Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать цепь для велосипеда


Как выбрать цепь для велосипеда?

Цепь для велосипеда представляет собой сложное устройство и требует особого ухода. Необходимо знать, какие бывают виды цепей, когда возникает необходимость в замене данного изделия или его части, как увеличить срок службы и выбрать ту, которая подойдет тому или иному велосипеду.

Появление и конструкция цепи

Модель велосипеда с цепным приводом появилась в 1870 году. Популярность изделие набрало только к концу 19 века, когда в массовое производство выпустили каленую сталь. До этого времени цепь на велосипед изготавливалась из ненадежных материалов, что не давало возможности сделать звенья для работы под большой и нестабильной нагрузкой.

К началу 20 века велосипеды имели тот же вид, который они имеют сейчас. Отличие заключалось только в том, что в то время они были односкоростными.

Цепь представляет собой последовательно соединенные шарнирами звенья. Она нужна для передачи крутящего момента. Коэффициент полезного действия может достигать 98%. Вследствие большого разнообразия возникла необходимость их систематизации. Для этого разработали стандарты с требованиями к конструкции и базовым параметрам.

Типы цепей

Существуют следующие велоцепи:

  • роликовые;
  • зубчатые;
  • втулочные.

Первый тип предусматривает внутри звеньев небольшие ролики. Этот вид считается самым износоустойчивым, но редко используется, поскольку его производство связано с большими материальными затратами.

Зубчатый тип пришел из промышленного производства и используется в тестовых образцах байков.

Большая часть изделий на рынке втулочного вида. В данной конструкции через звено проходит прямая втулка, которая последовательно соединяет элементы.

По способу соединений различают следующие виды:

  • обычные;
  • халфлинк (half link), или полузвенья.

Первый метод предусматривает крепление через один элемент. Он является оптимальным для обычного вождения велосипеда. Второй вид представляет собой последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Данный вид легче ремонтировать, он лучше переносит нагрузки. Недостатком является быстрый износ из-за удлинения.

Для каждого вида производители создают специальные размыкающиеся звенья, или замки, благодаря которым можно снять изделие с велосипеда. Сколько звеньев цепи в данном образце предусмотрено, точно сказать невозможно. Каждый изготовитель старается делать что-то прогрессивное, поэтому не существует единого стандарта.

Данный элемент велосипеда также классифицируют по длине и ширине звеньев. Последний параметр определяет, на велосипеде со сколькими скоростями будет использоваться изделие.

Если на байке 7-8 передач, то используется широкая, которая считается стандартной. На 9-скоростном применяют более узкие изделия, часто их изготавливают под определенные модели.

На модели с 10 и более передачами ставят узкие цепи, которые используются только с похожими звездами.

Износ цепи

  • Износом цепи велосипеда называют ее удлинение вследствие растачивания пинами или осями своих посадочных мест. На каждом звене расстояние составляет менее 1 мм, что в совокупности дает большое значение. В связи с этим изделие не может правильно лечь на звезды и нормально функционировать.
  • Со временем профиль звезды начинает подстраиваться под образовавшиеся посадочные места звеньев. Изделие еще больше растягивается и начинает срываться, перескакивать на другие шестеренки или прокручиваться. Если долгое время ничего не предпринимать, то замена цепи не решит проблему, поскольку посадочные места на звездах уже расточены под предыдущее изделие.
  • Металл быстро приходит в негодность, если на него не наносить смазывающее вещество. Оно обеспечивает плавных ход и меньшее трение между звеньями и зубьями звезд. Можно использовать специальную или обычную смазку.

Определение износа

Стандартный ресурс составляет 1000-1500 км. Дальнейшее использование будет вредить зубьям звезд. Однако километраж не является точным показателем износа. Чтобы измерить износ звеньев, необходимо приобрести специальный калибр.

Также можно использовать штангенциркуль. Необходимо измерить внутреннее расстояние между звеньями. Если оно в диапазоне 119-120,6 мм, то изделие считается исправным. Значение 120,6-120,9 мм говорит о том, что нужно заменить цепь. Когда показатель более 121 мм, значит начался процесс деформации зубьев звезд.

Три цепи

Согласно данному правилу необходимо приобрести 3 одинаковых комплекта. Количество звеньев в каждой из них должно быть равным. Их по очереди меняют через 500 км, чтобы равномерно распределить износ.

Делать выбор цепи нужно в соответствии с характеристиками велосипеда. Если есть возможность, следует очистить старое изделие и узнать производителя и модель. Важным показателем является ширина, она должна соответствовать набору звезд. Длина цепи на велосипеде также подбирается в соответствии с количеством скоростей.

Источник: https://ProVelik.ru/vybor-velosipeda-i-aksessuarov-dlya-nego/tsep-dlya-velosipeda.html

Советы велосипедисту: как подобрать оптимальную длину цепи?

Длина цепи:

Длина цепи – это параметр, который многие упускают из вида при сборке велосипеда «с нуля» из набора комплектующих, либо при замене изношенной цепи.

На самом деле стоит также помнить, что на многих новых велосипедах, продающихся в магазинах по недосмотру, либо ошибке производителя может стоять слишком длинная цепь, что неминуемо ухудшит точность переключения. Помимо этого, она также будет чаще соскакивать со звёзд на техничном рельефе, корнях и камнях.

Но если длинная цепь может просто несколько раз подкинуть вам неприятный сюрприз за время поездки, то последствия установки чересчур короткой цепи могут быть катастрофическими. В лучшем случае вы просто не сможете переключиться на большие звёзды системы и кассеты из высокого натяжения.

В худшем – задний переключатель может оторваться и поломаться (выбив заодно несколько спиц из заднего колеса), порвётся сама цепь. Можно с уверенностью сказать, что неверно подобранная длина цепи велосипеда – это прямой путь к скорому ремонту.

Тип заднего переключателя:

Задний переключатель на вашем велосипеде играет огромную роль в регулировке длины и натяжения цепи. Лапка переключателя, смещаясь назад, поддерживает достаточное натяжение, когда вы используете маленькую звезду в кассете, но при этом она же компенсирует.

При этом она также может смещаться вперёд, когда вы переключаетесь на большие звёзды для преодоления подъёма. Соответственно задние переключатели выпускаются в 3-х возможных вариантах: с короткой, средней и длинной лапкой/рамкой (в зависимости от ваших предпочтений и возможностей велосипеда).

Основной принцип при выборе нового переключателя: чем шире диапазон передач, тем длиннее должна быть лапка. Если рассматривать классическую компоновку велосипедной трансмиссии с 3-мя звёздами в системе, то там наиболее уместной будет длинная лапка.

Если мы говорим об моделях с одной звездой в системе, то короткая лапка вполне подойдёт. Например,  вы захотите использовать короткий задний переключатель на велосипеде с большим диапазоном передач, тогда вам потребуется также установить слишком длинную цепь (которая будет компенсировать недостаточную длину переключателя).

И золотой середины тут, к сожалению нет. Неправильно подобранный задний переключатель не позволит вам определить правильную длину цепи и избежать поломок.

Слишком длинная цепь будет часто слетать и вызывать проблемы с переключением, слишком короткая может оторвать вам задний переключатель. Вам уже не терпится проверить длину цепи на своём велосипеде?

Полезные советы:

  1. Важно помнить о том, что определять длину цепи на двухполвесе (велосипеде с передним и задним амортизатором) нужно в тот момент, когда задний амортизатор прожат на весь ход (т.е под нагрузкой). При этом цепь должна быть установлена на самые большие по диаметру звёзды в кассете и системе.
  2. На современных велосипедах с 20 скоростной трансмиссией (2 звезды в системе и 10 в кассете) можно использовать при езде комбинацию из самых больших по диаметру звёзд спереди и сзади.
  3. Это не рекомендуется делать на велосипедах, имеющих в системе 3 звезды.
  4. Однако при выборе длины цепи необходимо всё равно поставить её на самые большие звёзды в кассете и системе – вы ведь можете случайно переключиться на такую комбинацию во время катания, и не хочется, чтобы это привело к поломке.
  5. Некоторые профессиональные велосипедисты выставляют минимально возможную длину цепи, чтобы минимизировать возможность её соскока даже на самом трудном рельефе. При этом нужно постоянно следить за тем, чтобы не использовать одновременно большую звезду спереди и сзади. Но мы не рекомендуем Вам подобные эксперименты.
  6. На многих велосипедах, отправляемых с завода по магазинам и дилерам в разных странах, установлена слишком длинная стандартная цепь. Поэтому её рекомендуется дополнительно проверить, даже учитывая, что велосипед абсолютно новый, из коробки.
  7. Длина лапки задних переключателей у Sram и Shimano различна. Это же можно сказать о переключателях одной серии от одного производителя, но разных модельных годов. Это означает, что после замены заднего переключателя проверка длины цепи попадает в список обязательных сервисных мероприятий.

Особенности двухподвесов

Выставить необходимую длину цепи – не сложная задача, но всё становится уже не так просто в случае с двухподвесами. Почему это происходит? Многие производители велосипедов используют компоновки подвески, которые повышают эффективность при педалировании.

При этом по мере срабатывания подвески увеличивается расстояние между кареткой и осью заднего колеса. Это смещение может происходить на протяжении всего хода подвески, либо только в определённом диапазоне.

Но это в любом случае означает, что на двухподвес надо при прочих равных устанавливать более длинную цепь, чем на хардтейл.

Прожмите подвеску на полный ход, т.к. именно в этом положении у вас получится определить подходящую длину цепи.

Если на вашем велосипеде установлен воздушный задний амортизатор, то просто спустите воздух через клапан (по виду похож на «автомобильный» ниппель), параллельно сжимая своим весом подвеску.

В случае с пружинным амортизатором вам придётся сначала извлечь его из рамы, удалить пружину, а затем вставить амортизатор обратно.

Прежде чем приступить к манипуляциям с амортизатором, вам необходимо переключить цепь на самые большие звёзды в кассете и системе. Для удобства можно закрепить велосипед в ремонтной стойке, если таковая имеется.

Если длина цепи слишком маленькая, то вы сразу заметите это по положению лапки заднего переключателя. На фотографии выше представлено положение заднего переключателя при полностью прожатой подвеске.

Можем с уверенностью сказать, что подобная длина цепи вызове в лучшем случае поломку петуха и самого заднего переключателя.

Соответственно требуется добавить несколько звеньев, либо выбрать более длинную цепь.

На фото выше изображено положение заднего переключателя при правильно подобранной длине цепи. Добавив всего два дополнительных звена, мы избавили себя от множества потенциальных проблем.

Переключите цепь на самую маленькую звезду в кассете и системе. Если вы видите картину, похожую на левое фото, то длина цепи подобрана практически идеально.

Мы видим что цепь достаточно натянута, но при этом сохранён необходимый свободный ход, а также есть запас для переключения на более крупные звёзды.

На правом фото показана слишком большая длина цепи, которая, как мы уже выяснили, сможет привести к серьёзной поломке вашего велосипеда, а также регулярным соскакиванием цепи со звёзд.

Источник: http://www.cronusbike.ru/blog/sovetyi_velosipedistu_kak_podobrat_optimalnuyu_dlinu_tsepi.html

Все о велосипедных цепях

На первый взгляд тема велосипедных цепей кажется довольно простой.

Но если попытаться систематизировать всю информацию, то получается что тему ухода за цепями и их конструктивных особенностях лучше рассматривать отдельно. Вопрос обслуживания цепей мы уже поднимали.

Поэтому в этой статье мы сосредоточимся только на физических характеристиках цепей.

Типы соединения пластин

  • В классических цепях боковые пластины соединяются с помощью втулок (англ. bushing). По сути это полые оси, которые жестко соединены с боковыми пластинами. Такие цепи больше подходят для односкоростных велосипедов и велосипедов с планетарными втулками, т.к. такое соединение является более жестким и затрудняет боковой изгиб цепи.
  • В большинстве скоростных цепей используется соединение без втулок. Каждая пластина содержит выштамповку, в которой помещается пин. Такое соединение обеспечивает больший угол изгиба цепи в горизонтальной плоскости. На изображении ниже показаны два типа соединений в разрезе.
  • Найти в продаже втулочную цепь сейчас очень сложно, т.к. безвтулочные дешевле в производстве.

Особенности облегченных цепей

Для облегчения используются полые пины и перфорированные пластины. Коэффициент растяжения таких цепей как правило выше, но сильно зависит от качества конкретной модели цепи. По прочности облегченные цепи уступают обычным только при прикладывании ударных нагрузок.

Цепи с одним повторяющимся звеном

  • Такие цепи называют Half-link (от англ. half — половина, link — звено). В технической литературе такие звенья называются переходными или изогнутыми. Если в классических цепях можно выделить два полузвена, то в таких цепях все звенья выглядят одинаково.
  • Такие цепи более подвержены растяжению и очевидно, что с ними нельзя использовать звезды с переменной шириной зуба (Narrow Wide). Но они очень хорошо подходят для односкоростных велосипедов без натяжителей т.к. позволяют более точно изменять длину цепи.

Поверхностная обработка

Нельзя сказать с уверенностью, что антикоррозионное покрытие увеличивает срок службы цепи. Масло само по себе достаточно защищает от коррозии. Своевременное обслуживание и уход за цепью — вот залог долговечности.

На покрытие обращают внимание те люди кто знает, что цепь будет работать в особо жестких условиях: грязь, вода и т.д. Но определить качество поверхностной обработки зрительно не получится. Цепь может быть хромирована снаружи, но внутренние нагруженные элементы у нее могут быть без защиты.

Опыт использования конкретной модели цепи даст вам больше информации, чем ее технические характеристики или внешний вид.

Ширина

Расстояние между пинами (шаг цепи), для современных цепей, практически не отличается и составляет ½ дюйма (12,7 мм).

Ширина цепи — это расстояние между внутренними пластинами. Выпускаются цепи разной ширины:

  • 1/8 дюйма (0,125″, 3,18 mm) одна скорость
  • 3/32 дюйма (0,094″, 2,38 mm) 7-8 скоростные кассеты
  • 0,09 дюйма — 2,29 мм. 10-и скоростные кассеты

Внешняя ширина не указывается в характеристиках цепи, просто указывается количество скоростей (звезд кассеты).

Длина

Определить длину цепи для установки цепи на велосипед с переключателем (натяжителем) можно на глаз. Тоже касается велосипедов с горизонтальными и подвижными (регулируемыми) дропаутами.

Но можно ли установить цепь без натяжителя на велосипед с вертикальными дропаутами? Этот вопрос актуален для приверженцев субкультур — Fixed

spiegelstudio.ru

Как выбрать цепь для велосипеда

Владельцы старых советских велосипедов редко когда сталкивались с проблемой замены цепи. Достаточно было смазать её несколько раз в год, чтобы она продолжала служить и не доставляла особых хлопот. С современными байками такой номер не пройдёт, поскольку они имеют более сложное устройство, что предполагает использование особого механизма и обеспечение тщательного ухода за ним. Следовательно, необходимость замены этого расходного элемента возникает чаще. Поэтому для каждого современного велосипедиста важно знать, как выбрать цепь для велосипеда, чтобы она обеспечивала нормальную работу транспортного средства и обладала необходимой долговечностью. Именно правильному выбору велосипедной цепи и будет посвящён наш дальнейший разговор.

Современные байки имеют сложное устройство и потому цепь подвергается большому износу и достаточно часто возникает необходимость менять ее

Разделение по типам

Пока не попадаешь в магазин аксессуаров и запчастей для велосипедов, кажется, что выбор цепи для велосипеда не предусматривает особых сложностей и не требует от велосипедиста наличия особых познаний в этой области. И только в магазине приходит осознание того, как много существует моделей и видов этого механизма.

Цепи на велосипеды могут отличаться друг от друга несколькими параметрами. И чтобы выбирать эту деталь на свой байк было легче, необходимо хорошо разбираться в существующих видах и отличиях между ними.

В зависимости от конструкции

Если выбирать цепь по этому параметру, то вашему вниманию будет предложено три разновидности:

  1. Роликовые варианты внутри своих звеньев имеют небольшие ролики. Такая конструкция отличается износоустойчивостью, долговечностью и надёжностью, но уж больно она дорогостоящая. Не каждый велосипедист может позволить себе покупку роликовой цепи.
  2. Втулочные элементы похожи на предыдущую разновидность, но всё-таки некоторые отличия имеются. В роликовой цепи через звено проходит отдельная деталь, а во втулочной модели присутствует прямая втулка. Такие детали являются более доступными, потому часто устанавливаются производителем и самим велосипедистом во время замены.
  3. Зубчатые модели можно встретить только в конструкции экспериментальных байков. Такие элементы пришли к нам из промышленного производства.

Во втулочной модели присутствует прямая втулка, которая проходит через звено

В зависимости от способа соединения звеньев

На этот параметр также стоит ориентироваться при выборе замены. Вам будут предложены следующие разновидности:

  1. Обычный тип соединения предполагает возможность соединения звеньев через одно, соблюдая попеременное чередование. Обычным велосипедистам желательно выбирать цепь именно такого типа.
  2. Халфлинк (половина звена, или half link) предполагает наличие в конструкции последовательности однотипных полузвеньев, которые не чередуются между собой, а входят друг в друга. Если однозначно сложно сказать, какая цепь для велосипеда лучше, то относительно прочности и устойчивости к повреждениям динамического характера именно этот тип оказывается наиболее предпочтительным. Более того, подобный механизм хорошо поддаётся ремонту. Без недостатков здесь не обошлось. Такие механизмы склонны к быстрому растяжению, что обусловлено наличием большого количества «ослабленных» элементов. Помочь в подобной ситуации может специальный замок, который устанавливается на цепи такого типа.

Среди производителей велосипедных цепей вошло в моду создавать уникальные замки, поэтому говорить о конкретной цифре и рассматривать существующие разновидности просто бессмысленно.

Велосипедная цепь Халфлинк

В зависимости от ширины

На выбор велосипедной цепи существенное влияние оказывает её ширина. Если длина может легко варьироваться путём добавления или удаления необходимого количества звеньев, то ширина является характеристикой постоянной.

  1. Широкие, стандартные цепи предназначаются для 7–8-скоростных велосипедов.
  2. Для 9 скоростей необходимы особые цепи, которые часто поставляются согласно конкретным сборкам.
  3. Для 10 скоростей предназначаются узкие цепи, для которых необходимы особые звёзды.

Выбор неправильной цепи по ширине и скорости, для которой она предназначается, чреват серьёзными последствиями. Во-первых, это может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге. Во-вторых, цепь может застрять в переключателе, серьёзно испортить трансмиссию и сделает невозможным нормальное перемещение на велосипеде.

Цепь неправильной ширины может привести к возникновению аварийной ситуации или застрять в переключателе

Производители, достойные внимания

Как подобрать цепь для велосипеда — проблема распространённая, следовательно, такой расходный элемент является востребованным. Если есть спрос, значит, растёт предложение. Многие производители не желают упускать возможность нажиться за счёт владельцев велосипедов. Вот и получается, что рынок велосипедных цепей активно наполняется товарами различного качества. Выбрать из этого разнообразия разношёрстного товара действительно стоящую модель оказывается сложнее с каждым годом.

Мы решили отобрать самых надёжных производителей, на продукцию которых стоит обращать внимание в первую очередь.

  1. Среди Shimano и SRAM сложно выявить однозначного лидера. Эти производители не уступают друг другу, деля лидерство на двоих. Под этими двумя марками выпускаются комплектующие для всех моделей велосипедов. Компания SRAM впервые выпустила цепь с замком, а производитель Shimano первым использовал сухую смазку.
  2. Campagnolo — крупный производитель из Италии, который сотрудничает со спортивными командами. Цепи этой фирмы являются очень качественными, хотя и дорогостоящими. Компания уделяет много времени разработке инновационных решений, которые воплощаются в замках, противорастяжительных приёмах, покрытиях, смазывающих канавках.
  3. Если продукция от Shimano и SRAM оказывается для вас дорогостоящей, то можно обратить внимание на производителя из Тайваня — KMC. Эта компания имеет 30-летнюю историю. В ассортименте выпускаемой продукции имеется большое количество аналогов деталей для велосипедов от Shimano и SRAM.
  4. Продукцию компании Wipperman редко можно встретить на просторах России. В первую очередь это обусловлено высокой стоимостью. Но профессионалы готовы платить за высокое германское качество, которое в мире не имеет себе равных.

Велосипедная цепь Shimano

Советы для правильного выбора

Чтобы выбор был простым и понятным, а привлечение консультанта не было настолько жизненно необходимым, необходимо ознакомиться с рядом советов, которые мы для вас собрали.

  1. Количество звёздочек в байке является важным параметром выбора, игнорировать который никак нельзя. Для пяти звёзд требуется стандартная модель цепи, ширина которой будет составлять 2,4 мм. Для агрегата с 6–7 звёздами необходимо выбирать более гибкую, соответственно, и более дорогую цепь. Дешёвые модели будут быстро ломаться и негативно влиять на состояние кассет.
  2. Перед покупкой новой цепи необходимо внимательно рассмотреть старую. Нас интересуют параметры, в частности ширина, которые должны совпадать в старом и новом элементе. В идеале, выбирать новую цепь той же модели, что была установлена.
  3. Качество своей продукции каждый производитель обозначает по-разному. Это могут быть числовые или буквенные обозначения, хотя продукция КМС отличается по цвету (самому высокому качеству соответствует золотистая окраска).

Подводя итог всему вышесказанному, можно ещё раз обратить внимание на предназначение цепи и влияние, которое она оказывает на состояние трансмиссии. Сейчас этот элемент больше воспринимается как расходный материал, замена которого должна осуществляться своевременно. Правильный выбор цепного механизма, надлежащее обслуживание и замена — всё это способно сохранить состояние более дорогостоящих элементов и узлов.

Надеемся, что теперь вы сможете легко выбирать велосипедные цепи: виды, параметры, характеристики и особенности — всё это вам известно. Осталось только применить полученные знания на практике.

aktsport.ru

Цепь для велосипеда: все что нужно знать, чем смазывать, когда менять

Велосипедная цепь. Все знают, что она у велосипеда есть и, что с ее помощью усилие передается от ног к колесу. Некоторые знают, что ее полезно иногда смазывать. Самые продвинутые пользователи знают, чем смазывать лучше и знают, что ее желательно содержать в чистоте. 

Трансмиссия любого велосипеда не может работать без посредника между педалями и колесом, но не всегда посредничество доверяют цепи. Есть и ременные передачи и карданные, но сегодня мы говорим именно о цепях и постараемся раскрыть эту тему достаточно широко.

Кстати, раз уже говорим о трансмиссиях, то напомним, что у нас есть следующие статьи: МТБ трансмиссии; шоссейные групсеты Campagnolo, Shimano, SRAM; МТБ групсеты Shimano и SRAM; всё о контактных педалях.

Работа и устройство

Велосипедная цепь состоит из множества узких роликов, которые вращаются на миниатюрных осях (пинах) и все эти части между собой скреплены боковыми пластинами. Промежутки между роликами существуют для размещения внутри зубов ведомых и ведущих звёзд.
Ролики и оси производятся из достаточно прочной закаленной стали, которая имеет высокий показатель износостойкости.
Боковые пластины выполняются из более мягких сплавов стали, чтобы цепь могла сохранять необходимую прочность и упругость. 

Цепи в среднем ценовом сегменте имеют специальные покрытия, суть которых сводится к защите от коррозии. Самый высокий ценовой сегмент предлагает покрытия из нитрида титана, который обеспечивает беспрецедентную стойкость к стиранию, но срок службы в плане растяжения цепи никак не увеличивает.

Если говорить о трансмиссии в целом, то состоит она из шатунов, передних звезд (бывают системы от 1 до 3 звезд), переднего переключателя (если есть), заднего переключателя (если есть), кассеты со звездами или одной звезды сзади, задней втулки.
Рассмотрим работу цепи по порядку.
В каждый промежуток между роликами, по мере вращения педалей, попадает зуб передней звезды и упирается в ролик, протягивая цепь вперед по кругу.
Далее, через задний переключатель и механизм натяжения, цепь попадает на задние звезды, зубы которых также размещаются в промежутках между роликами. Они упираются в зубцы и тянут звезду вперед описывая окружность, колесо проворачивается. Дальше цепь снова возвращается на передние звезды и всё повторяется по замкнутому циклу пока на педали оказывается воздействие.

Как видно, принцип работы довольно прост. 

Виды цепей для велосипеда

Всем уже известно, что велосипеды бывают разными. Если нет, то почитайте наши статьи о разновидностях шоссейных и МТБ велосипедов. Два основных направления, в которых развиваются производители, определяют и две основных разновидности цепей в соответствии с их областью применения, однако разделение это достаточно условное. Хотя некоторые производители настаивают на различиях.

По скоростям

Куда более понятным и видимым является количество передач, на которое цепь рассчитана. Ведь в зависимости от этой характеристики параметры ее могут сильно изменяться. 

Допустим, на велосипеде есть какое-то количество передач, которое определяется по количеству звезд сзади. Чем передач больше, тем меньшее расстояние между звездами, тем тоньше звезды, а это и определяет ширину цепи.
Следовательно, чем больше скоростей она может переварить, тем тоньше будет. Самые тонкие цепи 11-скоростные, ширина составляет 5,5 мм.
Самые широкие на 6 скоростей, их ширина достигает 7,8 мм. 

Да, есть 12- и 13-скоростные трансмиссии, они используют стандартную цепь на 11 скоростей. Есть цепи и односкоростные.

Размерность варьируется всегда только по ширине и количеству звеньев. Расстояние между звеньями всегда одинаковое и составляет половину дюйма.

Если сами беретесь за замену цепи, то старайтесь учитывать ее совместимость с трансмиссией по количеству передач. Более тонкая или толстая цепь могут нанести урон навесному оборудованию. И это в лучшем случае.

По типам велосипедов

На самом деле наиболее актуальным является разделение цепей по количеству передач. Ведь отличить шоссейную цепь от МТБ-шной практически невозможно, так как это одна и та же цепь. Ну, почти.
Конечно, если на ней стоит маркировка Campagnolo, то да, эта цепь больше шоссейная, так как и компания специализируется на шоссейных трансмиссиях. Можно вспомнить о Shimano Dura-Ace, что тоже намекает на шоссейное применение, однако самое существенное различие может заключаться только в весе. Облегчения добиваются путем установки полых пинов и боковинок с дополнительными прорезями. Хотя и этот критерий не позволяет в полной мере говорить о разделении цепей на категории по дисциплинам.

Shimano разделяет цепи на шоссейные и МТБ. Кроме того, в компании говорят, что с их трансмиссиями совместимы цепи только их производства. Разумеется, последнее утверждение не выдерживает никакой критики. Что же до разницы, то она может быть заметна на компонентах гоночного уровня, но взаимозаменяемость всё равно остается.  Есть основания думать, что тут больше маркетинг играет свою роль. Впрочем, нельзя исключать и снижения коэффициентов трения в шоссейных цепях благодаря специальным напылениям.

Полноценным исключением можно считать BMX. Традиционно в этой дисциплине применяются либо односкоростные цепи, либо цепи типа Half-Link. Перепутать ни с чем другим их невозможно. Характерная форма полузвеньев требует установки в определенном направлении. Кроме того, полузвенья позволяют точнее подгонять длину цепи. Обратной стороной такой конструкции является частый выход из строя под нагрузками и небольшой ресурс в связи с быстрым растягиванием.

Замки для цепи

Для того, чтобы цепь снялась с велосипеда, необходимо ее разъединить. Способов соединений всего два. С помощью пина или с помощью замка.
Если цепь не имеет замка и все звенья одинаковые, то для снятия понадобиться специальная выжимка цепи. Она позволяет выдавить одну из осей звена. Недостатком такого соединения является необходимость держать у себя в арсенале специальный инструмент или зависеть от мастерских.

Замковое соединение является наиболее удобным, так как позволяет произвести замену цепи без специального инструмента голыми руками прямо в поле. Замки цепи, как и вспомогательные пины для беззамкового соеднения, разумеется, отличаются в зависимости от скоростной принадлежности. 

Износ

Тема износа для велосипедных цепей очень острая. Пара дней в мастерской заставит шевелиться волосы даже у самого стойкого райдера, так как подавляющее большинство владельцев об этом не беспокоятся нисколько.
Самая частая жалоба — чего-то переключается плоховато. Когда берешь измерительный инструмент, то оказывается, что и мерять там уже особо нечего. Цепь растянута настолько, что пределов измерения инструмента не хватает, и кассета, как следствие, изношена преждевременно.


Инструмент для измерения износа цепи.

На скорость износа влияют разные факторы. Во-первых, условия эксплуатации. Шоссейный режим использования сулит больший километраж между заменами, так как система работает в относительной чистоте. МТБ цепи живут меньше, так как обилие грязи говорит само за себя. А если не понятно, то объяснение очень простое — грязь содержит в себе мелкие песчинки, являющиеся абразивным материалом, проникающим вглубь звеньев и забивающимся между роликом и осью. Ехать на грязной цепи тяжелее, да и к растяжению добавляется образование ненужных зазоров из-за абразивного износа.

Во-вторых, на износ влияет количество и качество смазывающего материала. Если используются не специальные масла, то налипание грязи становится просто стихийным бедствием. Если масла не используются вовсе, то цепь быстрее сотрется, чем растянется. 

Износ цепи происходит тем медленнее, чем чище трансмиссия в процессе эксплуатации. Поддерживать ее чистоту можно своими силами, однако это требует определенных навыков и времени. На личном опыте я убедился, что надпись на упаковке 3000 километров может превратиться в 5000, если за цепью регулярно ухаживать. После грязной поездки цепь и вся трансмиссия снимаются и моются с использованием разнообразной химии, которая хорошо растворяет остатки старой смазки и выбивает самый мелкий песок из всех щелей. 


Не доводите цепь до такого состояния.

Вместе с цепью изнашивается и кассета с задними звездами, хотя практика показывает, что кассета переживает две-три цепи.
Чтобы понимать степень износа, достаточно обзавестись очень простым инструментом — измерителем цепи. У него всего два щупа. Первый сигнализирует о растяжении, при котором стоит задуматься о замене цепи. Второй щуп позволяет осознать, что цепь мертва и что под замену, скорее всего пойдёт и кассета.

Помните, что изношенная цепь, которая давно не менялась, грязная и плохо смазанная может стать источником самых неприятных ситуаций. 

Смазка

Смазывание цепи — обязательный ритуал, который желательно проводить каждые 150-300 километров или раз в несколько месяцев, в зависимости от интенсивности катаний.
Смазки можно разделить на три основные группы: подножные, специальные жидкие, парафиновые.

Автомобильная смазка самая доступная, часто находится на расстоянии вытянутой руки и обладает самой разной консистенцией. Отличительная особенность ее — делает вид, что смазывает. Категория выделена не просто так, ведь часто велосипедисты используют масла, которые применимы для автомобилей, швейных машинок, подвески велосипеда... все они прекрасно работают в местах, для которых создавались. Цепное применение подразумевает активное воздействие внешней среды, а этот фактор приходится учитывать.

Специальные жидкие смазки делятся на универсальные, для сухой погоды и для мокрой погоды. Особенность их заключается в том, что они умеют смазывать цепь, оставаться на ней как можно дольше и препятствуют налипанию пыли.

Парафиновые смазки отличаются тем, что цепь с ними всегда чистая. Налипание грязи и пыли сводится к минимуму. Смазка наносится в жидком виде, проникает в звенья и загустевает, превращаясь в парафин, какой можно увидеть в свечках. Почти. Разумеется, он другой.

Особенность таких смазок требует частого нанесения (раз в 150 км или чаще), но обладает неоспоримым преимуществом — с ней трансмиссия остается чистой значительно дольше, процесс мойки происходит проще, так как грязь не связана масляной пленкой, ноги и руки практически не пачкаются. Внешний вид велосипеда в целом даже выигрывает благодаря всегда блестящей цепочке.

Рекомендации

Перед покупкой новой цепи посмотрите на количество звезд сзади. 

Низкая стоимость цепи означает употребление в конструкции материалов низкого качества. Такая цепь имеет намного меньший ресурс и, вероятнее всего, не имеет защиты от коррозии. Выезд даже не в дождь, а в туман существенно снизит её ресурс, если её еще и не обслужить после.

Обслуживайте весь свой велосипед. Но раз уже статья про цепи, то уделите особенное внимание цепи. Если покатались в мокрую погоду — протрите сухой тряпкой, дайте просохнуть, смажьте хорошенько и снова протрите сухой тряпкой. Так велосипед прослужит намного дольше и не будет создавать посторонних скрипов при вращении педалей.

Обзаведитесь измерителем цепи и следите за ее износом. Своевременная замена существенно сократит стоимость дальнейшего обслуживания.Не пользуйтесь старой, ржавой или изношенной цепью, она может и порваться. А если не порвется, то нанесет урон другим компонентам байка.

И, наконец, получайте удовольствие от своего велосипеда)

velojournal.net

Велосипедная цепь от А до Я

В детстве совершенно не возникало такой проблемы, как замена велосипедной цепи. Смазал ее пару раз в год — и можно забыть. И, казалось, износа ей не было. Но современные велосипеды куда более сложные по устройству. Поэтому и цепи требуют особого ухода. Смазка, выбор, своевременная замена — все эти нюансы должен знать велолюбитель, чтобы его «железный конь» прослужил ему как можно дольше.

Как и любая другая запчасть, велосипедная цепь имеет свойство изнашиваться, ломаться, но большинство неисправностей можно устранить своими силами. Вопрос о том, почему изнашивается велосипедная цепь, не имеет однозначного ответа. Множество факторов влияет на ее работу. Это и погодные условия, и почва, и длительность езды, тип и способы смазки. Так что каждый случай требует своего подхода.

Велосипедная цепь — что это?

Велосипедная цепь — это основа механизма «двухколесного коня». Она представляет собой металлическую роликовую приводную цепь, которая передает крутящий момент с ведущей звездочки на ведомую.

Существует три типа велосипедной цепи:

  1. Односкоростная или с поддержкой переключения
  2. Облегченная
  3. Half-link (Half — половина, Link — звено)

К тому же цепи отличаются по ширине и расстоянию между пинами, которые скрепляют звенья.

Причин, по которой может износиться цепь, огромное множество. Стоит упомянуть наиболее частые их них.

  1. Погодные условия
  2. «Возраст» цепи
  3. Вид и способ ее смазки
  4. Качество цепи

Обслуживание велосипедной цепи

Велосипедная цепь требует особого внимания. Ее нужно смазывать, чистить и своевременно менять. Распознать изношенную цепь достаточно просто: она будет спадать, выскакивать и заметно вытянется.

Чем и как смазывать?

О необходимости смазки существует множество мнений. Одни уверены, что смазывать цепь вообще не нужно, так как на масло только прилипает грязь, что ускоряет износ цепи. Другие, напротив, уверены, что именно правильная смазка увеличивает срок службы механизма. Но как правильно ее смазать?

Можно сделать это с помощью масленки, капая маслом на те места, где оно необходимо. Можно воспользоваться спреем. Но в последнем случае нужно быть аккуратным: масло может попасть не только на цепь, но и на другие части велосипеда. Если неправильно нанести масло, то оно только приведет к большому загрязнению механизма.

Основное правило смазывания велосипедной цепи — соблюдение трех точек, в которых наличие смазки обязательно. Это место трения заклепки о внутренние пластины, внутренняя поверхность ролика, место соприкосновения внутренних и внешних пластин. При смазке традиционной велосипедной цепи может возникнуть серьезная проблема в виде пузырьков воздуха. При обычной смазке маслом с помощью спрея пузырьки воздуха остаются внутри стакана. Они не позволяют смазке пройти дальше. Даже если масло и пройдет внутрь, то оно уже будет загрязненным, так как внешние пластины очень быстро покрываются дорожной пылью.

Меньше проблем существует при смазке «безстаканной» цепи. Она устроена так, что даже если капнуть масло только на ролик, то при движении масло будет попадать внутрь, вытесняя воздух, а через зазоры оно попадет и на внешние пластины. Так как смазка боковых пластин осуществляется изнутри, то вся гряз будет вымываться самостоятельно потоком смазки. О загрязнении роликов тоже не стоит беспокоиться: они очищаются самостоятельно при соприкосновении с зубьями.

Наиболее популярны два типа смазки: это смазки мотоциклетные и смазки-ваксы.
Мотоциклетные смазки состоят из густого материала и растворителя, который быстро испаряется. Велолюбитель должен знать, что тягучие смазки не проникнут в те места, где они необходимы, а жидкие в цепи надолго не задерживаются. Именно поэтому самым оптимальным выбором являются мотоциклетные смазки. Благодаря наличию в них растворителя, они проникают во все труднодоступные места. Затем растворитель улетучивается, оставляя только густой материал, который прослужит очень долго.

Смазки-ваксы основаны на соблюдении того же принципа: симбиоз тягучей и жидкой смазки. Однако в этом случае цепь опускается в расплавленную тягучую смазку. Под действием высоких температур смазка становится жидкой и попадает в те места, где она необходима. Затем она застывает и обеспечивает долгую работу. Минус этого типа смазки состоит только в том, что он трудоемкий.

Чем и как чистить цепь?

Выше неоднократно упоминалось, что смазка — липкий материал, и к ней быстро пристает дорожная пыль. Поэтому следует уделять должное внимание чистке цепи велосипеда.

Найти средство для чистки цепи не так уж и сложно: в магазинах богатый ассортимент чистящих жидкостей с самыми разными ароматами и составами. Однако минус этих специализированных жидкостей состоит в их зачастую неоправданной дороговизне. Поэтому многие велосипедисты пользуются обычными средствами, вроде ацетона и бензина.

Лидером среди этих средств является «White Spirit», который быстро, а главное дешево приведет цепь в надлежащий порядок. Но есть у таких дешевых средств и недостатки, и в первую очередь это резкий и сильный запах. Так что чистить ими цепь в закрытом помещении не рекомендуется.

Помимо чистящего средства понадобятся еще и щетка, и тряпочка, а также небольшая емкость, в которую можно будет налить чистящее средство. Если цепь не очень грязная, то будет достаточно просто протереть ее тряпочкой, удалив всю грязь. В противном случае необходимо поместить цепь в емкость с чистящей жидкостью и «болтать» ее с помощью щетки. Менять жидкость нужно до тех пор, пока она не станет чистой. В некоторых случаях можно оставлять в емкости цепь на длительное время, чтобы отстала вся грязь.

Как определить, что цепь необходимо заменить?

Зачем вообще нужно менять цепь своевременно? Ведь можно же «дотянуть до последнего» и только тогда заменить. Дело в том, что срок службы кассеты велосипеда в несколько раз дольше, чем срок службы цепи. Если вовремя не заменить цепь, то менять ее придется уже вместе с поврежденной кассетой. Продлить ресурс цепи поможет правильное переключение скоростей на велосипеде.

Есть способ использования цепи «на полную». Сначала используется одна цепь. Когда появляется какое-то подозрение на износ, она заменяется на другую. При этом старая не выбрасывается. Когда немного изнашивается вторая — ставится третья. После частичного износа третьей снова ставится первая — и снова по кругу. Этот способ использования обеспечивает полное и равномерное использование всех трех цепей. Но немногие жалуют такой метод, ведь он достаточно кропотливые.

О том, что цепь изношена и ее пора заменить, расскажет ее удлинение. Когда цепь удлинена, она начинает спадать и выскакивать, что приводит к определенным сложностям в пользовании велосипеда.
Определить степень растянутости цепи можно с помощью обыкновенного замера. Наиболее точный результат покажет штангенциркуль. Перед замером на приборе необходимо установить 119 миллиметров и вставить губки для измерения внутреннего размера между звеньями. Затем — растяните до упора штангель и посмотрите на результат.

При нормальной длине расстояние не будет превышать 120 миллиметров. Если расстояние варьируется от 120,6 до 120,9 мм, то замену можно осуществить без замены кассеты. Большие показатели означают, что состояние кассеты критичное, и заменять ее придется уже вместе с кассетами.

Как заменить цепь?

Основная сложность замены цепи состоит в том, чтобы правильно ее снять. Для того, чтобы без малейшего ущерба снять цепь с велосипеда, необходимо иметь выжимку, приобрести которую можно в любом веломагазине. Рассмотрим процесс снятия цепи поэтапно.

  • На выжимку положите звено цепи так, чтобы пин оказался на перед выжимной осью.
  • Аккуратно крутите ручку, чтобы выдавить пин. Остановитесь, когда пин будет почти выдавлен. Нужно внимательно следить за процессом, чтобы не выдавить пин полностью. Иначе вставить его обратно будет очень сложно.

Снимать и устанавливать цепь мгновенно позволит специальный звеньевой замок.

Как продлить жизнь велосипедной цепи?

Современные велосипед — достаточно сложный механизм, который требует особого ухода. При переключении передач цепь соскакивает с одной звезды на другую, большего или меньшего диаметра. Так что необходимо своевременно использовать смазку, желательно — тягучую. Отсутствие смазки повредит не только цепь, но и звездочки.

Не пользуйтесь сильно густыми смазками, чтобы не цеплять лишнюю грязь. Предпочтение нужно отдать специальным маслам. К слову, смазывать цепь необходимо только после ее тщательной очистки.

Отрицательное влияние оказывает на цепь одновременное использование больших передних и задних звезд. Такая езда вызывает перекос цепи, заметить который можно невооруженным глазом. Чтобы случайная поломка цепи не застала врасплох, будет не лишним иметь при себе выжимку и несколько соединительных звеньев.

Как правильно выбрать цепь для велосипеда?

Выбор цепи зависит от количества звездочек в велосипеде. Для «коня» с 5-ю звездочками идеально подойдет стандартная цепь с шириной в 2,4 миллиметра. Если на велосипеде 6-7 звездочек, то предпочтение нужно отдать более дорогой и качественной цепи. А для 7-8-звездочного велосипеда необходима гибкая и дорогая цепь. Конечно, можно заменить и на более дешевые цепи, но тогда придется очень часто их менять. И, вполне вероятно, вместе с кассетами.

В первую очередь нужно соблюдать совпадение параметров старой и новой цепи. Они должны быть прежде всего одинаковыми по ширине. Лучше использовать цепь той же марки, что установлена была изначально. Для этого нужно очистить старую цепь и на пластинах найти название производителя.

Самыми популярными производителями считаются цепи Sedis, Sachs и Taya. У некоторых цепей качество определяется особой маркировкой, например, цифрами. Чем выше числовой показатель, тем выше качество цепи. Цепи КМС различаются и своим окрасом — самые лучшие цепи окрашиваются в золотой цвет.

Почему-то немного внимания уделяется длине цепи. Ведь именно этот параметр определяет точность переключения передачи. Порой, даже производитель ставит цепь длиннее, чем нужно. Но от длинной цепи проблем не так много, как от короткой. Последняя может привести к непоправимым последствиям. Вам повезет, если вы просто не сможете сменить передачу. Большую опасность представляет возможность поломки переключателя, который может выбить еще и пару спиц из колеса. Да и сама цепь может порваться.

Где купить?

Сортамент, который предлагает современный рынок достаточно большой. Есть множество малоизвестных производителей, производящих однотипную технику сомнительного качества. При этом заявленные характеристики заставляют думать о том, что велосипед оснащен всем необходимым. На деле оказывается, что покупка не будет удовлетворять возложенным требованиям.

Совершать покупку лучше всего в магазинах, которые специализируются на продаже этой техники. В этом случае есть гарантия приобрести качественный продукт и в дальнейшем усовершенствовать его, по мере необходимости. Выбрать и приобрести достойный велосипед, качественные запчасти, велоодежду, рекомендуем в самых больших европейских магазинах: chainreactioncycles.com, wiggle.com.

Видеоинструкция по чистке и смазке цепи

velobanda.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.