Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать ординатуру


Новые правила ординатуры: прелести крепостного права - МедНовости

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям. 

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь: 

...Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака). 

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

 

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Источники и дополнительные материалы: 

 

 

medportal.ru

В чем разница ординатуры и интернатуры

Помощь в поступлении в интернатуру

Интернатура и ординатура — финальная стадия получения медицинского образования, скрещенная с активной практикой в медучреждениях. Чем интернатура отличается от ординатуры? Для ответа на вопрос придется углубиться в принципы обучения во врачебных ВУЗах.

Что такое ординатура и интернатура

Оба варианта послевузовского обучения имеют ярко выраженную практическую направленность, заметно отличаясь между собой. Что такое ординатура и интернатура в медицине?

Ординатура — постдипломное образование, которое проводится для выпускников медвузов, университетов и институтов. Основной задачей ординатуры является подготовка специалистов для работы в госструктурах Министерства здравоохранения или частной практики.

Занятия на ординатуре включают в себя:

  • семинары, прослушивание и сдача зачетов по курсу лекций;

  • клинические обходы больных в городских больницах, работа с историями болезни и эпикризами;

  • участие и выступление на тематических конференциях в рамках выбранной темы;

  • работа с пациентами, находящимися на лечении.

Для поступивших обязательна очная форма обучения продолжительностью в 2 года (иногда может быть продлена до 5 лет). Количество бюджетных мест определяется ежегодным документом от Министерства образования, также возможно обучение на платной основе. Подобные учебные заведения работают на основе крупных университетов или НИИ. Помощь в поступлении в ординатуруОбучение проводится по индивидуальному плану у высококвалифицированных специалистов (от кандидата наук и выше).

Дополнительные преимущества ординатуры

Можно выделить следующие различия ординатуры и упраздненной интернской ступени:

  • выдача документов, подтверждающих прохождение послевузовского обучения;

  • получение сертификата, разрешающего самостоятельную практику;

  • дополнительная стипендия от Минздрава, в том числе по целевым направлениям;

  • каникулы, по длительности соответствующие врачебному отпуску;

  • возможность досрочного завершения обучения через полтора года (75% от общего срока программы) при условии выполнении учебного плана;

  • возможность продления срока обучения при беременности, болезни или других чрезвычайных обстоятельствах.

Порядок приема

Порядок приема на ординаторское обучение описывается в документе — http://docs.cntd.ru/document/456065114

Вступительный экзамен проводится в виде теста, на прохождение которого отводится 60 минут. Минимальное число баллов для прохождения тестирования — 70 из 100. Тест организуется приемной комиссией, составленной из преподавателей ординатуры. Результаты становятся известны на следующий день и должны быть выложены как на официальном сайте организации, так и на информационном стенде.

При приеме могут учитываться результаты аккредитации специалиста, если они были проведены в этом же году или годом ранее.

Интернатура и аспирантура

Интернатурой называется первый год после окончания медвуза, на протяжении которого выпускник занимается врачебной практикой под руководством врачей. Отличием интернатуры от ординатуры является отсутствие возможности принимать решения — ответственность за постановку диагноза и назначение лечения несет более опытный врач. После года интерну выдается сертификат с отметкой о полученной специальности и он может начать вести полноценную практику. Прохождение интернатуры зависит от конкретной больницы и врача, курирующего молодого специалиста.

Важно! С первого января 2018 года интернатура была отменена, а молодые врачи имеют право на полноценную работу в поликлиниках и амбулаториях с первого же года.

Помимо этих вариантов, есть и классическая аспирантура, которая длится три года и нужна для научной деятельности, написания диссертации.

Чем интернатура отличается от ординатуры

Основная разница между интернатурой и ординатурой со стороны студента-медика заключается в его будущей медицинской карьере. Если врач хочет дорасти до заведующего отделением или позднее перейти на администраторскую должность, ему необходимо ординаторское образование. Для обычных специалистов, которые хотят начать работать сразу после получения высшего образования, больше подойдет интернатура. Сейчас же они могут начать практиковать сразу, не тратя несколько лет на дополнительное обучение.

Помощь в поступлении в интернатуру

Ординаторы отличаются более углубленным погружением в специальность — два года практически индивидуального обучения под началом выдающихся специалистов дают о себе знать. Они должны проходить схожую с интернами практику, но вести пациентов и отчитываться документально по принятым решениям ординаторам приходится самостоятельно. Из плюсов можно указать неполный рабочий день, отсутствие дежурств по больнице, небольшая ответственность перед пациентами. Минусы — сложность поступления на бюджет и цена платного обучения в случае провала.

Интерны погружались в больничный быт с первых дней, отсутствие ответственности за постановку диагнозов и выписывание лекарств не освобождало их от тяжелой рутины.

Общий объем занятий в аудитории не мог превышать 120 часов ежегодно, все остальное время посвящалось практике.

Для сравнения, у ординаторов этот срок не ограничен и устанавливается программой. Обучение в интернатуре было более общим по тематике, в отличие от углубленного ординаторского.

Помощь в поступлении в ординатуру

Окончание ординатуры дает значимое конкурентное преимущество при устройстве на работу — любая больница в первую очередь возьмет на открывшуюся вакансию специалиста с дополнительным образованием, чем обычного выпускника-интерна. Интернов же в первые годы ожидает работа в поликлиниках на должностях терапевтов и выматывающий, конвеерный труд в городских больницах.

Заключение

Ординатура — дополнительные два года обучения после завершения ВУЗа. На нее поступают для дальнейшей карьеры в Минздраве или на перспективу, стать через несколько лет заведующим отделением. Дает углубленное образование по специальности и возможность начать работу под кураторством лучших врачей города. Выпускник ординатуры получает разрешение на частную практику. Преимущества для карьеры компенсируются сложностью поступления и обучения.

Интернатура — до 2018 обязательный год постдипломной практики для тех, кто не поступил на ординатуру. Около месяца лекций и год работы в больнице без права принятия решений позволяли стать полноценным врачом бесплатно, на год раньше ординаторов. При этом закончившим интернатуру нельзя открывать частные клиники (важно для стоматологов, психологов, ортопедов) и занимать руководящие должности.


disszakaz.ru

она платная или нет, сколько длится и чем отличается от интернатуры

После выпуска из медицинского или фармацевтического вуза выпускник не может приступить сразу к самостоятельному лечению пациентов. После сдачи диплома он должен пройти послевузовскую ординаторскую подготовку и только после имеет право начинать самостоятельную практику лечения.

Что такое ординатура, сколько длится такое дополнительное обучение и каковы его особенности?

Общие понятия

Обучение на ординатуре – что же это такое?

Ординаторские курсы – форма образования и первичная подготовка после окончания медицинского или фармацевтического вуза, а также медицинских факультетов в государственном университете.

Основная цель – углубленное изучение основ медицинских наук, приобретение опыта в самостоятельном лечении и получение высокой квалификации медицинских специалистов для самостоятельной работы в госучреждениях или частных здравоохранительных организациях.

Для получения навыков, знания и опыта в стоматологии также нужна ординаторская учеба. Студенты-дантисты проходят курс лекций по углубленной программе, практикуются в полученных знаниях.

После окончания подготовки молодым дантистам выдают сертификаты, которые позволяют им работать в госучреждениях или частных стоматологиях либо открыть свой личный стоматологический кабинет.

Это интересно! Какие предметы нужно сдавать на экзаменах для профессии журналиста

Ординатура и интернатура

Ординатор и интерн после окончания вуза проходят дополнительные курсы, чтобы повысить свои познания и умения. Но в чем же разница между ординатурой и интернатурой?

Главное отличие – длительность обучения. Интерны обучаются всего 1 год, а ординаторы – 2 года, причем для некоторых специальностей учеба может растянуться на 5 лет.

Ординатура за более длительный срок считается более сложной и полной.

Ординатура и интернатура в медицине – желательный шаг для выпускников медвузов. На начальных этапах подготовки интерн и ординатор могут только слушать врача и отвечать на его вопросы.

В дальнейшем им могут позволить проводить сбор анализов или другие манипуляции с больными, и только к окончанию учебы врач может назначить ведение больного и его лечение, но с обязательным контролем и консультацией опытных специалистов.

Еще одно отличие – уровень знаний. За один год трудно все усвоить, поэтому ординатура в медицине предпочтительней. Также иногда прохождение одной интернатуры недостаточно для получения высокой должности или ученой степени.

Важно! Чтобы получить сложную специализацию, к примеру, кардиохирург, нейрохирург и другие, годичной интернатуры недостаточно.

Обязательно ли такое обучение?

Прохождение ординатуры в медицине – что это такое?

Медицинская или клиническая ординаторская учеба – это не обязательный компонент высшего образования врачей, фармацевтов и других медработников. 

Она служит для получения опыта, углубленных знаний и улучшения профессиональных качеств врача. Пройти ординаторские курсы можно в медицинских вузах или на медицинских факультетах университетов, а также в институтах повышения квалификации.

Данная форма образования – самостоятельный осознанный выбор, который может принять выпускник для улучшения собственных знаний или знакомства с новыми технологиями лечения.

Ординаторская форма учебы была утверждена в 1994 году, поступить на нее могут фармацевты, врачи, стоматологи и провизоры. Поступление проходит на конкурсной основе, поэтому не все желающие смогут попасть в группу.

Это интересно! Выбираем профессии, связанные с наукой физикой

Срок получения образования на ординаторских курсах очной формы обучения в медицине – два года. Но в некоторых случаях ординаторы могут учиться 5 и более лет.

При этом учитывается трудовой стаж медработника столько, сколько длилась ординатура. Но на практике это редко применяется, даже при возможности досрочного выхода на пенсию.

znaniya.guru

Клиническая ординатура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2015; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2015; проверки требуют 6 правок.

Клиническая ординатура — это часть многоуровневой системы высшего профессионального образования медицинских работников в СССР и странах постсоветского пространства (кроме Казахстана). Ординатура, наряду с интернатурой, является этапом последипломного образования врачей на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, а также институтов усовершенствования врачей. Окончившим подготовку в клинической ординатуре в дополнение к диплому о базовом высшем медицинском образовании выдаётся сертификат специалиста установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность. В странах ЕС, США и Казахстане известен под названием «Резидентура», а обучающийся - «врач-резидент».

Основная цель обучения в клинической ординатуре — подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Таким образом, основными задачами обучающихся является:

  • углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;
  • формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.

Врачи для обучения в ординатуре отбираются по конкурсу. Срок обучения в ординатуре составляет 2 года. В некоторых отдельных случаях по ходатайству учёного Совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, Министерство здравоохранения Российской Федерации может продлить срок обучения до 5 лет[1]. Согласно Положению о клинической ординатуре от 17.02.93, срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача[1], что, однако, не применяется на практике[2], в частности, при назначении досрочной пенсии[3]. Обучающимся в клинической ординатуре выплачивается стипендия за счёт обучающего учреждения. Положение о клиинической ординатуре отменено в 2013 г. (Приказ от 10 сентября 2013 г. N 635н О признании утратившим силу приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. n 23 "Об утверждении "Положения о клинической ординатуре").

Обучение клинических ординаторов осуществляется по специальностям, предусмотренным действующей «Номенклатурой врачебных специальностей» и в соответствии с учебным планом и программой по каждой специальности. Подготовка осуществляется в соответствии с индивидуальным планом, составленным совместно с квалифицированным руководителем и утверждённым руководителем кафедры или иного подразделения, на котором происходит обучение клинических ординаторов. Этим индивидуальным планом обязательно предусматривается сдача зачётов по основной специальности подготовки и смежным дисциплинам, а также периодические доклады на конференциях.

ru.wikipedia.org

Ординатура и интернатура: разница. В чем отличия

Перед студентами последних курсов медицинских университетов и институтов нередко встают различные вопросы: «В чем разница между интернатурой и ординатурой?» или «Зачем вообще медику последипломное образование?» Разобраться в этом вопросе достаточно просто.

Учебный процесс в любом высшем образовательном заведении считается полностью завершенным, когда выпускник получит соответствующий диплом, подтверждающий уровень его профессиональных знаний. Документ об образовании гособразца в первую очередь говорит о том, что новоиспеченному квалифицированному специалисту открыта прямая дорога на рынок труда и вакансий.

Однако с выпуском студентов высших медицинских учреждений дело обстоит несколько иначе. Здесь каждому выпускнику придется узнать, чем отличается интернатура и ординатура. Самостоятельно принимать ответственные решения, связанные с лечением больных, человеку, окончившему вуз, пусть даже с красным дипломом, сразу не позволят.

И хотя трудоустроиться вчерашнему студенту в поликлинику или больницу вполне реально, выполнять свои врачебные обязанности он сможет только под пристальным вниманием своего куратора, научного руководителя. Вот тогда и начинается следующий переходный период от студенческой скамьи к профессиональной трудовой деятельности – ординатура и интернатура. Разница между этими двумя понятиями невелика.

Значение прохождения интернатуры и ординатуры

На самом деле и то, и другое является прохождением этапа становления индивидуализма и независимости доктора после вручения диплома. Кроме того, такой подход закреплен на законодательном уровне ещё в 1994 году. Приказ Министерства здравоохранения РФ утвердил порядок допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности. Чтобы отправиться в независимую врачебно-профессиональную жизнь, выпускник вуза должен получить ещё одну важную корочку – сертификат о профпригодности, который и станет символичным пропуском в самостоятельное врачевание.

Ординатура и интернатура (что это такое, знают все студенты медицинских учебных учреждений и ждут с нетерпением начала прохождения данных этапов) – основная задача, стоящая перед дипломированными специалистами, выполнение которой необходимо для завершения последипломного образования и комплексной профессиональной подготовки.

Более подробно об интернах

Интернатурой называют первостепенное прохождение послевузовской подготовки состоявшихся молодых специалистов, выпускников учебных образовательных заведений высших уровней аккредитации медицинского или фармацевтического профиля. Нередко поступали в интернатуру бывшие студенты специализированных медицинских факультетов вузов государственной формы собственности. Как правило, интернатуру проходят в местах, где максимально совмещены элементы практического обучения специалистов, научно-исследовательская деятельность и лечение амбулаторных и стационарных больных.

Пройти интернатуру рекомендуется в тех медицинских учреждениях, которые совмещают по роду своей деятельности обучение специалистов, научно-исследовательскую работу и непосредственное лечение больных.

Что такое интернатура и ординатура в стоматологии, проще понять на примере Московского государственного медико-стоматологического университета. Именно здесь проходят завершающий этап учебы по соответствующим направлениям будущие дантисты высочайшего класса. Получив сертификат на право занятия данной деятельностью, бывшие интерны могут трудоустроиться в любую стоматологическую клинику частной или государственной форм собственности или открыть свое лечебное учреждение.

Ординатура – это...

Какая разница между интернатурой и ординатурой, можно узнать, выяснив значение и второй категории.

Ординатура также представляет собой вид профильной последипломной подготовки людей, завершивших обучение в медицинских высших образовательных учреждениях. Её основной направленностью считают стремление к достижению высочайших умений и навыков, необходимых для оказания полноценной специализированной помощи на должном уровне.

Получается, что послевузовскими периодами подготовки являются и ординатура, и интернатура. Разница между двумя понятиями содержится в утвержденной приказом министра здравоохранения РФ номенклатуре специальностей в медицинской и фармацевтической сфере.

Различия двух видов подготовки

Более подробно можно сказать о существующем разграничении между интернами и ординаторами, где первые проходят подготовку по основным специальностям, а вторые обучаются за период прохождения в ординатуре и получают углубленные знания.

Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит положение, подтверждающее, что ординатура и интернатура отличия имеют лишь в ходе последипломного обучающего процесса. Интерны и ординаторы, повышая свой квалификационный уровень, приобретают статус слушателей высших образовательных профильных заведений. По сути, они формально приравнены к статусу студентов вузов.

Чтобы понять наверняка, что такое ординатура и интернатура в медицине, следует обозначить цель прохождения данных видов подготовки.

Особенности прохождения интернатуры

В основном обучение в интернатуре предопределяет профессиональное будущее выпускника медицинского вуза. Интерн, получивший сертификат, как правило, продолжает свою врачебную деятельность в муниципальных или частных клиниках, в амбулаторных условиях.

К основным видам обучения, которые проходит выпускник медицинского университета, для того чтобы самостоятельно лечить людей, можно отнести следующие:

  • кураторство пациентов, заполнение соответствующей документации непосредственно под контролем руководителя интернатуры;
  • периодические дежурства с последующим предоставлением доклада на утренней «пятиминутке»;
  • приобретение опыта в работе диагностических подразделений медицинского учреждения, в блоках приемного покоя или интенсивной терапии.

Ординатура и интернатура (разница здесь не играет никакой роли) включают в себя обязательную наработку навыков выполнения лечебных процедур. Кроме того, и интернам, и ординаторам необходимо посещать научные общества, принимать активное участие в конференциях.

Специфика занятости ординаторов в ходе обучения

Стоит выделить еще несколько позиций, по которым отличаются ординатура и интернатура. Разница заключается, например, в том, что интерны проходят за год определенное количество аудиторных занятий, число часов которых суммарно не должно превышать 120. При этом готовят высококвалифицированных ординаторов согласно разработанным учебным планам.

Созданием таких учебных программ в основном занимаются выпускающие кафедры. Обязательными пунктами плана обучения являются:
  • самостоятельное кураторство больных пациентов;
  • так же, как и интерны, ординаторы приобретают много врачебного опыта в лабораторных, диагностических (УЗИ, КТ, МРТ, ЭКГ, энцефалография, эндоскопия и множество других видов обследования) отделениях;
  • для хирургов-ординаторов главным требованием в процессе прохождения ординатуры считают участие в проведении операций;
  • участие в практических семинарах.

Особенностью обучения в ординатуре также можно назвать то, что некоторые дни в неделе, согласно учебным программам, отводят для самостоятельного дисциплинарного изучения.

Различны сроки прохождения интернатуры и ординатуры. В течение 1 года проходит обучение в интернатуре, по истечении которого интерн сдает экзамены и получает соответствующий сертификат. Ординаторов готовят на протяжении 2 лет.

Что такое аспирантура

Интересным фактом является то, что многие люди до сих пор путают, что такое интернатура, ординатура и аспирантура. И если с первыми двумя терминами все определено, то в аспирантуру после окончания вуза могут поступить не только выпускники-медики. Этот вариант последипломного обучения подходит тем, кто решил связать своё будущее с научной работой и исследованиями в той или иной сфере. Написание диссертации, её защита и присвоение научной степени кандидата наук – то, что в итоге получат успешные и трудолюбивые аспиранты.

Заключение

Достаточно много общих моментов в ходе обучения имеют ординатура и интернатура. Что это такое и для чего вообще необходимо проходить последипломную подготовку, станет понятно не только специалистам и выпускникам медицинских учреждений.

Для того чтобы брать на себя ответственность за здоровье пациентов, прогнозировать состояние больных и своевременно корректировать лечение, необходима качественная квалификационная подготовка. Именно поэтому интерны и ординаторы проходят долгий путь обучения.

fb.ru

Минздрав вновь меняет порядок приема в ординатуру и увеличивает число целевых мест

Более 2,5 тысячи мест, зарезервированных в вузах под целевое обучение студентов по медицинским специальностям, в 2019 году оказались невостребованными. При этом в будущем году количество целевых мест будет увеличено, и у Минздрава есть большие опасения на этот счет.

«Фактически регионы сформировали договор, но ребята не поступили, – объяснила . – Так вышло, потому что много молодежи поехало в ведущие вузы страны: в Москву и Санкт-Петербург. Они не поступили по открытому конкурсу. Вот этой привязки к территориальным и межтерриториальным вузам больше не существует. Конечно, мы хотим попросить Министерство науки и высшего образования проработать этот вопрос и чуть-чуть подкорректировать его, чтобы в будущем можно было эти процессы контролировать».

Квота целевого приема составила в текущем году для специалитета 50% от объема контрольных цифр, для ординатуры – 72,7%. А эффективность целевого приема достигла 90%. Для сравнения: на старте программы в 2011–2012 годах она составляла 28%. Главный недостаток тогда заключался в том, что не был отработан механизм возврата выпускников в ЛПУ.

«Сейчас внесены изменения в закон об образовании, которые делают этот возврат практически неизбежным», – подчеркнула министр.

Она рассказала, что ведомство разработало новые условия конкурса по зачислению в ординатуру – с большим приоритетом лицам, которые имеют стаж работы в первичном звене: «Сегодня мы вывешиваем этот документ для открытого обсуждения. Изменение числа баллов, которое учитывают при зачислении, позволит нам перераспределить поток и пропустить через первичное звено ребят, которые в дальнейшем хотят продолжить обучение в ординатуре. При отсутствии обязательного распределения другого механизма для закрепления кадров у нас нет».

«Для врача это очень важно, – поддержал идею ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов . – Если молодые люди будут считать, что станут участковыми врачами навечно, мы задачу устранения дефицита медицинских кадров не решим. Другое дело – если они будут знать, что, отработав три года в первичном звене, собрав портфолио, смогут поступить в ординатуру».

По оценке главы Минздрава для устранения кадрового дефицита в отрасли с учетом существующего дисбаланса между специальностями необходимо увеличить число целевых мест в медвузах не менее чем до 70% на специалитете и до 100% – для обучения узких специалистов в ординатуре. Ректор Кубанского государственного медицинского университета Сергей Алексеенко предложил использовать его вуз в качестве  пилотной площадки, на которой 90% мест будут целевыми. Он отметил, что предварительно обсудил такой вариант с руководством региона.

medvestnik.ru

в чем разница? — Dissertatus.ru

Чтобы пройти полное медицинское образование, необходимо закончить интернатуру и ординатуру. Как правило, такое обучение проходит в тесном сотрудничестве со стажировкой в медицинских учреждениях. Чем же отличается интернатура от ординатуры? Более подробную информацию можно узнать, если изучить правила получения образования в медицинских университетах.

Что такое ординатура и интернатура

В обоих вариантах приобретения специальности после ВУЗа присутствуют большие объемы практической деятельности. Тем не менее, эти два направления различаются между собой. Что это такое, и в чем заключается разница?

В ординатуре выпускникам высших учебных медицинских заведений можно получить дополнительное постдипломное образование. После окончания ординатуры обучающиеся становятся специалистами по работе в государственных структурах Министерства здравоохранения. Также могут заниматься частной практикой.

Структура получения образования в ординатуре включает в себя выполнение обязательных условий:

  1. Посещение обучающих лекций и семинаров с последующей сдачей зачетов;
  2. Участие в конференциях, посвященных медицинским вопросам;
  3. Ведение групп пациентов, находящихся под наблюдением врача;
  4. Клинический труд в горбольницах, изучение врачебных карт и эпикризов.

Ординатура подразумевает обязательную очную форму обучения продолжительностью в 2 года. В некоторых ситуациях образование может продолжаться 5 лет. В последипломном образовании есть как бюджетные места, их количество предоставляется Министерством образования на основании ежегодного документа, так и платные. Такие учебные заведения располагаются в солидных ВУЗах или при НИИ. Обучение проводят высококвалифицированные специалисты, начиная с кандидата наук. Для каждого студента разрабатывается индивидуальный план обучения.

Дополнительные преимущества ординатуры

При обучении в ординатуре есть ряд преимуществ:

  1. Специалисту выдаются документы, которые подтверждают прохождение обучения после ВУЗа;
  2. По окончании вручается сертификат с разрешением для самостоятельной практики;
  3. Назначается стипендия, которая является дополнительной, от Министерства здравоохранения;
  4. Длительность каникул ординатора равна врачебному отпуску;
  5. Если выполнен учебный план, послевузовское допобразование можно окончить раньше срока, через год и 6 месяцев от начала обучения;
  6. В связи с беременностью, заболеваниями или при чрезвычайных обстоятельствах предполагают увеличение срока обучения.

Порядок приема

Для поступления в ординатуру необходимо сдать вступительный экзамен, который проходит в виде тестирования. Экзамен организован приемной комиссией, в которую входят преподаватели ординатуры. Время для прохождения теста – один час. Необходимый для поступления минимум – 70 баллов из 100. Результаты выкладываются на официальном сайте организации и информационном стенде не позднее следующего дня. Если специалист проходил аккредитацию в этом или прошлом году, результаты могут быть приняты на рассмотрение комиссией.

Интернатура и аспирантура

В интернатуре выпускник медицинского ВУЗа обучается один год. В течение этого времени обучение наполнено медицинской практикой под кураторством опытных врачей.

Важное отличие от ординатуры заключается в том, что интерн не имеет права ставить диагнозы и назначать лечение самостоятельно, всю ответственность несет более квалифицированный доктор. По окончании года обучения интерн получает сертификат с названием приобретенной специальности и возможностью вести настоящую практику.

Врач, ведущий молодого специалиста, и клиника оказывают огромное влияние на прохождение интернатуры. С января 2018 года молодой специалист вправе работать в поликлинике без прохождения интернатуры.

Для тех специалистов, которые стремятся к научной деятельности, написанию и защите диссертации, есть возможность продолжить обучение в аспирантуре. Срок обучения по данному направлению от трех лет.

Чем интернатура отличается от ординатуры

Для студента медицинского ВУЗа разница обучения в ординатуре или интернатуре состоит в видении своей дальнейшей карьеры. Окончание ординатуры необходимо тогда, когда врач предполагает стать в будущем заведующим отделением или перевестись со временем на административную должность. Тем, кто хочет приступить к работе сразу после окончания ВУЗа, достаточно закончить интернатуру. В настоящее время практика доступна сразу, без траты времени на получение дополнительного образования.

В ординатуре происходит более глубокое погружение в выбранную специальность. Обучение проходит в течение двух лет при наставничестве блестящих специалистов. Практика схожа с интерновской. Однако важное отличие заключается в том, что ординаторы ведут пациентов самостоятельно и дают отчет по принятым решениям в письменном виде.

Тем не менее, обязательства перед пациентами снижены, рабочие часы ограничены, нет дежурных смен по клинике – это плюсы. На бюджетное обучение поступить сложно, в случае неудачи возникает необходимость учебы за деньги – это минусы.

Несмотря на то, что обязательства при установлении диагноза и назначение лечения у интернов отсутствует, это не гарантирует освобождение от трудных рабочих дней и рутинных обязанностей. Из всего количества времени на посещение лекций и семинаров отводится 120 часов в год. Остальное время – практическая работа. Интернатура – это общее обучение определенной тематики.

В ординатуре знания более углубленные. Общая величина занятий и практики устанавливаются программой. При приеме на работу окончание ординатуры является конкурентным преимуществом. Специалист с допобразованием более приемлем для любой больницы, чем интерн.

Для интернов в первые годы открыта дорога в поликлиники и городские больницы на позиции терапевтов.

Заключение

Ординатура предполагает 2 года на получение дополнительного образования после ВУЗа. В нее идут, чтобы впоследствии стать руководителем отделения или строить карьеру в Министерстве здравоохранения. Можно получить более глубокие представления о специальности под руководством лучших специалистов. Завершение ординатуры дает право на ведение собственной практики. Однако поступление и стажировка в ординатуре отличаются повышенной трудностью.

Интернатура до 2018 года являлась обязательной для прохождения последипломной практики. Особенно это касалось специалистов, не поступивших в ординатуру. Работа в больнице без постановки диагнозов и принятия решений о назначении лечения, небольшое количество лекционных часов - и специалист становился настоящим врачом. Однако окончание интернатуры не дает права на ведение частной практики. Особенно это важно для ортопедов, стоматологов и психологов. А также нельзя занимать должность руководителя.

www.dissertatus.ru

"Медицинский ЕГЭ", субординатура и модульная ординатура: что приходит на смену интернатуре : Аналитика Накануне.RU

"Медицинский ЕГЭ", субординатура и модульная ординатура: что приходит на смену интернатуре

Отмена интернатуры в медвузах страны оказалась лишь первым шагом на пути реформирования медицинского образования. Минздрав пошел дальше, вводя трехэтапную систему аккредитации для "врачей общей практики", постепенно внедряя прототип интернатуры – "субординатуру" – на последние курсы обучения, и разделяя ординатуру на модули, благодаря чему обучение может растянуться еще на пять лет. Все как Европе. Кроме результата. Захотят ли "врачи общей практики" после шести лет учебы в специалитете посвятить еще столько же обретению узкой специализации, или же они попросту не нужны на рынке? О судорожных попытках Министерства здравоохранения внедрить "лучшие европейские" модели читайте в материале Накануне.RU.

Читайте также:

Об отмене интернатуры стало известно еще в 2012 г., когда президент подписал исправленный закон об образовании. "Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 г.", - сказано в документе.

Таким образом, в этом году в интернатуру поступили последние "счастливчики", а выпускникам следующего года придется выбирать – идти на работу терапевтами, педиатрами, хирургами, стоматологами или провизорами либо продолжить обучение в ординатуре.

У "целевиков" определенности больше – после 5-6-летнего обучения они должны отработать в медицинском учреждении столько лет, сколько прописано в их договоре. Что касается выпускников, поступивших по общему конкурсу, для них вопрос дальнейшего постижения профессии остается открытым: они могут пойти работать, а могут сразу без отрабтки поступить в ординатуру. 

На данный момент длительность обучения в ординатуре – едина по всей стране и составляет два года. Но Минздрав обещает перемены, которые удлинят срок обучения в ординатуре чуть ли не на пять лет.

Это еще два года назад предсказывала директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова. "Новый закон позволяет сделать ординатуру модульной, планируется расширение длительности обучения для некоторых специальностей вплоть до пяти лет. Например, по нейрохирургии, кардиохирургии, пластической хирургии. Это позволит более качественно готовить специалистов по конкретной специальности требуемого в отрасли уровня квалификации", - заявляла Семенова.

Не так давно она озвучила примерные сроки введения модульной системы – 2019 г. "Продолжается изменение системы послевузовского медицинского образования под сегодняшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования - один год обучения в интернатуре или два года в ординатуре. Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недостаточно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятельными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия. Основная задача в этот переходный период - предполагаем, он завершится к 2019 г. - перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место. Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих местах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям", - сообщила она, добавив, что принятие изменений будет происходить в тесном сотрудничестве с врачами.

Таким образом, сроки прохождения ординатуры будут варьироваться от года до пяти лет в зависимости от сложности выбранного направления.

"Сроки разные. Сердечно-сосудистая хирургия рассчитана на пять лет, но внутри него будет много маленьких модулей, например, за год можно будет освоить шунтирование. Учиться станут быстрее. Либо два года учить всему подряд, либо пять лет. Ты выбираешь модуль, который тебе нужен, учишься и получаешь аккредитацию и идешь работать. Потом понимаешь, что чего-то не хватает, снова идешь и обучаешься", - пояснил Накануне.RU руководитель пресс-службы Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) Алексей Никонов.

Такие понятия, как "модули" или "кредиты" – это основные атрибуты пресловутой "Болонской системы", под которую подстраивается наше образование. В Европе количество аудиторных часов или практики оцениваются в "кредитах", которые студент должен набрать для прохождения курса. Туда же засчитываются "кредиты" за участие в конференциях, научные статьи, рефераты и так далее.

Но то, что хорошо для Европы, далеко не всегда оказывается пригодным в наших условиях и при наших традициях.

"Срок обучения пять лет - это может быть хорошо за рубежом, а у нас надо как-то себя кормить и на что-то жить. Зарплата в ординатуре всегда была чисто символической. При такой модульной системе вообще не знаю, что будет. У нас почему-то спонтанно появляются инновации в области образования, и каждая следующая инновация хуже предыдущей. Тогда надо многое брать из Европы. И стипендию, которая дается студентам на образование, и условия работы, и новейшее медицинское оборудование, с которым студент работает практически с первых шагов, и наставничество, которое там достаточно широко действует. Недаром во многих странах не признаются наши дипломы, потому что наши специалисты не подтверждают свою квалификацию. Жалко, что это так. Мы портим свою репутацию, которую зарабатывали очень долго, кропотливым путем многих поколений врачей!" – поделился своим мнением с Накануне.RU член комитета по охране здоровья Госдумы, депутат от Пермского края Олег Куликов.

В связи с введением изменений возникает опасение о нехватке врачей узкого профиля в будущем. Но, как выяснилось, в настоящее время Минздрав нацелен на выпуск врачей первого звена, которых катастрофически не достает в поликлиниках и больницах. Этим объясняется и отмена интернатуры, и увеличение сроков ординатуры, и сокращение бюджетных и даже платных мест в ординатуре.

"После прохождения аккредитации выпускники могут поступать в ординатуру. Естественно, количество бюджетных мест ограничено. Чтобы предотвратить большое шунтирование остальных через ординатуру, количество мест на платном – ограничено. Задача – направить поток специалистов в учреждения, оказывающие первичную помощь, относящиеся к первичному звену", - сообщил Накануне.RU ректор Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) Илья Волчегорский.

Немалые опасения общественности связаны с некомпетентностью новоиспеченных врачей. Смогут ли молодые медики после шести лет прохождения теории лечить пациентов? Годичная практика под руководством опытных специалистов, коей являлась интернатура, минимизировала риски, позволяла вчерашним студентам отработать полученные навыки на практике.

"Я считаю, что отмена интернатуры – это ошибка. Это хорошо зарекомендовавшая себя практика, которой уже наверное 50 лет. При интернатуре обычно работают высокопрофессиональные медицинские учреждения – или научно-исследовательские институты, или медицинские вузы, где у студентов был персональный руководитель. Действительно, в коллективе интерн получал серьезное образование. Я за восстановление интернатуры. Если у меня будет возможность, в новом созыве Госудмы я подниму этот вопрос и напишу письмо Веронике Скворцовой. Я понимаю, что не все могут дать нормальное образование в интернатуре, потому что интернатура и ординатура – они близки, но часто между окончанием вуза и поступлением в ординатуру проходит достаточное время и оно потеряно для медицинской деятельности. Это вызывает потерю квалификации у будущего врача", - уверен Олег Куликов.

У руководителя отдела интернатуры и ординатуры Уральского государственного медицинского университета (УГМУ), доктора медицинских наук, профессора кафедры урологии Игоря Борзунова оптимистичный взгляд на эту ситуацию.

"Интернатура уходит в историю. Я думаю, подготовки выпускников хватит. Мы хорошо готовим, и люди смогут работать сразу. У меня в этом сомнений нет", - сообщил Борзунов корреспонденту Накануне.RU.

Опасения общественности не разделяет и ректор ЮУГМА. "В общественном пространстве всегда есть какие-то опасения. В принципе этот подход сформировался не на ровном месте, к нему готовились, я думаю, что все будет хорошо. Мы отбираем людей, более способных к качественному обучению. Это путь к тому, чтобы готовить более квалифицированных специалистов", - добавил Волчегорский.

Однако о последствиях нехватки практических знаний имеют представление и в Минздраве. Вслед за отменой зарекомендовавшей себя еще с советских времен интернатуры в российских вузах могут возродить "субординатуру" – систему, при которой на последнем курсе специалитета вводятся практические занятия.

"Выпускники не мечтают работать врачом, поликлиническим терапевтом или педиатром. Все мечтают о том, чтобы попасть после вуза в стационар. При этом сегодня проходит пересмотр программы, чтобы вернуть субординатуру", - отмечала чиновница Минздрава Семенова.

Этот подход постепенно возрождают в Нижнегородской медакадемии.

"Субординатура – это по сути возврат к прошлому. Такое было на закате Советского Союза, была очень хорошая система, профессора хорошо о ней отзываются. Сейчас шестой курс – это обычная учебная программа, там идут дисциплины, экзамены, но хотелось бы выпускника максимально приблизить к работе. Многие из них уже работают младшими помощниками врачей, на скорой помощи дежурят. Они уже являются студентами старших курсов, но уже погружены в здравоохранение, поэтому для них приход в клиники будет не новым. Еще будучи студентами, они уже будут работать на конкретной кафедре, по выбранной специальности, будут к ней присматриваться, стажироваться под присмотром старших товарищей. Есть боязнь, что в клиники придут молодые, неопытные врачи, ничего подобного! Я лично сам наблюдал, как проходили аккредитацию стоматологи – они все абсолютно уверенно делают, потому что они уже с третьего курса ведут клинический прием под присмотром наших преподавателей. Хотелось бы успокоить пациентов и общественность – в клиники не придут работать "сырые" врачи. Они все умеют и все знают, им надо просто набираться опыта, ребята подкованы очень хорошо, и теоретически, и практически, а самое главное – они умеют работать с пациентами", - отметил представитель академии Никонов.

Олег Куликов уверен, что "субординатура" не может заменить интернатуру, поскольку представляет собой всего лишь преддипломную практику. "Такая система заменить интернатуру не может. Это практически как преддипломная практика перед окончанием медицинского вуза. Мы всегда почему-то пытаемся сэкономить на профессионализме врачей. Мировой опыт говорит, что нормальное обучение медика – это 9-10 лет, а мы хотим за пять лет выучить хорошего специалиста, знающего свою профессию. Не получится этого чуда. Будем опять возвращаться к старой методике, будет опять открываться интернатура", - уверен эксперт.

Однако в настоящее время субординатура существует только в проекте и ностальгических воспоминаниях о советском прошлом. Руководители вузов утверждают, что пока обучение студентов-медиков ведется строго по ФГОСам, в которых упоминаний об "субординатуре" нет.

Зато появилось "медицинское ЕГЭ", которое призвано стать "успокоительным" фактором для встревоженной общественности. Система заработала с этого года. Первыми "жертвами" отбора стали выпускники пятилетних образовательных программ – провизоры и стоматологи. В следующем году проверку пройдут терапевты, педиатры и хирурги.

"Процедура аналогична тому, что делается в странах Запада. Она заключается в том, что человек сдает достаточно тяжелый трехэтапный экзамен, по результатам которого он либо допускается до практической деятельности, либо не допускается, и в дальнейшем он будет сдавать его до тех пор, пока не будет допущен. Министр здравоохранения называет первую часть этого экзамена "медицинским ЕГЭ", потому что оно построено по такому же принципу. Экзамен ведется аккредитационной комиссией, в которую не входят сотрудники вуза. Оценивается он автоматизированными электронными системами, централизованно. Второй этап – экзамен на владение практическими мануальными навыками, он тоже ведется централизованно, фактор субъективной оценки совершенно исключен. Третий этап – ситуационные задачи", - рассказал ректор южноуральского "меда".

Новшества в системе медицинского образования не пугают абитуриентов. Как показывают результаты нынешней приемной кампании, медицинские специальности по-прежнему являются престижными для вчерашних школьников.

В ЮУГМУ не осталось вакантных бюджетных мест, все они заняты хорошими абитуриентами, утверждает Волчегорский. Однако количество подавших заявки на поступление сократилось по сравнению с прошлым годом. Связано это с высокими требованиями вуза.

"Отмечено снижение количества абитуриентов. У нас в этом году примерно на тысячу заявлений меньше, чем было в прошлом. Это произошло из-за увеличения порогового балла ЕГЭ: мы не можем принять тех, кто набрал баллов меньше порогового балла. В этом году порог составляет 45 баллов по всем предметам. При достаточно тяжелом ЕГЭ по химии количество ребят, которые могли подать заявление, сократилось. Это привело к очень интересному фактору – увеличился интерес по программам среднего профессионального образования. У нас структурным подразделением университета является медицинский колледж – там спрос вырос примерно пропорционально тому, на сколько убавилось количество заявлений. В среднем конкурс по вузу на бюджет составил 5,3 человека на место. В прошлом году было 6,9. Сильнее всего сократится конкурс на стоматологию, в прошлом году был 9,1, в этом – 3,7. Потому что по стоматологии, как традиционно высоко востребованном направлении, пороговые величины оценок по ЕГЭ составляли не 45, а 60 баллов", - отметил ректор вуза.

Полностью укомплектованы бюджетные места в НижГМА. "Конкурс снова был высокий – 8-9 человек на место, хотя по стране в среднем - семь. Спрос на медицинские специальности растет, отдача будет хорошая, целевой прием формируется полностью с учетом кадровой потребности регионов. Минздрав выделяет места на специальности, которых не хватает. Средний балл зачисленного целевика – 200-220 баллов. Пришли конкурентоспособные абитуриенты. В следующем году планируем поднять минимальную планку ЕГЭ, при которой мы рассматриваем документы, до 50 баллов", - заключил представитель вуза.

www.nakanune.ru

это ... Характеристика, особенности обучения :: SYL.ru

Ординатурой называется одна из ступеней высшего медицинского образования. Разберемся в ее характеристике и особенностях, а также в отличиях от интернатуры, с которой этот термин часто путают.

Что такое ординатура

В самом полном значении клиническая (или медицинская) ординатура - это один из уровней высшего медицинского образования как в СССР, так и в современной России и бывших советских республиках. Это строго последипломное образование - в ординатуре обучаются выпускники медицинских вузов: университетов, НИИ, институтов усовершенствования врачей.

По окончании ординаторского обучения выпускнику выдается установленного образца сертификат, который наделяет его правом самостоятельной врачебной практики. Действителен этот документ только вкупе с дипломом вуза.

Понятие целевой клинической ординатуры

Целевая ординатура - это обучение будущих врачей на основе договора между учебным заведением, готовящим будущих ординаторов, и учреждением, направившем того или иного будущего специалиста на повышение квалификации. Так именуется и подготовка медиков согласно планам Министерства здравоохранения РФ.

Отличие целевой ординатуры состоит в следующем: по ее окончании специалисты обязаны продолжить трудовую деятельность в учреждении, которое направило их на обучение. Оно же, в свою очередь, должно предоставить медработнику указанное в договоре рабочее место. У специалиста сохраняется право на расторжение трудового договора с этой организацией.

Основные задачи ординатуры

Главную цель ординатуры можно сформировать так: подготовка высококлассных профессионалов для их последующей занятости в государственной структуре здравоохранения либо для осуществления частной врачебной практики.

Исходя из этого, две главнейшие задачи ординатуры таковы:

  1. Углубленное постижение клинических, методологических, медико-социальных направлений системы медицинских наук.
  2. Выработка профессиональных навыков и умений.

Поступление в ординатуру

К обучению в ординатуре допускаются как граждане РФ, имеющие высшее медицинское образование, так и иностранные граждане, которые могут подтвердить наличие необходимых знаний и навыков. Форма обучения - очная, срок - 2 года. Общежитие ординаторам в большинстве вузов не предоставляется. Но важно отметить, что государство в рамках законодательства наделяет данных обучающихся рядом льгот.

Количество бюджетных мест в ординатуре определяет Министерство образования и науки РФ. В конкурсе могут участвовать как россияне, так и иностранцы, имеющие на руках международные договоры, межправительственные соглашения, наделяющие их таким правом. При заполнении конкурсных бюджетных мест возможно пройти обучение на платной основе. Плательщиком допустимо выставить как физическое, так и юридическое лицо.

Обычно таковые учебные заведения действуют на базе медицинских университетов или НИИ. Например, ординатуру в Москве можно закончить при:

  • РНИМУ им. Пирогова;
  • Российской медицинской академии непрерывного образования;
  • Российском университете дружбы народов;
  • Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. Владимирского;
  • Первом МГМУ им. Сеченова;
  • Институте хирургии им. Вишневского;
  • Научном центре акушерства, гинекологии, перинатологии им. Кулакова;
  • Московском онкологическом НИИ им. П.А. Герцена;
  • Центральном НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии;
  • Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева;
  • Институте хирургии им. Вишневского и др.

Обучение в ординатуре

Как уже говорилось, срок ординаторского обучения - два года. В редких случаях он может быть продлен до пяти лет. Ординаторам-бюджетникам при этом выплачивается установленная стипендия. В теории (Положение о клинической ординатуре от 17 февраля 1993 г.), срок обучения в ординатуре включается в трудовой стаж медика. На практике, например, при начислении досрочной пенсии, это не наблюдается.

Обучение ведется по индивидуальному плану, который составляет квалифицированный руководитель (обычно это профессора, кандидаты и доктора наук, имеющие большой практический опыт) и утверждает заведующий той кафедры, на которой проходит подготовка ординаторов. Форма контроля: сдача зачетов, выступление с докладами на конференциях.

Итак, ординатура - это:

  • практические занятия, семинары;
  • клинические обходы больных, анализ эпикризов, разборы историй болезни;
  • участие в тематических конференциях и заседаниях;
  • практическая работа с пациентами под контролем заведующего отделением;
  • прослушивание курса лекций по фундаментальным, смежным, узкопрофильным дисциплинам.

Ординатура и интернатура

Коснемся главных различий этих форм обучения:

  1. Время обучения: интернатура длится год, а ординатура - два.
  2. Обучение в интернатуре более общее и легкое, чем в ординатуре, где подготовка более полная и углубленная. В некоторых случаях интернатура - это необходимая ступень перед поступлением в ординатуру.
  3. Направления подготовки для интернов и ординаторов в своем большинстве различны.
  4. По окончании ординатуры специалист может претендовать на заведование.

Интернатура и ординатура - это сужение профиля специалиста и капитальная подготовка его по выбранному направлению. В обоих случаях за работой медика неусыпно следит его руководитель, который и несет ответственность за действия интерна или ординатора.

По мнению некоторых врачей, ординатура - это выбор тех, кто боится приступить к самостоятельной практике, ведь это обучение подразумевает минимальную ответственность перед пациентами, неполный рабочий день, отсутствие дежурств. Но, с другой стороны, доктора, прошедшие ординатуру, - это более высококлассные специалисты, владеющие знаниями, не имеющимися у интернов.

www.syl.ru

Что такое ординатура

Ординатура (клиническая ординатура) – это ступень многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации. Ординатура является формой непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (НИИ), на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей.

Основная задача ординатуры - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.

Лица, поступившие в клиническую ординатуру, являются клиническими ординаторами. Обучение в ординатуре длится два года с отрывом от основного места работы. В некоторых конкретных случаях в зависимости от специальности подготовки по решению Министерства здравоохранения Российской Федерации срок обучения может быть продлен до пяти лет.

Обучение в клинической ординатуре в нашей стране осуществляется по тем специальностям, которые предусмотрены действующей «Номенклатурой врачебных специальностей», учебным планом и программой по каждой специальности.

Обязательный минимум профессиональной образовательной программы по конкретной врачебной специальности устанавливается соответствующим государственным стандартом.

Программу обучения и учебные планы, как правило, утверждают ученые советы учреждений, осуществляющих подготовку клинических ординаторов.

В связи с тем, что в государственном стандарте образовательного минимума профессиональной образовательной программы по каждой специальности периодически происходят изменения, все программы обучения, так же как и учебные планы пересматриваются каждые пять лет.

Что такое целевая клиническая ординатура?

В целевую клиническую ординатуру принимаются врачи в соответствии с планом Минздрава Российской Федерации или на основе договора между учреждением, которое готовит клинических ординаторов, и учреждением или организацией, которое направляет специалиста на обучение. Отбор кандидатов в целевую клиническую ординатуру производит руководитель направляющего учреждения или организации.

Отличительная особенность заключается в том, что врачи, закончившие целевую клиническую ординатуру, обязаны вернуться в распоряжение направивших их учреждений или организаций, но при этом имеют право на расторжение трудового договора. Что касается учреждений или организаций, направивших врачей на обучение в целевую клиническую ординатуру, то они по окончании срока подготовки обязаны трудоустроить ординаторов на постоянную работу по специальности не ниже ранее занимаемой ими должности.

__________________________

Это может быть интересным:

moeobrazovanie.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.