Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как помочь ребенку выбрать профессию тест


Тест на выбор профессии для вашего ребенка!

Какая профессия подойдет ребенку? Если вы хотите, чтобы будущее вашего ребенка было успешным, обязательно пройдите с ним этот тест на выбор профессии!

Содержание:

1. Почему так важно выбрать профессию как можно раньше?
2. Тест на выбор профессии для вашего ребенка!
3. Результаты теста на выбор профессии

Почему так важно выбрать профессию как можно раньше?

  • Достигнет ли ваш ребенок успеха в жизни?
  • Будет ли он чувствовать себя счастливым?
  • Чем станет для него работа — необходимостью или делом всей жизни?

Именно вы, как родитель, можете направить его по верной дороге!

Чем раньше вы сами поймете устремления ребенка, тем проще вам будет дать ему самое главное в будущем — чувство самореализованности и счастья от того, что предназначение выбрано правильно.

Как часто взаимоотношения с детьми портятся из-за того, что мы, взрослые, пытаемся навязать свой взгляд на мир, свои «правильные» убеждения, свой нереализованный потенциал.

  • «Ты будешь ходить в эту секцию…»
  • «Тебе стоит заниматься музыкой, а не рисованием…»
  • «У тебя нет к этому способностей, лучше делай так…»

Безусловно, каждый родитель желает своему ребенку только добра, но при этом многие забывают, что у каждого свой путь, свои устремления и склонности.

Если способности и характер ребенка не учитываются в выборе профессии, то потом он не чувствует себя счастливым. 

А как часто в наши дни дети получают образование, а потом выбирают совсем иную сферу деятельности, и годы учебы просто идут впустую.

Учитывая задатки своего ребенка, вы можете прямо сейчас помочь ему выбрать тот род занятий, который принесет ему удовлетворение и успех. Этот специальный тест разработан ведущими социологами¹ и основан на учете способностей и особенностях характера ребенка.

Тест на выбор профессии для вашего ребенка!

В каждом пункте вы найдете два разных утверждения. Ребенку нужно выбрать тот вариант, с которым он согласен.

Вопрос №1

а) Я всегда с нетерпением жду какой-нибудь поездки.

б) Я не очень люблю дальние путешествия.

Вопрос №2

а) Мне очень нравится дождь, я люблю под ним гулять.

б) Во время дождя лучше находиться дома.

Вопрос №3

а) Животные очень милые и забавные, мне с ними интересно.

б) Я не в восторге от животных.

Вопрос №4

а) Обожаю книги и фильмы про приключения, хочу сам поучаствовать в чем-то похожем.

б) Не очень люблю неожиданности и боюсь всяких происшествий.

Вопрос №5

а) Хочу, чтобы у людей исполнялись все мечты.

б) Невозможно исполнить все мечты и желания.

Вопрос №6

а) Я боюсь ездить на большой скорости.

б) Мне очень нравится большая скорость.

Вопрос №7

а) Не хочу быть начальником в будущем.

б) Когда стану взрослым, хочу руководить людьми.

Вопрос №8

а) Не хорошо, когда люди спорят, я сам стараюсь не делать этого.

б) Мне интересно спорить.

Вопрос №9

а) Взрослые очень странные, я их иногда совсем не понимаю.

б) Мне всегда понятно, почему взрослые совершают те или иные поступки.

Вопрос №10

а) Сказки бывают разные, я не хочу там оказаться.

б) Мне нравится фантастика и сказки, я не прочь там очутиться.

Вопрос №11

а) Здорово, когда вокруг много веселья.

б) Хочу, чтобы в будущем у меня все было размеренно и спокойно.

Вопрос №12

а) Мне нужно привыкнуть к прохладной воде, поэтому я постепенно захожу с берега в воду.

б) Мне проще сразу нырнуть в воду с головой.

Вопрос №13

а) Музыка меня не занимает.

б) Мне нравится музыка и различные музыкальные направления.

Вопрос №14

а) Каждый человек должен быть воспитанным и вежливым.

б) Скучные зануды не нравятся никому.

Вопрос №15

а) Люблю быть в компании веселых и позитивных людей.

б) Мне по душе спокойные и рассудительные люди.

Вопрос №16

а) Я боюсь высоты, полеты на дельтаплане или прыжки с парашютом – это не для меня.

б) Я бы хотел научиться прыгать с парашютом и мечтаю о полете на дельтаплане.

Результаты теста на выбор профессии

После того, как ребенок определится с ответами, сверьте их с этим ключом.

1 – а;
2 – а;
3 – б;
4 – б;
5 – б;
6 – б;
7 – б;
8 – б;
9 – а;
10 – б;
11 – а;
12 – б;
13 – б;
14 – б;
15 – а;
16 – б.

В случае, если вариант ребенка совпадает с ответом в ключе, присвойте ему одно очко и суммируйте все баллы.

Результат 11-16 очков – вашего ребенка всегда будет тянуть к новым впечатлениям и приключениям. Ему претит рутина и монотонность, значит, и профессия должна предполагать разнообразие. У вашего ребенка есть предрасположенность к риску, ему могут подойти творческие профессии, где можно проявить фантазию и воображение.

Результат 6-10 очков – вашему ребенку интересно все новое, он способен контролировать свои порывы и ни за что не станет рисковать. Ему подойдут занятия, где необходима усидчивость и вдумчивость. Он может предпринять рискованные шаги, но сначала просчитает каждую мелочь. Он одинаково будет успешен в работе, которая рассчитана на быстрое реагирование и принятие решений, и также в той, что связана с монотонностью и последовательностью.

Результат от 0 до 5 очков – вашему ребенку свойственны предусмотрительность и осторожность. Он боится нового и ему не стоит работать там, где возможна частая смена впечатлений. Однако он успешнее других будет справляться с работой, где необходима педантичность, повышенное внимание и терпение.

 


Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Социология — это наука об обществе. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур; закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом (Википедия).

 

omkling.com

Тест на профессию. Тест на профориентацию для детей, школьников

Любая работа должна приносить удовольствие, и не только материальное, но и духовное. Ты же не хочешь всю жизнь ходить как в воду опущенный по восемь часов ежедневно? Именно поэтому я подготовил для Тебя интересный тест на профориентацию. Он поможет Тебе лучше узнать себя и сделать правильный выбор профессии.

Так что, начнем?

1. На мой взгляд, контролировать других людей и вести учет скучное занятие.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

2. Я лучше буду заниматься финансовыми операциями, чем выступать на сцене.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

3. Никогда точно не рассчитываю время, которое трачу на дорогу в школу. Для меня это кажется невозможным.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

4. Риск мое второе «Я».

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

5. Терпеть не могу беспорядка.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

6. Охотно проведу свободное время за книгой о достижениях в сфере науки.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

7. Мои записи обычно не слишком хорошо структурированы и организованы.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

8. Я всегда откладываю часть денег на потом, не тратя все и сразу.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

9. У меня на рабочем столе скорее беспорядок, чем безупречный порядок.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

10. Люблю выполнять задания согласно инструкции, или по четко указанным алгоритмам.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

11. Если бы я был коллекционером, то хранил все упорядочено: в папках, ящиках, на полочках и т. п.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

12. Я раздражаюсь, когда нужно навести порядок в комнате, упорядочить или систематизировать что-то.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

13. Люблю работать за компьютером набирать и оформлять тексты, делать расчеты.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

14. Прежде чем приступить к делу, я подробно продумаю свои действия.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

15. Считаю, что черпать информацию из таблиц и графиков удобно и быстро.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

16. Я в восторге от игр, где можно рассчитать шансы на победу и сделать осторожный, но точный ход.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

17. Изучая иностранный язык, нужно начать с грамматики, а не получать разговорный опыт без знания грамматических основ.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

18. Я всегда стараюсь всесторонне изучить проблему, с которой сталкиваюсь (поискать информацию в сети, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами).

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

19. Когда я пишу письмо, мне важнее:

1. Логичность текста.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Образность изложения.

20. У меня есть дневник, в котором я планирую свои дела на несколько суток вперед.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

21. Я не пропускаю возможности посмотреть выпуск политических и экономических новостей.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

22. Я хотел бы, что моя профессия...

1. Каждый раз дарила мне новую порцию адреналина.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Погружала меня в состояние покоя и давала ощущение защищенности.

23. Я выполняю работу в последний момент.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

24. Попользовавшись книгой, я всегда ставлю ее на место.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

25. Ложась в постель, я точно знаю, чем буду заниматься завтра.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

26. В своих действиях и словах руководствуюсь принципом «Семь раз отмерь, один отрежь».

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

27. Если меня ждет ответственное дело, я непременно составлю план его выполнения.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

28. После долгих посиделок с друзьями я мою посуду уже утром.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

29. Я ответственно отношусь к своему здоровью.

1. Да.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Нет.

30. Если у меня что-то не получается, я...

1. Терпеливо ищу решение.
2. Затрудняюсь ответить.
3. Раздражаюсь и злюсь.

Подсчитай баллы, воспользовавшись таблицей

От 49 до 60 баллов

Ты хочешь быть безупречным во всем, чего требуешь и от окружающих. Поскольку Тебя интересуют различные знаковые системы (цифры, коды, естественные и искусственные языки), Ты наверняка сможешь найти себя в профессиях, связанных с созданием документов, анализом и преобразованием текстов. Корректор, технический редактор, нотариус, секретарь — вот те специальности, которые Тебе с легкостью удастся освоить в вузе. Также Ты можешь стать незаменимым сотрудником бухгалтерии, отличным экономистом, демографом, замечательным программистом, картографом или математиком.

Тебя часто захватывает то, что другим кажется скучным и однообразным. Чертежное дело, работа с бумагами, буквами и расчетами, контроль и анализ — занятия, в которых Тебе не будет равных среди коллег. Часто люди Твоего типа — прекрасные бизнесмены и руководители. Однако Тебе пора учиться расслабляться, постоянное самосовершенствование истощает и не дает ощутить все радости жизни.

От 37 до 48 баллов

Люди Твоего типа внимательны и собраны. Обычно им подходят профессии, которые требуют превосходной памяти, точных расчетов, совершенного знания документации и законов. Юрист, таможенный декларатор, статистик, чертежник, экономист и специалист по компьютерным технологиям — профессии, в которых Ты можешь достичь значительных успехов. Однако помни, что соответствующие им сферы деятельности требуют усидчивости, сосредоточенности и способности абстрактно мыслить. Обрати внимание и на профессии первого блока (от 49 до 60 баллов), но в Твоем случае работа со знаковыми системами может быть лишь частью другой, основной профессии (например, интенсивное использование иностранных языков, ведение документации, расчеты — в работе финансиста, менеджера и журналиста).

От 25 до 36 баллов

Интерес к знаковым системам у Тебя мало выражен. Однако Ты способен оперативно и тщательно выполнять свои обязанности. К тому же, дисциплина и требовательность к себе помогут покорить любую вершину, было бы желание. Гибкость и скорость принятия решений способствуют достижению наилучшего результата. Тебе подойдет работа геолога, мелиоратора, эколога, инженера, гидролога, конструктора, ученого. А еще стоит подумать о профессии ветеринара или агронома. Знаковые системы несколько «суховаты» для Тебя. Поэтому, выбирая профессию, ориентируйся на собственные увлечения и интересы.

От 13 до 25 баллов

Документы, знаки и расчеты Тебя точно не интересуют. Люди Твоего типа безупречные импровизаторы, умеют активно действовать и быстро принимать решения, нестандартные и непредсказуемые, что характерно для представителей творческих профессий. Реклама, дизайн, журналистика и психология — сферы, в которых Ты будешь чувствовать себя как рыба в воде. А еще изТебя может выйти безупречный учитель, продюсер или воспитатель.

От 0 до 12 баллов

Такой нестандартной личности, как Ты, просто необходимо развивать силу воли, выдержку и дисциплинированность, ведь устраиваясь на работу Ты то и дело будеш творить то, что «хочется», а не то, чего требует руководство. Работа, предполагающая жесткое выполнения плана и соблюдение сроков, Тебе вряд ли подойдет. Профессии художника, фотографа, артиста, скульптора или поэта — из Твоей категории. Подумай также и о специальности дизайнера, режиссера, актера или дирижера.

Еще больше крутых тестов:

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

pustunchik.ua

Тест на профориентацию для школьников

Чем ближе конец учебного года, тем чаще старшеклассники задаются вопросом – куда поступать. По статистике более 80% выпускников ВУЗов не работают по специальности. «В чем же причина?» – спрашивают педагоги и родители. А причина в недостатке профориентации. О том, как помочь школьникам сделать правильный выбор, читайте в материалах этой статьи.

Зачем нужна профориентация

В возрасте 14-15 лет большинство подростков впервые серьезно задумываются о будущей профессии. Из всех школьников только около 15% ребят имеют четкое представление о том, чем они хотят заниматься, столько же совсем не имеют малейшего представления о своей будущей профессии, а оставшиеся 70% понимают, что выбор делать надо, но не знают, какой именно.

Профориентация как направление деятельности живет в отдельном мире. О ней вспоминают не только тогда, когда нужно агитировать молодежь в ту или иную сферу деятельности, когда возникает определенный дефицит рабочий кадров. Она должна быть ориентирована на честность. Ребенку нельзя навязать какую-либо профессию обманув его ожидания от своего выбора.

В советской школе профориентация была поставлена масштабно: школьников водили на экскурсии, с производства приходили рабочие в школы, но тогда страна нуждалась в рабочих кадрах. Требовалось много рабочих по различным направлениям, поэтому на селекторах часто директоров ругали за то, что школьники идут в 9 класс, а не в ПТУ.

Система профориентации и сейчас внедряется в школах и уже около 70% всех школ города Москвы работают в заданном направлении. И дело не только в том, чтобы подготовить нужные кадры, и воплотить в реальность желания подростков, а предотвратить рост безработицы.

Более 80% выпускников ВУЗов отказываются работать по полученным специальностям, а это целых 5 лет неправильно инвестированного времени и еще определенного количества денежных средств.

Система профориентации в школе проводится среди учащихся 7-11 классов и имеет важное практическое значение. Она позволяет:

  • определить профессиональные способности школьников;
  • помочь школьникам выявить свою собственную сферу интересов;
  • заранее определиться со своей будущей профессией;
  • определить профиль обучения в выпускных классах средней школы;
  • выбрать то учебное заведение, где готовят специалистов по выбранной школьником профессии.

Выбирая, в какой ВУЗ поступать, школьник должен исходить из будущей профессии, а не из тех соображений, что «мои друзья поступают в МГИМО, значит, и я за компанию пойду поступать в МГИМО».

Как помочь ребенку с выбором будущей профессии

Родители часто думают о том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии. Очень важно предоставить школьнику возможность попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Но ни один сознательный руководитель не допустит школьника (хоть и старших классов) на производство. Для того, чтобы попробовать свои силы в различных сферах деятельности, рекомендуется посещение различных специализированных кружков и секций.

Кружки позволяют в достаточно свободной манере выбрать то, что лучше получается у ребенка, определить круг его приоритетов. Все это необходимо для того, чтобы помочь ребенку безошибочно выбрать свою будущую профессию, которая будет не только приносить доход, но и радовать, на которую утром ваш ребенок будет собираться с удовольствием.

Сейчас рынок труда представлен огромным множеством профессий, и человек должен быть осведомлен в этой многообразии. Спросите своего старшеклассника, сколько профессий он знает. Желательно, чтобы он не только мог назвать профессии (чем больше ему известно, тем лучше), но и мог в двух-трех предложениях сказать, чем занимается человек определенной профессии. Если ваш старшеклассник назовет 7-10 профессий, то значит, у него нет этой осведомленности, и ему сложно понять, из чего он выбирает.

Узнать о многообразии мира профессий можно из профориентационных тренингов и методик, при посещении образовательных учреждений на днях открытых дверей, экскурсионные посещения предприятий и специалистов, которые на местах уже осуществляют профессиональную деятельность.

Если у ребенка есть такая возможность, и он включен в эти виды деятельности, то, вероятнее всего уже к 10-му классу он будет иметь представление о спектре профессий, которые дня него интересны.

Нельзя не упомянуть и о роли родителей в выборе профессии своему ребенку. Нередко можно услышать фразу мамы или папы, что «я решила/решил, что мой ребенок будет поступать в такой-то ВУЗ и будет (например) химиком».

В этом случае все зависит от уровня автономности абитуриента и от того, насколько он готов подчиниться чужому выбору. Вполне вероятно, что будущее своего ребенка такие родители выстраивают по подобию ситуации «у меня не получилось, значит, должно получиться у тебя».

Возможно, такой сценарий имеет место быть, если тип будущей профессии ребенка и родителя совпадают. Если же будут доминировать психологические разногласия в вопросе выбора будущей профессии, то ребенок либо совсем не сможет учиться в таком ВУЗе, либо, получив соответствующее образование, он не сможет себя реализовать, стать успешным и счастливым.

Правильный выбор будущей профессии дает возможность:

  • выявить мотивации для дальнейшего развития в профессиональной сфере и дальнейшего карьерного развития;
  • успешно саморазвиваться в выбранном направлении;
  • успешно решать вопросы, касаемые смены профиля деятельности или получения дополнительного образования.

Как определить наклонности своего ребенка

Определить наклонности, способности и личностные особенности ребенка можно по специально разработанным тестам. Однако, существует мнение, что тесты на профориентацию – это некий усредненный шаблон, по которому специалисты-профконсультанты пытаются оценивать совершенно разных людей, в том числе и подростков.

Действительно, проблема не достаточной точности тестов на профориентацию существует. Вместе с тем, в настоящее время существую хорошие качественные методики, которые может проинтерпретировать только профессиональный психолог.

Эти методики постоянно обновляются, а, следовательно, обновляются и их базы, с внесением новых профессий и характеристик. Пройти такую методику? на профориентацию лучше не самостоятельно через интернет, а именно при тестировании у специалиста. После обработки результатов тестирования психолог назначает вторую встречу абитуриенту, на которую ему желательно прийти вместе с родителями.

Такие тесты не оценивают конкретного школьника, а помогают выявить у него определенные наборы или сочетания личностных черт, и в каких профессиях такие сочетания будут давать благие результаты.

Пример из жизни. Человек творческого склада получает экономическое образование (вероятнее всего, что учеба давалась ему с большим трудом) и устраивается на работу логистом. Между тем, работа ему тоже дается с трудом, ему сложно кропотливо вести документацию, математические расчеты.

Главная проблема трудовой деятельности этого человека состоит в том, что он либо, поработав на одном месте, чувствует, что он не успешен, либо увольняется и ищет другую работу. Это показатель того, что человек находится не на своем месте.

Как выбрать профессию: тесты для школьников

Тесты на профориентацию для школьников помогут определить будущую профессию, таланты и способности, характер и удачные направления в жизни и бизнесе. Правильный выбор профессии является одной из составляющих человеческого счастья.

Если старшеклассник сумеет правильно выбрать профессию, то в будущем он станет настоящим профессионалом, сможет занимать высокие должности, получать высокую заработную плату и удовольствие от работы.

В помощь всем абитуриентам, а также школьникам среднего и старшего цвета предлагается ряд тестов на профориентацию. Здесь мы расскажем о таких тестах, проанализируем их, выделим их преимущества и недостатки. Школьники смогут воспользоваться такими тестами в домашних условиях и определить спектр своих интересов, профессиональных склонностей, тип будущей профессии, социально-психологических установок личности, профориентацию.

Тест на профориентацию Джона Холланда

Этот тест широко используется во всем мире для определения профессиональной ориентации у школьников и абитуриентов. В тесте содержится 240 вопросов, на которые отводится определенное время.

Отвечая на вопросы теста, следует давать ответы, не задумываясь, но внимательно вчитываясь в вопросы. Чем искреннее и откровеннее будут ответы, тем точнее будут результаты тестирования.

По результатам тестирования можно определить:

  • тип личности тестируемого;
  • список рекомендуемых профессий для тестируемого.

Согласно теории Холланда, все люди относятся к одному их шести типов личности, а каждому типу соответствуют определенные профессии. Зная свой тип, следует выбрать понравившуюся профессию из списка допустимых. В этом случае человек будет доволен своей профессией и добьется определенных результатов в жизни.

Методика О.Ф. Потемкиной

Данная методика позволяет определить социально-психологические установки личности. Она необходима школьникам средних и старших классов, которые стремятся определить свой социальный психотип, выявить свои предрасположенности.

Методика также позволяет определить, имеет ли человек лидерские качества или может работать в команде под началом более сильного лидера, владеет ли он какие-либо творческим потенциалом или более склонен к решению технических вопросов.

Методика Потемкиной на профориентацию является своеобразным опросником, позволяющим выявить:

  • мотивацию к тому или иному виду деятельности;
  • степень этой мотивации;
  • склонности и способности тестируемого

Методика Е.А. Климова

Определение типа будущей профессии по методике Климова является одним из видов тестов на профориентацию школьников, начиная с 7 класса. Согласно этой методике все профессии делятся на 5 основных типов: природа, техника, знаковая система, искусство и человек.

Пройдя тестирование в 30 вопросов, можно определить интересы конкретной личности и установить сферу будущей профессии.

Модифицированная методика А.Е. Голомштока «Профиль»

Модифицированная методика «Профиль» позволяет определить у тестируемого спектр личностных интересов, которые можно использовать в профессиональной сфере деятельности. Тест состоит из 96 вопросов, но пройти все нужно за 15-20 минут.

Не следует слишком долго думать над ответами, отвечайте то, что первое приходит в голову. Так результаты будут более точными. По результатам опросника будет видно, к какой сфере деятельности у ребенка наибольший интерес: физика, математике, химия, биология, литература и так далее.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

Данный тест также позволяет определить профессиональные склонности тестируемого. По результатам можно будет выявить, к какому виду деятельности больше способен ребенок, будь-то исследовательская деятельность, работа с людьми, искусство или точные науки.

Тест состоит из вопросов, на каждый из которых есть готовые варианты ответов. Нужно выбрать тот, с которым тестируемый согласен в большей мере.

Для получения объективных результатов по тестам на профориентацию рекомендуется пройти все тесты по очереди, а затем сравнить полученные результаты.

Вместо заключения

Подводя итог, следует сказать, что нельзя пускать вопрос выбора будущей профессии насамотек, идти учиться «за компанию», «на зло» или потому, что «так хотели родители». Полученная профессия – это вся будущая жизнь.

Обидно будет, если получив высшее образование и придя работать на производство (или бюджетную организацию), выпускник осознает, что потратил последние 5 лет напрасно, и что у него нет никакого желания заниматься этим видом деятельности. Ищите себя, чтобы в дальнейшем наслаждаться плодами своей деятельности.

childage.ru

Тест на профессию для подростков

У мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.

Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.

Самым простым и в то же время эффективным направлением профориентационной работы является проведение различных игр и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.

Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда

Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:

  1. Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
  2. Электротехник (1) или санитарный врач (3).
  3. Повар (1) или наборщик текста (4).
  4. Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
  5. Чертежник (1) или дизайнер (6).
  6. Философ (2) или психиатр (3).
  7. Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
  8. Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
  9. Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
  10. Педиатр (3) или статистик (4).
  11. Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
  12. Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
  13. Нотариус (4) или снабженец (5).
  14. Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
  15. Политический деятель (5) или писатель (6).
  16. Садовник (1) или метеоролог (2).
  17. Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
  18. Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
  19. Маляр (1) или художник по металлу (6).
  20. Биолог (2) или офтальмолог (3).
  21. Телерепортер (5) или актер (6).
  22. Гидролог (2) или ревизор (4).
  23. Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
  24. Математик (2) или архитектор (6).
  25. Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
  26. Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
  27. Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
  28. Экономист (4) или заведующий отделом (5).
  29. Корректор (4) или критик (6).
  30. Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
  31. Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
  32. Часовой мастер (1) или монтажник (4).
  33. Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
  34. Закройщик (1) или декоратор (6).
  35. Археолог (2) или эксперт (4).
  36. Работник музея (2) или консультант (3).
  37. Ученый (2) или режиссер (6).
  38. Логопед (3) или стенографист (6).
  39. Врач (3) или дипломат (5).
  40. Копировщик (4) или директор (5).
  41. Поэт (6) или психолог (3).
  42. Телемеханик (1) или прораб (5).

Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:

  • ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
  • вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
  • мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
  • к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
  • профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
  • наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.

Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина

Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:

  • 0 – вовсе нет;
  • 1 – пожалуй так;
  • 2 – верно;
  • 3 – совершенно верно.

Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:

    1.1

    1. Обслуживать людей.
    2. Заниматься лечением.
    3. Обучать, воспитывать.
    4. Защищать права и безопасность.
    5. Управлять людьми.

    1.2

    1. Управлять машинами.
    2. Ремонтировать оборудование.
    3. Собирать и налаживать технику.
    4. Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
    5. Заниматься строительством.

    1.3

    1. Редактировать тексты и таблицы.
    2. Производить расчеты и вычисления.
    3. Обрабатывать информацию.
    4. Работать с чертежами, картами и схемами.
    5. Принимать и передавать сигналы и сообщения.

    1.4

    1. Заниматься художественным оформлением.
    2. Рисовать, фотографировать.
    3. Создавать произведения искусства.
    4. Выступать на сцене.
    5. Шить, вышивать, вязать.

    1.5

    1. Ухаживать за животными.
    2. Заготавливать продукты.
    3. Работать на открытом воздухе.
    4. Выращивать овощи и фрукты.
    5. Иметь дело с природой.

    1.6

    1. Работать руками.
    2. Выполнять решения.
    3. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
    4. Получать конкретный практический результат.
    5. Воплощать идеи в жизнь.

    1.7

    1. Работать головой.
    2. Принимать решения.
    3. Создавать новые образцы.
    4. Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
    5. Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.

Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:

    2.1

    1. Знакомиться с новыми людьми.
    2. Быть чутким и доброжелательным.
    3. Выслушивать людей.
    4. Разбираться в людях.
    5. Хорошо говорить и выступать публично.

    2.2

    1. Искать и устранять неисправности.
    2. Использовать приборы, машины, механизмы.
    3. Разбираться в технических устройствах.
    4. Ловко обращаться с инструментами.
    5. Хорошо ориентироваться в пространстве.

    2.3

    1. Быть сосредоточенным и усидчивым.
    2. Хорошо считать в уме.
    3. Преобразовывать информацию.
    4. Оперировать знаками и символами.
    5. Искать и исправлять ошибки.

    2.4

    1. Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
    2. Разбираться в литературе и искусстве.
    3. Петь, играть на музыкальных инструментах.
    4. Сочинять стихи, писать рассказы.
    5. Рисовать.

    2.5

    1. Разбираться в животных или растениях.
    2. Разводить растения или животных.
    3. Бороться с болезнями, вредителями.
    4. Ориентироваться в природных явлениях.
    5. Работать на земле.

    2.6

    1. Быстро выполнять указания.
    2. Точно следовать инструкциям.
    3. Работать по заданному алгоритму.
    4. Выполнять однообразную работу.
    5. Соблюдать правила и нормативы.

    2.7

    1. Создавать новые инструкции и давать указания.
    2. Принимать нестандартные решения.
    3. Легко придумывать новые способы поведения.
    4. Брать на себя ответственность.
    5. Самостоятельно организовывать свою работу.

Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:

  1. Человек – человек.
  2. Человек – техника.
  3. Человек - знаковая система.
  4. Человек - художественный образ.
  5. Человек - природа.

После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:

  • человек (1) – исполнительные профессии: агенты, акушерка, бармен, буфетчик, гардеробщик, горничная, киоскер, медсестра, милиционер, официант, приемщик заказов, продавец, регистратор, санитар, социальный работник, фельдшер, няня, экспедитор; творческие: врач, инспектор по кадрам, менеджер, методист по дошкольному воспитанию, преподаватель, психолог, референт, тренер-преподаватель, учитель, юрисконсульт;
  • техника (2) – исполнительные: авиамеханик по приборам, автоматчик, автоспециалисты, авиаспециалисты, аппаратчик, арматурщик, асфальтобетонщик, бурильщик, вальцовщик, водитель, волочильщик, вырубщик, гальваник, газоэлектросварщик, жестянщик, заправщик, заточник, каменщик, кочегар, кузнец, маляр, машинисты, механики, монтажники, монтеры, моторист, наладчик, намотчик, обработчик, операторы, оптик, ремонтник, слесари, столяр, техник, токарь, формовщик, фрезеровщик, часовщик, швея, шлифовщик, штамповщик; творческие: инженеры, испытатель двигателей, контролеры, технологи, конструктор;
  • знаковая система (3) – исполнительные: дозировщик, изготовитель трафаретов и плат, кассир, машинистка, наборщик, печатник, телефонист; творческие: архивариус, архивист, бухгалтер, геодезист, дефектоскопист, корректор, математик, рентгенолог, сортировщик, статистик, специалист по маркетингу, топограф, товаровед, экономист;
  • художественный образ (4) – исполнительные: артист, гравер, закройщик, мозаичник, модельщик, мебельщик-обойщик, осветитель, парикмахер, портной, разрисовщик ткани, фотограф; творческие: архитектор, художник, музыкант, хореограф;
  • природа (5) - исполнительные: вальщик леса, зоолаборант, озеленитель, проводник служебной собаки, рабочий зеленого строительства; творческие: физик, химик, геолог, агроном, ветеринар.

С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.

 

womanadvice.ru

лучшие советы экспертов и тесты

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

iklife.ru

Тест на будущую профессию ребёнка - PROFchoice

Обязательные поля помечены *

1.Пара утверждений №1 *

Мне нравится бывать в разных местах, путешествовать.

Мне не нравится бывать в разных местах, путешествовать.

2.Пара утверждений №2 *

Я люблю гулять под дождем.

Когда на улице дождь, мне больше нравится сидеть дома.

3.Пара утверждений №3 *

Мне нравится играть с животными.

Я не люблю играть с животными

4.Пара утверждений №4 *

Мне бы хотелось стать участником интересного приключения.

Меня пугает сама возможность каких-либо приключений.

5.Пара утверждений №5 *

Я бы хотел, чтобы у всех исполнялись все желания.

Я понимаю, что все желания людей исполнится не могут.

6.Пара утверждений №6 *

Я не люблю быстро ездить.

Я люблю быстро ездить.

7.Пара утверждений №7 *

Когда я вырасту, я бы не хотел(а) стать начальником.

Когда я вырасту, я мечтаю стать начальником.

8.Пара утверждений №8 *

Я не люблю спорить с другими.

Я не боюсь спорить, потому что это бывает очень интересно.

9.Пара утверждений №9 *

Я иногда не понимаю взрослых людей.

Я всегда понимаю взрослых.

10.Пара утверждений №10 *

Я бы не хотел(а) попасть в сказку.

Я бы хотел(а) попасть в сказку.

11.Пара утверждений №11 *

Я бы хотел(а), чтобы жизнь была веселой.

Я бы хотел(а), чтобы моя жизнь была спокойной.

12.Пара утверждений №12 *

Я медленно вхожу в холодную воду, когда купаюсь в море или в реке.

Я стараюсь как можно быстрее прыгнуть в холодную воду.

13.Пара утверждений №13 *

Я не очень люблю музыку.

Я очень люблю музыку.

14.Пара утверждений №14 *

Я считаю, что быть невоспитанным и грубым плохо.

Я считаю, что плохо быть скучным и занудным человеком.

15.Пара утверждений №15 *

Я люблю веселых людей.

Я люблю спокойных людей.

16.Пара утверждений №16 *

Мне было бы страшно полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом.

Я с удовольствием попробовал(а) бы полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом.

Возраст ребёнка (optional)

Email (optional)Введите Email, если хотите сохранить результаты на почту (рекомендуется)

profchoice.ru

Не всем надо в вуз. Как грамотно помочь ребенку с выбором профессии | Психология жизни | Здоровье

Можно ли с помощью тестов в сети понять, к каким профессиям у ребенка есть склонность, почему не стоит пристраивать любимое чадо в вуз под предлогом «так лучше для тебя» и у каких детей чаще всего возникают проблемы с выбором будущей специальности, рассказывает психолог Мария Меркулова.

1. Представление о себе в профессии, или так называемое профессиональное самоопределение, созревает у ребенка только после 15 лет. Безусловно, это средний показатель, у некоторых оно может формироваться позже. Учитывайте данный факт и не ждите, что ваше чадо уже в три года или даже в 12-13 лет определится с делом всей своей жизни. Не торопите ребенка с выбором. 

2. Проблемы с выбором профессии бывают у детей с несформированным представлением о себе, которые не умеют принимать самостоятельные решения. Увы, часто родители (сознательно или бессознательно) тормозят данный процесс: сами собирают ребенку портфель, будят его в школу, делают вместе со своим чадом уроки и т.д. На самом деле в подобных вопросах достаточно ненавязчивого контроля: например, вы можете периодически проверять, как ребенок собрал портфель (до 9-10 лет это нормальная практика), но не надо делать это за него, аналогичная история с уроками. А еще очень полезно с малых лет спрашивать о том, что ребенок хочет на завтрак, в чем хочет пойти школу или какую книгу почитать ему перед сном, так вы приучаете его делать выбор.

3. Определиться с будущей профессией помогают кружки, даже если ребенок часто их меняет. Для школьников 9-10 лет подобная история естественна, ведь они ищут то, что им действительно понравится. Задача родителей предлагать различные увлечения и наблюдать за процессом. Со стороны обычно можно увидеть, что вашему чаду подходит, что интересно, а что не вызывает особого энтузиазма. В дальнейшем можно использовать эти знания, главное не делайте это агрессивно. Ультиматум в стиле: «Ты же 10 лет занимался в кружке авиа-моделирования, ты должен быть пилотом» — не работает. Просто будьте рядом и в случае необходимости помогайте и подсказывайте, если вас об этом попросят.

4. Во все времена были, есть и будут родители, которые искренне считают, что лучше знают, куда нужно поступать их чаду. Вердикт «ты будешь учиться на инженера» или «ты должен стать юристом» говорит лишь о том, что эти люди не думают о ребенке, а переживают в первую очередь за себя. Они успокаивают свои страхи и тревогу за школьника, ведь по их логике если институт хороший, то они хорошие родители, которые выполнили главную миссию — пристроили дитя. На самом же деле такие люди просто занимаются принуждением, что категорически нельзя делать в любых вопросах, даже в мелочах. Типичная ситуация — родитель пытается надеть на ребенка шапку со словами «так надо», а тот визжит и упирается. Слово «надо» в такой ситуации слабый аргумент, намного эффективней было бы объяснить, почему вы настаиваете на своем решении или предложить альтернативу. Всегда можно заменить ненавистную шапку чем-то другим или пойти в магазин и купить ту, которая понравится ребенку. В случае с вузом и профопределением действуйте по такому же принципу: учитесь принимать чужой выбор, даже если он кажется вам в корне неправильным.  

5. Если ребенок решил не поступать в вуз, дайте ему такую возможность. Допустим, школьник хочет уйти после 9-го класса. Сейчас это не редкость, если учесть тот факт, что многие подростки боятся ОГЭ, экзаменов и того, что их просто будут заставлять много учиться. В данной ситуации нужно просто вместе с ребенком рассмотреть перечень профессий, которые он может получить, если осуществит задуманное. Скорей всего, список будет небольшим, а еще всплывет масса неприятных ограничений. Например, ты можешь стать медсестрой, но, не имея диплома о высшем образовании, не сможешь оперировать людей. Все-таки высшее образование действительно дает больше возможностей реализовать себя в будущем. Это факт. Узнайте у ребенка, готов ли он ограничить себя? Многим такая перспектива приходится не по душе. Бывают ситуации, когда школьник вообще не хочет учиться, в таком случае надо четко дать понять, что единственный вариант развития событий — выйти на работу. Опять же, посмотрите вместе с ним, куда можно устроиться, а главное на какой функционал и зарплату. Это тоже очень хорошо отрезвляет. Многие дети, поработав, например, в ресторанах быстрого питания или еще где-нибудь, понимают, что учиться намного лучше и перспективнее, чем пахать за копейки. В этой связи детям полезно давать возможность устраиваться на подработку, например, летом, без ущерба для учебы.     

6. Не все могут получать высшее образование. Важно трезво оценивать способность ребенка к обучению. С помощью психодиагностики сегодня можно посмотреть, насколько у школьника широкий кругозор, развиты познавательные способности, память, мышление и т.д. Если показатели не очень высокие, зачем мучать его и заставлять поступать в вуз? Со средне-специальным образование тоже можно зарабатывать хорошие деньги, а главное получать удовольствие от своей профессии.        

7.  Не стоит отговаривать ребенка от той профессии, в которой вы работаете сами. Например, артисты или певцы часто не хотят, чтобы дети шли по их стопам. Но отговаривать — бессмысленное занятие. Лучше обсудите все минусы и плюсы, не зря же вы сами когда-то выбрали эту профессию и остались верны ей.  

8. Тесты по профориентированию – отличный способ помочь ребенку выбрать будущее. Но это не значит, что можно взять первое попавшиеся задание из интернета и сделать с его помощью какие-то далеко идущие выводы. Вообще использовать подобные тесты из сети - это практически тоже самое, что верить астрологическому прогнозу, написанному для всех сразу. На самом деле в данном вопросе нужен индивидуальный подход. Без беседы с ребенком и разностороннего тестирования (один тест ничего не покажет) получить какую-то более или менее адекватную картину невозможно. Когда я провожу подобную диагностику, то трачу примерно два часа, и это без написания заключения.

Благодаря подобному анализу можно понять, какие способности есть у ребенка, и в каких профессиях они могли бы лучше раскрыться. Но опять же это не значит, что нужно выбирать только одну профессию. Например, имея склонность к хорошему счету, отличную память, умение работать с цифрами или техникой, человек может стать тем же психологом. Просто ему будет интереснее работать с помощью какого-то технического устройства, например, полиграфа. Подобное тестирование ни в коем случае не ограничивает человека в выборе профессии, а просто подсказывает различные пути реализации.

9. Дети часто не могут сделать выбор, потому что не знают, что их ждет в той или иной профессии, так подскажите им. Казалось бы, все мы понимаем, чем занимается доктор. Но есть врачи, которые работают на «скорой помощи», есть те, кто ведет прием в поликлинике, оперирует и т.д. Несмотря на общее сходство, это совершенно разные сферы деятельности. Хорошо, если у ребенка будет возможность посмотреть на профессию изнутри, для этого есть различные стажировки, или можно прибегнуть к помощи знакомых, которые покажут вашему чаду тонкости того или иного дела.  

10. Дети часто берут пример со своих родителей, и профорентирование в этом смысле не исключение. Если вы с утра до ночи твердите ребенку, что он должен поступить в университет, получить профессию и зарабатывать деньги, а сами в прошлом с трудом окончили девять классов и лежите на диване, вряд ли эти пламенные речи будут иметь успех. Обратите внимание на то, что вы транслируете своим детям своей собственной жизнью и поступками, а не только словами.

aif.ru

8 главных ошибок в выборе профессии для подростка

Кругозор родителей ограничен профессиями прошлого, а возможность дать стоящий совет о будущей профессии — ошибками восприятия. Что в итоге? Печальная статистика: 8 из 10 детей поступают не в те вузы и получают не те профессии. Не желая детям зла, родители планомерно совершают одни и те же ошибки — нередко те же самые, которые совершали их собственные родители и родители родителей… Какие? Давайте разберемся, а заодно подумаем, как их избежать.

Куда мать, туда и дитя 

Ошибка №1. Настаивать на своем выборе профессии для ребенка

Неприятно, когда наше мнение не учитывается: мы хотим одного, а нас настойчиво склоняют к другому, заставляя принять чужую позицию как единственно верную. Мы, взрослые, очень этого не любим. Но при этом считаем, что вести себя так по отношению к собственным детям — нормально и даже правильно. В конце концов, нам же виднее, у нас — опыт!

Пример. Как-то раз я проводила профориентацию для Екатерины, которая, окончив медицинский вуз и поработав врачом, поняла, что настало время менять профессию. Хотите верьте, хотите нет, но из медицины пытаются сбежать часто. Это во многом профессия души и большого желания, помножьте ее на огромный стресс и ответственность — и вот вам «работа мечты».

Екатерина стала врачом по желанию мамы. И папы. А заодно — бабушки с дедушкой. Уже четвертое поколение ее семьи занималось медициной, и никакая другая профессия для Кати не рассматривалась. Она и сама с этой мыслью свыклась: готовилась к меду, поступила, начала учиться… И очень быстро поняла, что «не ее». Но уйти ей, конечно, никто не дал. Ожидания семьи и настойчивое родительское «как это «не хочу», доучишься, и все будет прекрасно» заставили девушку потратить годы на профессию, которая была ей совсем не по душе.

Вращение в узкой профессиональной среде не дает ребенку сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится

Было тяжело, порой невыносимо, но решиться на изменения Екатерина смогла нескоро. Она пришла к нам с тяжелым «багажом»: полным разочарованием в профессии и жизни, а заодно с ощущением беспомощности, которое ни маме, ни папе было не понять. Надо ли рассказывать, как родители восприняли ее решение прекратить врачебную практику?

Так называемые «карьерные династии» вообще несут существенную угрозу. Не поймите меня неправильно: традиции — это хорошо, однако профессиональный кругозор ребенка в такой семье к подростковому возрасту ограничен. Хорошо, если он действительно видит себя в той же профессии, что и мама с папой. А если нет? Тогда это прямой путь к неудовлетворенности жизнью. Вращение в узкой профессиональной среде, которая может ребенку совсем не подходить, не дает ему сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится и в чем он мог бы развиваться и достичь успеха.

Подобные семейные традиции переносят паттерны прошлого из поколения в поколение и в итоге приводят к тому, что дети скованы очень узкими рамками и ограничениями, нагружены целым ворохом профессиональных предрассудков. Еще до окончания школы они уже вписаны в определенные схемы поведения, обучения, начала и продолжения карьеры, которые не менялись годами. В ситуации быстрой трансформации рынка труда (молчу о чисто психологической стороне вопроса) у детей очень высокие шансы оказаться неуспешными.

«Я знаю пароль, я вижу ориентир» 

Ошибка №2. Ориентироваться на «выгодные» профессии прошлого

Лет 15 назад это были психологи, 10 — юристы, 5 — программисты. Знакомый список? Предлагаю продолжить!

Пример. Александра привела к нам на профориентацию сына Костю, студента юрфака. Женщина всю жизнь проработала на простой трудовой должности на производстве, но для сына хотела другой судьбы — успешной, с билетом наверх, из «трудовых» в «интеллигенты». Благо, парень способный. Когда пришло время выбирать профессию, Александра вспомнила, что адвокат — это и денежно, и престижно. И Костя, вроде бы, был не против, его предпочтениям это никак не противоречило, особых пожеланий у юноши не было.

Когда Костя отучился пару лет, он и его мама поняли, что стать «успешным адвокатом» сейчас не так уж просто — рынок переполнен представителями этой профессии, которые пошли на юрфак именно потому, что «выгодно». Переполненный рынок — значит, очень высокая конкуренция и отсутствие гарантий куска хлеба с маслом. Посовещавшись, семья решила Костю «перепоступить». Собственно, за тем они к нам и обратились — чтобы мы помогли найти Косте то дело, которое будет ему интересно и будет востребовано в перспективе.

Помоги себе сам 

Ошибка №3. Не поддерживать выбор подростка, если вы с ним не согласны

К сожалению, многие взрослые до сих пор не понимают, что поддержка и доброе слово творят чудеса и дарят веру в себя, а с верой в себя можно горы свернуть.

Пример. История печальная и немного личная — о человеке, с которым я не просто работала, но и была хорошо знакома. Евгения всю сознательную жизнь хотела писать. Книги, статьи, заметки… Быть известным прозаиком. А может быть, журналистом? Или суровым редактором у руля топового издания? Мир слов и текстов манил, но родители были против. Нет, ну ладно журналистика, это еще куда ни шло. Но Евгения, сразу не определившись, что именно хочет писать, решила получить более общее образование и поступить на отделение русской филологии. У родителей волосы встали дыбом: что это за специальность такая, кого с нее выпускают? Кем ты будешь работать? Учителем в школе? На что ты будешь жить? Как так можно! В общем, ужас, кошмар, паника.

Родители за время обучения дочери своей категоричностью испортили отношения с ней

Родители чуть ли не саботировали сначала поступление, потом учебу. К счастью, Жене хватило веры в себя и собственные мечты, чтобы не опустить руки. А вот ее родителям, увы, серьезно не хватило чувства такта.

Прошло немало времени, и сейчас, глядя на успех Евгении, которая попала в русло и пишет замечательные экспертные статьи о новых технологиях, я испытываю сильнейшее сожаление. Не о ней, а о ее родителях, которые за время обучения дочери своей категоричностью испортили отношения с ней. Не чувствуя поддержки, Женя отдалилась от семьи. Нет, контакт она поддерживает — приезжает в гости в другой город раз в несколько месяцев. Дня на три. И усердно «угукает» в телефон, когда звонят мама с папой. Идет ли речь о близости, о желании открыться родителям, поделиться с ними планами, мечтами, переживаниями? Ответ очевиден.

Будь проще 

Ошибка №4. Выбирать вуз по принципу «куда проще поступить»

Понятно, что всегда нужно ориентироваться на свои возможности, однако это не значит, что нужно идти по пути наименьшего сопротивления и даже не пытаться прыгнуть выше головы, — там, наверху, много интересного.

Пример. Одна из моих любимых историй — о том, как папа не дал Максиму поступить в МГУ. Звучит абсурдно? Если бы! Об МГУ Максим мечтал чуть ли не с детства — главный вуз страны, уровень, чувство причастности и замирание сердца, когда стоишь на пороге здания университета… Максим старался, готовился, планировал поступать. Пока папа не узнал, куда целится сын.

Вместе с вузом попроще юноша получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит

Что было дальше? Совет «быть проще». Где мы, Максим, а где МГУ? Университет для детей элиты. Куда просто так не поступишь, и все по блату. А у нас откуда такие деньги, а, скажи мне, Максим? В смысле — «сдам экзамены и поступлю»? Разве ты не знаешь, как оно там происходит?

Уверенность Максима таяла с каждым днем. Скоро юноша поверил в то, что каждому свое место, и зачем целиться выше — нам и здесь неплохо. И выбрал вуз попроще. Неплохой, но не МГУ. А вместе с вузом попроще получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит: лучшая жизнь — она ведь не для всех. Мы жили так, и ты, дорогой сын, живи так же.

И еще немного 

Ошибка №5. Подстраховывать и оберегать от всех ошибок

Главная задача родителей в меняющихся условиях карьерного рынка — помочь. Не посоветовать, не направить, не указать, не потащить за уши, а поддержать ребенка и помочь ему сделать выбор самому.

Мысль о будущей работе должна сформироваться в голове ребенка, а не родителя. Задача родителя — быть «в команде» ребенка и постараться не нарушить эту связь. В случае ошибки или сложности родитель должен помочь минимизировать последствия, но не убрать их, не предусмотреть заранее или полностью предотвратить. Важно позволить ребенку оступиться, но при этом быть рядом тогда, когда будет нужна помощь или поддержка.

Ошибка №6. Ориентироваться только на свой профессиональный опыт

Обычно родители не мыслят на перспективу просто потому, что, не считая собственной узкой отрасли, не видят других профессий, не отслеживают тенденции рынка, не знают, как и что развивается. Поэтому все, с чем они могут познакомить ребенка, — их собственная сфера деятельности и то, что в массовом сознании считается «перспективными профессиями». Естественно, и то, и другое может совершенно не подходить ребенку.

Ошибка №7. Считать, что психологических тестов достаточно для выбора профессии

Профориентационные тестирования не покрывают всей потребности ребенка в определении будущего пути: они шаблонные, а каждый человек уникален. Мало помогает и профориентация от психологов. Сколь бы важным ни был такой подход как часть целого комплекса действий, ориентироваться только на него — ошибка. Психологи в плане определения будущей карьеры, увы, не помощники. Их задача — разобраться в склонностях, потребностях, интересах и сильных сторонах человека, но они не знают положения дел на рынке и не в курсе тенденций и прогнозов.

Ошибка №8. Не изучать аналитику и прогнозы, не планировать карьеру, не слушать консультантов

Слушать карьерных консультантов стоит хотя бы потому, что они обладают необходимой экспертизой, видят и знают, что происходит на рынке, понимают его тенденции. А значит, могут точнее всего порекомендовать, посоветовать, проконсультировать, предостеречь.

Недавнее исследование выявило, что мы обычно выбираем из 10-15 профессий, о которых более или менее знаем, которые представлены в нашем окружении. А всего профессий более 4000! Многие ли из нас догадываются о таком разнообразии? Карьерный консультант — специалист с самым широким кругозором с точки зрения возможностей и профессий.

А как надо? 

Обратили внимание, что ни к одному пункту я не добавила абзац «решение»? И не потому, что решения нет — просто над ним нужно подумать самим. Начать стоит с того, чтобы понять и принять простую истину: вы как родитель можете (и, скорее всего, будете) совершать ошибки. А значит, нужно определить, какие ошибки вам свойственны. Нужно использовать подход «от противного» и работать над собой. Научите себя слушать и слышать своего ребенка. Позвольте ему самому управлять своей жизнью.

Перестаньте страховать каждый шаг ребенка, и он станет здоровой, успешной, зрелой личностью, человеком, который будет идти по жизни уверенно и будет благодарен за то, что вы помогли ему найти свой путь. И неважно, что в процессе была набита пара шишек, — заживут.

Не пускайте на самотек будущее своих детей, подходите к процессу выбора профессии ответственно

Также очень важно руководствоваться принципом «не навреди», а лучше — «не навязывай» и «не ограничивай». Мир меняется, поэтому навязать ребенку профессию, совершенно не понимая, что будет на рынке труда через 5, 10, 15 лет, значит ограничить его и с большой долей вероятности обречь на неудачу. Уже в момент выпуска из вуза ваш ребенок может оказаться невостребованным и в итоге будет стагнировать вместе с профессией или окажется в ситуации очень высокой конкуренции, поскольку количество рабочих мест в его отрасли будет постоянно сокращаться.

Очень прошу: не пускайте на самотек будущее своих детей, не пренебрегайте возможностями подростковой профориентации с участием карьерных экспертов, подходите к процессу ответственно, и тогда безработица вашего ребенка не коснется.

Об эксперте

Алена Владимирская — хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство».

Читайте также

Куда пойти учиться — вопрос, который возникает чаще у родителей, чем у детей. Современные дети выросли в достатке: ценность денег у них девальвирована. Поэтому и работать надо начинать раньше. Где найти работу, почему родителям не надо давить на детей, и как помочь им определиться с делом жизни, мы поговорили с Аленой Владимирской.

Пожалуй, мало найдется людей, на 100% довольных жизнью. Что мешает ее изменить? Мы уверены, что для этого нужны ресурсы, которых у нас нет. Но, возможно, все куда проще. Лайф-коуч Элиз Сантилли учит устанавливать контакт с собой и реализовывать мечты. Она составила список привычек, которые помогают жить более яркой жизнью.

www.psychologies.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.