Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать учебники для школы


Как выбрать учебник, чтобы педагогу было удобно, а ученикам интересно?

Можно ли не выбирать учебник? 

Пожалуй, обойтись без УМК можно, но этот сложный путь выбирают очень немногие. Согласно исследованию, проведенному экспертами НИУ ВШЭ, около трети российских учителей выбирают для работы один УМК, которому следуют на протяжении всего учебного процесса, изредка обращаясь к сторонним источникам. Примерно столько же педагогов используют разнообразные дополнительные источники, но опираются при этом на какую-либо линию УМК. Лишь 5% российских педагогов работают с комбинациями различных источников, без опоры на какой-либо учебник.

Итак, вы вправе разнообразить материал, отводить учебному изданию ту или иную роль в образовательном процессе. А вот чего делать точно не стоит, так это выбирать учебник «по инерции», только потому что УМК проверенный, надежный, давно знакомый или его выбирают ваши коллеги. Начните процесс выбора учебника с уточнения задачи: чего мы в первую очередь ждем от учебника, с какими учениками будем иметь дело и какой УМК идеально подойдет под ваш стиль преподавания.

Форма и содержание

В первую очередь учебник нужен учителю для того, чтобы «сверить часы» с образовательным стандартом, помочь ученикам успешно освоить программу, овладеть необходимыми знаниями и навыками. Поэтому главное требование, которое каждый учитель предъявляет к учебнику — содержательность. Сложно представить себе учебник, в котором содержался бы абсолютно весь материал по курсу, однако есть книги с наиболее полным и подробным изложением информации.

Кроме содержания, важна также универсальность: удобно, если выбранного вами учебника будет достаточно, чтобы решить весь комплекс учебных задач: подготовить класс как к итоговой контрольной, так и к ВПР, легко излагать новый материал и систематизировать знания на этапе повторения пройденного.

Учебник в вашем стиле

Каждый педагог вправе опираться на УМК в той мере, в какой ему это удобно — и именно от вашего профессионального стиля должен зависеть выбор учебника. Если вы привыкли двигаться строго по заданной канве, стараясь не отступать от учебника, вам подойдет максимально содержательный УМК с большим количеством разнообразных заданий: можно целый год готовить учеников по одному единственному учебнику, комбинируя задания, и быть уверенными в полноте полученных знаний и качественной отработке навыков решения любых задач по химии.

Если же вы планируете использовать учебник как опору и активно задействовать дополнительные учебные материалы — вам подойдет УМК с гибкой и нейтральной манерой изложения: это поможет вам легко интегрировать в учебный процесс материалы из дополнительных источников.

Химия. 8 класс. Учебник

Учебник О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» вместе с учебником «Химия. 9 класс» составляет комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала.

Купить
Учебник для учеников

Вполне естественно, что педагог выбирает учебно-методический комплекс в первую очередь для себя. Однако стоит подумать и о том, чтобы у ваших учеников «лежала душа» к выбранному учебнику. Для этого он должен соответствовать:

А) Возрасту учеников. Как правило, об этом заботятся издатели учебника, но никто не знает своих учеников лучше, чем вы. Ответьте себе на вопрос, не покажется ли учебник вашим ученикам слишком наивным и детским — или, наоборот, чересчур сухим и серьезным.

Б) Планируемой форме работы. Кто-то из учителей практикует на уроках работу по группам, а кто-то регулярно дает детям новый материал для самостоятельного изучения. Выбирая учебник, обратите внимание, дает ли книга возможность в полной мере осуществить ваш педагогический замысел. Лучше всего, если содержание учебника позволит вам в ходе учебного процесса попробовать новые формы работы — возможно, сейчас вы и не планируете подать материал именно так, но, если у вас возникнет такое желание, учебник поможет вам его воплотить. Гибкая подача материала позволяет учителю чувствовать себя на уроке свободно, творить и переосмысливать. Форму выполнения многих заданий можно корректировать в ходе учебного процесса: прямо на уроке вы сможете выбрать, какие задания ребятам выполнять в группе, какие самостоятельно, а какие — с вашей помощью.

В) Заявленному уровню сложности. Принцип «чем сложнее, тем лучше» при выборе учебника не работает. Работая с классом базового уровня, нужно выбирать учебник, который, с одной стороны, открывает для ребят что-то новое, с другой — не пугает слишком серьезной манерой изложения и излишне трудными заданиями.

Обратите внимание! Каким бы однородным по уровню ни казался вам ваш класс, в нем найдутся и более сильные, и менее способные ученики. Чтобы им на уроках было так же комфортно, как и всем остальным, стоит выбирать учебник, в котором предусмотрены задания разных уровней сложности.

Секрет безошибочного выбора: пять критериев идеального учебника

Часто педагоги отмечают, что идеальный учебник для занятий в классе должен быть «все в одном», сочетать в себе все возможные достоинства, чтобы поддержать замысел педагога. Наши коллеги и эксперты, тщательно изучив мнения российских учителей, пришли к интересному выводу: выбрать оптимальный учебник можно всего по пяти критериям. Выбор российских педагогов показывает: если учебник отвечает этим пяти требованиям, вам будет удобно и приятно с ним работать, независимо от того, как вы привыкли вести уроки и каков уровень ваших учеников.

Русский язык. 1 класс. Учебник

Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; равивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма. Знакомство с речевыми и языковыми закономерностями осуществляется в структуре урока при наблюдении близких учащимся речевых ситуаций и анализе языковых явлений. Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Купить
И вот эти пять требований:
  1. Возможность самостоятельной работы. Тот самый случай, когда учебник — опора не только для учителя, но и для ученика, особенно если он по какой-то причине должен сам изучить новый материал.

  2. Наличие заданий разного уровня сложности. Без этого невозможен индивидуальный подход к каждому ученику. Удобно, когда на уроке одним ребятам можно дать задание попроще, другим — посложнее, а перед «звездами» поставить нестандартную творческую задачу.

  3. Разнообразные, необычные задания. Непозволительно для современного учебника быть скучным и очевидным. Выбирая учебник для работы с классом, обратите внимание, насколько вариативны задания, есть ли возможность уйти от типовых репродуктивных заданий и сделать урок более провокационным, увлекающим.

  4. Наличие цифровых сервисов. Электронная форма учебника, работающая на удобной и современной цифровой платформе (например, такой, как lecta) — золотой стандарт любого современного УМК. Все больше российских педагогов, как молодых, так и опытных, выбирают издания с выходом на электронный ресурс. Кроме того, от творческих заданий, представленных в электронном виде, ученики бывают просто в восторге. 

  5. Грамотная методическая поддержка. Работать с новым учебником по-настоящему удобно, если авторы и издатели не оставляют педагога один на один с учебно-методическим комплексом, а подробно рассказывают обо всех возможностях учебного издания на вебинарах и мастер-классах, дают ценные советы, отвечают на вопросы учителей в онлайн-режиме.

Астрономия. 11 класс. Учебник

Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

Купить

rosuchebnik.ru

Как выбрать учебники для школы

 В погоне за недорогими учебниками мы редко обращаем внимание на качество приобретаемых книг, не подозревая того, что от дешевой подделки может пострадать здоровье ни в чем не повинного школьника.

 

Другое дело – контрафакт высокого качества, который не всегда удается вычислить даже экспертам. «Пираты» могут использовать оригинал - макет учебника, по которому допечатывают дополнительный тираж.

 

Грешат этим даже легальные типографии, которые «спускают» дополнительный тираж по заниженным ценам.

 


Тем не менее, обезопасить себя от некачественных учебников можно.

 

Во-первых, отправляясь за книжками для своего ребенка, выбирайте магазины официальных представителей издательств.

 

Во-вторых, не гоняйтесь за дешевизной. Если где-то на книжных развалах вам удалось найти книжку на 20-30 процентов дешевле, будьте настороже. Это первый признак контрафактного происхождения.

 

В-третьих, внимательно посмотрите, как эта книга из¬дана, какого качества бумага, краска, печать. Если вас смутил цвет обложки или качество переплета, цветовая насыщенность картинок или нечеткие буквы в тексте, лучше обойти подозрительную книгу стороной.

 

Если родители заподозрили, что купленные ими учебники для школы не соответствуют требованиям, установленным для детских книжных изданий, они могут потребовать от продавца принять учебники обратно. Но, скорее всего, продавец будет настаивать на экспертизе.

 

Можно обратиться к издателю, реквизиты которого указаны в учебнике. Если экспертиза докажет, что учебники для школы были изготовлены с нарушениями, производитель должен возместить покупателю расходы и моральный ущерб. Но контрафактом зачастую занимаются подпольные фирмы - однодневки, и привлечь их к ответственности не просто.

 

Можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу, отделы по надзору за потребительским рынком, органы внутренних дел.

 

Но вряд ли родителю удастся в одиночку предъявить иск производителю подделок. Другое дело, если на подделках «нагрелась» школа, заказавшая учебники для школы. Тогда, задавшись целью, можно добиться административного или уголовного наказания для нарушителя.

 

По данным ДЭБ МВД России, в прошлом году сотрудниками подразделений по экономической безопасности МВД России, УБЭП было закрыто 350 подпольных цехов, в которых изготавливалась контрафактная продукция. С начала 2006 года уже приостановлена деятельность 230 подпольных цехов и студий.

 

Один из громких случаев произошел год назад в Санкт-Петербурге. В канун учебного года на одном из книжных рынков было изъято тридцать тонн «пиратских» учебников (почти 100 тысяч экземпляров). Контрафакт был, правда, не самого худшего качества, но вот цветные картинки подкачали...


Каждой маме нужно знать:

О том, что современные дети загружены по самые макушки, уже и говорить все устали. Допотопный «драмкружок, кружок по фото» - это просто цветочки по сравнению с тем, что приходится изучать нашим деткам. Помимо школьной программы, заметьте. Которая очень сильно отличается от той, что изучали мы с вами. Сколько уроков было у тогдашних первоклашек? А у десятиклассников? Четыре и шесть соответственно. Сегодня и семью уроками в начальной школе никого не удивишь. ...

 Институт гигиены детей и подростков разработал санитарные нормативы, которым должны соответствовать учебники для школы. Существуют определенные требования к белизне бумаги, ширине полей, расположению картинок, размеру шрифта. Если нормативы не соблюдаются, то создается дополнительная нагрузка на зрительный анализатор ребенка, что приводит к ухудшению зрения....

Психология и этапы формирования личности - сфера особо сложная и непредсказуемая. Что ни сделай, все равно это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Поэтому в вопросах внешности, стиля и творчества до действий лучше не доходить. Важнее создать семейный антураж, на фоне которого нежелательные реакции юной особы ей самой показались бы глупостью. Как всякая профилактика, это должно делаться загодя.  ...

Каждый новый учебный год для родителей начинается традиционно: с беготни по магазинам, бесчисленных покупок и немалых трат. При этом значительную часть семейного бюджета «съедает» учебная литература. ...

www.mama-na-vse-ruki.com

По каким учебникам будут заниматься в школах — Российская газета

Министерство просвещения разработало новый порядок экспертизы учебников. Сколько книг нужно школе? Знает ли семилетний ребенок слово "форзац"? В каком классе ученики проходят дактиль и анапест?.. Педагоги, эксперты, чиновники ломают копья, договариваясь о том, как, чему и по каким книгам нужно учить детей.

- Процедура экспертизы учебников должна быть прозрачна и понятна, - заявила заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке. - Нами подготовлен проект, который уже проходит внутреннее согласование и в ближайшее время будет представлен к широкому обсуждению. Какие меры будут предусмотрены? Прежде всего, это государственный характер экспертизы, заказчиком которой будет выступать федеральный орган исполнительной власти - министерство просвещения. А исполнителем станет уполномоченная организация, подведомственная министерству.

Экспертиза учебников "переедет" с частных рельсов на государственные: заказчик будет один - министерство просвещения. И это принципиальный момент

То есть экспертиза учебников "переедет" с частных рельсов на государственные. И это принципиальный момент. До сих пор издательства сами заказывали экспертизу в РАН, РАО и других организациях. Оплачивали тоже сами. Получали положительные отзывы и в заявительном порядке подавали документы на включение в перечень. При этом имена экспертов, давших положительное заключение, практически никому не были известны.

Итог? Берем "Азбуку" для первоклашек, которая еще не так давно входила в список, рекомендованный для школ. Любая мама упадет в обморок: ее малышу авторы предлагают поработать... с форзацем. Читаем задание дословно: "Открой начало учебника, поработай с форзацем: в первом ряду найди слова с буквой А, назови нарисованный предмет, подчеркни букву…" Как думаете, много ли первоклашек знает, что такое форзац? А взрослых?

"Нынче в школе первый класс - вроде института": читать и писать надо научиться за полгода. В помощь - азбука, букварь. Ну и, конечно, мама с папой. Чтобы сделать уроки вместе с детьми, большинство семей тратит около двух часов в день. Фото: Никита Митюнин

В прошлом году впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза учебников. Во многих изданиях эксперты нашли подобные методологические и даже фактические ошибки, неточности, устаревшую информацию… По результатам в федеральном перечне осталось всего 863 учебника.

Перечень сократился более чем на треть. Сейчас на дополнительную экспертизу снова ушли почти 500 изданий. Но делать двойную работу, проводить экспертизу за экспертизой тоже не выход. Это очевидно всем: системе нужны прозрачные и понятные механизмы. К примеру, по новому порядку все эксперты будут проходить строгий отбор. Среди критериев - опыт научно-исследовательской деятельности, опыт работы в школе. Плюс наличие у кандидата профессиональных достижений. Кроме того, фамилия и имя эксперта будут публиковаться на самом учебнике.

- Экспертам нужно работать вместе с авторами, чтобы учебники могли совершенствоваться прямо в процессе проверки. Кроме того, обязательным этапом должна стать апробация учебника, как было когда-то, - считает депутат, председатель Общероссийского общественного движения "Образование - для всех" Олег Смолин. - Необходимо ввести рейтингование учебников самими учителями и защиту лучших изданий от субъективизма экспертов. Вот я принес учебник литературы, по которому учится мой ребенок в пятом классе. Издание хорошее. Но, например, читаю в словаре: "Портрет - это изображение внешности героя произведения". А что, уже исчезли психологические портреты? Разве не они самые главные в произведении? И таких определений довольно много. Самое главное - учебник крайне сложный. Я уверен, что большинство родителей, как и я, не вспомнят, чем отличаются амфибрахий, дактиль и анапест. Мы когда-то изучали в 8-9-м классе, а теперь дети проходят это в 5-м. Проблема в том, что учебник недоступен по сложности большинству детей. Я бы рекомендовал отделить то, что обязательно от того, что со звездочкой…

А действительно, в каком же классе нужно изучать амфибрахий и анапест? Надо было видеть и слышать, с каким азартом депутаты, академики, представители издательств прямо на заседании комитета включились в этот спор. Оно и понятно: те же академики тоже делают уроки вместе с детьми и внуками.

Однако проблема на самом деле еще глубже: в обновлении содержания образования. В соотношении предметных концепций, Федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, учебников и ЕГЭ… Чтобы выстроить все это в связную "цепочку", понадобится несколько лет. Сейчас разрабатываются обновленные стандарты, где будет прописано, что и в каком классе должен знать ребенок. На их основе для всех школ будут написаны примерные образовательные программы. И им же должны будут соответствовать абсолютно все учебники, которые останутся в федеральном перечне. В ближайшие годы, скорее всего, он снова обновится. А может, и не раз.

Компетентно

На вопросы "РГ" отвечает член Научно-методического совета по учебникам минпросвещения России, ректор МПГУ Алексей Лубков.

Алексей Владимирович, какие учебники нужны современной школе? Которые помогут сдать ЕГЭ? Или научат применять знания на практике?

Алексей Лубков: Учебники не должны сводиться к натаскиванию на ЕГЭ. Сама проблема, на мой взгляд, несколько надуманна. У нас есть хорошие стабильные издания, которыми пользуется большинство учителей. Они методически выверены, дают системное представление о предмете, позволяют и подготовиться к ЕГЭ, и применять знания в жизни.

Возьмем, к примеру, учебник и пособия Леонида Боголюбова по обществознанию. Ими пользуются многие педагоги. Но вовсе не потому, что они "заточены" под ЕГЭ, а потому что они действительно хорошие.

В основной части федерального перечня осталось 863 учебника. Какие оказались "за бортом"?

Главная претензия родителей: учебники написаны сложным и скучным языком. А задания зачастую рассчитаны на мам и пап, а не на ребенка. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Алексей Лубков: Дополнительная экспертиза направлена на то, чтобы еще раз посмотреть: какие учебники могут "прописаться" в школах, а какие нуждаются в доработке. Были исключены издания, к которым у экспертов возникли серьезные вопросы. Учебники для начальной школы, по географии, истории и ряду других предметов "грешили" опечатками, методическими и фактическими ошибками.

Если издатели устранят недочеты, учебники могут снова пройти процедуру экспертизы и претендовать на возвращение в перечень.

Эксперты считают, что 3-5 линеек учебников по каждому предмету достаточно, чтобы выстроить единое образовательное пространство. Но в одобренном сегодня списке - 12 линеек по биологии! С разной методической основой, содержанием. Нужен ли школе такой широкий выбор?

Алексей Лубков: 3-5 линеек, действительно, вполне достаточно. Сейчас профессиональным сообществом активно разрабатываются и принимаются единые концепции преподавания большинства школьных предметов. Например, после разработки историко-культурного стандарта у нас осталось три линейки учебников по истории. В них есть и общее фундаментальное ядро, и вариативность. По биологии такая концепция тоже сейчас разрабатывается.

При этом в образовательном процессе все-таки главную роль играет не учебник, а педагог. Никто не запрещает учителю пользоваться дополнительными материалами, электронными ресурсами, чтобы разнообразить свою программу. Главное - сделать правильный выбор, сориентироваться в огромном информационном поле. И здесь очень много зависит от профессиональной подготовки учителя. Это уже вопрос к нам - педагогическому университету.

Все советские школьники учились физике "по Перышкину". Эта линейка выдержала более 20 переизданий. И сегодня ею по-прежнему пользуются 85 процентов учителей. Однако, как говорит министр Ольга Васильева, недопустимо, когда учебники заканчиваются изучением открытий 30-летней давности. Но если добавить что-то новое - значит, что-то убрать из классической базы? Кто должен принимать такие решения?

Алексей Лубков: Учебник должен быть "подъемным" для ребенка не только по весу, но и по содержанию. И это очень серьезная методическая проблема: как вместить новую информацию, не увеличивая часы для изучения.

И здесь опять же можно ориентироваться на принятые предметные концепции. Историко-культурный стандарт разрабатывали ведущие ученые, методисты, преподаватели. В нем прописана основная канва - то, что должно быть обязательно. В остальном авторы учебников могут опираться на образовательные стандарты, свой опыт и мастерство.

Учебник должен быть "подъемным" для ребенка не только по весу, но и по содержанию

Экспертиза учебников серьезно изменится. Школьные учителя должны принимать в ней участие?

Алексей Лубков: Формирование федерального перечня учебников - процесс для многих болезненный. Нужны прозрачные механизмы экспертизы. Мы должны хорошо знать тех людей, которые решают: рекомендовать учебник школе или отклонить. И здесь позиция педагогического сообщества, безусловно, важна. Мы привлекаем к обсуждению и предметные ассоциации, и отдельных учителей. И, конечно, педагоги должны участвовать в апробации учебников. Но все-таки последнее слово должно быть за экспертами - профессионалами. Они должны нести персональную ответственность за учебник наравне с его авторами.

От экспертизы готовых изданий предлагается перейти к экспертизе авторских рукописей. Что это значит?

Алексей Лубков: Нужно понять, что в данном случае мы имеем в виду под "авторской рукописью". Будет ли это "полуфабрикат", где изложено только содержание, или все-таки почти готовый "продукт"? С полноценным методическим аппаратом, с вариантом оформления и другими ключевыми элементами. В идеале рукопись учебника должна быть апробирована в реальных условиях, в работе с детьми. То есть в школе.

 

rg.ru

Почему разные школы учат по разным учебникам и как оценивают знания первоклассников

Перед Новым годом «Мел» запустил серию тематических рассылок для родителей дошкольников (подписаться можно здесь) — о том, как подготовить ребёнка и себя к первому классу. В этом выпуске мы расскажем, как формируется расписание первоклассников, по какой системе учителя оценивают их знания и кто решает, по каким учебникам дети будут заниматься. Поехали!

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Что такое стандарт образования? Значит ли это, что все учатся одинаково?

ФГОС — это федеральный государственный стандарт образования, который утверждает Министерство. Он определяет, почему программа обучения в начальной школе именно такая. В стандарте прописаны цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены за время обучения ребёнка, а также все сопутствующие факторы — начиная от регулирования времени урока и оценок и заканчивая рекомендациями по оснащению классов.

Каждая государственная школа выбирает себе вектор из существующих УМК (учебно-методических комплексов): они включают в себя учебники, рабочие тетради, методички для учителей и другие дидактические материалы. Некоторые школы придерживаются целиком одного УМК, другие разделяют программы по классам, третьи комбинируют и используют учебники из разных программ или даже те, которые не входят ни в один комплекс. В таких случаях главное, чтобы учебники были одобрены Министерством образования и соответствовали общему стандарту.


Почему в разных школах разные учебники?

Сегодня в России принято и одобрено семь УМК: шесть традиционных («Школ России», «РИТМ», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний») и один развивающий (система Эльконина-Давыдова). Они могут отличаться учебниками, способом подачи материала, подходом к ученикам, темпом обучения. Но все они обязательно должны быть «завизированы» Министерством и давать тот необходимый объём знаний, на котором будет строиться обучение в средней школе.

Таким образом, УМК, учебники, тетради — средства достижения одной цели. И каждый учитель вправе строить программу и учить детей по тем книгам, которые ему кажутся более подходящими для конкретного класса.


Школа или родители — кто выбирает, по каким учебникам будут учиться дети?

Тут ответ однозначный, это дело школы. Методический совет выбирает комплекс (или комплексы, или комбинирует учебники), ориентируясь на опыт использования программ, способности и подготовленность детей, а также на профиль обучения (у одних программ более гуманитарный подход, у других — наоборот, более логический). В школах, где классы учатся по разным программам, педагоги-психологи проводят тестирования, чтобы определить, какому ребёнку какая система подойдёт и сформировать равносильные классы.

О том, по какой программе учат детей в начальных классах, можно узнать или на официальном сайте учреждения в разделе «начальная школа» или напрямую у директора или завуча. Обычно родителям рассказывают о программах и учебниках на первом собрании перед зачислением детей в первый класс.


Должны ли родители покупать рабочие тетради?

Рабочие тетради — это дополнительные учебные материалы, которые выбирает школа, придерживаясь определённого УМК. Тетрадь представляет собой сборник заданий под каждый конкретный параграф в учебнике. В тетрадях для первоклассников задания, как правило, поданы в игровой форме (нарисуй, раскрась, вставь буквы, подставь числа), чтобы детям было интересно.

Долгое время школы не закупали тетради (потому что их нельзя использовать повторно) и предлагали родителям покупать их самостоятельно. Ситуация изменилась, когда министр образования Ольга Васильева запретила школам требовать от родителей покупать тетради и переложила эту задачу на школы. В ответ на это многие школы отказались от тетрадей, другие действительно стали закупать их самостоятельно или печатать копии на класс.

Что нужно запомнить: если в вашей школе требуют покупать рабочие тетради, то вы вправе этого не делать.


Можно ли ставить оценки в первом классе?

В первом классе детям не должны ставить оценки ни в каком виде: будь то смайлики, ёлочки, снежинки или звёздочки. Это требование к школам принято уже более 15 лет. Оно объясняется тем, что оценки неправильно влияют на мотивацию ребёнка и могут отбить у него желание учиться. Соответственно, никаких отличников или отстающих в первом классе (и до четвёртого) тоже быть не может.

Вот что говорится по поводу оценок в официальном письме Минобразования: «Нельзя при неправильном ответе ученика говорить „не думал“, „не старался“, „неверно“, лучше обходиться репликами „ты так думаешь“, „это твоё мнение“, „давай послушаем других“ и так далее. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов».

Учитель может фиксировать пропуски ребёнка и вести собственный график успеваемости учеников, чтобы подстраивать под них программу.

Обычно на первых собраниях учителя рассказывают, как они следят за тем, как дети осваивают учёбу. Часто в школах используется метод«рефлективной» оценки, когда учитель предлагает ученику самостоятельно оценить свою работу, ответив на вопросы: какое было задание, удалось ли его выполнить, сам выполнил или кто-то помог. При этом ответы не подразумевают оценок «хорошо» или «плохо», а дают и учителю, и ученику понять, что ребёнок уже научился делать, а где ему нужна помощь.

За систему оценок в школе отвечает завуч. Поэтому если в вашей школе детям рисуют «весёлые и грустные солнышки», то лучше спросить у завуча, почему школа использует такую систему.


По какому расписанию учатся первоклассники?

Во многих школах уроки первоклассников идут по общему расписанию, но в сокращённом формате: первые 3-4 недели (или до конца первой четверти— период адаптации в каждой школе разный) занятия длятся по 35 минут и в день бывает не больше трёх уроков. Во второй четверти расписание становится «нормальным»: уроки длятся по 40-45 минут, но их должно быть не больше пяти в день — это уже не внутришкольные нормы, а норма СанПин.

«Мы стараемся сделать так, чтобы начальная школа, особенно первый класс, в период адаптации была ближе к саду — чтобы дети больше играли. Чем больше игры на первых занятиях, тем больше у детей свободы, тем интереснее и проще им влиться в учёбу, — говорит директор московской школы № 1788 Александр Ездов. — Не очень хорошо, когда учитель просто рассказывает, а дети сидят и слушают. Им тяжело сразу привыкнуть к такому формату. Школа — это принципиально новое состояние для ученика».


Если вы хотите больше узнать о том, как учат в начальной школе, почитайте эти материалы:

Иллюстрации: Shutterstock

mel.fm

Школа сама может выбирать себе учебники

И вот на прошлой неделе был утвержден федеральный перечень учебников на 2007/2008 учебный год. Многие пособия, к которым были претензии у учителей, родителей и самих учеников, в него не попали. А мы на сайте www.kp.ru провели он-лайн-конференцию читателей, обеспокоенных качеством школьной литературы, со Светланой Леонидовной ТЕТЕРИНОЙ, начальником отдела Минобрнауки, отвечающей как раз за школьные учебники. Сегодня мы публикуем ее ответы на самые важные вопросы.

- В Петропавловске-Камчатском многие родители и учителя в шоке от программы «Школа-2100». Ее авторы используют мистические произведения, страшилки, кровавые образы. Кто и когда отменит эту программу?

Ирина Викторовна, мама 11-летнего сына.

- Образовательная программа разрабатывается, принимается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно (см. ст. 14, п. 5 Закона «Об образовании»). Так что главное слово - за органом управления образовательным учреждением. Например, за школьным советом, в который должны входить и учителя, и родители. Отменить образовательную программу и перейти на какую-то другую ваша школа может сама, если она не устраивает учителей, учеников и их родителей. Так что вопрос не к министерству, а к вам самим!

- Учебники по общество-знанию - в топку! Написаны сложным, заумным языком!

Валерий.

- С 2005 года изменен порядок экспертизы учебников. Сейчас экспертизу проводят Российская академия наук и Российская академия образования. Как раз РАО и оценивает, насколько издание соответствует возрастным и психологическим особенностям школьников. В 2006 году такую экспертизу прошли 25 учебников по обществознанию. И только после этого они вошли в федеральный перечень. Так что, надеюсь, новые учебники стали доступнее и понятнее.

Зачем детям лагерная литература?

- Кто и как решает, какие литературные произведения должны быть включены в школьную программу? Не считаете ли вы, что изучение лагерной литературы 40 - 50-х годов - это слишком круто для нынешних школьников?

Христофор Ямпольский.

- Какие литературные произведения обязательны для изучения в школе, установлено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Так что авторы учебников не вправе по своему усмотрению включать или не включать тот или иной рассказ, роман или поэму. Они вправе включать другие произведения только как дополнительные.

Сейчас РАО разрабатывает госстандарт второго поколения. Когда проект будет готов, обязательно состоится его общественное обсуждение. Родители, учителя смогут высказать, какая программа по литературе их устраивает, какие произведения стоит изучать в школе. Новый стандарт будет выверенным, точным лишь тогда, когда его соавторами станут все, кто заинтересован в успехе нашей школы.

Нужно ли покупать «Оксфордский курс»?

- До каких пор дети будут мучиться, изучая английский язык по учебно-методическому комплексу Кузовлева, Лаппы и других? Страшный перекос в сторону коммуникативных упражнений! Непродуманный и раздутый вокабуляр (количество иностранные слов, которые должен знать школьник. - Ред.) убивает грамматику!

Анна Александровна.

- В федеральный перечень на 2006/2007 учебный год включено восемь линий учебников по английскому языку для 5 - 9-х классов. Все учебники очень разные, у школы и учителя есть право выбрать то, что больше соответствует конкретной школе и конкретному классу. Не устраивает вас этот курс - добивайтесь, чтобы учитель перешел на другой.

- А имеет ли школа право требовать от родителей покупать дорогие учебники, скажем, «Оксфордский курс», не входящий в перечень?

- По Закону «Об образовании» учить в школах должны по учебникам, получившим гриф Минобрнауки «Допущено» или «Рекомендовано» и включенным в федеральные «Перечни...». Использовать «Оксфордский курс» как основной учебник нельзя! Требовать от всех детей, чтобы они изучали школьный курс по учебникам, сложность которых намного превышает образовательный стандарт, учитель не может!

Но программу школа разрабатывает сама. И она может превышать требования госстандарта. Но о том, что для освоения такой программы потребуются дополнительные пособия, родители должны знать заранее. Мало того, папы с мамами имеют полное право поинтересоваться, почему школа выбрала для своей программы такое дорогое пособие. И вместе с учителями найти такую учебную литературу, которая вам по карману.

- Сейчас много говорят об электронных учебниках. Будут ли они поставляться в школу на равных правах с учебниками бумажными?

Георгий.

- Электронные (цифровые) образовательные ресурсы будут в свободном доступе в Интернете. Сейчас создается их единая коллекция (адрес: www.school-collection.edu.ru).

Уже размещено более 7,5 тыс. ресурсов, включая наборы к учебникам из федерального перечня. Планируется также разместить музыкальные произведения разных жанров, цифровые копии произведений живописи. Ведущие музеи и библиотеки России готовы сотрудничать с нами.

До конца 2007 года будут разработаны электронные модули по 10 предметам школьной программы, включающие виртуальные лаборатории, практикумы, справочники, энциклопедии и многое-многое другое. Разрабатывается также и программа методической помощи учителю по использованию электронных ресурсов.

Учебники истории снова переписали?

- Чем закончилась дискуссия по учебникам истории? В новом комплекте будут старые авторы или снова переписываем историю? И как быть с учебниками по этому предмету, которые школы закупали раньше?

Светлана Анатольевна.

- В этом году на экспертизу от издательств поступило около сотни учебников по истории. Причем крупнейшие российские издательства направили все учебники по истории на досрочную экспертизу. В федеральном перечне по каждому учебнику есть информация «год присвоения грифа», и если гриф присвоен в 2006 году, то, значит, этот учебник истории успешно прошел экспертизу в этом году и к нему нет претензий.

Кроме того, дополнительно мы направим в регионы информацию о тех учебниках, которые включены в федеральный перечень на 2007/2008 учебный год на основе экспертизы по новым правилам. Таких учебников по истории с 5-го по 11-й класс - 80 процентов.

Очень важно учитывать эту информацию при выборе учебников и формировании заказов на их поставки на последующие годы.

По данным на сегодня, в федеральный перечень на 2007/2008 учебный год не включено 22 учебника истории. Зато включено 15 новых учебников, которые в предыдущий перечень не включались.

- Будут ли среди экспертов учебников родители и обычные учителя? А то одних академиков (авторов) проверяют другие академики (эксперты). И никому и в голову не приходит, что книжки, может быть, и правильные, но написаны таким сложным научным языком, что просто не продраться.

Елена.

- Мы очень благодарны учителям, родителям и всем, кто высказывает свое мнение о действующих учебниках. Вся информация направляется в экспертные организации (прежде всего в РАН и РАО) для учета при экспертизе. Мы также информируем издателей о всех замечаниях и пожеланиях учителей. Издатели говорят, что им это очень помогает при доработке учебника. Свои замечания по школьным книжкам вы можете присылать в Министерство образования и науки по адресу: ул. Тверская, д. 11, Москва, ГСП-3, 125993.

КСТАТИ

Федеральный перечень учебников на 2007/2008 учебный год вы можете прочесть на сайте Минобрнауки: www.mon.gov.ru

www.kp.ru

Топ-5 электронных книг для учебы в каталоге Shop.by

Переход на электронные книги происходит быстрыми темпами, а автоматизация учебного класса позволяет пользоваться ими в качестве учебников, что удобно как для школьников, так и для студентов. Цифровая книга способна заменить весь комплект учебной литературы. Рассмотрим наиболее подходящие модели в нашем каталоге.

Для начала стоит узнать поподробнее о технологиях и принципах работы современных моделей электронных книг. Как выбрать электронную книгу, чтобы она стала помощником в учебе? Электронная книга для школьника или студента может заменить гору бумажной литературы, и некоторые школы уже активно используют эти цифровые достижения техники, а дальше их количество будет только расти. Многие родители могут возразить, что ребенку такая дорогая игрушка вовсе не нужна, а в доме полно бумажных книг, которые никто не читает. На практике же получается так, что современные дети более продвинутые в техническом плане, чем большинство их родителей, а покупка такого гаджета вполне может привить у ребенка вкус и любовь к чтению.

На что обращать внимание при покупке электронной книги

Тип экрана. Существуют разные типы экранов, но для безопасного чтения рекомендуется покупать книгу только с экраном на основе так называемой «электронной бумаги», обычно такие книги имеют надпись e-ink (электронные чернила). Цветные TFT-экраны все же более негативно влияют на зрения, вызывая большую усталость глаз. На сегодняшний день лучше выбирать электронные книги, оснащенные матрицами E-Ink Carta с подсветкой.

Размер экрана. Для школьника не нужно покупать электронную книгу с большим экраном. Она тяжелее, ее неудобно будет носить с собой, она более хрупкая, и цена книг с большим экраном и на основе электронных чернил сегодня достаточно высока. Оптимальный размер 6-7 дюймов.

Разрешение. Размер экрана так же тесно связан с его разрешением, чем оно выше, тем четче картинка и тем комфортнее с него читать. Самый распространенный вариант – это разрешение 600х800, но если будет выше, то это даже лучше.

Память. Для тысячи книг вполне хватит встроенной памяти в 2 гб. Сейчас, большинство книг имеют функцию расширения памяти за счет карт памяти. 4 и 8 гб – это уже отлично!

Аккумулятор. При покупке книги на электронных чернилах, не придется часто заряжать электронное устройство. Производители гарантируют около 7-10 тысяч страниц чтения на одном заряде. Если же вы выбираете устройство с цветным TFT-дисплеем, то время работы снижается в десятки раз.

Защищенность книги. Редко какой ребенок является очень аккуратным в обращении с электроникой. Защитой от ударов и падений, книге обычно служит защитный чехол. Выбирайте книгу, у которой в комплекте уже есть такой.

Функциональность электронной книги сегодня часто расширяется за счет использование Wi-Fi и других дополнительных функций. Для школьников младше 9 класса, такие функции совсем не обязательны. Все-таки электронная книга, это не планшет, и ее основная функция – возможность чтения книг. К этому же параметру можно отнести и форматы, которые может воспроизводить книга. Большинство устройств справляется с самыми необходимыми для чтения форматами.

Перейдем непосредственно к обзору моделей из нашего каталога, которые подходят под описанные выше параметры.

Ritmix RBK-615

Бюджетная новинка от корейской компании Ritmix работает на дисплее E-Ink Carta, поэтому глаза при чтении будут уставать минимально. Устройство имеет 4 ГБ встроенной памяти, а если такого объема все-таки не хватит – ее легко нарастить с помощью карты памяти. Ридер Ritmix RBK-615 понимает большинство книжных форматов и умеет воспроизводить графические изображения пяти стандартов. Девайс управляется аппаратными кнопками с очень быстрым откликом. Если пользоваться электронной книгой часто приходится при недостаточном освещении, имеет смысл обратить внимание на модель RBK-675FL. Она оснащена отключаемой подсветкой, а во всем остальном функционально близка к рекомендуемой.

Amazon Kindle Paperwhite 2015

Третье поколение линейки электронных книг среднего класса от самого известного мирового производителя было представлено в 2015 году. По сравнению со своей предшественницей, модель Amazon Kindle Paperwhite 2015 обзавелась официальной поддержкой русского языка и, что важнее, более высоким разрешением экрана. Теперь даже самый мелкий из установленных шрифтов имеет четко обозначенные края, а благодаря высокой контрастности чернил E-Ink Carta, текст комфортен для длительного чтения. Класс ридера подчеркивает и полное отсутствие бликов на экране, а также устойчивость его поверхности к появлению отпечатков. Недостатки устройства типичны для Amazon – ограниченное количество понимаемых текстовых форматов, в число которых FB2 не входит, невозможность нарастить объем памяти с помощью карты и не самое лучшее программное обеспечение.

PocketBook Touch Lux 3 626 Plus

Это современная электронная книга, в которой есть все, что нужно, но она не перегружена лишними функциями. Модель PocketBook Touch Lux 3 626 Plus компактна, стильно выглядит, может управляться сенсором или кнопками, имеет отличную подсветку, поддерживает массу форматов. Экран – настоящая гордость устройства, он один из лучших на рынке на данный момент. Эту электронную книгу можно заряжать прямо от сети, а аккумулятора хватает на 8 000 перелистываний.

Sony Reader PRS-T3

Данная модель, как и все электронные книги бренда Sony отличается высоким уровнем надежности и продуктивности. Есть возможность подключения к сети Wi-Fi. Антибликовое покрытие, которое дополняет экран Sony Reader PRS-T3, создает ощущение, что читаешь тест в бумажном формате. Полного заряда батареи может, хватит на два месяца, при условии чтения по полчаса в день или 30 тысяч перелистываний. Кроме того, поддерживается режим сверхбыстрой зарядки – всего в течение трех минут книга зарядится на столько, что этого будет достаточно, чтобы прочитать почти 600 страниц текста. Одной из особенностей модели является встроенная обложка с магнитной фиксацией и с автоматической блокировкой экрана, что защищает книгу от повреждений.

PocketBook Mini (515)

Заключает обзор электронных книг миниатюрная, но очень удобная модель. PocketBook 515 будет идеальным помощником и другом для тех, кто, помимо учебы, ведет активный образ жизни и читает везде, где выпадает такая возможность. Он имеет компактный размер (5 дюймов) и удобную форму. Его можно носить в кармане любой одежды, как мобильный телефон. Данная модель, как и все модели данного бренда, поддерживает почти все форматы, а набор словарей, поможет при чтении литературы.

Юрий Алисиевич, Торговый портал Shop.by

shop.by

Как выбрать учебник?! Часть 1

Уважаемые читатели, этот цикл статей уже устарел. Я больше не занимаюсь с возрастом до 14 лет, поэтому не буду переписывать информацию об учебниках для младшего и среднего школьного возраста.


Очень распространенный вопрос на форумах и сайтах, на который ответить, приняв во внимание:
1) возраст ученика
2) для каких целей нужен учебник (помощь в школе, подготовка к экзамену, общение, работа, туризм)
3) уровень ученика
Есть просто КУЧА учебников по английскому, и я не могу охватить их все, поэтому ниже просто поделюсь своим опытом и мотивирую выбор того или иного учебника!

В этой части статьи рассмотрим учебники для младших школьников (3 – 10 лет).

Учебники для малявок

Если вам пришло в голову поиздеваться над ребенком и начать учить его языку с трех лет (молчу про тех мам, которые с года нанимают репетиторов для своих малявок), и в особенности вы не знаете, с чего же начать – рекомендую вот эту серию учебников. Там все планы уроков подробно расписаны на русском языке.
Обзор на первую книгу этой серии вы можете прочитать тут.

Учебники для дошкольников и младших школьников

Если обучаемый достиг 6 лет, то вы столкнетесь с большим разнообразием пособий. На своей первой работе я вела группу детей от 6 – 8 лет, начинающих учить язык, по серии учебников Get Set Go и грамматики к нему Round-Up Starter:

Проработав год, осталась недовольна (подозреваю, что и дети тоже):
1) Для 6-леток учебник еще подходит – смешные герои, хорошие песенки, постепенное введение грамматики, а вот для 8 лет он уже слабоват;
2) Не очень хорошо проработан УМК. Да, там были цветные карточки, книга для учителя, но для занятий с детьми этого мало – надо было много материала дорабатывать самой: придумывать, как вводить алфавит, объяснять написание букв, учить звукам и чтению, давать дополнительные упражнения на грамматику и лексику;
3) Весь год обучения меня ставило в тупик несоответствие уровня грамматики и учебника – Round Up Starter, я думаю, для детей от 8 лет.
Недавно решила взять ученицу 8 лет, которая начинала учить язык с нуля в школе. Начитавшись форумов, взяла учебник Family and Friends, и мне понравилось с ним работать!

1) Он красочный, герои в нем – сверстники первоклассников, урокам сопутствуют хорошие песни и интересные рифмовки на звуки и буквы:
track 16
2) УМК– цветные карточки, отдельная книга с упражнениями на грамматику, книга для чтения, тесты, пособие для совершенствования умений и навыков, диск для компьютера с дополнительными упражнениями и песнями из учебника (этот вид работы детям особенно нравится). В книге для учителя рассказывается, как вводить буквы и объяснять их правописание. Дополнительно я брала только прописи по английскому языку;
3) К этой книге я взяла грамматику Grammar Friends 1 – грамматические темы там почти полностью повторяют уроки из книги, и на том же лексическом материале!
Этим пособием я осталась довольна, и всем его рекомендую для занятий с возрастом 6 – 10 лет.


Продолжение статьи смотрите тут.

4languagetutors.ru

6 лучших учебников для начальной школы

Обновлено: 11.03.2019 14:28:29

Эксперт: Ирина Высоцкая

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Начиная с сентября 2011 года, все общеобразовательные школы перешли на новый ФГОС НОО. Современные методические программы направлены на развитие у детей человеческих качеств – доброты, ответственности и терпимости, обучение письму, счету и чтению, основам БЖД. Таким образом каждый учебник для начальной школы должен отвечать следующим требованиям:

  1. изложен в доступной форме;
  2. соответствует возрасту ребенка;
  3. вызывает интерес к дисциплине;
  4. развивает на интеллектуальном и нравственном уровнях.

В любом случае идеального пособия не существует. Среди педагогов и родителей всегда найдутся те, кому что-то не понравится. Главное – ребенок должен иметь возможность успешно и интересно учиться в школе, с удовольствием брать учебник в руки.

Наши эксперты оценили отзывы на интернет-форумах и выделили 6 популярных пособий для начальной школы. Все они отражены в рейтинге лучших учебников.

Рейтинг лучших учебников для начальной школы

Букварь 1 кл 2 ч. Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Рейтинг: 4.9

Первое место рейтинга принадлежит букварю, который входит в программу «Начальная школа 21 века». Эта методическая система включает множество дисциплин, взаимосвязанных между собой, она учит школьников выстраивать логические цепочки и думать головой. Во второй части книги много заданий на чтение, нет разбора написания слогов и анализов звуков. Тексты не сложные. Они напечатаны большим шрифтом. В конце упражнений идут вопросы на закрепление материала, поиск информации и развитие речи.

Отзывы об учебнике преимущественно положительные. Большинство родителей говорят, что у детей не бывает проблем с изучением букваря. Все произведения учебника очень светлые и добрые, иллюстрации яркие и многочисленные. Тексты обладают долей юмора и учат ребенка основам морали. Дети с удовольствием читают произведения Маршака, Носова, Барто и Пантелеева.

Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях. Плешаков А.А.

Рейтинг: 4.8

В книге можно найти информацию о звездном небе, созвездиях, Зодиаках. Ребенок получает знания о воздухе, недрах земли, экологии, о том, как называется наше государство, какими ремеслами занимаются люди, что такое село и город. В учебнике много нужной информации, которая обязательно пригодится в жизни. По итогу каждой темы идут вопросы для закрепления усвоенного. «Окружающий мир» охватывает многие сферы жизни и необходим для подрастающего поколения. Текст понятен и доступен каждому. Чтобы утвердиться в своих знаниях, полезно прочитать пособие взрослому.

Школьники и их родители в восторге от яркой привлекательной обложки, красочных иллюстраций, сопровождающих все страницы. Они говорят, что текст в учебнике написан с любовью к детям и природе.

Математика. 3 кл. В двух частях Моро, Бантова и др.

Рейтинг: 4.7

Следующий учебник, как и другие участники рейтинга, разработан в соответствии с Госстандартом начального образования. Он относится к предметной линии книг «Математика» программы «Школа России». Материал пособия способствует формированию у детей начальных знаний по предмету и умения использовать их для решения различных задач.

Структура и смысл книги направлены на достижение школьниками личностных результатов, овладение принципами дисциплины. Дети в восторге от красочных иллюстраций, интересных и понятных задач. Ученики самостоятельно ставят цели, ищут и применяют методы решения, контролируют и оценивают ход своей деятельности.

Русский язык. 1 кл. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Рейтинг: 4.7

Учебник по русскому языку для второклассников состоит из двух частей. Он легкий по весу и имеет мягкую обложку, которая со временем портится. Поэтому с книгой надо обращаться очень аккуратно. Методическая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Госстандарта образования. Все правила выделены ярким цветом, к упражнениям предусмотрены красивые иллюстрации. Радует, что в конце учебника содержится справочный материал.

Есть здесь информация о том, как определить морфемы, подготовиться к письменному диктанту и провести разбор слова на звуки. Предусмотрены орфографический и толковый словари, список синонимов и антонимов. В целом это понятный и удобный учебник, который нравится и детям, родителям.

Английский язык. 2 кл. В двух частях. Кузовлев, Перегудова и др.

Рейтинг: 4.4

Далее в рейтинге находится учебник, являющийся главным компонентом УМК «Английский язык». Он разработан в соответствии с условиями ФГОС и используется в общеобразовательных учреждениях. Книга выходит в двух частях и включает материал для овладения речевыми умениями и правилами иностранного языка в условиях повседневной жизни.

Задания интересны второклассникам и соответствуют их возрасту. Учебник выпускается в комплекте с электронным приложением. На диске предусмотрены аудиокурс, учебный словарь и игровая программа для запоминания слов. Отзывы об учебнике противоречивые. Некоторые родители не довольны тем, что он утвержден программой. Они считают его слишком сложным.

Литературное чтение. 2 класс, в 2-х частях. Климанова, Горецкий, Голованова и др.

Рейтинг: 4.4

Завершает рейтинг учебник, входящий в УМК «Школа России». Он переработан в соответствии с условиями ФГОС. Книга дополнена знаниями, способствующими формированию творческого мышления, развитию способности к сотрудничеству. Много внимания уделено творческой деятельности, введена современная система знаков.

Родители учеников отмечают, что темы в методической программе скомпонованы неудачно. В итоге школьникам задают стихи на дом ежедневно, а потом не учат их по месяцам. Получается, что память тренируют на огромном количестве стихов, а навыки чтения отрабатываются по другим учебникам. Судя по отзывам, у книги очень маленькие внутренние поля, поэтому ее нельзя развернуть полностью. Читать по ней не совсем удобно, приходится сильно давить на листы.


Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

expertology.ru

зачем ридеры школьникам / МакЦентр corporate blog / Habr

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий.

Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях. Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.

Преимущества электронной литературы


По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.

Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников. Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость. Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.

Чем заменить книги


Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки.

Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.


На фото: ONYX BOOX Chronos

Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.


На фото: ONYX BOOX MAX Carta

Влияние ридеров и планшетов на зрение


Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.

«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Кто использует читалки


Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств. В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.

«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ. — В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».

Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.

В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах. А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу. При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.



P.S. Предлагаем несколько обзоров для тех, кому интересны ридеры ONYX BOOX:

habr.com

Как выбрать электронную книгу школьнику для учебника?

Переход на электронные книги происходит быстрыми темпами, а автоматизация учебного класса позволяет пользоваться ими в качестве учебников. Идея хороша как для школьников, так и для студентов. Цифровая книга заменяет весь комплект учебной литературы. Это легкое, беспроводное устройство может пополняться книжными новинками, включая электронные издания. Разработчики активно устанавливают в своих изделиях программное обеспечение для обучения. Как выбрать электронную книгу, чтобы она стала помощником в учебе?

Ответ на этот вопрос дадут технические характеристики.

Параметры экрана является основной характеристикой. Для электронных учебников разработаны устройства с подсветкой.
Благоприятное чтение формирует технология электронных чернил E-Ink Pearl, данные экраны установлены на всех устройствах Amazon Kindle.

На экране в этом случае отсутствует отблеск, изображение на нем можно наблюдать при попадании солнечных лучей или света лампы. Белый цвет фона приглушен и напоминает газетный. Все это снимает раздражение глаз. Разработан цветной экран E-Ink, в котором тщательно подобрано сочетание оттенков шрифта и фона. Такая технология сберегает зрение и увеличивает время работы.

Скорость открытия Большой Советской Энциклопедии (Ка) в формате mobi (41 Мбайт). Самая высокая отзывчивость у Kindle Voyage – легкое ПО, оптимизация и мощное железо решают.

8. На Digma s676 за 26 секунд. Повторное открытие 20 сек.
7. На Onyx Boox Darwin за 22 секунды, повторное открытие после открытия другой книги 58 секунд.
6. Kobo Glo HD — 15 секунд, но только в девственно чистом виде после сброса к заводским настройкам. После пары недель использования такую большую книгу открывать отказывается, вылетая ближе к 30 секундам.
5. Pocketbook 626 Plus – 9,5 сек, повторное открытие 2 сек.
4. Pocketbook 650 LE – 8,5 сек, но повторное открытие 2 сек.
3. Bookeen Cybook Ocean – три с половиной секунды.
2. Kindle Paperwhite 2015 – 2 сек.
1. Kindle Voyage – 1 сек.

Скорость перелистывания страницы быстрее всего у киндлов, на покетбуках немного медленнее, букен и кобо медленнее, дигма еще медленнее, а перелистывание на Onyx букс Дарвине очень медленное. 

Скорость перелистывания
8. Onyx Boox Darwin – 1.9 с
7. Digma s676 – 1.267 с
6. Bookeen Cybook Ocean – 867 мс
5. Kobo Glo HD – 767 мс
4. Pocketbook 626 Plus – 700 мс
3. Pocketbook 650 LE – 667 мс
2. Kindle Paperwhite 2015 – 567 мс
1. Kindle Voyage – 533 мс

Сенсорный экран позволяет уменьшить количество кнопок управления, вызывая их на экран в нужный момент. Он способен применить встроенные функции: работу со словарем, выделение текста для составления конспекта и многое другое.

Русификация – важный параметр электронного изделия. При наличии такой функции обеспечивается управление (команды, меню, кнопки) на русском языке. Кроме того, программа правильно распознает шрифты и особенности русского текста при распределении его на экране, соблюдая правила переноса.


Форматы воспринимаемых файлов показывают способность работы книги с различными типами документов. Электронные книги не имеют единого универсального формата. Чем больше форматов поддерживает устройство, тем с большим количеством книг и документов вы можете ознакомиться. Прежде чем купить или скачать необходимую книгу, проверьте: воспринимает ли ваше устройство ее формат.
Самый распространенный формат «txt, mobi, doc, fb2». Он создан специально для электронных книг и служит для корректного отображения на экране всех элементов. Он способен создавать сноски и оглавление. При необходимости любой текстовый документ конвертируют в этот формат. Такую операцию можно выполнить, например, в программе Calibre.
Формат «pdf» интересен отображением графических элементов в тексте, но он рассчитан для стандартного листа A4. Размер 9,7 дюймового E-ink экрана Kindle DX дает возможность отображать его без ошибок.
Некоторые книги работают с архивированными файлами, но лучше распаковать архив перед переносом его содержимого в электронное устройство.
Формат MP3 подключит аудиокнигу или воспроизведет музыкальное произведение.
Графические форматы загрузят фотографии, графики и картинки.

Подключение к сети осуществляет доступ к всемирной паутине. Электронные книги оснащены беспроводным модулем Wi-Fi, обеспечивающий самостоятельный выход в Интернет. При этом не исключается работа книги через компьютер, что расширяет ее возможности.

Память электронной книги состоит из двух составляющих. Встроенная память не превышает 2 ГБ, но часть ее занята обучающими программами, учебниками и дополнительной литературой. Остаток позволяет записать информацию по собственному выбору. Не все книги подключают внешнюю карту памяти. Если возможно подключение, то память может увеличиться на 32 Гб. Это большой резерв для создания собственной библиотеки.

Питание обеспечивает бесперебойную работу без подзарядки. Современные аккумуляторы обладают достаточной мощностью, чтобы выполнить эти требования. Время работы некоторых моделей составляет около двух месяцев. Однако перед тем как брать книгу в институт или школу, необходимо проверить уровень зарядки аккумулятора.

Дополнительные функции, включенные в электронную книгу, надо рассматривать, как дополнительные возможности для интересного процесса обучения. Так смена шрифтов дает комфортное ощущение при чтении для учеников младшего возраста. Поворот экрана размещает демонстрацию диаграмм и графиков в альбомном формате листа. Подключение наушников позволяет прослушать произношение иностранных слов. Функция голосового восприятия текста плохо отлажена для русского языка из-за трудностей ударения, так что для родной речи ее рекомендовать трудно. Но для плохо видящих учеников она может сыграть положительную роль.
Сейчас не определен четкий список дополнительных функций для обучения. Разработчики берут инициативу на себя, предлагая свое видение задачи. Вследствие этого у разных производителей электронных книг встроены разные дополнительные функции.

Комплектация изделия у разных компаний отличается. В нее может не входить обложка, подставка, карта памяти, наушники. Зарядное устройство может представлять кабель связи с компьютером через USB порт. В этом случае его лучше приобрести дополнительно с подключением к обычной электрической розетке. В технических характеристиках изделия комплектация указана. Дополнительное приобретение аксессуаров скажется на общей стоимости.

Что выбрать

Создатели электронных книг ведут разработки по внедрению цветного экрана с технологией электронных чернил E-Ink. Однако цифровые учебники должны обладать дополнительными функциями и встроенными приложениями. Такие разработки есть не у всех. Несколько компаний вышли в лидеры по представлению электронных учебников.

Мировой лидер электронных книг Amazon выпустил модель Kindle Paperwhite - первую русифицированную книгу с подсветкой, но функций, требуемых для учебника у нее не достаточно. Этим изделием смогут воспользоваться студенты, самостоятельно формируя учебную библиотеку.

На белорусском и российском рынке лидируют книги Kindle. Модель Kindle 8 создавалась специально для обучения. В нее включены новые функции. Она обеспечивает конспектирование, работу калькуляторов разной сложности, увеличено количество иностранных словарей, встроена система голосового воспроизведения документов. Это достойное изделие для цифрового учебника.

 

Первый цветной учебник Ectaco Jet Book Color с технологией электронных чернил E-Ink завоевал престижную награду в Лас-Вегасе на выставке электроники 2011 года. Он прошел тестирование в некоторых белорусских школах. В него встроены программы перевода иностранного языка. Но в некоторых функциях он уступает черно- белому Kindle, значительно превышая его в цене (цена в РБ около 1000 BYN ), хотя оснащен многими аксессуарами.

Цифровые учебники решительно внедряются в образование.
Окончательный выбор зависит от рекомендаций учебного заведения, требований к использованию определенных функций в учебном процессе и цены.
Успешного вам освоения новой технологии обучения!

Ниже мы приводим свободную таблицу производителей электронных книг. Очевидным лидером является Kindle Paperwhite.

amazon-kindle.by

мнение российских учителей – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Статьи

Внеурочная деятельность

Большинство учителей (76% опрошенных) довольны качеством школьных учебников — такую информацию предоставил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом почти половина педагогов обеспокоена процедурой включения учебников в Федеральный перечень. Будущее учебной литературы обсудили представители исследовательских организаций на пресс-конференции в ТАСС.

11 декабря 2018

Взгляд учителей на Федеральный перечень учебников

При проведении исследования «Качество школьных учебников: мнение российских учителей» было установлено: только 28% согласны с тем, что Федеральный перечень должен носить обязательный характер. 62% — за рекомендательную форму. Среди тех, кто полагает, что Федеральный перечень не нужен, абсолютное меньшинство (3%) выступает за региональный перечень. 5% считают, что перечень не нужен вовсе.

Хотя качество современных учебников было оценено как высокое, педагоги все же отметили наличие недостатков в некоторых изданиях. Чаще всего недовольство выражали учителя истории и математики с разделением на алгебру и геометрию. Недостатки относили к содержанию: плохое раскрытие тем, отсутствие четких формулировок, логики.

Поскольку учебники приобретаются централизованно, кто должен отвечать за их выбор? Родители школьников не являются авторитетом для учителей в этом вопросе, в их пользу высказался только 1% опрошенных. Муниципальные управляющие органы образования получили 4%. Работники региональных органов управления образования — 5%. Федеральные органы управления образованием, то есть Министерство просвещения и Рособрнадзор, — 11% (примерно столько же респондентов выбрали вариант «Директор либо завуч школы»). Абсолютное большинство, 62%, полагают, что выбор должен оставаться за учителями. Если причислить руководителей образовательной организации к педагогам, то получается, что ¾ опрошенных относят выбор учебников к компетенции школы, а не других органов управления. Основные аргументы: вариативность, возможность адаптировать учебный процесс под разных учеников.

Кто должен принимать решение о включении учебников в Федеральный перечень? Респонденты могли выбрать до трех вариантов. 61% учителей хотят, чтобы решение принималось на основе результатов апробации в реальной школьной практике. Только каждый двадцатый посчитал, что преимущество должна иметь оценка служащих профильных ведомств. Недалеко ушел вариант «Оценка группой уполномоченных членов, привлеченных экспертов» — 7%. Популярными были варианты открытой дискуссии с широким участием экспертов и самих педагогов (46%) и оценка педагогов-экспертов (52%).

Также респонденты выбирали одно из суждений об эффективности нынешней процедуры включения учебников в Федеральный перечень. Самым популярным стал вариант: «У меня нет основания сомневаться в справедливости и прозрачности процедуры допуска учебников» — 52%. Остальные выразили сомнение. 5% убеждены, что процедура допуска учебников несправедлива и непрозрачна. 33% заявили, что за последние пять-семь лет были необоснованные случаи исключения учебников из Федерального перечня.

Только 55% респондентов оказались осведомлены о прошедшей в этом году процедуре дополнения экспертизы школьных учебников. Из них 43% сказали, что доверяют результатам, и 7% выразили однозначное недоверие.

На вопрос об издательствах, почти все педагоги (88%) сошлись во мнении, что только российские компании должны иметь право и привилегию выпускать учебники для школ. 1% готов предоставить приоритет иностранцам.

Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс. Учебник

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник, состоящий из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Купить

Переход от бумаги к «цифре»

Центр общественно-политических проектов не так давно проводил похожее исследование среди экспертов: «Рынок учебной литературы в контексте перспектив книгоиздания и электронного образования в РФ в 2018-2025 гг.». Эксперты констатировали, что рынок учебной литературы укрепляется, при этом заметен тренд сокращения Федерального перечня учебников.

Также респонденты отметили, что текущий период является переходным от бумаги к цифре. Образование, как сфера применения инновационных технологий, не должно отставать от практики повсеместной цифровизации. Эксперты полагают, что возможности «цифры» получат практическую реализацию, и рынок учебной литературы необходимо рассматривать в связке с рынком цифровой школы, который уже находится на пороге формирования.

Экспертное сообщество выразило озабоченность непрозрачностью программы «Цифровая школа». Сегодня можно представить три сценария развития проекта. Первый: массовая оцифровка аналоговой школы. Второй: точечная апробация с последующим массовым внедрением лучших практик. Третий: быстрая и стремительная масштабная перестройка. У каждого сценария есть плюсы и минусы, а также перечень ресурсов, необходимых для реализации. Эксперты опасаются, что массовая цифровизация может пойти без учета стратегии развития общего среднего образования РФ.

Больше интересных материалов:

Сохранение вариативности

При переходе на «цифру» важно помнить, что вариативность, отмеченная исследователями ВЦИОМ, является условием развития гибких навыков (soft skills), она же и обеспечивает доступность образования для вех участников образовательного процесса. Возможность педагогов влиять на экспертизу и выбор учебников, учебных пособий и материалов будет способствовать самоорганизации учебного сообщества, в том числе созданию предметных ассоциаций. Не стоит также забывать, что учебник остается, в первую очередь, книгой для ученика.


#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.