Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать профессию рекомендации


Как выбрать профессию: практические рекомендации — Вектор-успеха.рф

Выбор профессии – очень ответственный период в твоей жизни. Ключевое слово здесь именно «период», потому что такое важное решение должно быть хорошо обдуманным, не сиюминутным. Ведь от твоего выбора зависит вся дальнейшая жизнь.

Иногда бывает, что человек очень рано понимает, кем хочет быть. Если это о тебе - можешь не читать эту статью.
    
Бывают и такие люди, у которых есть увлечения, способности к чему-то. Например, человек - «технарь» или человек - «гуманитарий». Таким людям легче определиться с профессией.

А что делать тем, у кого нет ярко выраженных талантов?

Если ты не представляешь, куда двигаться и как делать выбор

  • Начни с самопознания – определи свой темперамент, тип личности (интроверт ты или экстраверт). Проходи любые тесты, которые могут тебе помочь разобраться в себе.
  • Попытайся выявить свои таланты, способности. Они есть у каждого, поверь. Расспроси родителей и знакомых, какие они видят в тебе сильные стороны, выигрышные качества.  
  • Подумай, какие предметы в школе тебе больше нравятся. Проанализируй, что именно нравится тебе в том или ином предмете.
  • Пройди специальные тесты на профориентацию – у школьного психолога или в Интернете.  Эти тесты не дадут однозначного ответа на вопрос «Кем быть?», но хотя бы обозначат область подходящих профессий.
  • Результаты всех тестов записывай в блокнот и анализируй, где можно применить твои таланты, какие профессии подходят твоему темпераменту и т.д.
Когда у тебя появятся варианты возможных профессий, переходи к следующему шагу.

Если ты примерно знаешь, чем хочешь заниматься, но сомневаешься

  • Узнай как можно больше о предполагаемой профессии. В частности, насколько эта профессия востребована на рынке труда, легко ли найти работу по специальности после ВУЗа.
  • Найди среди знакомых представителей данной профессии – они расскажут тебе о нюансах работы, плюсах и минусах этой профессии.
  • Если сомневаешься между несколькими специальностями, проанализируй, что тебе ближе по интересам и личностным характеристикам.

Чего не нужно делать в любом случае

  • Перекладывать  решение о выборе профессии на кого-то другого. Прислушиваться к мнению родителей нужно, но окончательное решение ты должен принять сам. То, что хорошо для мамы и папы, не всегда хорошо для тебя.  
  • Выбирать профессию только из соображений престижности и больших заработков. Эти факторы нужно учитывать, но на первом месте должны быть твои интересы. Неинтересная работа, даже высокооплачиваемая, быстро наскучит, и вряд ли ты добьешься в ней карьерных высот.
  • Поступать куда-то «за компанию» с другом. Поверь, в ВУЗе ты найдешь еще много друзей и единомышленников.
  • Бояться выбирать.  Страх может заблокировать твою фантазию и интуицию.
Помни, работа будет занимать большую часть твоего времени, поэтому очень важно, чтобы она приносила удовольствие. Принимая окончательное решение, задай себе вопрос: «Мне это настолько интересно, что я бы занимался этим и бесплатно?». Если ответ положительный, поздравляем – ты нашел «свою» профессию.

21vu.ru

советы и рекомендация для школьников

Выбор профессии может стать камнем преткновения между подростком и его родителями. Можно прислушиваться к многочисленным советам взрослых, умудренных опытом людей, но главное – найти свой путь. Работа должна подходить вам по темпераменту, приносить удовольствие. В этой статье мы рассмотрим несколько профориентированных методик, доказавших свою эффективность, узнаем какие факторы непосредственно влияют на наше самоопределение.

Причины выбора той или иной профессии

Многие считают, что на выбор будущей профессии влияют только интересы человека. Однако это не так. Факторов профессионального ориентирования куда больше, чем вам кажется. Вот самые главные из них:

  • Материальное благополучие. Первым в списке мы указали именно этот фактор, так как чаще всего людей интересует финансовая составляющая. Важно, чтобы работа смогла обеспечить безбедное существование не только самому человеку, но и его семье. К высокооплачиваемым работам причисляют: IT-специалистов, топ-менеджеров, финансистов, маркетологов и т.д. Важно помнить, что сама профессия не принесет значительных дивидендов, если человек не будет проявлять себя, совершенствовать навыки, получать новые знания.
  • Престиж. Каждое десятилетие появляется мода на ту или иную профессию. Сначала все, подражая Юрию Гагарину, хотят стать космонавтами. Потом юристами, а сегодня чиновниками. Советуем не ставить этот фактор во главу угла при выборе профессии. Мода переменчива. Не факт, что получаемая вами профессия будет актуальна после того, как вы закончите ВУЗ.
  • Мнение мамы и папы. Родители по праву считают себя более опытными и знающими, нежели их чадо. Но они не могут знать всех предпочтений ребенка. Если вы не чувствуете желания пойти по отцовским стопам, наберитесь смелости и выскажите свое мнение. Можете спросить совета у других уважаемых вами людей, например, педагогов.
  • «За компанию с другом». Если все школьные товарищи собрались поступать в одно учебное заведение, велик соблазн последовать за ними. Однако вы очень быстро можете пожалеть о таком необдуманном решении.
  • Собственные желания. Один из самых важных факторов при выборе будущей профессии. Главное научиться отличать сиюминутные прихоти от настоящих, осознанных желаний.

Что делать, если нет идей?

Многие старшеклассники сталкиваются с проблемой неопределенности. Как же поступить, если вы не знаете на кого пойти дальше учиться?

  1. Оцените собственные способности. Выпишите на лист бумаги свои умения, соотнесите их с возможными профессиями.
  2. Составьте список возможных вариантов. Пересмотрите его через какое-то время. Возможно, некоторые профессии перестанут вызывать у вас интерес.
  3. Если в голове совсем пусто, всегда можно выбрать один из вариантов: воспользоваться советом родителей, пойти в один ВУЗ с друзьями, отложить поступление на год, поработав в это время.
  4. Попробуйте начать строить свою карьеру в одном из направлений. Вы можете почувствовать интерес к ресторанному бизнесу, если поработаете официантом. Испытайте себя в настоящей трудовой деятельности. На основании полученного опыта можете делать выводы о получении будущего образования.

Конечно, вы можете сделать ошибку. Но это лучше, чем полное бездействие. Полученные навыки в любом случае пойдут вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

Если верить статистике, более половины россиян работают не по профессии. Часть опрошенных делают это без особого энтузиазма. Небольшой процент находится в поиске, постоянно меняя места работы. И лишь редким счастливчикам удается выбрать будущую профессию еще в подростковом возрасте.

Как правило, такие люди проявляют интерес к одному занятию еще с детства. Будущие успешные актеры начинают играть в школьном театре, выступают массовиками-затейниками на различных мероприятиях.

Совет для родителей! Если ваш ребенок проявляет живой интерес к какому-то делу, сделайте все возможное, чтобы помочь ему в самореализации.

Рекомендации по выбору профессии

Сложности с выбором профессии возникают даже у тех, кто заранее определился с любимым школьным предметом. Например, школьник с легкостью решает математические задачки. В будущем он может стать преподавателем, ученым, финансистом или инженером. Не стоит учитывать только этот фактор при выборе трудовой деятельности.

Тщательно проанализируйте все открытые перед вами дороги, учитывая сопутствующие факторы. Так учителю нужно будет много контактировать с детьми, а инженеру иметь усидчивость. Именно поэтому стоит оценить:

  • Будущие перспективы.
  • Собственные возможности.
  • Соответствие личных качеств с выбранной профессией.

Прислушивайтесь к мнению людей, имеющих весомый опыт в данной профессии. Например, вы увлекаетесь футболом, не пропускаете ни одной тренировки. Но тренер говорит, что вам не хватает техничности. Вам либо придется трудиться в два раза сильнее, либо выбрать смежную с футболом деятельность (судья, спортивный чиновник, учитель физкультуры).

Дополнительно выслушайте мнения людей, уже ранее выбравших понравившуюся вами профессию. Можете посетить ярмарку вакансий, открытые уроки, семинары или лекции. Не выбирайте деятельность только на основании мнимых перспектив.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Согласно мнению специалистов, в ближайшем будущем будут востребованы следующие профессии:

  • Программист.
  • Управленец.
  • Дизайнер виртуальных миров.
  • Строитель.
  • Работник космотуризма.
  • Офисный менеджер.

Логично, что всегда будут востребованы медики, учителя, воспитатели детских садов. Девушки не смогут обойтись без парикмахеров, специалистов ногтевого сервиса. Также вряд ли канет в прошлое туризм, а вместе с ним и сфера гостеприимства.

Наибольшую популярность станут приобретать профессии, связанные с интернет-технологиями. Людям также не обойтись без хлеба и зрелищ, а значит актеры, музыканты, повара и кондитеры также будут нужны. Часто можно услышать, что большинство работников будут заменены на роботов. Но это пока лишь голословные утверждения, не имеющие ничего общего с реальным положением вещей.

Тесты в помощь

На сегодняшний день определиться с будущей трудовой деятельностью могут помочь различные тесты и методики, разработанные учеными и психологами. Ниже мы поговорим о четырех техниках, успевших доказать свою эффективность.

Тест по соционике

Соционика определяет способности людей, учитывая ряд параметров:

  • Рациональность.
  • Логика.
  • Экстра/интроверсия.
  • Этика.
  • Интуиция.

В итоге можно узнать, к какому из 16 психотипов принадлежит человек. Исходя их этого уже даются рекомендации по профессиональному ориентированию.

Важно! Соционика не является официально признанной наукой. Итоги исследования носят рекомендательный характер.

Опросник Голланда

Это тестирование немного схоже с предыдущим. Опросник также делит людей на типы:

  • Интеллектуальный.
  • Конвенциативный.
  • Реалистичный.
  • Артистичный.
  • Социальный.
  • Предприимчивый.

В результате вы также получаете рекомендации, которые могут стать толчком к правильному выбору профессии.

Методика Климова

На основании методики академика Климова составляются тесты, которые просят пройти в каждом Центре занятости нашей страны. Он состоит из 20 вопросов. В результате определяется психотип человека и даются рекомендации по профессии:

  • Человек.
  • Самореализация.
  • Техника.
  • Художественный образ.
  • Знаковая система.
  • Природа.

Исходя из результатов, вы сможете узнать какой у вас талант и в какой деятельности его лучше всего применить.

Матрица выбора профессии

Еще одна эффективная методика со своими преимуществами и недостатками. К первым можно отнести небольшое количество вопросов, достаточно точный результат. Минусом данного исследования часто называют ограниченный выбор рекомендаций.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Больше самого ребенка озабоченность выбором будущей профессии проявляют разве что родители. Помочь наставить свое чадо на верный путь помогут следующие советы психологов:

  1. Проводите ненавязчивые беседы с подростком. Постарайтесь выявить его предпочтения, узнав и о предпосылках данных предпочтений. Так вы поймете, выбрал ли ребёнок профессию осознанно, или просто подвергся веянию модных тенденций.
  2. Помогите ребенку больше узнать о выбранной им сфере деятельности. Купите специализированную литературу, предложите посмотреть, как выглядит работа на практике. Не лишним будет организовать знакомство с человеком, который также выбрал эту профессию. Опыт реальных людей может существенно отличаться от выхолощенной картинки с экрана телевизора.
  3. Предложите пройти тест по профориентации. Объясните, что результаты носят исключительно рекомендательный характер.
  4. Не настаивайте, если подросток не хочет поступать в ВУЗ. Для освоения ряда профессий достаточно учебы в техникуме или колледже. Со временем ребенок сможет сам осознать, нужно ли ему высшее образование. Это поможет ему более ответственно относиться к учебе, а не ходить на занятия «из-под палки».
  5. Если вы проживаете в маленьком городе, узнайте, какие профессий популярны в крупных мегаполисах. Возможно так вы не только повлияете на будущее благополучие своего ребенка, но и сэкономите денежные средства. В некоторых случаях учеба в больших городах менее затратна.
  6. Помогите ребенку попробовать свои силы в выбранной им профессии до поступления в ВУЗ. Если он грезит ресторанным бизнесом, пусть поработает простым официантом. Будущим авто-конструкторам будет полезно побыть подмастерьем в автосервисе.
  7. Дайте возможность ребенку принять решение самостоятельно. В случае ошибки он все равно получит ценные навыки. Плюс вы не станете объектом его необоснованных обвинений в неудачном выборе. Лучше быть в статусе друга, нежели заслужить славу диктатора.

Смена профессии после 30 лет

Тема выбора профессии актуальна не только для школьников. Жизнь непредсказуемая штука и задуматься о смене рода деятельности иногда приходится взрослым людям. Причиной может служить переезд в другой город, невостребованность имеющихся знаний и многое другое. Чаще всего это касается людей, только переступивших 30-летний возрастной рубеж. Не зря психологи называют этот период кризисным.

Смена профессии идет бок о бок с личными страхами. Самые популярные из них:

  • Я уже не молод.
  • Мне в спину дышат молодые выпускники ВУЗов.
  • Я боюсь перемен.
  • Как объяснить родным и близким, почему я принял такое решение.

Первое, что нужно сделать – успокоиться. Помните, в 30 лет человек все еще считается молодым и перспективным, а имеющиеся навыки будут вашим дополнительным плюсом.

Чаще всего перемены происходят по одному из сценариев:

  1. Освоение новой профессии, более востребованной на сегодняшний день.
  2. Переход в смежную область с сохранением общего вектора направленности карьеры.
  3. Перевод хобби в средство для заработка.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого сценария:

  1. Вы сможете зарабатывать больше денег, получите перспективы для карьерного роста. Недостаток – боязнь оставить насиженное место.
  2. Минусов практически нет, особенно если переход будет плавным. А вот плюсов масса – не нужно заново учиться, возможно даже не придется увольняться с текущего места.
  3. Здесь опять же все завязано на страхе. Вы не можете быть уверены, что хобби станет приносить много денег. Но, как говорится, пока ни попробуешь, не узнаешь.

Заключение

Выбирая свое будущее, следует полагаться не только на собственные ощущения и предпочтения, но и взять в расчет мнение значимых для вас людей. Помните, что вы в любом случае получите ценный опыт и знания, которые пригодятся вам в профессиональной деятельности. Не бойтесь совершить ошибку. Лучше сделать хоть что-то, нежели просто стоять на месте.

nevi.ru

Методические рекомендации "Как правильно выбрать профессию"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по построению профессиональной карьеры

«Как правильно выбрать профессию»

Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Подросток в большинстве случаев не готов осуществить этот выбор самостоятельно и осознанно, ему необходима помощь:

  • родителей,

  • учителей,

  • психологов.

Сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители и педагоги зачастую также оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии, а соответственно и профиля обучения. Часто желание родителей и детей определяется общественным мнением, сложившимся рейтингом каких-нибудь видов деятельности и соответствующих им профессий, что подчас не соответствует реальным общественным потребностям, да и потребностям самого ребенка. Для того чтобы школьник мог выполнить выбор профессии самостоятельно и осознанно, он должен выступать в роли субъекта:

  • ему необходимо выявить свои интересы, способности, склонности;

  • у него должны сформироваться умение и готовность проводить выбор,

  • должна сложиться способность к переориентации в случае ошибочного выбора.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него ждет общество – это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форсе перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реального изменения социального статуса)».

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся разных возрастов определено особенностями и задачами каждой ступени обучения /см. таб./.

Этап

Задачи

Направления деятельности

педагога-психолога

1-4 классы

Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессии; ознакомление с миром профессий

Информационное

5-7 классы

Формирование потребности в профсамоопределении, развитие интересов и склонностей

Информационное,

диагностическое.

8-9 классы

Формирование профсамосознания, осознанного

Намерения и пути продолжения образования

Информационное, диагностическое,

консультативное /преимущественно групповое/,

тренинговое.

10-11 классы

Развитие убежденности и адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профнамерения

Информационное, диагностическое,

консультативное /преимущественно индивидуальное/,

тренинговое.

Информационное направление – является традиционным в профориентации. Основная задача этого направления – формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий, предъявляемых к качествам и способностям человека. Считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой человека, выбирающего профессию. Источником информации для реализации этого направления являются словари, справочники, профессиограммы, компьютерные базы данных, Интернет-сайты.

Ведущие формы работы – это лекции, семинары, индивидуальные консультации, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в центры занятости населения и учреждения профессионального образования, на предприятия и фирмы.

  1. Учащемуся необходимо знать требования, которые выбранная им профессия предъявляет к человеку, к состоянию его здоровья, физическому развитию, а также к характеру, уровню культуры и образования.

Диагностическое направление – основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение и рекомендации по выбору профессии, соответствующих психологическим особенностям клиента.

Наиболее часто используемыми средствами являются простые бланковые тесты и анкеты типа дифференциально-диагностического опросника Климова (ДДО), карты интересов Голомштока, опросника профессиональной направленности личности Голланда. Такая экспресс- диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой.

Консультационное направление - это направление эффективно при работе с клиентами, имеющими затруднения, связанные с принятием решения. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, завышенные требования к себе и т.п.

Индивидуальное профконсультирование является основной универсальной формой консультирования не имеющей противопоказаний. В ходе индивидуального консультирования следует обсудить типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе професси.

ПРИ проведении консультирования можно рекомендовать следующие правила выбора профессии:

  1. Изучить как можно больше профессии, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию.

  2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

  3. Выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

  4. Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с професссиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

  5. Реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии (профильное обучение, занятия в кружках по интересам т.п.)

  6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультицию.

  7. При наличии необходимого уровня соответствия своих профвозможностей требованиям выбранной профессии получить первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профсамоопределению.

  8. При отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант профессионального выбора.

  9. Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

Тренинговое направление – использование активных групповых методов обучения в профконсультировании.

Использование элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме выбора профессии, позволяет лучше узнать себя, свои возможности и способности, осознать мотивы поведения, овладеть новыми способами общения.

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Психолог-профкунсультант – специалист, обучающий школьников самостоятельному планированию профессионального пути.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Квалификация – это:

  1. профессия, специальность

  2. степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.

Должность – это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Вакансия – незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося.

Карьера – это:

  1. достижение наивысших результатов

  2. род занятей

  3. продвижение по служебной лестнице

Призвание – наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.-М.,1995.

  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.,1989.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-дону,1996.

  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1970.

  5. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М.,2003

  6. Мир профессий. – М., 1988.

  7. Михаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. -М, 2002.

  8. Организация профориентационной и профконсультационной работы/ под. Ред. Ю.М. Забродина. – М., 1998.

  9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.- Воронеж, 1996.

  10. Пряжников Н.С. Карточные профориентационные методики. – М., 1993.

  11. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М., 2000.

  12. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.- М.,2003.

  13. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. – М., 1997.

  14. Энциклопедический справочник: 2000 профессий. - Минск, 1986.

ПРИЛОЖЕНИЯ


1. ОПРОСНИК «АВТОНОМНОСТЬ-ЗАВИСИМОСТЬ»

Опросник поможет вам определить уровень подготовленности для обучения в среднем или в высшем учебном заведении с точки зрения ваших черт характера и воли.

Инструкция

«Внимательно читайте каждое суждение. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения или близко к нему, поставьте плюс в соответствующей графе бланка. Отвечайте быстро и точно. Нет хороших и плохих ответов. Все вопросы направлены на выяснение вашего обычного способа поведения».

Бланк ответов:

N вопроса

Вариант ответа

Да

пожалуй, да

пожалуй, нет

нет

1

Вопросы.

1. Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком.

2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.

3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.

4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.

5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.

6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную для меня работу.

7. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.

8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.

9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.

10. После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал.

11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует.

12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела.

13. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.

14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.

15. Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь.

16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.

17. Когда я поглощен каким-нибудь делом, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой

работы.

18. Я склонен отказаться от работы, которая не клеится.

Обработка результатов

Сравните ваши ответы с ключом. При совпадении с ним ответы оцениваются в один балл, при несовпадении ноль. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Положительные ответы («Да»; «Пожалуй, да») — №№ 1, 5, 11, 14.

Отрицательные ответы («Нет»; «Пожалуй, нет») — №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18.

Интерпретация результатов

1. При сумме в семь и более баллов

У вас достаточно хорошо сформированы такие черты характера, как целеустремленность, собранность, самостоятельность, способность критически оценивать свою деятельность и поведение, искать наиболее лучшие способы для успешного осуществления учебной и другой деятельности, чувство ответственности за выполняемую работу и стремление сделать ее хорошо, уверенность в себе, привычка и умение анализировать причины успеха и неудачи в работе.

Вы самостоятельны в определении своих целей и задач, сами принимаете правильные способы их решения.

Именно эти качества необходимы для успешной учебы в техникуме и вузе.

2. Сумма баллов от ноля до трех включительно

К сожалению, у вас слабо развиты такие черты характера, как настойчивость и целеустремленность. Вам трудно самостоятельно оценивать свои возможности при выборе деятельности, а также правильность выбранного способа достижения цели. Вы не умеете критически проанализировать полученные результаты (дать им объективную оценку, найти ошибки или недостатки). Вам часто приходится обращаться за советом и за помощью к друзьям и взрослым. Работу выполняете лучше, если есть контроль со стороны.

Эти недостатки вашей личности будут значительно затруднять обучение в техникуме и особенно в вузе, но их еще не поздно исправить, если вы проявите желание и волю.

3. Сумма баллов от четырех до шести включительно

У вас недостаточно развиты такие черты характера, как самостоятельность, настойчивость и критичность. Вы не всегда можете правильно и глубоко оценить свои возможности при выборе способов учебной и трудовой деятельности. У вас не хватает уверенности в себе и правильности выполненной работы, особенно при выполнении новой, незнакомой деятельности. С несложной и знакомой работой вы справляетесь самостоятельно, но работа новая, трудная и ответственная может быть выполнена вами неплохо лишь при помощи и контроле со стороны. Вы стремитесь сделать задание лучше, но у вас часто не хватает знаний и умений самостоятельно разобраться в поставленной задаче. Вы можете хорошо учиться в техникуме или в вузе лишь при устранении указанных недостатков.

2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ

(тест Я. Холланда)

Я. Л. Холланд — американский психолог, разработавший модель профессиональных интересов личности. Он условно делит людей и соответственно все профессии на шесть типов (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический). Последние одновременно, но в разной степени присутствуют в человеке. Данная методика позволяет определить, в какой степени в человеке проявляется каждый из этих типов.

Представители той или иной профессии — однотипные личности с однородным процессом развития (по Я. Л. Холланду). Определенная профессия привлекает к себе однородные личности, поэтому члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством и во многих ситуациях реагируют одинаково.

Инструкция

«Ниже попарно представлены различные профессии. Ваша задача — из каждой пары выбрать одну профессию «для себя», в бланке ответов отметить, что же выбрано — «а» или «б» (для этого поставьте знак «+» или «—» в соответствующем столбике).

Если вам не подходит ни одна из двух профессий, поставьте себя в ситуацию вынужденного выбора: из двух зол выбирайте меньшее».

№ п/п

а

Б

№ п/п

а

б

№ п/п

а

б

1

14

27

2

15

28

А теперь можно отвечать:

1. а) инженер-строитель, б) конструктор;

2. а) электротехник, б) санитарный врач;

3. а) токарь, б) наборщик;

4. а) фотограф, б) заведующий магазином;

5. а) чертежник, б) дизайнер;

6. а) философ, б) психиатр;

7. а) редактор научного журнала, б) адвокат;

8. а) лингвист, б) переводчик художественной литературы;

9. а) педиатр, б) статистик;

10. а) спортивный врач, б) фельетонист;

11. а) нотариус, б) снабженец;

12. а) перфораторщик, б) карикатурист;

13. а) политический деятель, б) писатель

14. а) садовник, б) метеоролог;

15. а) водитель автобуса, б) фельдшер;

16. а) инженер-электронщик, б) секретарь-машинистка;

17. а) маляр, б) художник по дереву или металлу;

18. а) биолог, б) глазной врач;

19. а) телеоператор, б) режиссер;

20. а) гидролог, б) ревизор;

21. а) зоолог, б) главный зоотехник;

22. а) математик, б) архитектор;

23. а) инспектор детской комнаты, б) счетовод;

24. а) учитель, б) профсоюзный лидер;

25. а) воспитатель, б) художник по керамике

26. а) экономист, б) заведующий отделом;

27. а) корректор, б) критик;

28. а) заведующий хозяйством, б) дирижер;

29. а) радиооператор, б) физик-ядерщик;

30. а) наладчик, б) монтажник;

31. а) агроном-семеновод, б) менеджер;

32. а) закройщик, б) декоратор

33. а) археолог, б) эксперт;

34. а) научный работник музея, б) консультант;

35. а) ученый, б) актер;

36. а) логопед, б) стенографист;

37. а) врач, б) дипломат;

38. а) главный бухгалтер, б) директор;

39. а) поэт, б) психолог.

Обработка и анализ результатов

Закончив отвечать на вопросы, воспользуйтесь ключами, данными для каждого типа отдельно. Соотнесите ваши результаты с содержанием ключа. За каждое совпадение с ключом присваивайте соответствующему ответу балл. Вам необходимо подсчитать общую сумму баллов по каждому из типов.

Заключение о ведущем типе можно делать в том случае, если по шкале набрано не меньше пяти баллов. Анализ производится по всем шкалам. Окончательный вывод делается по типам, набравшим максимальное количество баллов.

Ключи

1. Реалистический тип: 1а, 2а, За, 5а, 14а, 15а, 17а, 19а, 29а, 30а, 31а, 32а.

2. Интеллектуальный тип: 16, 6а, 7а, 146, 18а, 20а, 21а, 24а, 29б, 33а, 34а, 35а.

3.Социальный тип:

2б, 6б, 9а, 10а, 15б, 18б, 23а, 24а, 25а, 34б, З6а, 37а, 39б.

4. Конвенциональный тип: 3б, 9б, 11а, 12а, 16б, 20б, 236, 26а, 27а, 30б, 336, 36б, 38а.

5. Предприимчивый тип:

4б, 7б, 11б, 13а, 19б, 21б, 24б, 26б, 28а, 31б, 35б, 37б, 38б.

6. Артистический тип: 4а, 5б, 8б, 10б, 12б, 17б, 22б, 25б, 27б, 28б, 32б, 39а.

Описание типов

1. Вас можно отнести к реалистическому типу.

Такой человек предпочитает занятия, связанные с конкретными объектами — вещами, инструментами, животными, машинами. Предпочитает занятия, требующие двигательных навыков, ловкости, конкретности.

Избегает руководящих ролей и любой другой деятельности, в которой необходимы контакты с людьми.

Охотно избирает профессии механика, инженера, электрика, агронома, садовника, шофера и т, д.

2. Вас можно отнести к интеллектуальному типу.

Такой человек отличается чувствительностью и богатым воображением. Предпочитает размышлять о проблеме, а не заниматься практической реализацией той или иной идеи.

Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Выбирает научные профессии: биолог, ботаник, астроном, физик.

3. Вас можно отнести к социальному типу.

Такой человек при решении проблем опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами.

Наиболее предпочитаемые области — обучение и лечение: врач, учитель, психолог. Добивается успехов в основном в сфере общения, управления, искусства и учебы.

4. Вас можно отнести к потенциальному типу.

Такой человек трудно приспосабливается.

Ему нравятся занятия пассивного характера и специальности, требующие четко структурированной деятельности, которая позволяет точно установить, что правильно, а что нет.

Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и вычислениями: машинопись, бухгалтерия, экономика.

Слабый оратор и руководитель, его решения зависят от окружающих людей.

5. Вас можно отнести к предприимчивому типу.

Такой человек предпочитает «мужские» руководящие роли.

Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости и большой концентрации внимания.

Выбирает профессии типа: заведующий, директор, телеоператор, товаровед, артист, дипломат, журналист.

6. Вас можно отнести к артистическому (креативному) типу.

У такого человека хорошо развиты интуиция и воображение. Ему присуши сложные взгляды на жизнь, гибкость, независимость решений.

Его не привлекают «мужские» виды деятельности, такие, как спорт, авторемонт и т. д. Предпочитает занятия творческого характера: музыку, рисование, литературное творчество, фотографирование и т. д. Часто добивается больших успехов в искусстве.

1. Упражнение «Диалог о профессиях»

Участники делятся на пары. В каждой паре выбирается профессия, которую в будущем хотел бы иметь один из игроков. Задача заключается в том, чтобы первый игрок мог обосновать свой выбор. Второй игрок строит диалог по принципу: «да, но…». Побеждает тот, кто сможет более аргументировано доказать свою позицию. Затем участники меняются ролями.

2. Игра «Убеди родителей» (вариант игры с микрогруппой 5-6 человек)

В этом варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии (профиля обучения) своего «ребенка».

Схема игры:

1. Сначала игроки также распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два – три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант может занять больше времени.

2. Перед самой игрой организуется небольшой подготовительный этап. Отдельно готовится к игре «семья» (учащийся и его родители) и отдельно «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются разногласия между ребенком и родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто возражают против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом может оказаться, что у самих родителей нет общего мнения о будущем «ребенка» после окончания школы.

«Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обратить особое внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.

3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Члены семьи должны просто обозначить свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап занимает не более 10 мин.

4. Затем все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, обосновывая свою точку зрения. Задача ведущего, с одной стороны, не допустить хаоса в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, постоянно активизировать и даже провоцировать участников на высказывания и обсуждение разных точек зрения. Ведущий ни в коем случае не должен брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращаться в единственного (или в «единственно правильного») «профконсультанта».

В ходе такого разговора может выясниться, что семью волнуют совсем другие проблемы, а вовсе не выбор профессии. Например, лень ребенка, его увлечение курением или даже наркотиками. Дети часто проецируют в игре те проблемы, которые их реально волнуют, но представлены в сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников на такие откровения, это указывает на заинтересованность игроков в данных проблемах и в данной методике. Но поскольку эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели – помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.

5. В конце этой игры также подводятся итоги – все по очереди высказывают свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый «учащийся», и игра повторяется.

4. Упражнение «Встреча».

Все участники делятся на пары. Тренер говорит: «давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в ….. году. В вашей жизни много изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Вы приехали в город, где провели свои школьные годы. Идете по улице и встречаете своего одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, кем вы стали, чем занимаетесь. Вам дается 5 минут». Когда беседа закончена, все садятся в круг и представляют друг друга группе. Обсуждение.

5. Профориентационная игра «Кто есть кто?» (5-7 минут)

Инструкция:

Сейчас я буду называть профессии, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом игры ведущий может спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ в наибольшей степени соответствует данной профессии.

6. Профориентационная игра «День из жизни» (15 минут).

Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, класс захотел рассмотреть профессию «фотомодель».

Инструкция:

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок-завтрак-звонок-урок-двоечники-вопрос-ответ-тройка-учительская-директор-скандал-урок-отличники-звонок-дом-постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штрихом (неуместно названным ради хохмы существительным) испортить весь рассказ. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запомнить названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называют они.

При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет, не испортил ли кто-то рассказ неудачным существительным. Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем был составленный рассказ. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

7. Упражнение «Профессионально важные качества»

Предлагается выбрать 5-7 наиболее интересующих учащихся профессий, разбиться на микрогруппы и составить список профессионально важных качеств. После 7-10 минут представители каждой группы зачитывают свои списки, остальные – дополняют, ведущий уточняет, при необходимости – переформулирует и акцентирует некоторые важные моменты. (Для активизации учащихся можно предложить им рассмотреть какую-нибудь из таких «профессий», как киллер, торговец наркотиками и т.д., и затем серьезно отнестись к анализу ПВК.)

infourok.ru

Как правильно выбрать профессию, чтобы не ошибиться

Советы тем, кто не знает, кем хочет стать, или запутался в выборе

Случается, что абитуриенты, столкнувшись в высоким проходным баллом и конкурсом, подают документы не на ту специальность. Или разочаровываются в выбранной профессии, когда их представления не совпадают с тем, что есть на самом деле. Поэтому стоит внимательно выбирать профессию, чтобы избежать в будущем эмоционального выгорания на нелюбимой работе. Держи подробный гайд от Адукар в помощь.

Подумай, какая рабочая сфера тебе ближе

Ты не оторван от общества и наверняка понимаешь, что люди работают в разных сферах: промышленность, строительство, лесное или сельское хозяйство, образование, здравоохранение, торговля и так далее. Выпиши все сферы и порассуждай, в которых ты точно не хотел бы работать, а какие тебе интересны. Так круг твоих поисков заметно сузится, и ты сможешь рассматривать профессии в определённой сфере. Если тебе тяжело определиться, пройди профориентационный тест на предмет деятельности, который расскажет, в какой системе (с людьми, техникой, числами и так далее) ты можешь работать.

Учитывай свои интересы и способности

Если тебе нравятся, к примеру, химия и биология, то изучи список профессий, для поступления на которые нужно сдавать ЦТ по этим предметам. Об этом ты узнаешь из статей «Сдаю ЦТ по химии и биологии. Куда поступать?», «Сдаю ЦТ по химии и математике. Куда поступать?», «7 профессий, связанных с биологией» или в каталоге учебных заведений Адукар. Выбирай предметы ЦТ, изучай список специальностей и смотри понравившуюся. Сложно определиться, что тебе подходит? Решить проблему поможет «Тест на профессиональный тип личности» или «Тест интересов» на сайте Адукар.

Посоветуйся с авторитетным взрослым

Школьнику, как правило, сложно судить о рынке труда и перспективах трудоустройства. Поэтому важно посоветоваться с опытным человеком, который может подсказать, какие специальности актуальны или будут востребованы в будущем, какие профессиональные навыки стоит развивать и куда лучше поступать. Если такого взрослого рядом нет, то не лишним будет обратиться к специалисту — психологу-профориентологу, который способен помочь с поиском призвания.

Пройди тесты на профориентацию

Если нет времени раздумывать, а ответ хочется получить здесь и сейчас, пройди профориентационные тесты. Их можно найти в печатном варианте и в интернете. Советуем пройти несколько видов, чтобы получить достоверный результат. Так, в сервисе Адукар есть 9 тестов на выбор профессии, после прохождения которых ты получишь на руки список подходящих тебе профессий и рекомендации. Помимо тех, что мы указали выше, есть «Тест на темперамент», «Тест IQ», «Тест обучаемости», «Тест характера» и «Тест творческих способностей». Обрати внимание, что результаты некоторых из них психолог может расшифровать только при личной встрече.

Учитывай особенности своего здоровья

Выбирая профессию, учитывай и тот факт, что по состоянию здоровья тебе могут не разрешить поступить на некоторую специальность. Так, абитуриент с больным сердцем не станет лётчиком, а аллергику противопоказано работать химиком или парикмахером. Если есть какие-либо нюансы со здоровьем, то стоит проконсультироваться с врачом.

Ознакомься с профессиограммой

У каждой профессии есть профессиограмма — то есть, описание её особенностей. По ней можно узнать, в чём заключается работа специалиста, какие у него права и обязанности, какими личными или профессиональным качествами должен обладать человек, претендующий на эту должность, и приблизительный уровень дохода. В рубрике «Профессии» на сайте Адукар — около 100 статей о разных специальностях, интервью с успешными людьми и обзоры рынка труда. Если этого будет недостаточно, то посмотри тематические фильмы о представителях разных профессий, почитай книги или пообщайся с людьми, которые работают по понравившейся тебе специальности, чтобы взглянуть на эту кухню изнутри.

Проанализируй свои шансы поступить на эту специальность

Когда ты выбрал профессию, но не уверен, что сможешь пройти по баллам на бюджет, а оплачивать учёбу ты не можешь, посмотри для подстраховки смежные специальности в других вузах или заочную форму этой. Если не поступил, а другие специальности тебе не интересны, попробуй пройти в колледж или отложи поступление на другой год.

Оцени практичность выбранной специальности

Чтобы понять, будет ли твоя специальность приносить хороший доход, где вообще можно будет работать с такой квалификацией и в чём суть работы, просмотри вакансии на специальных сайтах. Узнай, на какую зарплату может претендовать молодой или опытный специалист, какими знаниями, умениями и навыками интересуется работодатель. Если тебя устраивают такие показатели, то почему бы не попробовать себя в этой профессии?

Успешных тебе поисков!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

после 30 лет, плюсы и минусы

  • Старт бизнеса
    • Профориентация
    • Целеполагание
    • Будущее
  • Развитие бизнеса
    • Управление
    • Финансы
    • Кадры
    • Юриспруденция
  • Продажи
  • Привлечение клиентов
    • Тендеры
    • Лидогенерация
    • Лендинги
    • Контекстная реклама
    • Социальные сети
    • Инстаграм
    • Реклама
  • Деловой мир
    • Кейсы
    • Тесты
  • Старт бизнеса
    • Профориентация
    • Целеполагание
    • Будущее
  • Развитие бизнеса
    • Управление
    • Финансы
    • Кадры
    • Юриспруденция
  • Продажи
  • Привлечение клиентов
    • Тендеры
    • Лидогенерация
    • Лендинги
    • Контекстная реклама
    • Социальные сети
    • Инстаграм
    • Реклама
  • Деловой мир
    • Кейсы
    • Тесты
  • Супер
  • Интересно
  • Любопытно
  • Скучно
  • Плохо
  • Популярное
  • Лучшее
  • В тренде
Рубрики
  • Профориентация
  • Целеполагание
  • Будущее
  • Управление
  • Финансы
  • Кадры
  • Юриспруденция
  • Продажи
  • Лидогенерация
  • Лендинги
  • Контекстная реклама
  • Социальные сети
  • Инстаграм
  • Реклама
  • Тендеры
  • Кейсы
  • Тесты

Поиск

ontask.ru

Статьи. Выбор профессии

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Статьи о профориентации для подростков и взрослых


Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

Что такое профориентация?
Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

Золотые правила выбора профессии:
✔ На выбор профессии требуется время.
Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

    ① Узнать себя. На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
    ② Узнать о профессиях и образовании. На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
    ③ Попробовать себя в профессии. После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю "кухню" и примерить профессию на себя.

Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

Ниже представлены статьи по данной теме.

spb.proforientator.ru

Рекомендации для выпускников "Три шага в выборе профессии"

Рекомендации для выпускников

«З шага в выборе профессии»

Выполнила: педагог-психолог

Заузанова М.Н.

Как выбрать профессию

Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне.

В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ
Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

Возможные варианты ответов включают в себя:

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

Информация

Финансы

Техника

Искус-во

Животные и растения

Изделия и продукты

Природ. ресурсы

Упр-ие

Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь

Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер

Консультант
Финансист
Экономист

Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник

Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер

Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед

Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер

Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик

Обслуживание

Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник

Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по рекламе

Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик

Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер

Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод

Продавец
Экспедитор
Товаровед

Мелиоратор
Эколог
Озеленитель

Обучение и воспитание

Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог

Филолог
Лингвист

Консультант

Инструктор по вождению

Учитель музыки
Учитель живописи

Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог

Учитель труда

Эколог

Производство и добыча

Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор

Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир

Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь

Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица

Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод

Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея

Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий

Конструирование

Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург

Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф

Аналитик
Экономист
Финансист

Конструктор
Механик

Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант

Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер

Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель

Исследование

Психолог
Физиолог
Социолог
Следователь
Лаборант

Социолог
Математик
Историк
Маркетолог
Статистик
Аналитик

Аудитор
Экономист
Аналитик

Инженер-технолог
Инженер-математик
испытатель
Хронометражист
Метролог

Киновед
Искусствовед
Литературовед
Культуролог

Биолог
Микробиолог
Зоопсихолог
Зооинженер
Лаборант-эколог

Санитарный врач
Лаборант
Товаровед
Дегустатор
Технолог

Почвовед
Метеоролог
Геолог
Гидрогеолог

Защита

Адвокат
Военный
Сотрудник полиции
Врач
Спасатель

Программист
Нотариус
Документовед

Страховой агент
Юрисконсульт
Инкассатор

Инспектор по ТБ
Взрывотехник
Испытатель
Пожарный
Водолаз

Каскадёр
Постановщик трюков
Реставратор
Музейный работник

Егерь
Лесничий
Ветеринар

Таможенник
Врач-эпидемиолог
Врач-диетолог
Лаборант

Мелиоратор


Эколог
Метеоролог

Контроль и оценка

Прокурор
Врач-эпидемиолог
Ревизор
Аудитор

Программист
Редактор
Корректор
Оператор

Аудитор
Бухгалтер
Контролёр
Налоговый инспектор

Инженер-технолог
Инспектор по ТБ
Контролёр
Сотрудник ГИБДД

Редактор
Критик
Музейный работник
Оценщик

Зооинженер
Агроном
Охотовед
Агротехник
Зоолаборант

Санитарный инспектор
Контролёр
Риэлтор
Метролог
Таможенник

Радиолог
Эколог
Метеоролог

Понятно, что абсолютно все профессии найти на ней не получится, но общее направление поисков будет очевидным.

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

Состояние здоровья

Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

Профессиональные предрасположенности и способности

Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

Результат формулы выбора профессии

Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для вас (ХОЧУ)

  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)

  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

Простые шаги выбора профессии

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

  • Условия работы

  • Направление деятельности

  • Уровень заработной платы

  • Уровень требуемого обучения

  • Содержание и характер работы

  • Сложность трудоустройства по специальности

  • Сфера деятельности

  • Любые другие важные для Вас требования

  • 2. Определить степень значимости каждого требования.

  • Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

  • 3. Составить список интересных профессий

  • Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

  • 4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

  • Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

  • 5. Проанализировать результаты

  • На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

  • 6. Проверить результаты

  • Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

  • 7. Определить шаги к получению профессии

  • Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

  • Ещё один простой способ выбрать профессию

  • Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

  • Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

  • Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

  • Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

  • Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

  • Заключение

  • Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

  • Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

  • Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

  • Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности.

infourok.ru

Правила выбора профессии - как выбрать

Подробности
Обновлено: 12.07.2019 16:53
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Все мы, когда-то в молодости, сталкивались с вопросом: "Как выбрать профессию?". Кто-то шел по пути наставления родителей, а кто-то выбрал свой.

Стремление получить свою первую зарплату, делает неопытную молодежь слепыми. В этом не легком выборе за совершенную ошибку придется заплатить потерянным временем и порой годами жизни. Выбор профессии не легкая задача! Необходимо поступать обдумано, и для большинства молодых людей это не просто серьезный вопрос, а проблема номер №1. 

Читайте также: Как выбрать профессию? Руководство к действию

Помните, что работа, не представляющая для Вас ценности "морально", в конечном итоге перестанет удовлетворять Вас и "материально".

На данную тему в просторах интернета существует множество информации, но прочитав их, Вы наверняка увидите определенную схожесть, которая заключается только лишь в определении основных постулатов при выборе профессии.

Как правило, звучат они так:

Правило №1. Определитесь с направлением сферы (отрасли) деятельности будущей профессии, но первоначально важно изучить, какие же именно, в первую очередь профессии, являются самыми высокооплачиваемые и востребованными на рынке труда Вашего региона. Также узнайте где им можно обучиться наиболее экономически выгоднее и быстро. Далее все будет зависеть от вашей способности быстро приспосабливаться к изменениям на трудовом рынке, наиболее полно применять имеющиеся знания, навыки и умения.

Правило №2. Определите на данный момент наиболее широкий спектр профессиональной деятельности и желательно учитывая то, как эта ситуация может измениться со временем. В современном мире существует огромный выбор профессий, но существенная масса их принадлежит либо одной или смежным отраслям. Это дает возможность обучения без отрыва от производства, и в конечном итоге, получения дополнительного заработка. А возможно и смене профессии. Будьте разносторонне и не зацикливайтесь на достигнутом!

Правило №3. Определите - возможно ли, реально для Вас, получение выбранной профессии. Возможно получение ограничено отсутствием материальных условий или сложностью поступления. Не забывайте, что для решения этой проблемы можно воспользоваться кредитом или найти альтернативное учебное заведение. В некоторых случаях материальные вложения оправдываются довольно-таки в короткий срок.

Правило №4. Подумайте, чем бы хотели заниматься именно Вы. Обязательно размышляйте на тему - как осуществить свою мечту? Не ищите оправданий: "Еще вся жизнь впереди, может что-то подвернется". Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом".

Правило №5. Не поддавайтесь чувству страха, так как это нормальное состояние, которое испытывают, как правило, все люди перед серьезным выбором, а в нашем случает - перед выбором профессии, и в конечном итоге своего будущего.

Правило №6. Не откладывай на завтра то, что можно узнать уже сегодня. Пытайся узнать все о топовых профессиях: где учатся, где работают, как быть лучшим. Это поможет дать Вам представление о том, что делать дальше.

Правило №7. Чтобы выбрать свою профессию - нужно знать как можно больше о ней. Читайте статьи, смотрите видео, общайтесь в социальных сетях, вступайте в сообщества и попробуйте себя в этой профессии. Понаблюдайте за рабочим днем специалиста привлекательной профессии и оцените все плюсы и минусы.

Читайте также: Профессии будущего

В общем на этом рекомендации интернет ресурсов не заканчиваются, но так или иначе выбор профессии - вопрос, который не терпит скоротечности решения.

Не хотелось бы Вас огорчать, но набивать шишки, при выборе профессии, придется! И не раз. Важно только одно, чтобы не набить себе "гематомную голову", придется учиться, думать, разбираться, приобретать опыт и т.д.

Изучите на этом сайте популярные профессии каждой отрасли и может Вы найдете для себя ту профессию, которая объединит в себе "моральность и материальность". 

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

Рекомендации психолога "Как выбрать профессию"

Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии - одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Условия выбора профессии:

Хочу Могу Надо

Сфера «хочу» - интересы, стремления.

Сфера «могу» - способности, особенности характера.

Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.

Итак, при выборе профессии нужно:

  • знать как можно больше профессий;

  • определиться в своих интересах;

  • знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

  • иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

  • иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;

  • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;

  • знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

профессий;

  • неумение оценить свои возможности;

  • отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;

  • отсутствие интереса, к какой бы то ни было деятельности

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  1. Выбор профессии «за компанию».

  2. Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

  3. Увлечение только внешней стороной профессии.

  4. Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

  5. Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

  6. Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.

  7. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

  8. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

  9. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Классификация профессий:

Человек - человек

Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.

Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.

Человек - техника

Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер - строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.

Человек-природа

Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.

Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

Человек - знаковая система

Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.

Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.

Человек - художественный образ

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.

Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.