Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать цепь для велосипеда 24 скорости


Велосипедная цепь. Устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи

Отредактировано: 02.05.2019

Мы начинаем серию статей о велосипедной цепи.

Сначала рассмотри их устройство и типы, маркировку, а так же как правильно подобрать ширину и длину цепи.

В следующих статьях будут рассмотрены вопросы износа цепи, как его измерить и уменьшить, как правильно снимать велосипедную цепь (с помощью такого инструмента как выжимка цепи и без нее), а также как и чем мыть и смазывать велоцепь (после активных покатушек по грязи и мойки велосипеда, а так же при его подготовке к зимнему хранению).

Итак, начнем.

Велосипедная цепь – элемент трансмиссии, передающий силу ног велосипедиста на заднее колесо.

Она позволяет преобразовать мускульную силу человека в энергию движения и передает 95-98 процентов от усилий ног, прилагаемых к педалям.

Устройство велосипедной цепи и ее типы

Цепь состоит из звеньев. Каждое звено состоит из двух полузвеньев: внутреннего и внешнего. Полузвенья еще называют «шагом цепи» и скрепляются между собой специальным элементом – пином, на который одевается ролик. За ролик цепляется зубья звездочек.

Все велоцепи, кроме халфлинк (Half-Link), состоят из двух видов звеньев: внутренних и внешних.

У всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2" или 12,7 мм. Часто полузвено называют просто "звеном"

Это связано с одинаковым шагом зубьев на всех звездочках. Удалять или добавлять можно только по целому звену, т.е. длины велоцепей кратны дюйму. 

Это не касается только халфлинк (Half-Link) цепей. У них можно менять по одному звену, длина которого 1/2" (12,7 мм.), что позволяет более точно подбирать размер цепи. Но об этом мы поговорим ниже.

Ширины у цепей разные и зависят от её типа и количества звезд в кассете. Ширина велоцепи измеряется между пластинами внутреннего звена.

 

 

Цепи бывают нескольких типов

1. Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)

Как видно из названия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на детских и подростковых велосипедах, а так же у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит внутри задней втулки.

   

Цепь на односкоростном велосипеде

Цепь на планетарной втулке

 

Single-speed цепь при грамотной эксплуатации практически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде представляет собой прямую линию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как в случае с многоскоростными велосипедами.

Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и жестких пластин, подвергают термической и химической обработке для увеличения износоустойчивости.

Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более крепко ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.

Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена, от 8.7 до 11.0 мм.

Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной – нет потерь энергии на преодоление трения, возникающее при её изгибе.

2. Цепь для многоскоростных велосипедов

Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он позволяет цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше). Еще они обычно меньше по ширине, так как толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.

Обратите внимание, что зубцы звезд кассеты и передних звезд на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а приблизительно на половину. Их зубцы ниже, так как цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.

В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к быстрому износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в системе) звезд. Приведем эти варианты еще раз:

   

 

Цепь многоскоростного велосипеда практически всегда имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и приводит к износу элементов трансмиссии: цепи, передних и задних звезд.

Так же как и предыдущий тип состоят из внутренних и внешних звеньев.

3. Облегченные велосипедные цепи.

У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.

Они часто легче своих стандартных собратьев на 20-25 процентов, однако и дороже при меньшей прочности. Используются велосипедистами, которые борются за каждый грамм лишнего веса. В основном это гонщики.

В силу конструктивных особенностей такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.

4. Велосипедные цепи Халфлинк (Half-link)

Цепи с одним повторяющимся звеном называются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено).

Здесь особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья одинаковые. При этом длина звена составляет 1/2" (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. можно укорачивать по одному звену. Однако опыт эксплуатации показывает, что из-за особенностей конструкции, они чаще рвутся и сильнее растягиваются.

Как правильно установить Half-link цепь на велосипед.

При замене Халфлинк цепи нужно помнить о направлении ее движения – широкая часть звена по направлению к рулю.

 

Замки велосипедной цепи

Цепи разных производителей отличаются типом соединения. Есть цепи с соединительным звеном, а есть без него. Например, велоцепи таких производителей как Shimano и Campagnolo идут без соединительного звена. SRAM и KMC наоборот, производят цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink). С их помощью её гораздо проще устанавливать и снимать с велосипеда.

Если на Вашем велосипеде установлена цепь без такого замка, то сейчас в магазинах можно купить отдельно замки и использовать их у себя. Только выбирайте замок, подходящий по ширине именно для Вашей цепи.

Замки односкоростных и многоскоростных цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без специального устройства, называемым выжимкой цепи. 

 

 Из каких материалов изготавливают велосипедные цепи

Характеристики цепи, такие как долговечность, вес, прочность, коррозийная стойкость зависят от:

  • материала, из которого она изготовлена,
  • поверхностной термической и химической обработки,
  • от наличия специального напыления или покрытия.

Изготавливают все цепи из различных марок сталей.

Визуально и ориентировочно о качестве цепи можно судить по ее цвету. Цепи относительно низкого качества имеют желтоватый отлив. Если боковые пластины черного цвета, то это черненый и вороненный металл, что уже лучше, но, в общем, то же низкое качество. Цепи среднего уровня белые и блестящие - это никелированные цепи. Самые высококачественные имеют матовый серый цвет.

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка цепи содержит все данные о ее геометрических параметрах.

Обычно она содержит 2-3 строки.

Например:

   1/2" x 3/32" – 116 links

   Pin length  7,3 mm

Что означают цифры в маркировке цепи:

  1. 1/2" – Шаг цепи. Полдюйма 12,7 мм. Как уже говорилось выше, он одинаков у всех велоцепей.
  2. 3/32” – Внутренняя ширина. Это расстояние между пластинами внутреннего звена. Оно напрямую связан с толщиной звезд системы и кассеты. Естественно, что если звезды широкие, то тонкая цепь на них не сядет.

    Обычно эти размеры следующие:

    1/8" (3,18 мм) – это общепринятый стандарт цепей для синглспидов (односкоростные байки), Freestyle, BMX и байков с планетарной втулкой. Например: «Тяжмаш», «Ditton».

    3/16" (4,76 мм) – более старый стандарт цепей для односкоростных велосипедов

    3/32" (2,38 мм) – для кассет с 6, 7, 8-ю звездами. 6, 7, 8, 18, 21, 24 скорости.  

    11/128" (2,18 мм)– для кассет с 9, 10 звездами.

  3. 116 Links – количество звеньев в цепи. О длине цепи более подробно рассказано в статье «Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи»
  4. Pin length 7,3 mm. Это наружная ширина цепи или длина пина. Он связан с расстояниями между звездами кассеты и системы. Если цепь шире, чем это расстояние, то соседняя звезда большего диаметра будет мешать цепи встать на место при переключении передач.

Есть еще такой параметр как «Предел прочности на разрыв». Например, 820 кгс. Это значит, что для разрыва цепи, нужно приложить силу, эквивалентную 820 кг.

Для быстрого перевода дробных или десятичных долей дюйма в мм можно воспользоваться соответствующими таблицами здесь. 

Если на цепи или замке нанесена надпись 8S, 9S, 10S, 11S - значит эта цепь рассчитна на 8, 9, 10 или 11 скоростей.

Ширина велосипедной цепи

Современные многоскоростные велосипеды имеют разное количество передач, зависящее от количества звезд как спереди в системе (ведущие звезды), так и сзади в кассете (ведомые звезды). Чем больше звезд в кассете, тем меньше между ними расстояние и меньше ширина рамок переднего и заднего переключателей скоростей. Для определения необходимой ширины цепи нужно знать количество звездочек на кассете.

Ширина многоскоростных цепей зависит от количества звезд в кассете и приведена в таблице:

 

О том, как правильно подобрать длину велоцепи (сколько в ней должно быть звеньев) для односкоростного велосипеда или для модели с переключением передач рассказано в статье "Как правильно определить длину велосипедной цепи".

Как правильно выбрать велосипедную цепь?

Прежде всего, посмотрите на маркировку цепи, установленной на велосипеде и ищите подобную.

Маркировка цепей популярных производителей приведена на картинке в таблице ниже. У цепей Campagnolo количество передач указано в названии в явном виде.

Производители определяю качество своих цепей маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число в маркировке, тем лучше качество. Цепи КМС делают разной окраски— самые лучшие окрашиваются в золотой цвет.

В последние годы Shimano производили цепи следующих типов:

  • Super narrow HG, предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-11 звезд,
  • HG (Narrow HG) на старые кассеты на 6-8 передач
  • IG (Narrow IG), предназначенные для кассет на 8 и 7 звезд.
  • Цепи на односкоростные велосипеды

Иногда на самых дешевых велосипедах, укомплектованных трещетками Shimano класса Tourney, также встречаются цепи UG-30 или UG-50 на 5-7 звезд. Цифровой индекс в маркировке, например IG-51, говорит о классе цепи: чем больше число, тем она лучше и дороже.

В цифровом индексе цепей SRAM закодирована информация о количестве передач – первая цифра, и о классе цепи – вторая и третья цифра. Например, PC-991 рассчитана на 9 звездную кассету. 91 – класс цепи.

Фирма SRAM выпускает цепи на 11,10, 9, 5-8 передач.

Цепи для односкоростных велосипедов ставятся только на них. Не пытайтесь их поставить на многоскоростной велосипед, да она и не влезет.

Поставить цепь, рассчитанную на меньшее количество звезд на кассету с большим количеством звезд нельзя. Более широкая не поместиться между звездами.

Велоцепи на 7 звезд можно поставить на 7-ми, 6-звездные кассеты, но нельзя ставить на односкоростные велосипеды.

Рассчитанную на 8 звезд можно поставить на 8-ми и 7-звездные кассеты.

Цепь на 9 звезд можно поставить только на эту же кассету – на 9 звезд.

Предназначенные на 10 и 11 звезд в кассете, можно ставить только соответственно на 10 и 11 звездные кассеты. Велоцепи Campagnolo и Shimano на 10 звезд между собой несовместимы. 

Десятискоростные велоцепи KMC и Mavic совместимы с обоими стандартами.

Естественно, следует учитывать и финансовый аспект. Фирменная продукция стоит недешево. Однако, современные китайские велоцепи, значительно более дешевые, по качеству не всегда сильно отличаются от фирменных изделий. Иногде дешевле поменять несколько китайских цепей, чем переплачивать за фирменную, тем более, что большинство из них производят все-равно в Китае.

Наиболее популярные производители велосипедных цепей 

Shimano – знаменитая японская фирма - один из лидеров в производстве велоипедных деталей.

Compagnolo – итальянский производитель, изготавливающий качественные, но недешевые цепи и другие велозапчасти.

SRAM – американская фирма. 

KMC – тайваньская компания, вот уже более 30 лет производящая цепи не уступающие по качеству Shimano и SRAM но по более доступным ценам.

Wipperman – немецкая фирма. Как всё немецкое славится качеством и надежностью, но и высокой стоимостью.

Отдельно хочется сказать об отечественном производителе "Тяжмаш". Его продукция предназначена для односткоростных велосипедов и является аналогом старых советских цепей (с эмблемой "Сделано в СССР"). Так же, как и 30-40 лет назад, они изготавливаются из высокоуглеродистой стали, значительно уменьшающей износ трущихся деталей. Обладают высокой прочностью, выдерживая усилие на разрыв в 1100 кг. Им не страшны рывковые нагрузки и удары при падениях. Они практически вечные, при том что значительно дешевле своих зарубежных аналогов, даже китайских.

Видео Как делают велосипедные цепи 

Что еще можно почитать о велосипедных цепях:

  1. Как правильно мыть и смазывать велосипедную цепь
  2. Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велоцепи.
  3. Как уменьшить износ велосипедной цепи
  4. Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи
  5. Как снять цепь с велосипеда. Выжимка цепи - что это такое и как ей пользоваться.
  6. Как защитить брюки, юбки, пальто и плащи от попадания в цепь велосипеда
  7. Как поставить слетевшую цепь на велосипеде
  8. Защита велосипедной цепи и звезд. Рокринг.

www.sportek.in.ua

Как выбрать цепь для велосипеда с замком (её натяжение, длина, защита)

Время чтения: ~7 минут Автор: Михаил Скворцов 280

Когда речь заходит о современных цепях, многие утверждают, что производство их страшно испортилось. Перенос заводов в Китай привёл к тому, что приходится менять цепь для велосипеда каждый сезон, а то и чаще. Однако подобные высказывания происходят от малых знаний.

Выпускаемые сейчас запчасти серьёзно превосходят советские аналоги, а своевременный уход за байком увеличивает срок службы деталей. «Секрет» в том, что на скоростном велосипеде сейчас у звёзд зубья едва доходят до середины цепи, чтобы она могла перескакивать по «команде» переключателя, что приводит, вместе со сложными комбинациями скоростей, к сильным перекосам цепи. А работа с перекосами повреждает всю трансмиссию.

Появление и конструкция цепи

Для начала рассмотрим, откуда появилась цепь и как она устроена.

История появления и развития

Если первые модели байков были скорее «беговелами», то полноценная конструкция велосипеда с цепным приводом появилась лишь к 1870-м, а заняла лидирующее место лишь к концу XIX века, когда появилась калёная сталь. До этого материалы были слишком ненадёжными, а условия производства не позволяли сформировать звенья, которые будут работать долго под большой и нестабильной нагрузкой.

Были эксперименты с прямым приводом на колёса с помощью шестерён, долго исследовались возможности ремённого привода. Однако к началу XX века сегодняшний стандарт «взял своё», и практически все выпускаемые велосипеды по конструкции отличались от современных лишь отсутствием передач. Передачи появились в 1950-х годах на спортивных велосипедах, и лишь через 30 лет завоевали массовый рынок.

Цепи применяются повсеместно и не только в велосипедах. Разные размеры, типы, формы, количество лент – прогресс не стоит на месте, и их изготовлением занимаются огромные заводы, – что, конечно же, идёт на пользу качеству и стоимости данной детали для велосипеда.

Типы цепей

Стандарты выделяют следующие виды велосипедных цепей по общей конструкции:

  • роликовые – внутри звеньев небольшие ролики. Такой тип износоустойчив, но применяется редко, так как дорог в изготовлении;
  • втулочные – аналогичны роликовым, но вместо отдельной детали сквозь звено проходит прямая втулка. Подавляющее число велосипедных цепей – данного типа;
  • зубчатые – используются только в экспериментальных байках, пришли из промышленного производства.

Кроме того, по способу соединения звеньев:

  • обычная велоцепь – звенья можно соединить через одно, попеременно чередуясь. Для обычных велосипедистов лучше всего выбрать этот тип;
  • халфлинк (half link, половина звена) – последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Велосипедная цепь устойчива к динамическим повреждениям и ремонтопригодна, но при длительном использовании быстро растягивается, ведь число «ослабленных» элементов вдвое больше, чем у обычной. В таких цепях почти всегда ставится замок.

Многие производители вводят свои уникальные размыкающие звенья (замок), которые позволяют быстро снять цепь. Сколько звеньев такого плана есть, сложно сказать, каждый производитель продвигает свой стандарт, часто появляются новые. Устоявшейся классификации нет.

Если длина цепи может быть легко изменена добавлением и выключением звеньев, не стоит забывать, что существуют несколько типов цепей, различающихся по ширине.
Для велосипедов стандартом стало следующее деление:

  • На 7-8 скоростей – достаточно широкие, стандартные;
  • На 9 скоростей – уже, обычно поставляются под конкретные сборки, могут использоваться (с некоторыми оговорками) для 7-8;
  • На 10 скоростей – узкие цепи, не могут использоваться с другим набором звёзд.

Использование неправильной комбинации цепи попросту опасно. Например, цепь на 7 звёзд застрянет в дорогом переключателе на 10 скоростей. Она же будет цеплять звёзды на барабане, чем помешает нормально передвигаться и моментально убьёт трансмиссию.

Износ цепи

Главное, что должно беспокоить велосипедиста, – это износ. Как уже было указано, современные горные велосипеды очень требовательны к надёжности и износ цепи велосипеда неизбежен. Главное – это предотвращать серьёзный износ правильным уходом, регулировать все элементы трансмиссии. О том, как сделать это своими руками, читайте в отдельной статье про чистку и смазку цепи. Правильно установить цепь на место и выполнить ее регулировку тоже обычно не составляет особого труда.

Для снижения износа служат и некоторые аксессуары, например, успокоитель цепи или внешняя защита цепи в виде закрытого кожуха. Очень важно и натяжение. Оно не должно быть слишком маленьким, тогда провисание и приведёт к быстрому выходу из строя всей трансмиссии, но и должно быть достаточно большим, чтобы скорости могли переключаться. Стоит потратить время, чтобы хорошо настроить натяжение.

Определение износа

Многие определяют износ «на глазок». К сожалению, «глазок» практически любого человека не способен вычленить катастрофические для состояния цепи и звёзд изменения.

Очень часто за маркер берут длину 24 звеньев стандартной цепи. Длина этого отрезка должна быть 12 дюймов или 304.8 миллиметра. Небольшая таблица для понимания состояния:

Удлинение, мм % Состояния
До 1.5 < 0.5 Норма
1.5-2.5 0.5-0.8 Износ, под замену
2.5-3 0.8-1.0 Серьёзный износ, проблемы с переключением передач после замены
3 и более > 1.0 Фатальный износ, потребуется замена всей трансмиссии вместе с кассетой

«На глаз», если инструментов для измерения рядом нет, определить растяжение можно, приложив цепь к самой большой звезде. Лишние миллиметры будут заметны.

Три цепи

Можно по-разному определять, когда менять цепь. Многие ездят на одном комплекте со звёздами 5-10 тысяч километров, после чего полностью меняют трансмиссию. Другие покупают новую цепь на велосипед каждые 1000 км, чтобы сохранить звёзды в хорошем состоянии.

Золотой серединой между этими способами является «правило трёх цепей». Следует подобрать 3 одинаковых модели, менять которые стоит каждые 500 километров, таким образом, чтобы износ равномерно по ним распределялся. Благо, снять цепь очень просто, используя современный замок. Такой способ позволяет не только сберечь все детали трансмиссии, но и «пробегать» без проблем много тысяч километров.


Измеритель износа цепи от BBB

Модели и выбор

Выделяют нескольких производителей:

  • Shimano и SRAM – два лидера практически по всем комплектующим, у каждого есть свои фанаты, но выбрать однозначного лидера невозможно. Предлагают большой ассортимент, закрывающий все модели велосипедов. SRAM первые сделали цепь с замком, а Shimano применили сухую смазку. Конкуренция помогает велосипедистам.
  • Compagnolo – итальянская крупная фирма, сотрудничающая со спортивными командами, их велосипедные цепи очень качественны, фирма много вкладывает в разработку новых элементов, в их продукции часто встречаются уникальные новшества (замки, покрытия, смазывающие канавки, приёмы против растяжения).
  • KMC – тайваньский производитель, работающий больше 30-ти лет. Производит аналоги Shimano и SRAM по доступным ценам.
  • Wipperman – немецкий производитель, редкий гость в российских магазинах из-за высокой цены. Любим многими профессионалами.

Заключение

Цепь – несложная часть трансмиссии горного велосипеда, используется уже почти полтора века. Современный режим эксплуатации привёл к тому, что эта деталь стала скорее расходным материалом при активном катании и, мало того, влияет на состояние переключателей и звёзд. Чтобы избежать проблем, следует правильно выбирать цепь, регулярно её обслуживать и менять. Все операции по монтажу и настройке несложно выполняются своими руками без привлечения механиков или иных специалистов.

загрузка...

velofans.ru

Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи

Отредактировано: 13.06.2016

В предыдущей статье был рассмотрен вопрос об устройстве велосипедной цепи и их типах. В этой статье мы рассмотрим актуальный для многих вопрос о правильном подборе длины цепи.

Если Вы меняете старую цепь на новую то тут все просто – необходимо новую цепь брать той же длины, что и старую. При этом, устанавливая на односкоростной велосипед новую цепь, нужно правильно отрегулировать натяг цепи.

При сильно натянутой цепи тяжело крутить педали, да и сама велоцепь будет подвержена большему износу.

При слабой натяжке цепь может соскакивать со звездочек и тогда не будет никакой возможности ни ехать вперед, ни затормозить. Особенно если на переднем колесе нет V-brake тормоза. Это уже очень опасно и может привести к трагедии. А цепь соскакивает всегда в самый неподходящий момент. Как поставить обратно слетевшую цепь на таком байке рассказано в отдельной статье. 

Длина цепи и ее натяг на односкоростных велосипедах

Для определения длины цепи на односкоростных велосипедах используют следующий алгоритм действий:

  1. Положите велосипед вверх колесами или поставьте его на подставки, но так, чтобы заднее колесо свободно двигалось.
  2. Ослабьте гайки или эксцентрики на втулке заднего колеса.
  3. Выровняйте заднее колесо в вертикальной и горизонтальной плоскости (чтобы оно не перекашивалось) и, передвигая его вперед-назад по дропаутам (наклонным пазам в которых крепится колесо), настройте правильное провисание (провис) цепи. Оно должно составлять 10-15 мм в центре между звездами.

    Правильно замерить провис цепи можно приложив ровную линейку к нижним точкам передней и задней звезды и, оттянув цепь в центре, замерить расстояние от линейки до цепи.

    Если двигать колесо в дропауте вперед или назад дальше некуда, а цепь еще не натянута – удалите лишние звенья.

  1. Проверьте равномерность вращения, прокрутив педали. Педали должны крутиться плавно, без рывков и свободно. Если этого нет, то скорее всего заднее колесо выставлено неправильно, с небольшим скосом.
  2. Проверьте, не будет ли соскакивать цепь со звезд. Для этого в процессе вращения педалей нажмите чем-то твердым, например, ручкой отвертки или молотка в районе передней звезды, перпендикулярно цепи, стараясь прижать ее к раме. Потом проделайте то же самое с цепью в районе задней звезды. Правильно натянутая цепь не будет соскакивать со звезд.

 

 

Видео о натяге цепи на односкоростной велосипеде.

На односкоростных велосипедах или велосипедах с планетерной втулкой можно поставить и натяжитель цепи, как на картинке снизу. 

Натяжитель цепи это механическое устройсто, обеспечивающее необходимое натяжение цепи при катании. Используется в основном в агрессивных стилях катания.

Принцип работы натяжителя цепи основывается на том, что пружина оттагивает цепь и создает натяжения, тем самым препятствуя спаданию цепи со звезд.

 

Длина цепи на велосипедах с переключением передач.

Для определения длины цепи на велосипедах с переключением передач существует три способа. Все они равноценны между собой и использовать можно любой из них.

  1. Цепь надевается спереди на большую звезду, а сзади на самую маленькую звезду. При этом линия, проходящая через центры роликов, должна быть перпендикулярна земле. Ось нижнего ролика может отклоняться вправо-влево от оси задней кассеты на чуть-чуть.

 

  1. Цепь надевается спереди и сзади на самые маленькие звездочки. Нижняя часть цепи должна идти параллельно земле, не цеплять направляющий ролик или лапку и расстояние между цепью и нижней частью переключателя должно быть 2 - 4 см.

 

  1. Цепь надевается спереди и сзади на самые большие звезды. После этого цепь стягивается на сколько это возможно, лапка вытягивается полностью вперед и с того места, где сомкнулись начало цепи и та ее часть что проходит через полностью натянутую лапку, добавляем одно полное звено (одно внутренне и одно внешнее звено).

 

Длина цепи определяет точность переключения передачи. Иногда даже производители ставят чуть большую цепь, чем нужно. Учтите, что от длинной цепи проблем меньше чем от короткой. Вам повезет, если вы просто не сможете сменить передачу. Большую опасность представляет возможность поломки переключателя, который может выбить еще и спицы из колеса. Да и сама цепь может порваться.

Есть еще одна интересная идея. Как уже говорилось выше, удалять у обычной цепи можно только по целому однодюймовому звену. Но иногда, для более точного подбора длины цепи, когда нужно удалить или добавить именно одно полузвено (1/2" или 12,7 мм.), можно поставить в цепь одно халфлинк звено. Некоторые цепи даже продаются сразу с таким звеном. Вторым вариантом выхода из подобной ситуации можно рассматривать вариант подвинуть немного вперед или назад заднее колесо в дропаутах, добившись нужного натяжения цепи. 

Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?

Хочется остановиться на одном моменте. Часто можно услышать вопрос: "Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?"

Ответить на него однозначно нельзя. Их должно быть столько - сколько нужно для нормальной езды.

Прежде всего нужно четко определиться, что подразумевается под термином звено цепи.

Напоминаем, что у всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2" или 12,7 мм. А есть еще и Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено), у которых длина звена составляет 1/2" (12,7 мм.). Это рассмотрено в статье об устройстве велосипедной цепи. 

Поэтом длина цепи зависит от типа рамы велосипеда, размера перьев и т.д. Обычно на шоссейных или гибридных велосипедах от 114 до 116 полузвеньев или чуть меньше. У горных велосипедов рама меньше и цепи обычно от 106 до 108 полузвеньев или немного больше. Ну а как правильно определять длину цепи для Вашего конкретного велосипеда было описано выше.

Если точно нужно знать сколько звеньев именно в цепи Вашего велосипеда есть два способа: просто их пересчитать или измерить длину цепи рулеткой (сантиметром) и разделить это число выраженное в мм на 25.4 - длину одного звена (или 12,7 для Халфлинк цепи).

 

Видео по определению длины велоцепи для велосипеда с переключением передач 

Что еще можно почитать о велосипедных цепях:

  1. Велосипедная цепь. Устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи
  2. Как правильно мыть и смазывать велосипедную цепь
  3. Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велоцепи.
  4. Как уменьшить износ велосипедной цепи
  5. Как снять цепь с велосипеда. Выжимка цепи - что это такое и как ей пользоваться.
  6. Как защитить брюки, юбки, пальто и плащи от попадания в цепь велосипеда
  7. Как поставить слетевшую цепь на велосипеде
  8. Защита велосипедной цепи и звезд. Рокринг.

www.sportek.in.ua

Как определить длину цепи велосипеда?

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

В этой статье мы обсудим, как подобрать длину цепи для велосипеда с переключением скоростей.

Какие нужны инструменты?

Цепи для велосипедов с переключателями скоростей должны быть определенной длины. Слишком длинная или слишком короткая цепь может являться причиной проблем, возникающих при переключении скоростей и при поездке. Тем не менее, лапка заднего переключателя должна быть достаточно длинной, чтобы подтягивать ослабленную цепь, когда она будет перемещаться между различными комбинациями передач. Все это относится к теме «Общая мощность» и обсуждается ниже.

В данной статье описываются три способа, при помощи которых можно подобрать необходимую длину цепи. Все три способа позволяют этого добиться. К тому же, нет необходимости использовать все три метода, достаточно выбрать один, понравившийся вам, и подходящий к ситуации. Первый способ можно обозначить как ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЦЕПИ. Он подразумевает, что у велосипеда цепь уже установлена. Второй способ называется: САМОЙ БОЛЬШОЙ ЗВЕЗДОЧКЕ – САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛЬЦО ЦЕПИ, и он не предполагает наличия старой цепи. Последний способ – СПОСОБ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ВЫЧИСЛЕНИЯ длины цепи.

НАПОМИНАНИЕ О ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКЕ: Если у велосипеда есть тяга задней подвески, то необходимо рассчитать движение задней ступицы от каретки. Если задняя ступица движется от каретки, то цепь находится в самой длинной позиции. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь у производителя по поводу нужной длины цепи.

ЕМКОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: Термин «Емкость переключателя» относится к его способности приподнимать лапку при переключении скоростей. У некоторых велосипедов установлены комбинации звездочек, которые не позволяют переключателю приподнять лапку цепи. В этом случае передачи на велосипеде превышают емкость переключателя. Если емкость переключателя не соответствует размерам передачи велосипеда, то цепь не пройдет проверку на предмет «слишком длинная» или «слишком короткая». Нельзя подобрать длину цепи, которая удовлетворяла бы обоим параметрам. В таком случае лучше оставить цепь длиннее, чем короче. Оба метода: и метод с использованием уже существующей цепи, и метод математического вычисления, описанные ниже, позволят определить безопасную длину цепи, если нарушена емкость переключателя. Возможно, в этом случае, стоит избегать тех скоростных комбинаций, которые приводят к проблемам при передвижении на велосипеде.

Метод использования существующей цепи

Прежде чем удалить старую цепь, проверьте, какая длина цепи вам нужна. Отрежьте новую цепь, равную по длине старой. Переключите скорость велосипеда так, чтобы цепь находилась на самой маленькой передней звездочке, и самой маленькой задней. Внимательно осмотрите область цепи между нижним переключателем и самой маленькой звездочкой. Не должно быть заметно никакого провисания цепи в этом месте. Проверьте, также, чтобы нижняя часть цепи не касалась шкива. Считается нормальным, если присутствует небольшое провисание в этом положении цепи, но она не должна сильно прогибаться. Сильное провисание является показателем того, что цепь слишком длинная.

Неприемлемое провисание цепи:

Если цепь задевает верхнюю часть шкива, значит она слишком длинная:

Если цепь слишком длинная, найдите заклепку, которая задевает звездочку, и пометьте звездочку в этом месте. Отсчитайте две заклепки в сторону переключателя, приподнимите это звено и передвиньте к отметке на звездочке. Цепь сейчас значительно короче. Проверьте провисание еще раз. Повторите действие с отсчитыванием двух заклепок, и передвижением цепи до отметки. Число сокращаемых звеньев цепи должно равняться (2, 4, 6 и т. д.). Повторяйте до тех пор, пока не останется видимого провисания.

Чтобы определить, не является ли цепь слишком короткой, переставьте ее на самую большую звездочку впереди, и вторую по величине заднюю звездочку. Цепь в этом положении натянется. Осмотрите внимательно S-образный участок цепи, так как именно он проходит через шкив. Медленно и аккуратно начинайте вращать самую большую заднюю звездочку. Если цепь очень сильно натягивается, то она слишком короткая. Если цепь движется, но оказывается, что нет двойного изгиба, когда цепь проходит колесики шкива, она, опять же, слишком короткая. Нужно добавить два звена новой цепи, по сравнению со старой. Внимание: не пытайтесь удлинить старую цепь, добавлением новых звеньев.

Цепь на картинке снизу слишком короткая. Обратите внимание на очевидное отсутствие изгиба в области шкива:

Если длина цепи проходит один из тестов, перечисленных выше, но не проходит другой, то, скорее всего, возможность переключателя не соответствует передаче. Определите длину цепи таким образом, чтобы она проходила через большую переднюю звездочку к самой большой задней. После этого вся ответственность за смещение комбинаций при переключении передач, будет лежать на владельце велосипеда.

Если вы хотите установить новую цепь, а старая - правильной длины, то можно новую цепь отмерить по длине старой перед установкой. Сначала снимите старую цепь и положите ее на ровную плоскую поверхность, расположив ролики вертикально. Выровняйте цепь. Положите новую цепь рядом со старой, таким же образом. Проверьте, что концы двух цепей совпадают (либо у обеих цепей должны быть заклепки на одном конце, либо обе цепи без заклепок). Новая цепь будет казаться короче, так что сдвиньте звенья старой цепи так, чтобы они совпадали с новой цепью. Установите соответствие заклепок на новой цепи, с заклепками на старой. Добавьте или удалите звенья, если необходимо, по результатам проверок, описанных выше, и обрежьте цепь в этом месте.

Метод: самой большой звездочке – самое большое кольцо цепи

Альтернативный метод измерения длины новой цепи – использовать самые большие цепные колеса на велосипеде. Это самый легкий способ измерить цепь, не пропуская ее через переключатель. После определения длины цепи, снимите ее и обрежьте. Затем проведите цепь через переключатель и соедините.

  1. Снимите старую цепь.
  2. Поставьте передний переключатель на самую большую звездочку, а задний – на самую маленькую.
  3. Протяните цепь через передний переключатель. В этом случае нет необходимости протягивать ее через задний. Просто оберните ее вокруг самой большой передней и вокруг самой большой задней звездочки.
  4. Потяните за цепь и обратите внимание на ближайшую заклепку, где соединяются два звена. Имейте в виду, что цепь можно соединить только скрещиванием внутренних и внешних пластин.
  5. От ближайшей заклепки отсчитайте два звена (что равно одному дюйму), таким образом, удлинив ее. Отрежьте цепь в этом месте.
  6. Снимите цепь с велосипеда, протяните ее через оба переключателя и соедините концы.

Обратите внимание на основное звено: Если в цепи имеется основное звено, то необходимо вести отсчет от него по одной стороне цепи. Измерьте цепь и отрежьте лишние звенья.

Определение длины цепи способом математического расчета

Велосипедные цепи состоят из внутренних и внешних пластин. Единственно возможный способ их соединения – внешнюю пластину соединяют с внутренней, поэтому цепи можно соединять при наличии целых звеньев. Например, цепи некоторых скоростных велосипедов могут иметь длину 51, 52, 53 дюйма. Цепь нельзя обрезать до длины 52-1/4", 53-1/8", или даже 52-1/2".

Возможно, определить длину цепи при помощи промышленного железнодорожного уравнения, и отрезать ее перед установкой на велосипед. Начните с подсчета количества зубчиков на самых больших передней и задней звездочках. Эта информация часто бывает написано прямо на них. Следующим шагом будет измерение расстояния между центром коленчатого болта до задней оси. Это и будет длина цепи, кратная 1/8", и преобразуйте в форму десятичной дроби. Таблица, приведенная ниже, поможет вам в этом.

Преобразование в десятичную дробь измерений, кратных 1/8":

  • 1/8" = 0.125"
  • 1/4" = 0.25"
  • 3/8" = 0.375"
  • 1/2" = 0.5"
  • 5/8" = 0.625"
  • 3/4" = 0.75"
  • 7/8" = 0.875"

Для большинства велосипедов можно использовать относительно простое уравнение длины цепи. Для велосипедов с более значительной разницей в размерах звездочек и короткой цепи, можно использовать более сложное уравнение. Оно описано далее в статье.

Простое уравнение: L = 2 (C) + (F/4 + R/4 + 1)

L = Длина цепи в дюймах. Округленное целое число.
C = Расстояния между центром коленчатого болта до задней оси в дюймах, мера, кратная 1/8". Используйте приведенную выше таблицу преобразования обыкновенной дроби в десятичную дробь.
F= количество зубчиков на самой большой передней звездочке.R= количество звездочек на самой большой задней звездочке.

Пример: На велосипеде установлены передние звездочки 42-32-22. Для вычисления нужна звездочка 42. Самая большая установленная задняя звездочка имеет 32 зубчика. Расстояние между центром коленчатого болта до задней оси 16-3/8", что равно 16.375 дюймов.

L = 2 (16.375) + (42/4 + 32/4 + 1)

Из примера, приведенного выше, получается следующее уравнение 32.75 + 10.5 + 8 + 1 = 52.25 дюймов. Цепи не могут быть соединены при длине 52.25 дюймов, поэтому число округляется до 52 дюймов.

По этой системе, округлять число можно до 0.5. Например, вычисленную длину цепи равную 55.5, нужно округлить до 56 дюймов.

Чтобы измерить новую цепь, положите ее на ровную поверхность роликами и пластинами вертикально. Потяните за оба конца, чтобы выровнять цепь. Измерьте ее, начиная с любого конца. Помните, укоротить цепь можно только на длину, кратную одному дюйму. Если на цепи отмечено основное звено, используйте его, как начало для измерения.

Строгое уравнение

Примером велосипедов, для которых необходимо использования точного уравнения, могут быть шоссейные велосипеды с большими передними звездочками, (возможно 55 зубчиков) и маленькими задними звездочками (11 зубчиков). Кроме того, если у велосипеда очень короткое расстояние между центром коленчатого болта до задней оси (15 дюймов и меньше), то опять же понадобится применение строгого уравнения. Так как передняя и задняя звездочки различаются по размеру, то цепь должна расходиться, представляя собой треугольник. Длину цепи получившегося треугольника можно добавить за счет гипотенузы. Опять же это применяется в очень исключительных случаях.

В качестве примера применение строгого уравнения предположим, что длина цепи односкоростного велосипеда 15 дюймов, передняя звездочка имеет 58 зубчиков, а задняя – 11. На велосипеде не установлен переключатель скоростей, поэтому длину не нужно увеличивается на 1 дюйм. Этот дюйм стоит добавлять только на велосипедах с переключением скоростей.

Просчитав длину цепи шоссейного велосипеда по укороченному уравнению, получим ответ 47.25 дюймов. Этот результат округляем до 47 дюймов. Применив строгое уравнение, получаем результат 48.17 дюймов, который округляем до 48 дюймов. Опять же, в приведенном примере не добавлен дюйм цепи, так как нет переключателя скоростей. При подсчете по упрощенному уравнению, цепь получится на дюйм короче. Но это нетипичная ситуация. Обычно, даже в примере с односкоростным велосипедом, если звездочку уменьшить до 55 зубцов, два уравнения покажут одинаковый результат.

Как определить оптимальную длину цепи велосипеда - видео

velosmak.ru

Как определить длину цепи велосипеда

Думаю, многие, кто самостоятельно меняет цепи на своем велосипеде, задается вопросом: «Какая должна быть правильная длина цепи?», так как новые цепи идут с запасом по длине. И, конечно, самое простое, что мы можем сделать — это посчитать количество звеньев на старой цепи и оставить столько же на новой.

Но что если вы ставите не только новую цепь, но еще и меняете кассету или устанавливаете систему с другим количеством звезд? Длина цепи поменяется, и старая цепь уже не помощник. Тогда следует воспользоваться этими 3 способами по расчету длины цепи велосипеда, и никакого калькулятора для этого не потребуется:

Длина цепи для горного и гибридного велосипеда

1 способ. Установите цепь на самые большие звезды вашего велосипеда (большая передняя и большая задняя), максимально натяните лапку заднего переключателя, чтобы она подалась вперед — это и есть ваша оптимальная длина цепи. У вас должно получится так, что тело переключателя лежит почти на одной прямой с лапкой (это предел, дальше — поломка). Правильно будет установить лапку под небольшим углом, как на фото:

Идеальное положение лапки переключателя, когда цепь находится на больших звездах.

Если ошибиться и сделать цепь короче, чем это необходимо, то в случае случайного включения двух самых больших звезд в системе длины не хватит, и переключатель оторвет к чертям.

Как не должен быть натянут переключатель, когда цепь слишком короткая.

2 способ. То же самое, что и первый способ, только мы закидываем цепь на самые большие звезды без использования заднего переключателя и запоминаем нужную длину цепи, после чего добавляем к этой длине еще 2 звена и получаем идеальную длину. По идее у вас должно получиться примерно то же самое, что и в способе № 1.

Способ определения длины цепи велосипеда от Shimano

Звено цепи — это элемент цепи, расстояние, которое ограничено двумя пинами (осями) цепи.

Звено велосипедной цепи

3 способ. Поставьте цепь на самую маленькую звезду сзади и самую большую спереди и подберите длину цепи таким образом, чтобы лапка переключателя стояла перпендикулярно земле, т.е. оси роликов переключателя находились друг под другом.

Красной линией я показал перпендикулярность роликов переключателя относительно земли.

Внимание! Если у вас двухподвес, то необходимо измерять длину цепи в таком положении заднего амортизатора, когда ведомые звезды максимально удалены от каретки (когда амортизатор сжат).

Длина цепи для шоссейного велосипеда

Для шоссейных велосипедов обычно используют 3 способ определения длины цепи. Это способ, при котором цепь ставят на большую переднюю звезду и маленькую заднюю.

Длина цепи для односкоростного велосипеда

Для определения длины цепи для односкоростного велосипеда или велосипеда с планетарной втулкой достаточно установить втулку в дропаутах рамы так, чтобы была возможность в дальнейшем её отодвигать назад по мере растяжения цепи.

Я установил свою планетарную втулку практически в начале дропаута, чтобы была возможность отодвигать назад.

Проверяем, не слишком ли длинная цепь на велосипеде

После того, как вы выбрали длину цепи по указанным способам выше, рекомендую проверить работу цепи, когда используются две самые маленькие звезды спереди и сзади. Если лапка будет почти параллельна земле, то цепь у вас слишком длинная. Она, скорее всего, будет часто соскакивать на кочках (так как переключатель не сможет нормально ее натянуть). Лапка должна быть под небольшим углом. Подробнее смотрите на фото ниже:

Как видно на фото, лапка установлена под углом. Это значит, цепь натянута переключателем и имеет правильную длину.

Рекомендованное расстояние от верхнего ролика до цепи от 2,5 до 4,5 см. В этом случае переключатель будет работать правильно.

У меня здесь вышло где-то 2.5, так как на этом велосипеде очень большая 1 звезда на кассете.

Не факт, что у вашего нового велосипеда из магазина стоит правильная длина цепи (скорее всего, она длиннее, чем надо). Рекомендую проверить и укоротить цепь, если это потребуется.

(Visited 11 795 times, 12 visits today)

veloboy.ru

Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание

Темой статьи станет вещь довольно тривиальная, но совершенно необходимая — велосипедная цепь. Вспомните свой велик из детства — весной достал его с балкона, смазал литолом заржавевшую цепь, и катаешь все лето.

К сожалению, в современном велосипеде этот узел требует постоянного обслуживания. Многоскоростной велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 7-10 сзади. Различные комбинации этих передач позволяют приспособиться практически к любому рельефу и темпу движения.

Под действием переключателей скоростей цепь перемещается по звездам, и натягивается подпружиненным роликом для устранения слабины. В отличие от своей односкоростной сестры, такая цепь должна иметь возможность гнуться, чтобы обеспечить попадание на любую звезду кассеты (набор задних звезд).

Почему изнашивается велосипедная трансмиссия

Из-за своего конструктива велосипедная цепь подвержена быстрому износу, грубо говоря, она вытягивается. Разумеется, здесь нет физического вытягивания металла — ось (пин) растачивает отверстие (стакан) щеки, в которой она сидит. Результат — цепь становится длиннее.

Теперь представьте, что расстояние между пинами стало больше, и цепь не может лечь идеально на зуб звезды. Как нетрудно догадаться, цепь быстро проточит звезды под себя. На велосипеде у нас почти три десятка передач, и используем мы их далеко не равномерно.

То есть, на каждой звезде появится свой рисунок, который успела проточить растянувшаяся цепь. Это быстро приводит к тому, что цепь не может удержаться на звезде, проскакивает под нагрузкой и слетает на соседние звезды. Всё, можно выбрасывать и цепь, и кассету. Передние звезды живут значительно дольше, но и они не вечны.

Ресурс велосипедной цепи

В зависимости от условий эксплуатации, хорошая велосипедная цепь может ходить от 500км (грязь, подъемы) до 2500км (чистый асфальт, равномерное движение), после чего её растяжение доходит до критических значений. Вытянувшаяся велоцепь начинает «пожирать» кассету.

Если процесс износа зашел далеко, и зубья кассеты потеряли первоначальный профиль, то придется поменять и кассетц. Если новую цепь поставить на заезженную кассету, то она будет проскакивать на проточенных зубьях. Как понимаете, для активного катальца такая замена встает в копеечку, поэтому я дам некоторые рекомендации.

1. Ни в коем случае не смазывайте цепь густыми смазками, типа литола. Несмотря на то, что густая смазка может держаться годами, она цепляет на себя всю пыль и грязь, которая значительно ускоряет износ велосипедной цепи.

Нужно смазывать специальными маслами, продающимися в веломагазинах. Периодичность: 100-300км. Для разных сезонов свои смазки — это важно. Также никакого WD40 — это не смазка, а керосин с примесями, он призван вымывать грязь и масла.

Для очищения он хорош, но как самостоятельная смазка — нет. Кстати, осторожно, чистя цепь аэрозолем, можно забрызгать тормозные поверхности, с предсказуемым результатом.

2. Серьезный подход к чистке и и смазке оправдан только для любителей трофи-рейдов по лесам и болотам. Это весьма частный случай. Велосипедистам, катающим преимущественно по асфальту и лесным тропинкам, достаточно пройтись велосмазкой, как только цепь начнет характерно стрекотать.

Мой читатель пишет о том, что велосмазки — это продукт маркетинга. Я с этим согласен. Можно, конечно, путем экспериментов подобрать подходящую дешевую автомобильную смазку, перелить во флакон нафтизина, как советуют… Но зачем, ведь даже маленькой баночки велосмазки хватает надолго, а стоит она всего 5-10 долларов??

Я купил самую распространенную велосмазку Pedro’s Extra Dry (и пожалуй, одну из лучших) 200ml, мне этого флакона хватило примерно на 15000 км, то есть почти на три сезона с моим пробегом. Цена вопроса — 8 евро за флакон, меньше трех евро в год!

3. Старайтесь не ездить на «перекошенных» передачах, это отрицательно сказывается на ресурсе цепей. Например, новички часто включают большую звезду спереди и сзади. В результате, цепь чудовищно перекошена, в таком состоянии она сама себя пожирает.

4. Покупайте цепи с максимальным ресурсом, среди велосипедистов большим уважением пользуются вот эти Campagnolo, их ресурс может достигать десяти тысяч км.

Пользуйтесь скоростями осмысленно: спереди ставьте среднюю звезду, и играйте задним переключателем. Не хватает задних передач, переходите на маленькую или большую переднюю звезду. Дорожная ситуация пришла в норму — снова на переднюю среднюю. Это позволит цепи работать с минимальным перекосом.

Замена в три цепи

Для тех, кто катает большие километражи есть правило «трех цепей». Покупаете три велоцепи, и меняете их по кругу каждые 600км. Таким образом, звезды кассеты протачиваются очень равномерно, что позволяет существенно увеличить ресурс.

Тройного комплекта цепей и одной кассеты хватает на 10-15 тысяч километров, что позволяет сэкономить деньги. Это реально работающий способ, но лично я слишком ленив для него. Предпочитаю раз в 2000км пробега купить новую кассету и цепь, чем каждые две недели заниматься заменами.

Впрочем, я катаюсь в основном по асфальту и хорошим грунтам. У маунтин байкеров, которые гоняют по лесам, велоцепи улетают с ужасающей скоростью. Тут уж поневоле придется практиковать описываемый способ.

Читайте, как снять цепь с велосипеда, как пользоваться выжимкой.

Цепи иногда имеют обыкновение рваться, что приводит к полной потере автономности. Хорошо бы возить с собой инструмент под названием выжимка, который позволит удалить сломанное звено. Однако замкнуть звено значительно сложнее — просто не попасть выдавленным пином в стакан.

Тут на выручку приходит замок цепи, который выпускается фирмами KMC и SRAM (а может уже и шимано). Стоит он копейки, но позволяет очень легко и без инструментов снимать/ставить цепь.

Идеальный вариант — планетарная втулка. Все переключение происходит внутри нее, внешне это напоминает односкоростной велосипед, с жесткой цепью, которой хватит на очень много тысяч километров. Минус — большой вес и неподъемная цена, например самая лучшая планетарка Rohloff стоит 800-1000 евро.

Вот и все, что нужно знать о велосипедных цепях. Обслуживайте их вовремя, следите за износом, и вы не окажетесь в ситуации, когда вдали от дома у вас начали прыгать передачи. Поверьте, это очень неприятное событие.

Читать также:

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

kotovski.net

Как Определить Длину, Сколько Звеньев и Виды Цепей

Цепь для велосипеда представляет собой сложное устройство и требует особого ухода. Необходимо знать, какие бывают виды цепей, когда возникает необходимость в замене данного изделия или его части, как увеличить срок службы и выбрать ту, которая подойдет тому или иному велосипеду.

Виды цепей

Появление и конструкция цепи

Модель велосипеда с цепным приводом появилась в 1870 году. Популярность изделие набрало только к концу 19 века, когда в массовое производство выпустили каленую сталь. До этого времени цепь на велосипед изготавливалась из ненадежных материалов, что не давало возможности сделать звенья для работы под большой и нестабильной нагрузкой.

К началу 20 века велосипеды имели тот же вид, который они имеют сейчас. Отличие заключалось только в том, что в то время они были односкоростными.

Цепь представляет собой последовательно соединенные шарнирами звенья. Она нужна для передачи крутящего момента. Коэффициент полезного действия может достигать 98%. Вследствие большого разнообразия возникла необходимость их систематизации. Для этого разработали стандарты с требованиями к конструкции и базовым параметрам.

Зубчатая цепь

Типы цепей

Существуют следующие велоцепи:

  • роликовые;
  • зубчатые;
  • втулочные.

Первый тип предусматривает внутри звеньев небольшие ролики. Этот вид считается самым износоустойчивым, но редко используется, поскольку его производство связано с большими материальными затратами.

Зубчатый тип пришел из промышленного производства и используется в тестовых образцах байков.

Большая часть изделий на рынке втулочного вида. В данной конструкции через звено проходит прямая втулка, которая последовательно соединяет элементы.

Цепь со втулкой

По способу соединений различают следующие виды:

  • обычные;
  • халфлинк (half link), или полузвенья.

Первый метод предусматривает крепление через один элемент. Он является оптимальным для обычного вождения велосипеда. Второй вид представляет собой последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Данный вид легче ремонтировать, он лучше переносит нагрузки. Недостатком является быстрый износ из-за удлинения.

Для каждого вида производители создают специальные размыкающиеся звенья, или замки, благодаря которым можно снять изделие с велосипеда. Сколько звеньев цепи в данном образце предусмотрено, точно сказать невозможно. Каждый изготовитель старается делать что-то прогрессивное, поэтому не существует единого стандарта.

Роликовый тип

Данный элемент велосипеда также классифицируют по длине и ширине звеньев. Последний параметр определяет, на велосипеде со сколькими скоростями будет использоваться изделие. Если на байке 7-8 передач, то используется широкая, которая считается стандартной. На 9-скоростном применяют более узкие изделия, часто их изготавливают под определенные модели. На модели с 10 и более передачами ставят узкие цепи, которые используются только с похожими звездами.

Рекомендуется ставить изделия только на предназначенные для них велосипеды. В противном случае может произойти поломка.

Износ цепи

Износом цепи велосипеда называют ее удлинение вследствие растачивания пинами или осями своих посадочных мест. На каждом звене расстояние составляет менее 1 мм, что в совокупности дает большое значение. В связи с этим изделие не может правильно лечь на звезды и нормально функционировать.

Со временем профиль звезды начинает подстраиваться под образовавшиеся посадочные места звеньев. Изделие еще больше растягивается и начинает срываться, перескакивать на другие шестеренки или прокручиваться. Если долгое время ничего не предпринимать, то замена цепи не решит проблему, поскольку посадочные места на звездах уже расточены под предыдущее изделие.

Износ цепи

Металл быстро приходит в негодность, если на него не наносить смазывающее вещество. Оно обеспечивает плавных ход и меньшее трение между звеньями и зубьями звезд. Можно использовать специальную или обычную смазку.

Определение износа

Стандартный ресурс составляет 1000-1500 км. Дальнейшее использование будет вредить зубьям звезд. Однако километраж не является точным показателем износа. Чтобы измерить износ звеньев, необходимо приобрести специальный калибр.

Также можно использовать штангенциркуль. Необходимо измерить внутреннее расстояние между звеньями. Если оно в диапазоне 119-120,6 мм, то изделие считается исправным. Значение 120,6-120,9 мм говорит о том, что нужно заменить цепь. Когда показатель более 121 мм, значит начался процесс деформации зубьев звезд.

Три цепи

Согласно данному правилу необходимо приобрести 3 одинаковых комплекта. Количество звеньев в каждой из них должно быть равным. Их по очереди меняют через 500 км, чтобы равномерно распределить износ.

Как выбрать цепь для велосипеда?

Делать выбор цепи нужно в соответствии с характеристиками велосипеда. Если есть возможность, следует очистить старое изделие и узнать производителя и модель. Важным показателем является ширина, она должна соответствовать набору звезд. Длина цепи на велосипеде также подбирается в соответствии с количеством скоростей.

provelik.ru

Цепь велосипедная: размеры, устройство, типы

На чтение 7 мин. Просмотров 715

Цепь велосипедная, размеры которой подбираются индивидуально под каждый байк, это часть трансмиссии. Она передает усилие давления ног человека на звездочку заднего колеса, от чего происходит вращение. Без этого элемента велосипед не поедет.

Любая велосипедная цепочка сделана из звеньев, они же из двух полузвеньев, пинов и ролика. Все цепки одинаковые и шаг между полузвеньями (расстояние от одного полузвена до другого) равен, потому следует выбирать лишь по собственным предпочтениям и толщине цепки.

Устройство велосипедной цепи

Любая велосипедная цепка (кроме Half-Link) состоит из нескольких элементов, а именно:

  1. Внешняя пластина звена.
  2. Внутренняя пластинка.
  3. Ролик.
  4. Втулка (стакан).
  5. Пин.
  6. Полное звено цепки.
  7. Зазор для изгиба в стороны.

1 звено состоит из 2 полузвеньев. Они соединены между собой при помощи пина, помещенного в «стакан». На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается). Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, что в переводе на миллиметры 25,4. Длина всей цепки определяется тем, сколько в ней звеньев.

Для взрослого велосипеда с 12 скоростями обычно используется цепку со 126 звеньями. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Велосипеды для горного спорта (МТБ) используют цепочки на 106 или 108.

Если после покупки выяснилось, что цепочка слишком длинная, ее можно укоротить. Это делается путем разъединения замка (если он есть) и выбиванием пина. После этого все соединяется обратно и устанавливается на байк. Так можно подогнать слишком длинную цепку под свой велосипед.

Типы велосипедных цепей

Всего существует 4 типа цепок, они имеют свои отличительные особенности.

Для односкоростных велосипедов

Это самый простой вид цепки, обычно устанавливается на бюджетных подростковых или детских велосипедах. Они подходят только для байков с 1 звездочкой на заднем колесе. Данный тип практически не изнашивается. Это обусловлено тем, что цепочка не изгибается, как на многоскоростных байках. Изготавливают их обычно из толстой стали, а пластины толстые и очень прочные.

Для многоскоростных велосипедов

Используются на велосипедах с переключателем скоростей. Главное отличие от односкоростных цепей в наличии зазора для изгиба цепи в стороны. Помимо этого, их пластины тоньше за счет того, что на многоскоростных велосипедах установлены менее широкие звездочки. Такие цепки практически постоянно имеют перекос, что негативно сказывается на их износе. Помимо этого стираются передние и задние звездочки велосипеда.

Облегченные велосипедные цепи

Могут быть как для односкоростных, так и для многоскоростных байков. Главное отличие это – пустые пины и наличие отверстий в пластинах. Это делает их легче своих аналогов примерно на 20-25 процентов. Обычно такие цепки используются гонщиками в дисциплинах, где каждый грамм имеет значение. Из-за своих особенностей облегченные велосипедные цепочки растягиваются, изнашиваются и рвутся быстрее всего.

Цепи Халф-линк (Half-link)

Особенный вид, который отличается своим строением. Такая цепка не имеет внутренних или внешних звеньев, а состоит из повторяющихся элементов. Можно использовать на односкоростном и многоскоростном велосипеде.

Из плюсов можно выделить то, что их куда проще подогнать под необходимый размер байка. Но из минусов – это не совершенность конструкции, при которой основа очень быстро растягивается и изнашивается.

Основные размеры велосипедной цепи

Велосипедная цепь состоит из звеньев. Стандарт различает внутреннее, внешнее звено и их соединение. Современные цепочки можно использовать практически на всех видах велосипедов. Есть отдельно специализированные типы для многоскоростных байков.

Многие изготавливают цепи с фасками, которые ускоряют процесс переключения скоростей. При использовании цепки одного производителя на разных типах байков она будет вести себя и изнашиваться по-разному. При выборе подходящей цепки следует обратить на основные размеры, которых существует 3.

Шаг велосипедной цепи

Это расстояние между двумя пинами (элементами соединяющими два полузвена). Согласно стандарту этот шаг составляет ½ дюйма или в переводе на миллиметры 12,7.

Ширина велосипедной цепи

Ширину можно определить, измеряя размер пина. Все цепки имеют разную ширину, и определяется она в зависимости от своего предназначения. Существует тенденция, при которой количество звездочек на многоскоростном велосипеде обратно пропорционально размеру пина.

Примерное соотношение количества звездочек (шт.) к ширине (мм.):

  • 1 – 7-11
  • 4-5 – 8.7
  • 6 – 7.8
  • 7 – 7.3
  • 8 – 7.05
  • 9 – 6.6
  • 10 – 5.85
  • 11 – 5.5

Длина

Длина цепки зависит от производителя, она варьируется от 110-126 звеньев. Для МТБ обычно используют 106 звеньев, найнеров 112 звеньев, а для шоссейного 126. Если цепка провисает, будучи надетой на звездочки, ее необходимо укоротить.

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка содержит в себе все геометрические показатели цепки, например ½”х3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm.

½” – это так званый шаг цепочки (расстояние между пинами), как уже упоминалось выше согласно стандарту, он всегда одинаков и составляет полдюйма или 12,7 миллиметра.

3/16” – Ширина между внутренними звеньями. В зависимости от данного показателя понятно, можно надеть такую цепку на широкую звездочку или нет.

Всего бывает 4 вариации:

  • 1/8” – обычно используют на односкоростных велосипедах для freestyle и ВМХ.
  • 3/16” – на данный момент практически не используется, ранее изготавливался для прогулочных, односкоростных велосипедов.
  • 3/32” – наиболее распространенный тип для многоскоростных байков с количеством звезд от 6 до 8.
  • 11/128” – для многоскоростных велосипедов с 9 и более звездочками.

120 links – это количество звеньев в одной цепи, как упоминалось выше, их бывает от 110 до 126 штук.

Pinlength 7,3 mm. – это внешняя ширина пина, от нее зависит количество звезд на многоскоростном велосипеде и подходит ли эта цепочка. Чем меньше толщина пина, тем больше она подходит длябайка с множеством звезд.

Очень редко можно встретить еще один параметр. Предел прочности для разрыва в аббревиатуре можно встретить как КГС. Например, если есть надпись 720 кгс – это означает разрыв цепи при условии воздействия на нее силы в 720 килограмм.  Обычно даже при наличии такого обозначения, ему не придают внимания.

Как правильно выбрать велосипедную цепь?

Первым делом следует обратить внимание на маркировку, которая установлена на цепке. Именно на ней указаны основные и необходимые данные о цепочке.

Помимо фактических показателей, производители часто определяют качество своей цепки маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число, тем лучше качество. К примеру, тайваньский производитель КМС окрашивает цепочки в определенный цвет, самыми лучшими считаются золотые.

Наиболее популярны данные производители:

  • Shimano – японская компания, которая первая придумала использовать сухую смазку в цепях.
  • Compagnolo – итальянская фирма, плотно сотрудничающая со спортивными командами по велоспорту, изготавливает качественные, но недешевые элементы.
  • SRAM – американский производитель, ставший первопроходцем в изготовлении замков для звеньев.
  • KMC – тайваньская компания, которая заняла свою нишу уже на протяжении 30 лет, производят цепи приближенные к качеству Shimano и SRAM но по доступным ценам.
  • Wipperman – немецкая фирма, славится своим качеством и надежностью, а также высокой стоимостью.
  • Тяжмаш – российский производитель, который изготавливает цепки на протяжении 40 лет, известны своей повышенной износостойкостью. Их цепи выдерживают нагрузку в 1100 килограмм.

Износ цепи

Как и любой механизм, трансмиссию необходимо смазывать, регулировать и обеспечивать ей надлежащее хранение. Для того чтобы цепка дольше служила, ее нужно смазывать специализированным маслом хотя бы 1 раз за сезон и проводить очистку от старого масла и грязи.

Если велосипед будет храниться без использования несколько сезонов, следует снять цепку и поместить в тару с керосином. Это делается для того, чтобы она не растянулась за время простоя и сохранила свой внешний вид. Определить износ цепочки можно при помощи обычной линейки или 24 звеньев. Длина должна составлять 12 дюймов, что в пересчете на миллиметры составляет 304,8.

Если ваша цепка длиннее на:

  • 1,5 миллиметров – нормальное состояние;
  • 2,5 миллиметров – следует провести замену;
  • 3 миллиметра – возникнут проблемы с переключением передач, срочно необходима замена;
  • более 3 миллиметров – нужна замена всей трансмиссии.

Цепь – элементарная, но важная часть любого велосипеда. На сегодняшний день она стала расходным материалом, но также влияет на состояние всей трансмиссии байка. Для того чтобы проблем не возникало, следует внимательно отнестись к подбору цепки, ее регулировке, очистке и хранении. В таком случае велосипед прослужит длительное время.

veloinsider.ru

Как выбрать цепь для велосипеда

Обновлено: 14.02.2018 12:26:40

Современные велосипеды вне зависимости от их функционального предназначения – это сложные механизмы,  рабочие характеристики которых напрямую зависят от инженерных решений и технологий, которые реализованы производителем на всех этапах разработки. Взять, к примеру, цепь – основной элемент, передающий крутящий момент с педалей на заднее колесо. Однако современные велосипеды на два порядка технологичнее своих предшественников, а потому качеству и ключевым особенностям цепи необходимо уделить особое внимание.


Ремонтируем и тюнингуем велосипед. Лучшие производители цепей

Если рассматривать любой брендовый велосипед, название которого у всех на слуху, он будет являть собой совокупность технических элементов, многие из которых произведены сторонними компаниями. То есть, по сути, конечные производители являют собой исключительно сборщиков, использующих готовые комплектующие. Именно по этой причине искать брендовые детали нет никакого смысла, лучшими на сегодняшний день производителями цепей являются:

  1. Shimano;

  2. SRAM;

  3. Wipermann;

  4. SunRace;

  5. Trek;

Главные критерии выбора

Выбирая цепь для велосипеда, следует помнить о том, что отправиться в магазин и купить первую попавшуюся цепь невозможно. Критериев, на которые следует обращать внимание при выборе цепи, достаточно много:

  1. Количество звезд на ведущем валу. В настоящее время в продаже представлены самые разные велосипеды, конструкция которых включает от 1-2 до 5-6 ведущих звезд. Как правило, применимость той либо иной цепи указывает соответствующая маркировка на упаковке. К примеру, надпись Narrow гласит о том, что цепь предназначена для механизмов, оборудованных 5-8 ведущими звездами, Super Narrow указывает на применимость цепи с механизмом, оборудованным 9-10 звездами. Если же на упаковке ничего не указано, такая цепь подойдет для механизма с меньшим количеством звезд;

  2. Конструктивное исполнение, механические характеристики и тип используемого металла – критерии, оказывающие наибольшее влияние на износостойкость цепи, именно от них напрямую зависит общий ее ресурс. Опытные велосипедисты отмечают, что судить по качеству металла можно по цвету цепи: бюджетные модели практически всегда имеют желтый либо оливковый цвет, цепи белого цвета присущи среднему классу, а если перед вами цепь серого либо графитового цвета – в ее качестве можете быть уверены на все сто. Что же касается конструктивного исполнения, практически все велосипедные цепи имеют шаг в 1\2 дюйма вне зависимости от того, на велосипед какого типа устанавливается та либо иная цепь;

  3. Толщина звеньев цепи и количество стенок. Здесь все достаточно просто – чем толще звено – тем более прочным оно является. Важную роль играет и конструкция самого звена: двойные и даже тройные звенья, широко применяемые в тех местах, где требуется максимальная надежность и гарантия отсутствия проблем, куда более износостойки и ресурсны, нежели их одинарные аналоги;

  4. Проверить цепь на износ не составляет никакого труда. Для этого необходимо приложить усилие к цепи на равном удалении от обеих звезд. Если отклонение от исходного положения будет превышать 3.5-4 сантиметра, это значит, что цепь имеет существенный износ и требует замены. Если же проигнорировать данное обстоятельство, изношенная цепь будет «съедать» сами звезды и разбивать механизм кассеты.

В следующих статьях наши эксперты рассказывают, как выбрать колеса для велосипеда, секреты выбора горного велосипеда и особенности выбора шоссейного велосипеда.



Внимание! Данный материал носит субъективное мнение авторов проекта и не является руководством к покупке.

expertology.ru

Правильное переключение скоростей на велосипеда: лучшие советы новичку

Вы стали владельцем новенького велосипеда. Вам посоветовали купить велосипед, оснащенный устройством для переключения скоростей. Но как использовать его, вы, начинающий велосипедист, не знаете. Неправильная эксплуатация двухколесного транспорта может привести к поломке устройства, преждевременному износу цепи. Минимум теории и простые советы написаны для вас.

Для чего нужно переключение скоростей?

Что тяжелее — поднять два десятилитровых ведра с водой или те же ведра, но без воды? Ответ очевиден.

Поднимаясь в горку на простом велосипеде, без переключателя скоростей, вам придется потратить гораздо больше физических усилий, нежели проделать тот же путь на велосипеде с правильно подобранной передачей.

>> По теме: 3 распространенных вопроса начинающих велосипедистов

Каждый велосипедист крутит педали со своей, только одному ему удобной частотой вращения. Эта частота называется каденс.

Как устроен переключатель скоростей

Чтобы научиться переключать скорости, надо немного разобраться в устройстве переключателя скоростей. Он состоит из стальных шестерней разного диаметра. Они называются звезды. Звезды собраны в блоки. Блок, расположенный ближе к переднему колесу называется «система», блок, расположенный ближе к заднему колесу называется «кассета». Цепь натянута на звезды.

>> Не пропустите: 40 причин сесть на велосипед

На руле (слева и справа) находится устройство, для переключения скоростей. Оно называется «манетки». Вы переключаете скорость, т. е. поворачиваете манетку, — цепь смещается на нужную вам звезду.

«Кассета» или задний блок отвечает за часть цепи, расположенной снизу. Ею управляет правая манетка. «Система» или передний блок отвечает за верхнюю часть цепи. Ею управляет левая манетка.

С чего начать?

Перекос цепи (слева) и правильное расположение цепи (справа)

Сядьте на велосипед и взгляните на цепь сверху. Верхняя и нижняя ее часть должны лежать параллельно друг другу или под небольшим уклоном относительно друг друга, но они не должны перекрещиваться! Такое положение цепи называется перекос. Если левая манетка стоит в позиции 1, а правая в позиции 7, перекос непременно произойдет.

Не допускайте перекоса цепи, он приведет к преждевременному износу деталей велосипеда.

Звезды, расположенные ближе к велосипедной раме, отвечают за понижение передачи. Внешние звезды – за повышение передачи.

Выбор передачи

Нет однозначного ответа на вопрос: «Какую передачу выбрать?». Он зависит от многих факторов: рельефа местности, вашего личного удобства, особенностей велосипеда. Но для начала можно воспользоваться таблицей, которая составлена для велосипеда с 24 скоростями (у него на левой манетке три позиции, а на правой – восемь). Для велосипеда с 18 скоростями (на левой манетке три позиции, а на правой – шесть) таблица будет выглядеть по-другому.

>> 6 профессиональных уловок, подходящих для любого велосипедиста

Эти таблицы дают приблизительное представление о том, какие передачи можно выбирать.(В скобках указан диапазон передач для 18 скоростного велосипеда) Точную таблицу, идеально подходящую вам, предстоит нарисовать самому.

Рельеф местности Левая манетка Правая манетка
Подъем в гору 1-2 (1) 1-4 (1-3)
Езда по ровной дороге 1-2 2-5 (2-4)
Спуск с горы 2-3 4-8 (3-6)

«Повышенные» и «пониженные» передачи

Чем выше передача, тем сильнее сопротивление педалей, тем медленнее приходиться их крутить. Чем ниже передача, тем слабее сопротивление педалей, тем быстрее их нужно вращать. Ездить на сильно завышенной для вас передаче, то есть прилагать усилия больше, чем необходимо, опасно для здоровья (вопреки мнению неопытных велосипедистов). Резкие нагрузки вредны для работы сердца. Кроме того, можно перегрузить мышцы ног и спины.

Советы начинающим

  • Не пугайтесь, если у вас не вышло освоить переключатель скоростей с первого раза. К велосипеду, как и к машине, надо привыкнуть, «почувствовать» его. Для этого, чаще садитесь на велосипед
  • Переключайте скорости, только крутя педалями
  • Перед подъемом в гору необходимо немного увеличить скорость (разогнаться) и переключить скорость, перед спуском, наоборот, притормозить и переключиться заранее
  • Не допускайте перекоса цепи
  • «Слушайте» свой велосипед. Скрипа, скрежета быть не должно
  • Берегите здоровье. Ездить на завышенных передачах вредно (нагрузка на колени)

В искусстве переключения скоростей нет ничего сверхсложного. Вам потребуется лишь капелька терпения, чтобы путешествие на велосипеде принесло море положительных эмоций.

velobanda.ru

Велосипедная цепь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2018; проверки требуют 15 правок.

Велосипедная цепь — металлическая роликовая приводная цепь, предназначенная для передачи крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. Эффективность цепи может достигать 98 %. Цепь может также быть частью переключателя скоростей. Характеристики цепей определяются стандартом ГОСТ 30442-97 (ISO 9633-92).

Как альтернатива цепи могут применяться:

  • Прямая передача. Педали фиксируются непосредственно к втулке ведущего колеса, один оборот педалей соответствует одному обороту колеса. Такой вид передачи использовался на ранних моделях велосипедов, например пенни-фартинг, а также используется на детских трёхколесных велосипедах (трициклах) и одноколёсных моноциклах.
  • Зубчатая передача. Крутящий момент передаётся посредством ряда зубчатых шестерней. Такой вид трансмиссии также использовался на ранних велосипедах.
  • Вальная передача. Передача крутящего момента происходит через вращающийся вал.
  • Ременная передача. Крутящий момент передаётся с помощью шевронного ремня. Преимущества: в отличие от цепи не пачкается, не требует смазки, более долговечен. Недостатки — может работать только с планетарными задними втулками, требуется рама c разъёмным задним дропаутом или пером (ремни неразъёмны).
  • Гидравлическая передача. Передача крутящего момента от кареточного узла к колесу происходит через гидравлическую систему.
  • Электрическая передача — пара генератор-двигатель (колесо-мотор).
Конструкция цепи (цепь Галля)
1. Наружная пластина 2. Внутренняя пластина 3. Валик (пин) 4. Втулка 5. Ролик
  • Односкоростная или с поддержкой переключения.
  • Скоростная (7,8,9,10,11,12 скоростей)
  • Облегчённая — с пустотелыми осями (пинами), с перфорацией в пластинах.
  • Цепь с одним повторяющимся звеном — Half-link (англ. half — половина, link — звено).
Цепь с одним периодическим звеном — Half-link (англ. half — половина, link — звено)

Велосипедные цепи различаются шириной и расстоянием между осями (пинами), скрепляющими звенья цепи. Ширина цепи измеряется между внутренними плоскостями пластин. Можно выделить три распространённых размера цепи по ширине:[1][2]

  • 3/32 дюйма (0,094", 2,38 мм — 6 - 8-скоростная)
  • 1/8 дюйма (0,125", 3,18 мм — односкоростная дорожная)
  • 3/16 дюйма (0,1875", 4,76 мм — усиленная цепь для BMX и Fixed Gear)[3]

С относительно новыми 10-скоростными кассетами используются цепи 0,090" — 2,29 мм.

Внешняя ширина цепи тем меньше, чем больше звёзд в кассете и, в основном, варьируется между 7 и 5,5 миллиметрами. Внешняя ширина, как правило, не указывается в спецификации цепи, вместо этого пишут количество звёзд кассеты, на которое рассчитана цепь.

Шаг цепи, для современных моделей, практически не различается и составляет 1/2" или 12,7 мм.[1]

Боковой прогиб измеряется на 49-и звеньях. Измерения проводят после прикладывания и снятия нагрузки величиной 3 Н. Максимальный допустимый изгиб для односкоростной цепи — 105 мм[источник не указан 324 дня]

Цепь на велосипеде с планетарной втулкой

Цепь необходимо периодически промывать, смазывать, а каждые несколько тысяч километров — менять, так как в процессе эксплуатации цепь стирается, диаметр звездочек уменьшается из-за износа. Показателем того, что цепь необходимо заменить, является её удлинение. Существует простой способ измерить износ цепи: измерить длину 24 звеньев в центрах осей. Если это значение равно 304.8 мм или 1 футу, то цепь считается не изношенной. Если её длина увеличилась на 3-4 мм, то цепь считается изношенной и подлежит замене.

Несмотря на распространённый миф, увеличение длины велосипедной цепи происходит не из-за того, что цепь растягивается, а из-за износа на пинах, которые соединяют между собой звенья цепи.[4]

Велосипедные комплектующие, инструменты и аксессуары

ru.wikipedia.org


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.