Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать реле


Реле напряжения для квартиры как выбрать

Обязательно ли сегодня использовать для щитовой квартиры реле напряжения или можно обойтись обычными модульными автоматическими выключателями? Давайте сперва разберемся что это такое реле напряжения? Это устройство для отключения электроэнергии при перепадах напряжения в заданных диапазонах от нормального. А какое напряжение считается нормальным? Раньше номинальным считалось напряжение 220 Вольт. На сегодняшний день произошли некоторые изменение. Есть ГОСТ 29322-2014 напряжения стандартные, который устанавливает уровни напряжения:

  • номинальное напряжение – 230В (не 220В!)
  • наибольшее напряжение питания – 253В
  • наименьшее напряжение питания – 207В
  • наименьшее используемое напряжение – 198В

То есть как видно из данных, перепады напряжения при которых оборудование еще может работать, не должны превышать 10%.

Причины изменения напряжения

Основные причины того, что напряжение может в кратковременный, либо длительный период времени выйти из этих диапазонов следующие:

  • обрыв нулевого питающего провода
  • короткое замыкание нулевого проводника с фазным
  • неравномерное распределение нагрузки

Как защитить свои электроприборы от этого? Есть два способа:

  • установить стабилизатор напряжения (более дорогое решение)
  • использовать реле напряжения для квартиры (экономичное решение)

При этом не стоит путать роль стабилизатора и реле напряжения.

Реле напряжения не поддерживает напряжение в заданном диапазоне, оно лишь прерывает его подачу при повышении или понижении.

Также реле напряжения, равно как и стабилизатор, не способны полноценно защитить вашу эл.проводку от молниевого удара. Для этого есть другие специальные устройства.

Еще помните, что стабилизатор не всегда способен защитить вас от резких перепадов из-за своей инерционности. 

Чтобы сгорела техника достаточно долей секунд. Время срабатывания большинства реле напряжений – 0,02 сек.

Повышенное и пониженное напряжение

При понижении напряжения сверх номинала может:

  • “сгореть” холодильник, кондиционер, стиральная машинка
  • тускло светить лампа освещения
  • не запускаться компрессор или двигатели
  • долго готовиться пища в микроволновке, нагреваться вода в эл.титане и др.

Повышение напряжения просто приведет к выходу из строя техники, а может даже к пожару.

Виды реле

Реле напряжения состоит из электронного блока и силовой части, собранных в одном корпусе. Самый главный параметр реле – его быстродействие, причем порог срабатывания вы можете устанавливать сами по заданной шкале.

Основные типы реле напряжения:

Рассмотрим в отдельности каждый вид реле.

Реле розетка-вилка – включается непосредственно в розетку, если Вам необходимо защитить конкретный прибор, либо нет возможности установить отдельное реле в щитовую. Отключение потребителя происходит эл.магнитным расцепителем внутри реле. Для настройки имеются кнопки и цифровое табло. Обычно рассчитано на максимальный рабочий ток в 10-16А.

Реле удлинитель. Совпадает по исполнению с предыдущим, только может иметь несколько розеток. Например, если Вам от одной розетки нужно защитить несколько приборов малой мощности.

Реле под Din-рейку устанавливается в распредщиток. С помощью его защищается вся квартира или дом. Они имеют наибольший диапазон регулировок. Рассчитаны на мощность до 7квт. При большей мощности, необходимо еще использовать магнитный контактор.

Выбор реле напряжения для квартиры

Как правильно выбрать реле напряжения?

Реле напряжения всегда нужно использовать в связке с автоматическим выключателем.

Само по себе оно не способно защитить от короткого замыкания.

Номинальный ток реле должен быть на порядок больше, чем подключенный перед ним автомат.

Например — установлен автомат 25А, реле выбираем 32А. Автомат 16А, тогда реле – 25А. Учтите, что номинальный ток реле – это ток, который проходит через него в нормальном режиме.

Что такое время задержки в реле напряжения и зачем оно нужно? При отключении реле по причине перепада напряжения, его ”мозги” контролируют входное напряжение и при нормализации параметров, реле включается. Однако такие скачки могут быть очень частыми. Кто-то занимается сварочными работами на вашей фазе, где-то ветром схлестывает провода и т.д. Частые включения-отключения электроэнергии крайне отрицательно сказываются на аппаратуре.

Холодильники, кондиционеры, рекомендуется включать с перерывом 5-6 минут – это время необходимое для конденсации и спада давления хладагента. Поэтому в реле вручную можно установить время задержки, через которое происходит его включение. Если у Вас в группе электропроводки нет подключенного холодильного оборудования, можно выставить время до 10 сек. В противном случае от 5 минут и более.

Еще одной головной болью может стать вопрос выставления порога срабатывания реле. С одной стороны, если поставить минимальные значения от номинала, это максимально защитит вашу аппаратуру. Но с другой стороны, приведет к очень частым коммутациям, или постоянным включениям-выключениям напряжения.

Бороться с этим можно, установив несколько реле напряжения, отдельно под каждую группу электро-приемников. Для телевизоров, компьютеров и другой видео и радио аппаратуры рекомендуется установить диапазон 200-230В. Для другой бытовой техники 190-235В. Если имеется нагревательное оборудование – тены, бойлеры и т.д. для них можно увеличить диапазон от 170 до 250В.

Подводя итого можно однозначно сделать вывод, что имея в современном доме большое многообразие электроприборов и аппаратуры без реле напряжения для квартиры просто не обойтись. И главный вопрос должен стоять не в том, устанавливать или нет данную защиту, а в том — на каком производителе остановить свой выбор?

Статьи по теме

  • Реле напряжения Zubr, digitop, УЗМ-51М, РН111 — обзор, схема подключения
  • 4 вида стабилизаторов напряжения. Выбор лучшего. Сравнение цен за 1квт.
  • Реле напряжения в розетку — РН-101М и Zubr R116y
  • Устройства защиты УЗМ 51МД и УЗИС С1 40. Сравнение, технические характеристики, схемы подключения.
  • 5 в 1 — УЗО, УЗИП, УЗИС, реле напряжения, автомат. Обзор УЗО Элта 2Д — недостатки и преимущества.
  • Выбор места установки стабилизатора напряжения в доме — правила и советы

domikelectrica.ru

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Как устроено и применяется реле

Как известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение срабатывания

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Коммутируемый ток

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Нумерация выводов

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Материал и тип выводов

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Плюс и минус питания

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Реле с диодом параллельно катушке

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Температура корпуса

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

www.kolesa.ru

Защищаем технику от перепадов напряжения: выбираем реле контроля

Наверх
  • Рейтинги
  • Обзоры
    • Смартфоны и планшеты
    • Компьютеры и ноутбуки
    • Комплектующие
    • Периферия
    • Фото и видео
    • Аксессуары
    • ТВ и аудио
    • Техника для дома
    • Программы и приложения
  • Новости
  • Советы
    • Покупка
    • Эксплуатация
    • Ремонт
  • Подборки
    • Смартфоны и планшеты
    • Компьютеры
    • Аксессуары
    • ТВ и аудио
    • Фото и видео
    • Программы и приложения
    • Техника для дома
  • Гейминг

      ichip.ru

      Реле контроля напряжения, правильное их использование

      Главный враг домашних электроприборов – низкое напряжение. От провалов напряжения более всех страдают холодильники, стиральные машины, телевизоры, компьютеры, а также другая аппаратура с электродвигателями и импульсными блоками питания. Часто в зимнее время в
      многоэтажных домах случается отгорание нулевого провода, поэтому в части квартир подъезда напряжение может упасть ниже 180 В, а в других квартирах напряжение превысит 250 В.

      Когда нужно устанавливать реле контроля напряжения?

      Реле контроля напряжения (еще их называют ограничители напряжения, отсекатели напряжения) применяются исключительно в аварийных ситуациях – при поломках на линии. В случае, когда в вашей сети постоянно «нестандартное» напряжение или очень частые его скачки, то правильнее использовать стабилизатор напряжения.

      Например, если в вашей сети напряжение обычно на уровне 170 – 190 В, то современный холодильник протянет не более года или полтора. Реле ограничения напряжения в данном случае не поможет, оно только отключает питание и обратно включает при восстановлении напряжения к норме. Реле напряжения, в приведенном примере, будет часто срабатывать или надолго отключит питание, и ваш холодильник потечет.

      Как правильно выбрать реле контроля напряжения?

      При выборе реле напряжения можно ориентироваться на следующие особенности:

      • Наличие вольтметра у некоторых реле напряжения;
      • По типу установки реле напряжения бывают: на DIN-рейку и подключаемые в розетку.
      • По типу подключения реле напряжения выпускаются: трехфазные и однофазные.
      • Номинальный ток для однофазных реле напряжения, устанавливаемых на DIN-рейку, в амперах равен: 8, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80.
      • Номинальный ток для однофазных реле напряжения, включаемых в розетку, в амперах равен: 6, 10, 16.

      Распространенная ошибка при выборе однофазного реле напряжения – неправильно подобранный ток. Указанное значение тока на корпусе это величина номинального тока, который долго могут выдерживать контакты реле. Но большинство людей не знают, что при больших токах контакты сцепляются магнитодинамической силой, поэтому катушка реле должна иметь дополнительную мощность, чтобы преодолеть усилие сомкнутых контактов. А еще, при размыкании контактов происходит их разрушение электродвижущей силой.

      Вам достаточно знать, что выбирать однофазное реле напряжения необходимо с запасом в 20 – 30% по току. Таким образом, если у вас установлен вводной автомат на 25А, то нужно ставить реле на 32А или 40А. Если установлен вводной автомат на 40А, то необходимо реле на 50А или 63А.

      Все трехфазные реле напряжения выпускаются на ток максимум 16А. Это объясняется тем, что в промышленности эти реле своими контактами управляют пускателями или контакторами.

      Кстати, также можно подключить и однофазное реле напряжения, соединив его контакты с катушкой пускателя или контактора.

      Можно ли установить трехфазное реле напряжения на однофазные цепи?

      Между однофазными и трехфазными реле напряжения есть принципиальное различие.

      Однофазное реле напряжения нужно использовать, если ваше оборудование питается от одной фазы. Трехфазное реле напряжения (технически правильно называть их реле контроля фаз или чередования фаз) используется строго для защиты трехфазных двигателей.

      Если в ваш дом заходит три фазы, то для защиты однофазного оборудования правильно поставить три однофазных реле на каждую фазу.

      Нельзя применять трехфазное реле напряжение для защиты однофазных потребителей. Факт в том, что при отрыве одной из фаз трехфазное реле контроля отключает остальные две фазы. Поскольку обрыв фазы это аварийный режим работы трехфазного электродвигателя. Кроме того, трехфазное реле контроля обязательно сработает при малейшем перекосе фаз. Ведь несимметричность нагрузки свидетельствует о неисправности подключенного трехфазного оборудования.

      Таким образом, если напряжение на одной из фаз будет 210В, а на другой 230В, то трехфазное реле напряжение полностью отключит ваш дом от питания. А ведь значения напряжений 210 – 230В – абсолютно безопасны для работы бытовых приборов!

      Так что установка трехфазного реле напряжения в однофазной цепи – неразумна.

      Может ли реле контроля напряжения обеспечить защиту от импульсных напряжений?

      Обратите внимание, что ни стабилизаторы, ни реле напряжения, не защищают от импульсных скачков напряжения. Импульсы напряжения от ударов молний или от коммутации нагрузок настолько кратковременны, что эти приборы не успеют на них среагировать.

      Как известно, от попадания молнии в электролинию защищают молниеотводы и разрядники. А вот для защиты от коммутационных скачков напряжения и от остаточных импульсов после удара молнии, применяются несколько ступеней варисторов. Для защиты от импульсного напряжения во многих электроприборах установлены варисторы.

      volt-index.ru

      Как выбрать реле напряжения для квартиры и дома

      Из года в год производители бытовых электроприборов и электронной аппаратуры предлагают более сложную и совершенную продукцию. Следствием внедрения достижений научно-технического прогресса является то, что даже самое простейшее электротехническое изделие, используемое в домашнем хозяйстве, оснащено элементами электронного управления и контроля его работы. Техника становится сложнее, ее обслуживание все более комфортным, в то же время проблемы стабильности параметров электроэнергии в сети остаются прежними. Всплески и провалы напряжения пагубно сказываются на работе электроники, сокращают ее срок службы, а также могут привести к безвозвратной потере бытовой техники. Причин, вызывающих нестабильность параметров электроэнергии много, характерными и наиболее часто встречающимися необходимо отметить резкую перегрузку в электросети по току, перекос фаз, аварии на линиях передач, связанные с обрывом или перехлестом проводников и воздействием на них грозовых разрядов, неисправности в схеме электроприбора. Правильный выбор технических средств защиты от перенапряжений обеспечит долгосрочную и безаварийную работу домашнего парка электроприборов. В этой статье мы рассмотрим, как выбрать реле напряжения для квартиры и частного дома.

      Реле напряжения или стабилизатор — что лучше?

      Для защиты потребителей электроэнергии предусмотрены стабилизаторы напряжения, с возможным вариантом установки, как на входе в домашнюю электрическую сеть, так и для отдельно взятого прибора. Эти устройства осуществляют контроль параметров напряжения в сети с последующим приведением их к номинальному значению. Однако, несмотря на все преимущества систем стабилизации, они имеют существенный недостаток – относительно длительный период времени, в течение которого происходит приведение параметров электросети до номинального значения, что не всегда допустимо для сложной, чувствительной и дорогостоящей электронной техники. Оптимальным вариантом защиты электрических приборов от всплесков и провалов параметров электроэнергии служат реле напряжения (РН). Главным достоинством этих приборов является быстродействие, время срабатывания измеряется в наносекундах. Конструкцией аппарата предусмотрена регулировка порога срабатывания.

      Реле напряжения осуществляет функции контроля параметров напряжения сети и мгновенного отключения потребителя в случае их недопустимого отклонения от номинала. В качестве рабочего органа выступает электронное устройство, собранное на базе компаратора или микропроцессора. В зависимости от технических условий защищаемого оборудования, определяющих допустимые пределы отклонения текущей величины от номинальной, устройство реле предусматривает возможность выбрать порог чувствительности прибора. На практике находят применение модели, обеспечивающие автоматическую подачу электроэнергии на потребитель после нормализации параметров напряжения, а также, возобновляющие свою работу после нажатия кнопки разблокировки. Решение, какой из двух выше указанных аппаратов защиты выбрать, необходимо решать исходя из конкретных условий.

      Определяемся с типом подключения

      На сегодняшний день выбору потребителя предлагаются реле, выполненных в нескольких конструктивных исполнениях, в зависимости от типа подключения в домашнюю сеть:

      1. Вилка-розетка.
      2. Удлинитель.
      3. Модуль, установленный на дин-рейку.

      Все вышеперечисленные типы реле исполнения имеют широкое применение и являются актуальным и проверенным вариантом контроля параметров электросети. Несведущему человеку тяжело определиться, как правильно подобрать реле напряжения, приемлемое для дома или для квартиры. Ответ на вопрос надо искать исходя из тех задач, которые будут возложены на защитное устройство.

      Вилка-розетка устанавливается непосредственно в квартирной розетке. Выбор этого варианта контроля идеален для защиты от всплесков и спадов напряжений в сети отдельно взятого электроприбора. Цифровое табло, которым оснащено это устройство, высвечивает текущую величину напряжения в сети.

      Удлинитель по принципу действия идентичен вилке-розетке, отличие составляет то, данное устройство оснащено двумя или более розетками. Приобретая РН для защиты нескольких потребителей, целесообразно выбрать удлинитель.

      Реле в виде модуля, установленного на дин-рейку, подключается в распределительном щите квартиры или дома и предназначено для защиты от недопустимых скачков напряжения всех электропотребителей квартиры или дома. Конструкция предусматривает работу устройства в режиме максимального и минимального реле, а также выполнять функции реле времени.

      РН имеют ограничения нагрузки по току, их силовые контакты рассчитаны на максимальную нагрузку 11 кВА. Если суммарная потребляемая мощность потребителей превышает этот номинал, аппарат следует использовать, как реле промежуточное. В качестве разъединителя силовой сети необходимо установить магнитный пускатель или контактор, выбрать который надо с учетом общей нагрузки домашней сети.

      Выбираем фазность и номинальный ток аппарата

      РН подразделяются на трехфазные и однофазные. Трехфазные модели применяются в сетях 380 вольт для защиты электрических приводов. Для квартирной сети 220 вольт следует выбрать однофазное реле напряжения.

      Также не менее важно выбрать номинальный ток РН. Для этого первоначально нужно определить потребляемую мощность электроприборов и подобрать характеристики аппарата с запасом в 20-30%. К примеру, если вам нужно выбрать РН для кондиционера, номинальный ток которого 5 Ампер, вполне достаточно приобрести реле, рассчитанное на номинальный ток 10 Ампер. Если же вам нужно защитить всю электропроводку в квартире либо доме, обратите внимание на номинал автоматического выключателя. Если стоит автомат на 25А, нужно выбрать реле на 32А либо 40А. Если же номинальный ток автомата составляет 32А, ток РН должен составлять 40, а лучше 50 А.

      Чтобы вы понимали, однофазные реле напряжения для установки в розетку рассчитаны на ток от 6 до 16 Ампер. Аппараты, устанавливаемые на DIN-рейку может выдерживать нагрузку от 8 и вплоть до 80А (максимальный ток, при этом номинальный составляет 63А, модель VA-protector 63A).

      Остается немаловажный вопрос, какую марку аппарата лучше выбрать для обеспечения защиты электрооборудования квартиры. На российском рынке наиболее популярна линейка ZUBR компании DC Electronics. Для справки необходимо отметить, что ZUBR – это устаревшее название бренда, в настоящее время продукция фирмы поставляется в РФ под названием RBUZ.

      Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:

      Советы экспертов

      Теперь вы знаете, как выбрать реле напряжения для дома и квартиры. Как вы видите, критерии выбора достаточно простые: нужно определиться с вариантом исполнения аппарата, фазностью, номинальным током и маркой.

      Будет полезно прочитать:

      samelectrik.ru

      Как выбрать реле контроля напряжения для защиты электрооборудования на производстве, офисе, в квартире или коттедже

      Случай из жизни. На нефтеперекачивающей станции во время работы произошёл кратковременный провал напряжения, всего на несколько миллисекунд. Оборудование на станции включается пускателями разной величины управляемых современным микроконтроллером. Во время кратковременного провала напряжения часть из них успела отключиться, а остальные остались включёнными. Штатное реле контроля напряжения не успело отработать, т.к. предназначено для контроля длительных аварийных ситуаций. В результате, управляющий контроллер не получил информации о провале и “не предпринял никаких действий” по перезапуску оборудования. Создалась аварийная ситуация.
      Другой случай. В посёлке ночью случилась авария на подстанции, от которого питается часть посёлка. Напряжение в розетках вместо положенных 220В подскочило до четырёхсот с лишним вольт. В результате почти у половины жителей сгорели холодильники, не говоря уже о перегоревших лампочках. 
      Третий случай. На одном из городских рынков в мясном ларьке сгорел промышленный холодильник. Выяснилось – ветром оборвало провод одной из фаз. Четвертый случай. Часто, особенно в зимнее время, в жилых многоэтажных домах при отгорании нулевого провода, в части квартир подъезда напряжение резко повышается, а в других квартирах этого подъезда понижается, в результате этого выход бытовой техники гарантирован.  

      Подобных примеров можно привести много, но что необходимо предпринять, чтобы избежать этого? Рассмотрим несколько случаев:

       

       

      Для контроля входного трёхфазного напряжения лучше всего использовать устройства, позволяющие не только обнаружить обрыв фазы или неправильный порядок их чередования, но и позволяющие задать границы допустимого напряжения с достаточной точностью. Для сетей с глухо заземлённой нейтралью этим требованиям отвечает реле РКН-3-14-08, РКН-3-19-15. Оно позволяет задать порог срабатывания на снижение до –30% и на перенапряжение до +30%. Для сетей с изолированной нейтралью можно применить реле РКФ-М06-11-15. Оно имеет фиксированный порог срабатывания при перенапряжении в сети +30% и плавно регулируемый порог отключения при снижении напряжения до -20%.

       

      • Оборудование на объекте включается пускателями разной величины

      В тех случаях, когда оборудование на объекте включается пускателями разной величины, появляется опасность появления аварийной ситуации при кратковременном провале напряжения питания по одной, двум или трём фазам.

      Пускатели разной величины имеют разное время удержания контактов при отключении питания. В зависимости от типа и размера пускателя эти времена лежат в пределах от 10 до 200 миллисекунд. При коротких провалах малогабаритные пускатели успевают отключить нагрузку, а большие – нет. Создаётся аварийная ситуация.

      Для исключения подобной ситуации рекомендуется использовать реле коротких провалов типа РКФ-М04-1-15. При обнаружении короткого провала напряжения по любой фазе длительностью более 10мс реле отключается, тем самым, давая сигнал на перезапуск системы.

                  Для однофазных систем выпускается реле коротких провалов с аналогичными функциями типа РКН-1-3-15.

      • Защита мощного асинхронного электродвигателя работающего в нереверсивном режиме

      Для защиты мощного трёхфазного электродвигателя работающего в нереверсивном режиме контроль чередования фаз, как правило, нужен обязательно. Контроль обрыва фаз нужен обязательно. Контроль симметричного снижения напряжения, не нужен, т.к. во время пуска возможен провал напряжения всех трёх фаз на время разгона двигателя вплоть до половины номинального значения напряжения питания. Контролировать асимметрию фаз, нужно, причём с регулировкой в широком пределе. Во первых, при большой асимметрии фаз двигатель перегревается и может выйти из строя, во вторых, при обрыве одной из фаз некоторые типы двигателей генерируют напряжение (т.н. напряжение рекуперации) на оборванную фазу по амплитуде достигающей 95% от напряжения на других фазах. В этом случае необходимо применить реле контролирующее чередование фаз, допускающее большое синфазное снижение напряжение на фазах и контролирующее асимметрию фаз с плавной регулировкой допустимой асимметрии в пределах 5-25%. Это реле позволит остановить двигатель при обрыве фазы и наличии большого напряжения рекуперации и, при этом, не будет реагировать на симметричное проседание напряжения при включении двигателя. Этим требованиям отвечает реле РКФ-М06-12-15(08). Один из вариантов схемы подключения реле показан на рисунке 2.

       

      Внимание - реле ЕЛ-12М-15(08) и ЕЛ-13М-15(08) производства ЗАО Меандр, а также ЕЛ-12 и ЕЛ-13 других производителей не имеют плавной регулировки разбаланса фаз. У них фиксированный уровень допустимого разбаланса фаз около 30%, что не позволит остановить двигатель при оборванной фазе и наличии напряжения рекуперации более 70%. 

       

       

       

      • Защита мощного асинхронного электродвигателя работающего в реверсивном режиме

      Для защиты электродвигателя работающего в реверсивном режиме контроль чередования фаз не нужен. Остальные требования те же самые. Этим требованиям отвечает реле РКФ-М06-13М-08. Регулятор времени реакции позволяет, также как у РКФ-М06-11-15(08) и РКФ-М06-12М-15(08), установить желаемое значение от 0.1 до 10 секунд во избежание ложных срабатываний при наличии кратковременных возмущений в сети.

       

      • Защита от падения груза и стрелы на подъёмных кранах при обрыве одной или двух фаз питающей сети

      В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» эти механизмы должны быть оснащены устройствами контроля, обеспечивающими включение режима торможения при аварии питающей сети. Этим требованиям отвечает реле ЕЛ-13М-15(08). В отличие от

      www.meandr.ru

      Реле напряжения 220В для дома: выбор, схемы установки

      С появлением бытовых электроприборов, начиненных электроникой, остро стал вопрос стабильного напряжения в квартире. Реконструкции подстанций и ЛЭП выполняются медленно. В сети наблюдаются перепады напряжения, а часто оно вообще далеко от нормы. По существующим еще советским стандартам напряжение однофазной сети должно быть 220 вольт. Сейчас введены новые нормы, по которым показатель должен составлять 230 вольт. Допускается до 10% отклонения в разные стороны, но не более того. Если напряжение сети скачет, необходимо установить для дома реле напряжения 220в, которое не позволит перегореть домашней технике.

      Что такое реле и его существующие разновидности

      Чтобы разобраться с назначением этого защитного прибора, давайте узнаем, из чего он состоит. Итак, реле контроля напряжения, далее именуемое РКН, состоит из единого корпуса, внутри которого находится электронный контроллер напряжения и разъединители нагрузки. Контроллер может быть выполнен из компаратора или электронной схемы с микропроцессором. Второй вариант считается надежней, плюс позволяет плавно срабатывать отключающемуся устройству. Что касается разъединителей нагрузки, то это обычный блок механических контактов, работающих по принципу контактора.

      Существует много разновидностей РКН. Производитель для удобства работы пытается улучшить свои изделия, оборудовав их электронным табло или другими приспособлениями. Давайте рассмотрим основные разновидности приборов, подходящих для домашнего пользования.

      Модель системы вилка-розетка

      Простейший прибор, представленный моделями V-protector 16AN или РН-101М, предназначен для защиты отдельного потребителя. Его внешний вид напоминает простой тройник или переходник. Реле на корпусе с одной стороны имеет вилку для подключения к розетке. С другой стороны корпуса находится разъем, куда подключают вилку любого электроприбора, например, холодильника. Для установки порогов срабатывания РКН на корпусе имеются кнопки. Электронное табло служит для удобства настройки, а также отображает напряжение электросети. Внутри корпуса установлен микроконтроллер, анализирующий проходящее напряжение и управляющий работой электромагнитного реле.

      Модель системы удлинитель

      Устройство и работа этого реле идентичны выше рассмотренной модели. Единственным отличием является конструкция корпуса. Внешний вид реле напоминает простой удлинитель типа сетевого фильтра. Корпус оборудован несколькими разъемами для одновременного подключения нескольких потребителей. Изделие представлено моделями РН-101М, ZUBR P616y и V-protector 10Acy.

      Модель для монтажа на DIN-рейку

      РКН такого образца монтируется внутри электрощита. Его можно подключить к отдельной линии, идущей на группу потребителей, или весь дом. Защитный прибор представлен моделями V-protector 16-80A и ZUBR D340t. Они отличаются широким диапазоном регулировки и наличием независимых режимов работы. То есть, прибор способен работать только на высоких или низких порогах, а также как обычное реле. РКН рассчитано на рабочую нагрузку не более 8,5 кВА. Если мощность потребителя превышает данный параметр, реле ставят в комплекте с контактором или магнитным пускателем.

      По каким параметрам выбирают РКН

      Основной параметр РКН – это быстрота срабатывания. Хорошим показателем считается верхний предел 0,1 с, а нижний порог 2 с. Каждый прибор имеет шкалу, по которой пользователь выставляет верхний и нижний предел. Покупая для своей квартиры реле, надо усвоить одно важное понятие: РКН не способно заменить стабилизатор напряжения.

      Работа реле основана на отключении подачи напряжения в электрическую сеть при достижении недопустимых высоких или низких параметров. После восстановления напряжения до нормативных параметров, РКН автоматически возобновляет подачу тока. То есть, если дома наблюдаются частые скачки в электросети, уместно поставить реле, но когда напряжение постоянно низкое или высокое, здесь надо ставить только стабилизатор.

      Рекомендации по выбору изделия

      • Большинство домашних сетей рассчитаны на 220 вольт. Под такое напряжение следует покупать реле. Если в квартире находится мощная электроплита с подходящей к ней трехфазной проводкой, в электрощите придется поставить РКН, рассчитанное на 380 вольт.
      • Чтобы защита была эффективной, необходимо правильно подобрать мощность реле. Этот показатель прибора должен быть на 20% больше, чем общая мощность всех потребителей в доме. Проще всего определиться по установленному внутри электрощита защитному автомату. Если он рассчитан на 32 А, значит, РКН необходимо установить рассчитанное на 40 А.
      • Несмотря на то, что РКН уберегает домашнюю сеть от скачков напряжения, сам прибор тоже нуждается в защите. Само реле неспособно защитить себя от скачка высокого напряжения в сети. Поэтому автомат, о котором мы говорили выше, необходимо ставить перед РКН. Так как подбирается мощность автомата на 20% ниже чем у реле, то при появлении высокого напряжения первый прибор отключит РКН. У многих может возникнуть вопрос, зачем тогда ставить реле, если достаточно одного автомата? Дело в том, что РКН срабатывает быстрее, к тому же еще и на низких пределах, что позволяет обеспечить безопасность потребителя. Автомат сработает уже после реле и только на высоких пределах.
      • Некоторые производители на корпусе устанавливают электронное табло. Лучше или хуже от этого работать устройство не станет, просто его будет удобней пользователю настраивать.
      • Что касается выбора производителя, то здесь лучше посоветоваться со специалистами или почитать отзывы на форумах о разных моделях. Дело в том, что на прилавках магазинов все время появляются новые бренды, и посоветовать что-то конкретное не представляется возможным.

      И в завершение надо сказать, что РКН никогда не защитит домашние электроприборы от разряда молнии. На это даже не стоит рассчитывать и лучше установить молниеотвод.

      Варианты схем подключения РКН в домашнюю однофазную сеть

      Существует несколько вариантов монтажа РКН. Каждая схема подключения реле напряжения имеет свою особенность и обусловлена техническими нюансами.

      Подключить РКН в сеть можно как самостоятельное устройство или совместно с контактором. Основным является фазный провод L, по которому осуществляется коммутация. Ноль N необходим только для питания электрической схемы самого реле. Корпус изделия имеет два клеммных подсоединения L, предназначенных для подключения входа и выхода фазного провода. Нулевая клемма N может быть одна или две. Это не столь важно, так как внутри корпуса все равно стоит перемычка. Разные варианты применяются для удобства подключения. На схеме видно как подключается РКН без контактора и в паре с ним.

       

      Самой надежной защитой считается монтаж РКН после автомата, но перед электросчетчиком. Это позволяет защитить само реле и прибор учета от скачка высокого напряжения.

      Обычно все электросчетчики опломбированы, и без представителя соответствующей инстанции самому выполнить подключение не удастся. Да и чаще всего, на такое подключение разрешение могут не дать. Здесь приемлема другая схема, где после электросчетчика стоит автомат, а за ним реле.

      В этой схеме автомат нарисован до счетчика, а реле после него. Но мы рассматриваем подключение обоих приборов после узла учета, поэтому фазный провод от выходной клеммы автомата подключают к входу РКН с обозначением L. Выход от реле с аналогичным обозначением подключают к проводу, идущему на потребителя. Нулевую клемму N от реле подсоединяют проводом к нулевой шине электрощита.

      Назначение контактора и его работа вместе с РКН

      Конструкция контактора представляет собой блок контактов, соединяющих или разъединяющих цепь. Его использование уместно для коммутации потребителя большой мощности. То есть вся нагрузка будет проходить через элементы контактора, а не через контакты реле. Для такой схемы можно купить менее дорогое реле, рассчитанное на малый номинальный ток. Главное, его должно хватить для срабатывания контактора. А вот модель самого контактора необходимо подобрать по мощности соответствующей нагрузке потребителя, плюс те же 20% запаса.

      Применение контактора часто обусловлено экономической точкой зрения. Намного дешевле купить слабое реле с контактором, чем дорогостоящую модель РКН, рассчитанную на высокие параметры коммутируемой нагрузки.

      Для наглядности давайте рассмотрим еще одну схему подключения РКН с модульным контактором.

      Минусом такой схемы является снижение скорости защиты, что обусловлено принципом ее работы. Требуется определенное время для срабатывания самого реле, контакты которого отключают подачу напряжения на контактор. После этого необходимо еще время, чтобы обесточенный контактор отключился. Только когда последний из приборов разомкнет свои контакты, опасное напряжение перестанет поступать к потребителю.

      Вот все нюансы устройства и работы РКН. Устанавливать его в своей квартире или нет, решать самому хозяину. Но, как показывает практика, затраты на монтаж реле намного меньше, чем обходится ремонт бытовой техники.

      electrifix.ru

      что это такое, характеристики, виды, как выбрать и подключить

      Для передачи электроэнергии от распределительных подстанций используются магистральные линии, в которых возможны колебания напряжения. Для предотвращения пагубного воздействия скачков на электронику используются реле напряжения. В случае изменения параметров в сети устройство обеспечивает автоматический разрыв цепи питания с подачей предупредительного сигнала.

      Зачем нужно регулирующее напряжение реле

      В жилых помещениях используется однофазная сеть переменного тока, состоящая из фазового и нулевого проводников. При нормальных условиях работы вольтаж в цепи составляет от 210 до 240 В, что не оказывает негативного воздействия на электрические или электронные приборы. При падении значения наблюдается снижение яркости работы ламп накаливания, а часть оборудования не включается (например, электродвигатели стиральных машин или компрессоров холодильников). Подобное явление неприятно, но оно не наносит вреда бытовой технике.

      Скачок напряжения до 294 В.

      Скачок вольтажа до 270 В и выше приводит к выходу из строя блоков питания и электронных компонентов. Основной причиной резкого повышения напряжения в сети является обрыв нулевого проводника, приводящий к смещению фаз. Для предотвращения негативных последствий в жилых домах, построенных после 2010 г., устанавливается защитная автоматика. В зданиях ранней постройки предохранительные блоки отсутствуют, в квартирах таких домов рекомендуется устанавливать реле контроля вольтажа, позволяющее защитить бытовую технику.

      Технические характеристики

      Для оценки рабочих параметров защитного блока необходимо учитывать максимальный ток нагрузки, передаваемый контактными элементами. Сила тока определяет допустимую мощность приборов, которые можно подключить к блоку. Хорошие изделия выдерживают ток до 63 А, что позволяет подсоединять оборудование мощностью до 13,9 кВт. Важным эксплуатационным параметром является защищенность корпуса от пробоя электрическим током, согласно стандарту изделия должны соответствовать нормативам IP20.

      Сравнение технических характеристик защитных блоков.

      Реле напряжения создаются под заданный температурный диапазон эксплуатации. Например, изделия, рассчитанные на температуру от -5° до 40°С, запрещается ставить в уличные щитки. Установленные на корпусе контактные площадки позволяют закрепить медный кабель ограниченного сечения. Еще одним важным параметром является ресурс контактной группы, определяющий срок службы изделия. Примеры технических параметров реле напряжения приведены в таблице.

      Параметр Digitop VP-32A Digitop VP-63A
      Номинальный ток, А 32 63
      Максимальный ток (на протяжении 10 минут), А 40 80
      Мощность нагрузки, кВт 7,0 13,9
      Нижний предел срабатывания, В 120 120
      Верхний предел срабатывания, В 250 250
      Погрешность измерения, % не более 1 не более 1
      Диапазон программирования таймера, секунд 15-600 15-600
      Стойкость контактов, тыс. циклов 100 100
      Допустимое сечение провода, мм ² 8 16

      Устройство и принцип действия

      Реле оснащается корпусом из специального пластика, внутри располагается измерительный блок и контактная группа. Модуль измерения обеспечивает замер напряжения в цепи, полученный результат сравнивается с заранее запрограммированным интервалом. Если цифры совпадают, то контакты исполнительного блока находятся в замкнутом состоянии, поддерживая работоспособность внешней цепи. Контактная группа не требует непрерывной подачи электроэнергии для удержания пластин в замкнутом или разомкнутом состояниях, ток подается только в момент переключения.

      Измеритель осуществляет постоянный мониторинг напряжения, при отклонении параметра от запрограммированного интервала формируется управляющий сигнал. Импульс передается к контактной группе, которая отсекает питание от оборудования в квартире или жилом доме. В конструкции оборудования предусматривается энергонезависимая память, в которой хранится информация о последнем аварийном срабатывании. Контроль напряжения осуществляется микропроцессором или сравнивающим устройством (компаратором).

      Существуют упрощенные реле, из конструкции которых удален жидкокристаллический дисплей. Для изменения параметров используются рукоятки, оснащенные измерительной шкалой. В схеме предусматриваются сигнальные светодиоды, позволяющие определить причину срабатывания контактной группы. Электронный контроллер и механическая релейная часть остаются неизменными.

      Функции реле напряжения.

      В конструкции всех защитных реле предусмотрен регулируемый таймер задержки включения питания. Устройство необходимо для корректного подсоединения оборудования, оснащенного электрическими двигателями. Например, компрессор холодильника рекомендуется подключать к сети через 1-2 минуты после аварийного отключения. В зависимости от производителя используются таймеры, рассчитанные на установку задержки на время от 15 секунд до 15 минут.

      Классификация реле

      Защитные реле классифицируются по 2 признакам:

      • по способу подключения к сети;
      • по количеству подведенных фаз.

      По типу подключения

      Способы коммутации блоков зависят от конструкции изделия:

      1. Устройство для защиты бытовой розетки, которое оснащается штепсельными контактами. Изделие представляет собой переходной узел, внутри которого расположены измерительный прибор, контроллер и контактная группа. Детали установлены в пластиковом корпусе, на внешней стороне предусмотрено гнездо для подключения внешних потребителей. В конструкции изделия предусмотрены поворотные регуляторы или кнопки, позволяющие выставить рабочие параметры. Устройства рассчитаны на мощность до 3,5 кВт (сила тока до 16 А).
      2. Изделие, оборудованное блоком розеток и удлинительным кабелем. Оборудование подключается к бытовой электрической сети, защищаемые приборы получают питание от встроенных распределительных элементов. В конструкции предусмотрен выключатель, имеется цифровой вольтметр и кнопки регулировки параметров. Максимальный ток нагрузки не превышает 10 А (из-за использования удлинительного кабеля), время срабатывания по верхнему пределу 0,02 секунды.
      3. Отсекатель питания, предназначенный для установки на DIN-рейку, установленную в распределительном квартирном щитке. Изделия отличаются применением измерительного блока с повышенной точностью замера (погрешность составляет 1-2 В). Существуют разновидности оборудования, рассчитанные на силу тока до 63 А (в аварийном кратковременном режиме реле не выходит из строя при подаче 80 А). Устройства оснащаются встроенным термическим реле, предотвращающим возгорание блока при перегреве.
      Классификация реле по способу подключения.

      По количеству фаз

      Существуют реле для бытовой однофазной сети напряжением 220 В и устройства промышленного назначения, адаптированные под трехфазную систему питания напряжением 380 В. Оборудование 2 типа оснащается тройной индикацией напряжения, при обрыве одной фазы происходит автоматическое отключение всех проводников. Блок фиксирует момент перекоса фаз, отключая подачу тока к потребителям. Если в помещении отсутствует нагрузка с трехфазным питанием, то рекомендуется развести магистраль на 3 линии и оснастить каждую однофазным реле.

      Что лучше: стабилизатор или реле

      Стабилизатор позволяет выравнивать напряжение в выходной цепи, а при фиксации повышенных параметров на входе автоматически отключает подачу тока к потребителям. При падении напряжения на входе блок стабилизации пытается отрегулировать значение до требуемых параметров, увеличивая силу тока в цепи. Из-за наращивания энергопотребления происходит нагрев электропроводки и разрушение изоляции, что может привести к коротким замыканиям и возгоранию.

      Дополнительные недостатки стабилизаторов электрического тока:

      • повышенная стоимость;
      • шум при работе;
      • инертность при работе;
      • не предусмотрена возможность регулировки параметров;
      • большие габариты и масса.
      Выбор между реле и стабилизатором.

      Стабилизатор не обеспечивает защиту оборудования при обрыве нулевого проводника в цепи, допуская подачу повышенного напряжения к потребителям. Изделие фиксирует повышение параметров только через 1-2 секунды, в то время как реле обеспечивает мгновенное размыкание контактов. Допускается совместная установка стабилизирующего блока и реле (при условии использования медной электропроводки во входящей цепи, рассчитанной на повышенное энергопотребление стабилизатора при понижении вольтажа).

      Как выбрать реле напряжения

      Выбор реле напряжения для жилого помещения осуществляется на основе следующих критериев:

      • количества фаз в цепи питания;
      • мощности электроприборов в помещении;
      • планируемой схемы коммутации блока.

      В жилом секторе используется однофазная электрическая сеть переменного тока напряжением 220 В. Для коммутации домашнего оборудования трехфазная сеть напряжением 380 В не применяется. Для определения мощности приборов необходимо просуммировать энергопотребление всей техники и добавить резерв 20-30%. Если планируется защита выделенной магистрали, то учитывается мощность оборудования, подключенного к цепи. Например, если блок климатической установки потребляет ток 7 А, то требуется изделие, рассчитанное на силу тока 10 А.

      Существуют устройства с упрощенной конструкцией, лишенные рукояток корректировки верхнего и нижнего порогов напряжения. Производитель жестко фиксирует диапазон вольтажа в интервале от 170 до 265 В. Оборудование отличается пониженной стоимостью, но не обеспечивает должного уровня защиты. Блоки рассчитаны на уменьшенную мощность, поэтому при установке в помещении дополнительного оборудования (например, стиральной машины или кондиционера) потребуется замена реле напряжения.

      Схема коммутации реле – один из критериев выбора.

      При установке реле на входе в квартиру учитывается номинал автоматического предохранителя. Например, если устройство рассчитано на срабатывание при силе тока более 25 А, то контактная группа реле должна выдерживать ток силой 32-40 А. При установке предохранителя на ток 32 А рекомендуется ставить реле с номиналом до 50 А. При подборе устройства следует обращать внимание на качество изготовления корпуса и контактов. Рекомендуется покупать реле напряжения, поставляемые под брендами Zubr (RBUZ), УЗМ или DigiTop.

      Рекомендуется выбирать изделия с повышенной точностью измерения напряжения, позволяющие корректировать вольтаж с шагом 1 В. При грубом программировании порогов часто срабатывает контактная группа, прерывая подачу питания к приборам. Постоянные выключения тока повреждают конструкцию самого реле и электронной техники.

      Схемы подключения

      Методики подключения реле к однофазной сети:

      1. При мощности нагрузки менее 7 кВт реле ставится после счетчика и автомата. В схеме не используется магнитный пускатель, поскольку сила тока в цепи не превышает 32 А. При монтаже реле следует учитывать, что устройство обеспечивает защиту только от перепадов напряжения и должно использоваться одновременно с автоматическим предохранителем.
      2. Установка реле между главным автоматом и счетчиком. Предохранитель подключается к вводу питания в помещение, а затем подсоединяется реле. К выходным клеммам коммутируется счетчик электроэнергии, фаза после прибора учета разводится пакетом автоматов по комнатам или рабочим зонам. Нулевой кабель от счетчика выводится на отдельную шину, от которой проведены кабели к розеткам и светильникам. По аналогичной схеме выведены кабели заземления, которые подключены к шине, соединенной с общим контуром заземления здания.
      3. При повышенной мощности нагрузки в цепь вводится контактор или магнитное реле, к которому подключается фаза. Дополнительный кабель соединяет фазу контактора с фазовым входом на защитном реле. После магнитного пускателя устанавливаются автоматы, нулевая шина и заземление разводится к потребителям от отдельных реек.
      Схема напряжения реле напряжения.

      При использовании трехфазной сети на входе ставится специальный прибор учета, от которого идут 4 кабеля. Каждая фаза последовательно подключается к автоматическому предохранителю и однофазному реле. Выходной провод с нулевым кабелем обеспечивает получение напряжения 220 В. Всего на выходе из данной схемы получается 3 линии переменного тока, позволяющих подсоединять бытовое оборудование.

      Если в помещении находится установка, рассчитанная на напряжение 380 В (например, электрический котел или плита с повышенной мощностью), то в схему вводится трехфазное реле. Прибор работает совместно с магнитным пускателем, обеспечивающим размыкание цепи при увеличенной силе тока.

      Проверяем работу устройства

      Чтобы проверить работоспособность изделия потребуется собрать электрическую схему, включающую источник питания, нагрузку, предохранитель-автомат и реле. Для подачи питания используется трансформатор лабораторного типа ЛАТР, оснащенный рукояткой для плавной корректировки напряжения в диапазоне от 0 до 250 В. После программирования порогов срабатывания производится включение цепи питания, а затем выполняется понижение и повышение вольтажа. Для проверки значения параметра используется тестовый прибор, переключенный в режим вольтметра.

      Facebook

      Twitter

      Вконтакте

      Одноклассники

      Google+

      knigaelektrika.ru

      Что такое реле, и как оно работает? Диод и провода в автомобили. — DRIVE2

      Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.

      Что такое реле, и как оно работает? 5-тиконтактное реле
      Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.
      Контакты 85 и 86 — это катушка. Контакт 30 — общий контакт, контакт 87А — нормально-замкнутый контакт, контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.

      Что такое реле, и как оно работает? 5-тиконтактное реле
      В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Вот и весь принцип действия. Вроде бы ничего сложного.
      Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.

      Блокировка двигателя.
      Что такое реле, и как оно работает? Реле блокировки двигателяВ качестве блокируемой цепи может быть что угодно, лишь бы машина не заводилась при разорванной цепи (стартер, зажигание, бензонасос, питание форсунок и т.д.). Один контакт питания катушки (пусть 85) соединяем с проводом сигнализации, на котором появляется «минус» при постановке в охрану. На другой контакт катушки (пусть 86) подаём +12 Вольт при включении зажигания. Контакты 30 и 87А подцепляем в разрыв блокируемой цепи. Теперь, если попытаться завести автомобиль при включенной охране, контакт 30 разомкнётся с контактом 87А и не даст завести двигатель.

      Эта схема используется, если у вас «минус» с сигнализации на блокировку выходит при постановке в охрану. Если у вас «минус» с сигнализации на блокировку выходит при снятии с охраны, тогда вместо контакта 87А используем контакт 87, т.е. разрыв цепи теперь будет на контактах 87 и 30. При таком подключении реле будет всегда в рабочем состоянии (разомкнутом) при работающем двигателе.

      Инвертируем полярность сигнала (с «минуса» делаем «плюс» и наоборот). Подключаемся к слаботочным транзисторным выходам сигнализации.
      Что такое реле, и как оно работает? Инвертируем сигнал с помощью реле Допустим, нам надо получить «минус», но у нас есть только «плюсовой» сигнал (например, у автомобиля положительные концевики, а у сигнализации нет входа положительных концевиков, а есть только вход отрицательных). На помощь опять приходит реле.

      Подаём на один из контактов катушки (86) наш «плюс» (с концевиков автомобиля). На другой контакт катушки (85) и на контакт 87 подаём «минус». В итоге на выходе (контакт 30) получаем нужный нам «минус».
      Если нам надо, наоборот, из «минуса» получить «плюс», то маленько меняем подключение. На контакт 86 подаём исходный «минус», а на контакты 85 и 87 подаём «плюс». В итоге на выходе (контакт 30) получаем нужный нам «плюс».
      Если нам надо из слаботочного отрицательного выхода сигнализации (в сигнализации такие выходы могут называться по-разному и их назначение тоже различное: выход на 3-е зажигание, выход на открытие багажника, выход на закрытие стёкол и т.д.) сделать хороший мощный «минус» или «плюс», то тоже используем эту схему.
      На контакт 85 подаём выход с сигнализации. На контакт 86 подаём «плюс». На контакт 87 подаём сигнал той полярности, который нам надо получить на выходе. В итоге на контакте 30 мы имеем ту полярность, которая на контакте 87.

      Открытие багажника с брелока сигнализации.
      Что такое реле, и как оно работает? Открытие багажника с брелока сигнализации Если в автомобиле стоит электрический привод багажника, то можно подключиться к нему автосигнализацией для открытия его с брелока сигнализации.
      Если с сигнализации выходит слаботочный сигнал на открытие багажника (а чаще всего так и есть), то используем эту схему.
      Прежде всего, находим провод на привод багажник, где появляется +12 Вольт при открытии багажника. Разрезаем этот провод. Тот конец разрезанного провода, который идёт к приводу, подцепляем к контакту 30. Другой конец провода подцепляем к контакту 87А. Выход с сигнализации подцепляем к контакту 86. Контакты 87 и 85 подцепляем на +12 Вольт.

      Теперь, при подаче сигнала с сигнализации на открытие багажника, реле сработает и на провод электропривода багажника пойдёт «плюс». Привод сработает, и багажник откроется.
      Это лишь немногие схемы подключения с использованием реле.

      Ещё один элемент, который так же, как и реле, часто используется в установке автосигнализаций — диод.

      Диод (от ди- и -од из слова электрод) — двухэлектродный электронный прибор, обладает различной проводимостью в зависимости от направления электрического тока. Электрод диода, подключённый к положительному полюсу источника тока, когда диод открыт (то есть, имеет маленькое сопротивление), называют анодом, подключённый к отрицательному полюсу — катодом.

      Диоды бывают электровакуумными (кенотроны), газонаполненными (газотроны, игнитроны, стабилитроны), полупроводниковыми и др. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев применяются полупроводниковые диоды.
      У нас при установке автосигнализаций тоже применяются полупроводниковые диоды.

      Полупроводниковые диоды

      Полупроводниковые диоды используют свойство односторонней проводимости p-n перехода — контакта между полупроводниками с разным типом примесной проводимости, либо между полупроводником и металлом.

      Полупроводниковый диод. Катод и анод диода. Полупроводниковый диод. Течение тока в диоде.

      Полупроводниковые диоды — очень простые устройства. Кроме оценки силы тока диода, есть три основных вещи, которые вы должны держать в уме:
      1. Катод (сторона с полосой)
      2. Анод (сторона без полосы)
      3. Диод пропускает «-» от катода к аноду (не пропускает «+») и «+» от анода к катоду (не пропускает «-»).

      Подключение концевиков дверей с помощью диодов.
      Немного про использование диодов при подключении автосигнализации к электропроводке автомобиля написано в статье Поиск концевиков.
      Встречаются автомобили, у которых нет общей точки концевиков дверей, т.е. все концевики развязаны. Для каждой двери свой концевик. Например, Honda некоторые, Ford, GM и т.д.
      При подключении автосигнализации в таких автомобилях можно подцепиться к плафону в салоне и запрограммировать функцию вежливой подсветки, можно тупо все провода концевиков связать вместе.
      Первый способ не всегда может пройти. Почему, написано в статье Поиск концевиков.
      Второй способ может подойти, если при таком виде подключения не нарушится функциональность некоторых приборов автомобиля. Если у вас на автомобиле на приборной панели показывается открытие каждой двери отдельно — такой способ не подойдёт. Если после установки автосигнализации у вас при открытии любой двери, а не только водительской, начинает пищать зуммер, указывающий об оставленном ключе в замке зажигания, значит, был применён вышеприведенный способ подключения концевиков.
      В таких автомобилях при подключении автосигнализации правильнее всего использовать диоды.
      Ниже приведены примеры подключения автосигнализации с использованием диодов к отрицательным и положительным концевикам дверей.

      Полупроводниковый диод. Подключение отрицательных концевиков к автосигнализации при помощи диодов.Полупроводниковый диод. Подключение положительных концевиков к автосигнализации при помощи диодов.
      Эти же схемы используются при подключении двух датчиков к одному входу (например, удара и наклонного).

      Для соединения в схемах электрооборудования применяют автотракторные провода, которые делятся на провода низкого (до 48 В) и высокого напряжения. В качестве изоляции автотракторных проводов применяют попивинипхпоридный пластикат, который удовлетворяет следующим требованиям: масло-, бензо- и киспотостойкости, не распространением горения, работоспособности при высоких и низких температурах. Провода марок ПВА, ПВАЭ и ПВАЛ используют для соединений при температурах от -40 до + 105 С, провода остальных марок от -40 до +70 С. Если при соединении приборов требуется экранирование
      провода, то применяют провода марок ПВАЭ и ПГВАЭ, а вспучае необходимости защиты проводов от
      механических повреждений — провода с бронированной изоляцией марки ПГВАБ.
      Для удобства отыскания соединений и цепей провода изготавливают следующих цветов: белого,
      желтого, оранжевого, красного (бордо), розового, синего (голубого), зеленого, коричневого, черного,
      серого и фиолетового. Сверху сплошного цвета допускается нанесение дополнительного цвета эмалью
      ХС5103 в виде копец или полос (белой, черной, красной и голубой).
      Для соединения подвижной пластины прерывателя в распределителе зажигания используют провод
      марки ПЩОО сечением 0.5мм2.
      В переносных пампах автомобилей применяют двухжильный провод марок ШПВУ и ПЛКТ. Соединение
      аккумуляторной батареи с массой и двигателя производят медным неизолированным плетеным
      проводом АМГ.
      Срок службы проводов не менее 8 пет.
      В зависимости от марки провода его сечение может быть следующих размеров: 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5;
      4,0; 6,0; 10; 16; 25; 35; 50; 70; и 95 мм2. Ниже приведена зависимость между сечением провода и его
      сопротивлением.

      Сечение провода. мм2 0.5 \ 0.75 \1.0 \ 1.5\ 2.5\ 4.0\ 6.0
      Электрическое сопротивление Ом'м х 10? 3.7 \2.5 \1.85 \ 1.2\ 0.72\ 0.46 \ 0.29

      Допустимые значения сипы тока при длительных нагрузках роводов сечением 0.5-16 мм2 при одиночной прокладке должны быть не выше указанных в таблице

      При прокладке проводов сечением 0.5 — 4.0 мм2 в жгутах, в поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила допустимого тока в проводе 1=0,551 (где / — сила тока по таблице), а при наличии 8-19 пр

      www.drive2.ru

      Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять - Автоблоги

      Как устроено и применяется реле

      Как известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать.

      Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

      Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

      Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

      В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

      Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

      Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

      Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

      Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

      К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

      Что нужно знать о работе реле?

      НАПРЯЖЕНИЕ СРАБАТЫВАНИЯ

      Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

      КОММУТИРУЕМЫЙ ТОК

      Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

      НУМЕРАЦИЯ ВЫВОДОВ

      Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

      Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

      МАТЕРИАЛ И ТИП ВЫВОДОВ

      Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

      ПЛЮС И МИНУС ПИТАНИЯ

      Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

      В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

      РЕЛЕ С ДИОДОМ ПАРАЛЛЕЛЬНО КАТУШКЕ

      Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

      Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

      ТЕМПЕРАТУРА КОРПУСА

      Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

      Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

      Проверка реле

      При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

      Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

      На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

      Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

      Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

       

      Источник

      auto.mirtesen.ru

      Что такое реле контроля напряжения

      Многое может способствовать выходу из рабочего состояния технических средств. Не являются исключением здесь и скачки электрических напряжений, которые провоцируются различными факторами. В таких случаях на помощь приборам приходит реле контроля напряжения. Оно предотвращает перегрузку электросети, так происходит предотвращение перегрузки подключенных к электричеству приборы.

      Краткое содержимое статьи:

      Нужно ли использование реле?

      Назначение реле контроля напряжения широко распространено. Вот некоторые ситуации, в которых помощь данного прибора необходима:

      • Устанавливают данные приборы при частых попаданиях проводов на нейтральную фазу, тогда напряжение растет с нормальных 220 В до 380 В. Такие случаи очень часто происходят в частных домах.
      • Также необходима установка реле, если трансформаторная подстанция находится на большом расстоянии. Так, как не будет достаточного напряжения для работы приборов.
      • Существует возможность обрыва нейтрали, что приведет к перенагрузке сети.
      • Опасность перегрузки сети существует и при использовании трехфазной системы. Если одна из фаз потребляет большее количество напряжения, в остальных будет недостаток, из-за этого могут пострадать многие бытовые приборы.

      В большинстве случаев стоимость реле контроля напряжения довольно не высока.

      В чем заключается работа реле контроля напряжения

      Принцип работы реле контроля напряжения довольно прост. При перегрузке электросети из микросхемы прибора поступает соответствующий сигнал на электромагнитное реле. После этого, реле приостанавливает работу всей техники и электричество отключается.

      Этот процесс происходит всего за несколько секунд и перегрузка не доходит до работающих приборов. Когда напряжение восстанавливается, реле автоматически подключает все приостановленные приборы к сети.

      electrikexpert.ru


      Смотрите также

    faq-ru.ru

      Карта сайта, XML.