования. А некоторые даже с планшетами работают!

Эта простота в использовании делает их идеальными для тех, кто хочет окунуться в домашнюю запись… не тратя деньги на “настоящую” студию.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Идём дальше…

8. Поверхностные микрофоны

Вы вряд ли встретите такой в домашней студии…

А некоторые владельцы студий и не слышали о них.

Но для многих профессионалов поверхностные микрофоны, также известные как PZM-микрофоны, — незаменимое устройство в их записывающем арсенале.

Вот как они работают:

Вместо стойки они крепятся на плоскую поверхность комнаты, например, на пол или на стену.

Пока остальные микрофоны страдают от “прочёсывания” (когда прямой и отражённый сигналы смешиваются)…

Поверхностные микрофоны лишены этого недостатка… потому что у стены прямой и отражённый сигнал автоматически смешиваются.

Вне студии они используются:

  • В конференц-залах, где их кладут на стол
  • В театрах, где их кладут на сцену

В студии они используются как

  • Комнатные микрофоны, закреплённые на стене
  • Микрофон басового барабана, крепящиеся на обечайке

Когда у вас будет внушительная коллекция микрофонов, советую попробовать и этот.

Классический пример:

Последние в списке…

9. Направленные микрофоны

Обычно не использующиеся в студиях звукозаписи…

Направленные микрофоны можно часто встретить в фильмах и в телевизоре, и люди часто интересуются, для чего они нужны.

Обычно их используют в новостных репортажах и при съёмках дикой природы…

Эти микрофоны известны благодаря своей уникальной способности изолировать звук.

Это происходит благодаря резонансной трубке с отверстиями для отсеивания сторонних шумов. Чем длиннее трубка, тем ýже угол улавливания.

Используя эти микрофоны, можно записывать прямо из источника звука в гораздо более шумном окружении.

Продвинутые звукоинженеры иногда их используют в студии, а нам они вряд ли когда-либо потребуются.

Ну, вы теперь хотя бы знаете, что это такое.

Классический пример:

Далее…

НАЗНАЧЕНИЕ микрофонов

Теперь, когда мы знаем 9 ТИПОВ студийных микрофонов…

Давайте взглянем на них с другого ракурса и отсортируем их по НАЗНАЧЕНИЮ, чтобы понять, какие микрофоны лучше работают с разными музыкальными инструментами.

Для начала, самый популярный “инструмент” в истории…

1. Вокал

Когда кто-нибудь запускает свою домашнюю студию звукозаписи…

Первый вопрос, который всегда встаёт на тему микрофонов…

Какой микрофон лучший для записи голоса?

И это неудивительно. Вот только проблема…

Нет единственно правильного ответа на этот вопрос.

И поэтому… чтобы найти нужный ВАМ, почитайте этот пост:

Классический пример:

Далее…

2. Акустическая гитара

Следующий по частоте записи в домашних студиях инструмент — это, конечно…

Акустическая гитара.

Потому что… в сочетании с вокалом этот инструмент может играть роль целой аккомпанирующей группы.

Что весьма полезно в студии с ограниченными ресурсами.

Однако…

Это преимущество выходит не таким и дешёвым, потому что акустическая гитара — один из самых сложных источников звука, который вы можете записывать.

К счастью, первый шаг очень простой:

Начинайте с правильных микрофонов.

Чтобы узнать, какие я рекомендую, загляните в этот пост:

Классический пример:

Далее…

3. Электрогитара

Для большинства музыкальных инструментов…

Рекомендуемые микрофоны будут принадлежать одной категории.

Однако с электрогитарами дело обстоит по-другому.

Потому что если посмотреть на лучшие за всё время микрофоны для записи этого инструмента…

Это будут и динамические, и конденсаторные, и ленточные.

Конечно, мы не говорим только о старых микрофонах. Они все входят в особый список классики на все времена.

Чтобы узнать, что это за модели, посмотрите этот пост:

Классический пример:

Далее…

4. Барабаны

Больше, чем какой-либо другой инструмент…

Акустические барабаны с большим отрывом являются самым сложным инструментом для записи…

Особенно в типичной домашней студии, где ресурсы ограничены.

Поэтому в большинстве случаев звукоинженеры домашних студий используют более простой, но при этом не такой хороший вариант…

Виртуальные или электронные барабаны.

Однако если вы хотите записывать акустические барабаны дома, это можно сделать. И это начинается с выбора правильных микрофонов для разных частей барабанной установки.

Чтобы узнать, какие микрофоны для барабанов я рекомендую, почитайте этот пост:

Классический пример:

Далее…

5. Бас-гитара/бас-барабан

Как мы уже говорили ранее…

Есть категория микрофонов, целиком и полностью предназначенная для низкочастотных инструментов.

Известные как “микрофоны для бас-барабанов”, они могут использоваться не только для басовых барабанов, но и для басовых кабинетов, и для большинства других инструментов с глубокими басами.

Список микрофонов в этой категории весьма короткий…

И есть хорошие новости: они все довольно дешёвые и позволяют достигать профессиональных результатов.

Чтобы посмотреть, что это за микрофоны, посмотрите этот пост:

Классический пример:

Далее…

ПРОИЗВОДИТЕЛИ микрофонов

В заключительном разделе этого поста давайте обсудим БРЕНДЫ.

Чем глубже вы погружаетесь в мир аудиозаписи, более очевидным становится тот факт, что небольшая группа из 6–7 крупных брендов производит практически ВСЕ лучшие микрофоны.

Вот они, в произвольном порядке:

Перейдите по любой ссылке и узнаете, какие у каждой компании лучшие микрофоны.

Когда вы прочтёте все эти статьи, вы будете знать 95% лучших микрофонов в индустрии звукозаписи.

И шансы, что вы сделаете глупую покупку, сведутся к нулю 🙂

ru.ehomerecordingstudio.com

«Как выбрать хороший микрофон-петличку для записи эфира на улице?» – Яндекс.Знатоки

советую сони волкмен стерео микрофон, они раньше к плеерам прилагались, внутри два электретных микрофона, природу и обстановку передают очень хорошо

вообще записывая таким микрофоном обстановку и прослушивая запись через ламповик сидя в Stax SR-303, два раза маме проходящей по коридору ответил на один и тотже вопрос, при том что второй раз ее тут нЕбыло, после второго ответа мама пришла переспрашивать о чём я?, просто я сделав пробную запись, сидя в наушниках, затем нажав в редакторе плей, не понял что это запись ее голоса, и несколько раздраженно ответил ей второй раз на тотже вопрос, когда она уже ушла телевизор смотреть :-)))

очень важно одинаковый принцип обратимой электрической машины, электретные микрофоны это электростатики маленькие - с ними всё ок, не уверен лучше ли для динамиков динамические микрофоны, всетаки "колокол" делает со звуком непойми что, и думать про звук как в анекдоте про защищенный от кражи компот "я туда плюнул... "я - тоже"" не факт что оправдано, статики всегда лучше для природы и классики, а вот если звукоинженер для динамиков отшлифовал трек - в статиках можно услышать совсем не то чего он добился

например композиторы пси транса, добавляют в трЕКи призвук треска перегруженных динамиков, чтоб на танцполе при перегрузе, искуственным дребезгом добавить пару раз дополнив до ритмического рисунка и так всё замаскировать, как на разбитом мониторе поставить рабочий стол "битого стекла" с копиями своей трещины, на статиках начинает нехватать тех тресков которые вносят динамики(всегда хоть немного) и трек не ритмичен становится

yandex.ru

реальные примеры записи / Hi-Fi и цифровой звук / iXBT Live

Всем привет! Сегодня посмотрим на пожалуй самый популярный петличный микрофон boya m-1, на который я записываю звук практически всех видеороликов на моём канале. Кстати, ролик про то, что случилось с моим YouTube каналом можно посмотреть по этой ссылке. История крайне необычны и интересная. Ну а мы перейдём к микрофону и посмотрим насколько он подойдёт для начинающего и уже немного продвинутого ютубера.

Петличный микрофон Boya BY-M1

НА ALIEXPRESS — В РОССИИ

Микрофон поставляется в картонной коробке с достаточно красочной полиграфией спереди и характеристиками микрофона сзади. Что касается инструкции, тут на краску производитель тратится не стал и сделал её чёрно-белой. Оно и понятно — микрофон бюджетный.  

В коробке находится сам микрофон, инструкция и достаточно качественный чехол из кожезаменителя, в который удобно убирать длинный кабель микрофона, а также подробная инструкция по эксплуатации. Чехол затягивается шнурками, после чего микрофон очень удобно как хранить, так и переносить. 

На самом кабеле расположен пульт, который переключает режимы работы микрофона. Так, чтобы микрофон начал работать с компьютером или камерой необходимо перевести ползунок в положение “Camera”. Чтобы запись звука с микрофона можно было осуществить на смартфоне нужно выбрать положение «Phone».

Пульт управления представлен небольшим металлическим тубусом, верхняя часть которого откручивается, предоставляя доступ к отсек для батарейки. Батарейка нужна для работы микрофона при подключении его к камере или компьютеру.

На самом микрофоне находится прищепка, которая плотно крепит его к одежде, что исключает дополнительное шуршание, создаваемое этой самой одеждой. При необходимости прищепку можно отсоединить от микрофона. Также в комплекте есть небольшая поролоновая защита.

Длина провода в некоторых случаях действительно может даже мешать, поэтому желательно стянуть его липучкой, которую я например взял от автомобильного разветвителя Ugreen. 

Подключение микрофона к записывающему устройству осуществляется через стандартный Jack 3,5 мм. Он выполнен максимально просто в самом стандартном пластике, а сами контакты имеют то ли медное, то ли золотистое напыление.

Раньше я записывал на встроенный микрофон гарнитуры Xiaomi Hybrid и в целом был удовлетворён звуком, поскольку у меня любительский канал. Кстати, Вы думаете, что для начала съёмок Вам нужно оборудование, то это самое большое заблуждение. Звук от Xiaomi Hybrid практически не имел посторонних шумов, но был немного тихим и его приходилось постоянно докручивать в редакторе. Если, говорить о микрофоне Boya, то при размещении его на воротнике громкость даже слегка завышена. Если говорить о шумах, то они немного всё же присутствуют и их можно услышать при монтаже. Впрочем это практически никак не сказывается на финальном результате. Кстати, мою последнюю подборку новинок от Xiaomi, записанную с этого микрофона можно посмотреть ниже и оценить звук.

Пример видео со звуком, записанным на этот микрофон: 

Подводя итог, можно сказать, что петличных микрофон Boya отлично подойдёт как для начинающих, так и для более продвинутых контентмейкеров. Всем спасибо за внимание. Пока.

www.ixbt.com


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.