Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как правильно выбрать татарскую тюбетейку


Традиционная форма татарской тюбетейки, как орудие борьбы с экстремизмом

В современном российском обществе несколько недооценивается значение тюбетейки, как одного из важных факторов борьбы с террористической угрозой. Форма головного убора, как это не покажется странным, способна указать на потенциального экстремиста, а ношение традиционных татарских тюбетеек, безусловно, ведет к профилактике экстремизма на ранних ее этапах. Тюбетейка, да простят меня братья и сестры за такое сравнение – это, как тест на беременность, который легко позволяет в толпе молящихся выделить и своевременно обезвредить тех, кто несет потенциальную угрозу безопасности нашей Родины.

До сегодняшнего дня этому вопросу, к сожалению, не уделялось должного внимания ни со стороны исполнительных органов власти РТ, ни со стороны мусульманского духовенства. Современные «эксперты по исламу» достаточно глубоко изучили проблематику и успешно внедрили в массы знания о деструктивном влиянии на молодых мусульман: ношения коротких штанов, громкого выкрикивания слова «амин» на коллективной молитве и, что самое важное дополнительного вскидывания рук, во время совершения намаза. В тоже время вопрос влияния головного убора на развитие экстремистских взглядов мало изучен и требует всестороннего анализа.

Говоря о возрождении подлинного татарского ислама необходимо особое внимание уделить внешнему виду и правилам ношения головного убора. Не для кого ни секрет, что в Татарстане в последние годы получили широкое распространение вязанные саудийские перфорированные шапочки, а также тюбетейки, внешне напоминающие татарские, но при этом белого цвета. В тоже время опыт показывает, что за большинством терактов на территории России стоят люди, которые не имели опыта ношения татарских традиционных тюбетеек. Вполне очевидно, что в России необходимо ввести запрет на ввоз, распространение и использование нетрадиционных форм головных уборов.

Стандарты татарской тюбетейки

В этой связи приоритетной задачей для нас становится определение и стандартизация татарской традиционной тюбетейки. Описание деталей конструкции данного изделия - это дело будущего. Оно вполне под силу татарским модельерам, которых можно объединить в какое-нибудь ГУП РТ «НИИ Татарский головной убор». В этой же статье я изложу только фундаментальные основы традиционного татарского головного убора, которые разработаны на основе моих личных наблюдений и многочасовых размышлений.

Основные характеристики татарского традиционного головного убора:

Материал: бархат,

Форма: цилиндрическая,

Высота: 99 мм,

Диаметр: индивидуален и зависит от размера головы конкретного татарина,

Цвета: черный - для рядовых татар, зеленый – для мухтасибов; лиц, проходивших службу в Пограничный войсках ФСБ РФ и лиц, удостоенных звания «Заслуженный татарин РТ».

Думаю, что бархат – это наилучший материал, который традиционно закрепился у татарского народа для этих целей. Высота 99 мм предложена мной не случайно. Во-первых, каждый миллиметр такой тюбетейки будет символизировать одно из 99 имен Аллаха. Во-вторых, более низкая тюбетейка может вызвать дальнейшее развитие комплекса неполноценности у современного татарина, а более высокая, привести к гордыне.

Стоит задуматься и об упорядочении правил ношения двух видов традиционных форм татарских головных уборов: повседневных и парадно-выходных. Повседневные – это простые черные или зеленые тюбетейки, в то время как парадно-выходные тюбетейки должны быть расшиты бисером, золотой нитью или могут иметь другие украшения в соответствии с «Правилами по украшению парадно-входных тюбетеек». Их можно надевать на Курбан-байрам, в месяц Рамазан, на все государственные праздники Республики Татарстан и в День народного единства. Тюбетейки голубого цвета с кокардой имеют право носить мусульмане, прошедшие службу в Воздушно-десантных войсках.

Как я уже отметил выше необходимо придать особый статус тюбетейкам зеленого цвета. Право носить такой головной убор, автоматически получают мухтасибы районов, сразу после своего назначения. Они имеют право нашивать на них изображения красных тюльпанов, олицетворяющих власть и могущество Духовного управления мусульман РТ. Кроме того, гражданские лица из числа татар проходивших службу в Пограничный войсках ФСБ РФ получают это право сразу после увольнения в запас, при наличии при себе военного билета. Председатель ДУМ РТ своим распоряжением может присвоить любому жителю РТ, а также иного региона РФ, гражданину иностранного государства и лицу без гражданства, за особые заслуги по продвижению традиционного татарского ислама почетное звание «Заслуженный татарин РТ» с правом ношения тюбетейки зеленого цвета.

В обычные дни тюбетейка должна быть надвинута на переднюю часть головы и плотно закрывать лоб. В праздничные дни можно разрешить носить ее на затылке таким образом, что бы выглядывал чуб. По моему замыслу он должен демонстрировать лихость и веселый нрав современного толерантного татарина открытого для всего мира.

Методы борьбы с чуждыми формами головных уборов

По пятницам у входа в мечеть необходимо поставить специально-обученных людей с линейками. Они должны выявлять тех, кто носит экстремистские формы головных уборов. Цвет и фасон, а также материал, из которого он изготовлен, они могут определять путем визуального осмотра, а вот высоту при помощи измерительных приборов. Предлагаю этих людей называть «митерче» (образовано от иностранного слова - метр). На первоначальном этапе они должны будут вести разъяснительную работу среди прихожан мечетей о необходимости придерживаться традиционных форм татарской национальной тюбетейки. Далее необходимо будет запретить вход в мечеть людям, носящим чуждые для нас головные уборы. Если все же каким-либо образом подобные лица будут проникать на территорию мечети, разрешить митерче срывать с них нетрадиционные тюбетейки во время намаза. Конфискованные таким образом улики должны строго учитываться и немедленно сдаваться вместе с сопроводительным письмом «куда надо».

Линур Мифтахов,

прихожанин Соборной мечети г. Елабуги

Да удостоит меня муфтий чести носить тюбетейку зеленого цвета!

www.ansar.ru

Тюбетейки – национальная татарская одежда

17:07 , 04 марта 2014

5457

Тюбетейки – национальная татарская одежда

Одним из непременных атрибутов татарской национальной одежды являются головные уборы. Тюбетейка – это старинный национальный татарский головной убор. Название тюбетейка произошло от тюркского слова «тюбе», что обозначает «вершина». По внешнему виду тюбетейка представляет собой небольшую, расшитую узорами шапочку.

Первые упоминания о существовании тюбетеек можно найти еще в глубокой древности. Они встречаются в настенной живописи, в скульптуре, терракотовых статуэтках, в восточной миниатюре 15-16 веков.

Есть мнение, что в Азии тюбетейки появились задолго до возникновения там Ислама. В те давние времена на тюбетейках использовали специальную символику. С приходом же Ислама, роль тюбетейки существенно изменилась. В средние века правоверный мусульманин не мог находиться в общественном месте без головного убора. Именно в то время тюбетейка превратилась в атрибут мужского религиозного костюма, впоследствии получив статус одного из главных его украшений.

Рассматривая образцы древних тюбетеек, относящихся к середине 19 века, нельзя не отметить сохранение старинных художественных традиций и некоторые отличия в вышивке, наличие мелкой архаики.

К середине 19 века тюбетейки получили в Средней Азии довольно широкое распространение и были представлены огромным разнообразием фасонов. Можно было встретить конусообразные тюбетейки, полусферические, плоские и квадратные. В то время правоверные мусульмане накрывали тюбетейку чалмой таким образом, что разглядеть ее можно было лишь наполовину.

В 19 веке женщины также носили тюбетейки, при этом изначально обычай, по которому все женщины должны были носить тюбетейки, был воспринят отрицательно. Существовали также и детские тюбетейки. Ими накрывали головы младенцев в качестве оберега. Детские головные уборы имели конусообразную форму со свисающей тесемочкой и кисочкой на ее конце.
Начиная с середины 20 века прослеживается тенденция изменения формы тюбетейки. Они становятся более разнообразными, а орнамент, украшающий головной убор – выражает местный колорит и фантазии мастериц. Тюбетейки могли быть островерхими и конусообразными, круглыми, полусферическими, четырехгранными, с низким или высоким бортиком, отделанными шелковой или бархатной каймой.

Изготавливались тюбетейки, в основном, из мягких материалов, при этом верхний слой и подкладка прикреплялись мелкими стежками. Тюбетейку часто украшали национальными узорами, выполняя их при помощи бисера, блесток или золотой вышивкой. Некоторые головные уборы не имели дополнительного украшения, так как были изготовлены из бархата. По узору на тюбетейке определяли возраст владельца – молодые предпочитали яркие и сочные оттенки, а люди старшего поколения носили более скромные вышивки.

История появления и развития тюбетейки покрыта многими тайнами, и сегодня дает богатую пищу для развития фантазии исследователей. С тюбетейками связаны различные предания и поверья, но сегодня все чаще забывается истинное значение языка узоров на тюбетейках. Тем не менее, до наших дней сохранились и древние вышивки, которые позволяют старинному татарскому убору радовать глаз современников.

Вы можете приобрести тюбетейки в нашем магазине

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»

Как татар тюбетейка объединяет

Фото: Бем Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».

Народный маркер

В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.

Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.

Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.

Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.

Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.

Распространенный тип — каляпуш

Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.

Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.

Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.

«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.

Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.

При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.

Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге

Турецкие веяния

Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.

К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.

Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».

То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).

Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваемой. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский костюм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист интернет-газеты «Реальное время».

realnoevremya.ru

Как татар тюбетейка объединяет - Изготовление тюбетеек в Казани под заказ — ЖЖ

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»
07:00, 24.08.201

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».

Народный маркер
В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.
Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.
Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.
Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.

Распространенный тип — каляпуш
Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.
Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.
Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.


«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.

Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.
При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.

Турецкие веяния
Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.
К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.
Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».
То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).

Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваемой. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский костюм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.

Дина Гатина-Шафикова
http://realnoevremya.ru/today/40670

tubetey.livejournal.com

национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия — Реальное время

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 1

Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.

Новый тренд — этностиль

Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.

Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.

Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.

Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?

Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.

Общемусульманские и национально-татарские тенденции особенно ярко проявляются в женской одежде

Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин

Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.

В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.

Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги

Разворот на Tatar style

В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.

Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде

Проводники национальной культуры

Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.

Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.

Дина Гатина-Шафикова, иллюстрации предоставлены автором

Справка

Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы – сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

realnoevremya.ru

Тюбетейки со всего Таджикистана. Рассказываем об особенностях национального головного убора

Тюбетейка - главный национальный головной убор не только нашей страны, но и среднеазиатских народов. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой.

Каких только тюбетеек не встретишь на прекрасных девушках нашего Душанбе. А какие тюбетейки у наших невест на свадьбах! Одна краше другой! В период замужества девушки с особенной любовью проникаются к ним и носят их 40 дней после свадьбы.  
 

Рассказываем о мужских и женских тюбетейках разных регионов страны.

Само название - "тюбетейка", произошло от тюркского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновения металлического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов. 

Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена. Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом, из какого региона, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки.


Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно. Тюбетейки носят как женщины, так и мужчины. Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой.

Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек. На свадьбе без тюбетейки не обходится и жених. Для него это означает переход к более зрелому периоду жизни. Надевая тюбетейку на голову молодых людей, старейшины благословляют их.


В Центральной Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда ислама. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, до самых бровей. 

По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой "третий глаз". А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом. Конусообразные головные уборы распространены на востоке страны, в Раштской долине.


 Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее. 

Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях. 

До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнать бадахшанские тюбетейки. 

На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных.

У тюбетеек есть и практичная функция. Климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода. А во время сна служат ночным колпаком. На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до трех, в зависимости от узора, который вышивается вручную. 

Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения. Цены на тюбетейки в последние годы значительно выросли. Стоимость головных уборов составляет от 20 долларов и выше.

Правильная форма и симметричные узоры тюбетейки дают богатую пищу для фантазии исследователей: кто-то видит в миндалевидном орнаменте не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона (считается, что именно на этом сроке у зародыша появляется душа), кто-то считает, что конусообразные тюбетейки служат для связи с космосом, а кто-то всерьез полагает, что носит на голове подобие королевской короны. 

Что из этого правда, пусть каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор имеет огромное значение в жизни мусульманина - несомненный факт.

limu.tj

Татарская тюбетейка | Страна Мастеров

 

Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен.

Существовали и детские тюбетейки. Их надевали на головы новорожденным младенцам в качестве оберега. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце.

С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке.

Особенность татарским тюбетейкам придает способ скрепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника: между рядами стежков закладывался шнур или скрученный конский волос. В результате на внутренней стороне получалась ребристая поверхность.
   Во второй половине 19 века у татар имелось два вида тюбетеек: в первом случае она кроилась из четырех клиньев, во втором - из твердого околышка и плоского верха.
Первый тип тюбетеек - более ранний, второй более поздний, получил распостранение в конце 19 - начале 20 века. Тюбетейки обоих типов носили мужчины всех возрастов. Использование при пошиве разнообразных тканей и орнаментов позволяло создавать огромное количество вариантов тюбетеек, каждый человек выбирал себе тюбетейку по вкусу. Хотя яркие, вышитые предназначались в основном молодежи, а более скромные, а часто и не вышитые, людям более старшего возраста.

 

 

stranamasterov.ru

Исследовательский проект "Тюбетейка- элемент национальной одежды мусульман"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 61»

тема проекта

«Тюбетейка- элемент национальной

одежды мусульман»


Работу выполнила:

Уланова Амира

ученица 2 класса Б

Руководитель работы:

Ахмедова Н.Р.

учитель начальных классов

г.Ульяновск, 2018

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

1.1.История появления тюбетейки

1.2.Разновидности тюбетеек

2.Практическая часть

2.1.Исследование №1

Исследование магазинов.

2.2.Исследование № 2

Социологический опрос.

2.3. Изготовление тюбетейки

3.Заключение

Словарь терминов

Библиографический список

Приложение (Презентация )

Введение

Я родилась в городе Ульяновске в русско- татарской семье. Мы часто бываем в гостях у бабушки и дедушки по маминой линии на различных национальных праздниках. Меня всегда привлекала красота и оригинальность головного убора гостей- тюбетейки. Тюбетейка – единственный элемент татарского костюма, сохранившийся на сегодняшний день. Поэтому я решила об этом узнать подробнее и написать исследовательскую работу «Тюбетейка- элемент национальной одежды мусульман»

Практическая значимость работы. Изучение данной темы обогащает знания о культуре татарского народа, прививает любовь к родному краю. Моя работа может иметь практическое применение при проведении классных часов.

Цель проекта:

Провести исследование по истории тюбетейки, выявить значение

тюбетейки для мусульман.

Задачи:

  • изучить историю появления тюбетейки;

  • описать и выделить особенности и разновидности тюбетейки;

  • выяснить, что знают ребята о тюбетейках.

Гипотеза работы:

Исследование национального костюма, а именно головного убора- тюбетейки, делает меня частью татарского народа, его культуры.

1.Теоретическая часть

История появления тюбетейки

Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка.

Значение слова «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе на русский язык означает «вершина». Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Мусульманам не положено было выходить из дома с непокрытой головой, и чтобы соблюсти это правило, мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками. Постепенно тюбетейка становилась и главным украшением костюма. Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток ».

Разновидности тюбетеек

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:

мужские

женские

для детей

для стариков


Существовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Самая распространенная мужская тюбетейка – темная с белой вышивкой узоров. Эта тюбетейка – обязательный атрибут для мужчины на торжественных мероприятиях. Ее символика очень интересна: четыре причудливых, вышитых белыми нитями, узора – это стручки острого перца . В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы, поэтому стручки перца вышивают на тюбетейках. Четыре части тюбетейки также представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость.

Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи.
Тюбетейки- каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки.

Калфак — древний женский татарский головной убор

Форма, размеры, орнаменты калфаков постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.


2.Практическая часть

Исследование №1.

В ходе моего исследования меня заинтересовал вопрос, продаются в магазинах города Ульяновска тюбетейки. Для этого я посетила несколько магазинов в нашем городе: «Альянс», «Энтера», мусульманский магазин «Иман»

Вывод:

Татарскую одежду в торговых центрах я не увидела. А в частном магазине «Иман» продавали продукты, литературу на татарском языке, одежду и конечно тюбетейки.

Исследование № 2.

В процессе написания работы я решила выяснить, что знают ребята нашего класса о головном уборе- тюбетейке. Для этого я провела опрос, в котором предлагалось три вопроса. В опросе приняло участие 26 человек.

Результаты опроса внесены в таблицу.

п/п

Вопросы

Ответ

Да

Нет

1.

Приходилось ли вам видеть татарский головной убор-тюбетейку.

26

0

2.

Какие тюбетейки существуют?

10

16

3.

Хотелось ли вам узнать об этом больше?

21

5

Технология изготовления тюбетейки.

Я выполнила эскиз головного убора. По этому эскизу мы сшили тюбетейку.

Для изготовления тюбетейки я приготовила бархат бордового цвета, драповую и хлопчатобумажную основу для подкладки, нитки.

С припусками на шов подготовленную выкройку кладем на бархат так, чтобы долевая нить располагалась по косой линии и прошиваем. Затем сшиваем подкладку и основу. Для оформления я использовала готовую растительную композицию и стеклярус.


Заключение

В результате подготовки проекта я узнала много нового. Мне было интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Я могу с гордостью сказать, что я частица татарского народа.

Библиографический список

1.История костюма. Стили и направления. Под редакцией Э. Б. Плаксиной. Издательский центр «Академия», 2004

2.Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до 19 века. Издательство «Просвещение» Москва,1976

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/Tюбетейка

4.Интернет ресурсы.

Словарь терминов

Тюбетейка- мужской головной убор. Существовали два основных вида татарских тюбетеек-такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Такыя по форме схожа с вязаной шапкой , сшитой из четырех частей. Каляпуш с твердым краем и плоским верхом популярен по сей день.

Калфак- женский головной убор. Форма, размеры, орнаменты калфаков постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер.

Такыя- вид татарской тюбетейки полусферической формы.

Каляпуш-вид татарской тюбетейки в форме усеченного конуса.

infourok.ru

Татарские тюбетейки

15:42 , 29 марта 2014

5583

Татарские тюбетейки

Тюбетейка – головной убор, национальный атрибут, без которого не обходится ни один современный татарин. Из простого элемента мусульманской одежды тюбетейка довольно быстро перешла в разряд светского головного убора. Носят тюбетейки даже те люди, которые не соблюдают религиозные обряды, но глубоко чтят национальные традиции.

Само название тюбетейки происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе обозначает «вершина». Вместе с сохранением общих черт, каждую тюбетейку отличает уникальный почерк создавших ее мастеров. Орнаменты, создаваемые на этих головных уборах, также требуют особого внимания, потому что имеют символическое значение.

С древних времен тюбетейка – неотъемлемый атрибут национальной одежды. Это не только головной убор, но и определение человека верующего, благовоспитанного, скромного и живущего по строгим правилам. В отличие от современников, древние люди носили тюбетейки не на макушке, а полностью прикрывали ими лоб, до самых бровей.

Помимо религиозной у тюбетеек есть и практичная функция. Как известно, климат народов Средней Азии довольно жаркий. Именно в таком климате тюбетейки из х/б ткани отлично защищают голову от палящего солнца.

Шьют татарские тюбетейки чаще всего из мягкой материи, при этом существует определенная особенность: подкладка прикрепляется к верху мелкими стежками, в результате чего внутренняя сторона оказывается ребристой. В старину между стежками закладывали скрученный конский волос или шнур.

Тюбетейки всегда рознились в зависимости от материальной обеспеченности татарина и указывали на статус и социальную принадлежность того, кто ее носил. Например, тюбетейки, расшитые золотом, носили только представители аристократического сословия или люди, которые за какие-то заслуги были удостоены такого ценного подарка.

Орнамент на тюбетейках отличается в зависимости от возраста ее носителя, традиций и умений мастериц, создающих его. Люди старшего возраста носят более скромные и сдержанные в цветовой гамме головные уборы, в то время как молодежь предпочитает яркие и сочные оттенки, а также необычные узоры.

Несмотря на наличие подобных головных уборов у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые делают ее узнаваемой во всем мире.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Тюбетейка - национальный головной убор

11:46 , 05 сентября 2014

41531

Тюбетейки - символика и история происхождения

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

Символика тюбетеек

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Islam-today

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Чем мужская тюбетейка отличается от женской

Дизайнер современной одежды для никаха Гузель Валишина рассказала о моде и традициях на фестивале современной татарской культуры «Пэчен базары».

 

Богатые наряды, затейливые украшения, оригинальные букеты, каллиграфия, танцы, музыка и даже юмор – все это было представлено сегодня на фестивале современной татарской культуры «Печэн базары». Из-за дождя все это буйство красок переехало под крышу ДК «Энергетик», хотя предполагалось развернуть выставку-продажу, мастер-классы и выступления спикеров на набережной Тукая. Но обаяния это мероприятие, которое было организовано культурным центром «Эврика» под эгидой всемирного форума татарской молодежи, совсем не потеряло.

 

Выбор продукции был большим

 

На выставку-продажу пришло много челнинцев, хотя погода заставила перенести ее место

 

В  программе базара прошли интересные лекции. Гузель Валишина, дизайнер и владелица студии «Хыял» рассказала о современных нарядах на никах. Известный в Челнах владелец эвентагентства и бывший КВНщик Рамиль Агдеев общался с челнинцами на тему сохранения татарского языка через современный юмор. На первом этаже можно было взять мастер-классы по татарским танцам, разновидностей которых оказалось очень много. И, конечно, трудно было уйти с «Печэн базара», не купив хоть небольшой сувенир, сделанный с любовью мастерами народно-прикладного творчества. 

 

На 1 этаже ДК "Энергетик" шли мастер-классы 

 

«Челниниские известия» пообщались с дизайнером Гузель Валишиной, чтобы понять, что мастера вкладывают в понятие «современная татарская культура».

 

«Я начала шить наряды на никах примерно пять лет назад. Тогда в этой сфере преобладала мода, принесенная нам из арабского мира, Турции, а хотелось, чтобы наши девушки выходили замуж, в платьях, в которых присутствует наш, татарский колорит. Начала разрабатывать дизайны для нарядов и поняла, что его очень хорошо воспринимают клиентки. Людям хотелось на таком мероприятие как никах выглядеть одновременно модно, но и не забывать татарские традиции. Именно это и есть современная татарская культура – бережное отношение к истории, которая на наших глазах становится современностью», – говорит Гузель Валишина.

 

Гузель Валишина - изсветный в Челнах дизайнер национальной одежды 

 

Она говорит, что сейчас в моду входят красивые тюрбаны и даже короны для никаха. Кстати, люди среднего возраста с настороженностью относятся к этому, а вот женихи и невесты просто в восторге от такого роскошного украшения.

 

«В исламе считается, что женщина в своей жизни может только несколько раз нарядиться – на свой никах и на рождение детей. Но современная татарская девушка, конечно, может позволить себе выглядеть прекрасно не только в эти дни», - уверена дизайнер.

 

Кстати, Гузель Валишина - профессиональная портниха, с детства любила шить, к этому занятию ее приучила бабушка. Когда-то дизайнер много работала на вышивке тюбетеек, именно это занятие и подтолкнуло к созданию собственной студии. 
Она считает, что тюбетейки давно стали символом татарского народа, но часто можно увидеть, как продают китчевые вещи, грубые сувениры, далекие от канонов красоты этого вида одежды. 
«На настоящей тюбетейке не нужно вышивать мечети, привносить в них слишком много современного, это же традиционная вещь. Красивый национальный узор – вот украшение этого головного убора. Мужские тюбетейки могут быть украшены орнаментом по всей окружности, но он должен быть более строгим. А вот женские тюбетейки вышивают только спереди, зато узор может быть более ярким, в нем больше бисера», - поделилась мнением Гузель.         

 

Фестиваль «Печэн базары» будет идти до самого вечера, поэтому если вы хотите приобрести интересную вещь ручной работы, поторопитесь.  

 

Caption


 

Caption

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

chelny-izvest.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.