Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Как выбрать вуз и специальность


Как выбрать специальность?

Людмила Абрамова,

психолог-практик

 

Выбор своей профессии и своего пути в жизни - задача непростая, ошибка может дорого стоить. Человек, выбравший не свое дело, и учится кое-как и работает без удовольствия. Что можно посоветовать будущим абитуриентам, выбирающим специальность? 

Людмила Абрамова – психолог-практик помогала нам найти ответы на эти вопросы.


Очень хорошо, если выпускник давно определился с вузом и специальностью и твердо следует выбранной цели. Но, к сожалению, такой идеальный вариант встречается редко. Гораздо чаще бывшие школьники не знают, кем хотят стать, поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей, или, еще лучше, по принципу - куда возьмут с набранными баллами…

- Если так случилось, и профориентация не произошла (не было сопутствующей программы в школе, не помогли тесты), то, как мне кажется, есть смысл не лететь сломя голову после школы в следующее учебное заведение, а подождать годик-другой.

Я, например, точно знаю, что в Америке это обычное дело – после школы оглядеться пару лет – созреть для дальнейшего обучения.  Дети после школы устраиваются на простые работы, работают волонтерами, нарабатывают опыт общения в коллективе и получают рекомендации от работодателей. Попутно читают, изучают предложения университетов, совершают какие-то поступки, ошибки, взрослеют. Через какое-то время приходит жажда знаний. И вот тогда уже человек делает осознанный выбор в пользу той или иной специальности. 


Хулио Иглесиас учился на бакалавра с перерывами почти 35 лет! Оставлял обучение, возвращался. Он получил, в конце концов,  заветный диплом. Тем не менее, такой долгий путь в образовании не помешал ему стать успешным и приобрести мировую известность…


Выпускник хочет поступить на специальность, которая ему нравится. Но для этого необходимо сдавать еще один, довольно сложный экзамен. А с теми предметами, которые уже сданы, он сможет поступить гарантированно, хотя и не на столь желанную специальность. Чему отдать предпочтение?

Если человек твердо решил пойти туда, куда мечтает, то сдавать или не сдавать предмет – такой вопрос перед ним просто не встанет. Он сделает все, чтобы выучить и сдать.  Но если сомнения в успешной сдаче экзамена присутствуют, то можно пойти и более реальным путем, выбрать, так сказать, синицу в руках…

Посоветовать тут, пожалуй, ничего не получится. Вот я скажу: верьте в свою мечту, идите за ней, не смотря ни на что! Но если ваши возможности, ваш дух, ваша воля на сегодняшний день не готовы преодолевать определенные трудности, то ничего стоящего для себя из моего совета вы не почерпнете.

Вообще, выбор профессии не происходит раз и навсегда, жизнь мобильна.  Может быть, вам придется осваивать потом смежную специальность или вы найдете работу на стыке имеющейся и той, о которой мечтали. Любой ваш выбор сейчас может быть успешным или не очень, но только по прошествии времени вы поймете, что именно вам было необходимо, а что не пригодилось совсем.  

А если хочется и туда и сюда, и еще в 2-3 места сразу? Что поможет сделать правильный выбор?

Самый простой способ определиться – это услышать себя. Но это одновременно и самый сложный способ. В потоке внешних голосов (родственники, друзья, всевозможные СМИ) очень трудно сосредоточиться и услышать свое «Я».  Попробуйте выделить для этого специальное время раз в день, посидите в одиночестве, в тишине.  Переберите варианты в уме, задайте себе вопрос и попробуйте услышать ответ внутри себя.

Как правило, через 5-10 минут такого сидения вам захочется встать, выскочить на улицу, пойти по своим делам... Но человеку,  который не умеет найти время, чтобы услышать себя, советовать  что-либо бесполезно. Он послушает тот голос, который будет громче «кричать» на тот момент.

Родители настаивают на определенной профессии, делают максимальные усилия, чтобы облегчить поступление в выбранный вуз… Довериться родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой? А вдруг ошибка?

Ответственность за свою судьбу  вырабатывается как раз в возрасте 17-18 лет.  Хотя в это время еще существует «слабость» –  зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие боятся взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.

И родители, сами того не осознавая, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей.  Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают, как надо жить. Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир ОДНОГО человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей!

Все-таки я убеждена, что нужно,  как бы это ни было трудно,  выбирать свою дорогу. И не думать, что этим вы предаете своих родителей. Поблагодарите их за заботу и объясните, что у вас, как и у них, есть право на ошибку, на поиск.  Когда заниматься поиском себя, как не в молодости?

Вообще, хороший родитель должен быть всегда рядом как поддерживающий, но не вмешивающийся в дела и судьбу ребенка человек.  Оговорюсь, это очень трудно, но в этом совершенство родителя - уважать выбор своих детей.

Что вы скажете о профориентационном тестировании, насколько оно помогает?

Я провела огромное количество тестов и хочу сказать, что даже самые серьезные из них могут ошибаться. Ведь человек отвечает на вопросы, находясь на тот момент в определенном состоянии. Изменится состояние – изменятся и ответы.

Можно, конечно, скажем, определить направление деятельности – нравится ли больше общение с людьми или есть склонность к работе с техникой или цифрами, а может, к организации чего-либо.  Но работу над собой, самостоятельное осознание своей индивидуальности ничто не заменит.

Устройте тест себе сами. Очень хотите стать врачом? Я посоветовала бы сначала посетить любое лечебное учреждение, посидеть в очереди, пообщаться с больными, врачами, медсестрами. Вы увидите, что, кроме собственно лечения недугов и облегчения боли, есть еще огромное количество бумаг, которые надо заполнять, есть выезды на дом. Существуют такие тонкости и нюансы профессии, о которых вы можете и не догадываться. И если после всего этого ваше решение стать врачом не изменится, значит, путь выбран правильно.

Если на 2-3 курсе вдруг решил сменить профессию?

В моей практике я частенько сталкиваюсь с таким кризисом в середине обучения. Молодежь обычно принимает решения резко, не нравится – уйду. Но сначала надо решить, не откуда уйти, а куда пойти. И вот пока нет четкого решения на второй вопрос, лучше не предпринимать никаких действий. Волевым решением заставить себя продолжать пока делать то, что делал,- учиться. Вот когда все осознается четко и выстроится в логичную цепочку, можно и сменить вуз или специальность. Можно просто взять тайм-аут, осмотреться и принять решение. Такие периоды раздумья, внутренней сосредоточенности необходимы каждому человеку.

Бывает, что решение принято и на самом деле надо уйти. Здесь придется пережить весь кризис ухода, и, в первую очередь, непонимание родителей.  На первый план выходят, конечно, затраченные усилия по поступлению, деньги, нервы. Но подумайте, ведь вы все равно получили какие-то знания, какой-то опыт – разве это не стоит определенных усилий и средств?  Можно сказать, что вы заплатили за то, чтобы понять, что вам НЕ НАДО.


Эдисон, изобретая щелочной аккумулятор, провел несколько сот тысяч опытов. Большинство из них оканчивались неудачей. Но и в неудачном исходе эксперимента Эдисон видел лишь приближение к цели по методу исключения непригодных решений.


Если выбор для вас очевиден, то лучше осуществить поворот в своей судьбе раньше, чем потом жалеть о несделанном шаге всю жизнь.

Пять «Не» в заключение:

1. Не бойтесь перемен! С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь: повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

2. Не думайте только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

3. Не смотрите только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

4. Не выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

5. Не бойтесь никакого своего решения. У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.


По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

Вам будет интересно почитать:

moeobrazovanie.ru

Рейтинг специальностей и направлений подготовки вузов

Рейтинг формируется на основании интереса пользователей портала

При расчете рейтинга учитываются поисковые запросы пользователей.

МестоНазвание специальностиРейтинговый балл
1Государственное и муниципальное управление
2Менеджмент
3Экономика
4Бизнес-информатика
5Юриспруденция
6Международные отношения
7Реклама и связи с общественностью
8Управление персоналом
9Информатика и вычислительная техника
10Экономическая безопасность
11Гостиничное дело
12Лечебное дело
13Туризм
14Таможенное дело
15Судебная экспертиза
16Информационные системы и технологии
17Правовое обеспечение национальной безопасности
18Сервис
19Дизайн
20Лингвистика
21Торговое дело
22Социология
23Медицинская биохимия
24Информационная безопасность
25Педагогическое образование*
26Правоохранительная деятельность
27Архитектура
28Биотехнология
29Нефтегазовое дело
30Строительство
31Биология
32Психология
33Издательское дело
34Педагогика и психология девиантного поведения
35Зарубежное регионоведение
36Медицинская кибернетика
37Биоинженерия и биоинформатика
38Журналистика
39Фармация
40Перевод и переводоведение
41Прикладная информатика
42Фундаментальная и прикладная лингвистика
43Культурология
44Стоматология
45Товароведение
46География
47Конфликтология
48Педагогическое образование
49Техносферная безопасность
50Экология и природопользование
51Ландшафтная архитектура
52Клиническая психология
53Ветеринария
54Градостроительство
55Землеустройство и кадастры
56Политология
57Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
58Филология
59Авиастроение
60Инноватика
61Инфокоммуникационные технологии и системы связи
62Востоковедение и африканистика
63Компьютерная безопасность
64Программная инженерия
65Автоматизация технологических процессов и производств
66Биотехнические системы и технологии
67Психолого-педагогическое образование
68Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере
69История
70Философия
71Химическая технология
72Специальное (дефектологическое) образование
73Строительство уникальных зданий и сооружений
74Электроэнергетика и электротехника
75Агрономия
76Дизайн архитектурной среды
77Прикладная математика и информатика
78Графика
79Пожарная безопасность
80Лесное дело
81Педиатрия
82Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
83Психология служебной деятельности
84Социальная работа
85Химия
86Геология
87Мехатроника и робототехника
88Сестринское дело
89Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
90Актерское искусство
91Антропология и этнология
92Документоведение и архивоведение
93Телевидение
94Медицинская биофизика
95Прикладная этика
96Управление качеством
97Зоотехния
98Информационная безопасность телекоммуникационных систем
99Картография и геоинформатика
100Машиностроение
101Искусства и гуманитарные науки
102Продюсерство
103Водные биоресурсы и аквакультура
104Гидрометеорология
105Фундаментальная информатика и информационные технологии
106Ветеринарно-санитарная экспертиза
107Наноинженерия
108Приборостроение
109Технология продукции и организация общественного питания
110Технология транспортных процессов
111Организация работы с молодежью
112Теология
113Управление в технических системах
114Астрономия
115Аэронавигация
116Геодезия и дистанционное зондирование
117Математика и компьютерные науки
118Теплоэнергетика и теплотехника
119Физическая культура
120Ядерные физика и технологии
121Агроинженерия
122Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ
123История искусств
124Математика
125Наземные транспортно-технологические средства
126Продукты питания из растительного сырья
127Системный анализ и управление
128Библиотечно-информационная деятельность
129Боеприпасы и взрыватели
130Конструирование изделий легкой промышленности
131Литературное творчество
132Радиотехника
133Режиссура кино и телевидения
134Стандартизация и метрология
135Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
136Электроника и наноэлектроника
137Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг
138Изящные искусства
139Музыкальная звукорежиссура
140Прикладная математика
141Радиофизика
142Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
143Технологические машины и оборудование
144Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
145Физика
146Фундаментальная и прикладная химия
147Химическая технология материалов современной энергетики
148Информационно-аналитические системы безопасности
149Конструирование и технология электронных средств
150Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
151Прикладные математика и физика
152Регионоведение России
153Социально-культурная деятельность
154Агрохимия и агропочвоведение
155Киноведение
156Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
157Продукты питания животного происхождения
158Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
159Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
160Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
161Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
162Живопись
163Кинооператорство
164Лазерная техника и лазерные технологии
165Наземные транспортно-технологические комплексы
166Нанотехнологии и микросистемная техника
167Садоводство
168Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей
169Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
170Почвоведение
171Прикладная геология
172Прикладная механика
173Природообустройство и водопользование
174Профессиональное обучение (по отраслям)
175Религиоведение
176Физические процессы горного или нефтегазового производства
177Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий
178Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
179Энергетическое машиностроение
180Баллистика и гидроаэродинамика
181Драматургия
182Оптотехника
183Прикладная гидрометеорология
184Технология геологической разведки
185Технология изделий легкой промышленности
186Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств
187Технология художественной обработки материалов
188Химия, физика и механика материалов
189Ядерная энергетика и теплофизика
190Высокотехнологические плазменные и энергетические установки
191Искусство костюма и текстиля
192Материаловедение и технологии материалов
193Металлургия
194Механика и математическое моделирование
195Прикладная геодезия
196Ракетные комплексы и космонавтика
197Самолёто- и вертолётостроение
198Техническая физика
199Фотоника и оптоинформатика
200Двигатели летательных аппаратов
201Испытание летательных аппаратов
202Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
203Радиоэлектронные системы и комплексы
204Реставрация
205Системы управления летательными аппаратами
206Теория и история искусств
207Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
208Хореографическое искусство
209Цирковое искусство
210Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
211Ядерные реакторы и материалы
212Вокальное искусство
213Корабельное вооружение
214Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
215Наноматериалы
216Подвижной состав железных дорог
217Проектирование авиационных и ракетных двигателей
218Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
219Системы обеспечения движения поездов
220Системы управления движением и навигация
221Специальные системы жизнеобеспечения
222Судовождение
223Композиция
224Сценография
225Технологии и проектирование текстильных изделий
226Технология полиграфического и упаковочного производства
227Транспортные средства специального назначения
228Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
229Интегрированные системы летательных аппаратов
230Монументально-декоративное искусство
231Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
232Режиссура театра
233Режиссура театрализованных представлений и праздников
234Специальные организационно-технические системы
235Специальные радиотехнические системы
236Театроведение
237Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
238Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
239Хореографическое исполнительство
240Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения
241Дирижирование
242Искусство концертного исполнительства
243Медиакоммуникации
244Музыкально-инструментальное искусство
245Музыкально-театральное искусство
246Музыкальное искусство эстрады
247Музыковедение
248Народная художественная культура
249Промышленное рыболовство
250Скульптура
251Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок
252Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
253Технологии разделения изотопов и ядерное топливо
254Технология художественного оформления спектакля
255Эксплуатация судовых энергетических установок
256Дирижирование военным духовым оркестром
257Искусство народного пения
258Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок
259Публичная политика и социальные науки
260Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов
261Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
262Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором
263Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
264Эксплуатация железных дорог

moeobrazovanie.ru

Как абитуриенту выбрать IT-специальность в вузе? — Учёба.ру

Сергей Шедов,

основатель и директор Московской школы программистов

Информационные технологии пронизывают все сферы современной жизни: от бизнес-процессов и банковского дела до образования, медицины, юриспруденции. С развитием технологий появляются задачи, которые способен решить только специалист с высшим образованием в сфере IT.

В последнее десятилетие мы наблюдаем рост популярности IT-специальностей, повышение уровня подготовки абитуриентов и закономерное увеличение среднего балла ЕГЭ среди поступивших на бюджетные места. По данным НИУ ВШЭ с 2014 года средний балл ЕГЭ на программы факультета компьютерных наук вырос на шесть баллов и приблизился к 100-балльной отметке.

Баллы высоки, но и программ обучения довольно много. В настоящее время вузы предлагают абитуриентам семь направлений в области информационных технологий:

  • Информатика и вычислительная техника;
  • Информационные системы и технологии;
  • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
  • Прикладная информатика;
  • Прикладная математика и информатика;
  • Программная инженерия;
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии.

Давайте разберемся, какую из этих специальностей стоит выбрать для базового IT-образования.

IT-специальности

Прикладная математика и информатика — основная специальность для программистов в вузах. Сайт «Учеба.ру» предлагает 138 вариантов обучения по данному профилю в российских вузах.

Базовая программа включает набор значимых математических дисциплин, которые помогут начать карьеру в разных областях программирования:
  • Линейная алгебра и геометрия;
  • Математический анализ;
  • Функциональный анализ;
  • Дискретная математика;
  • Теория вероятностей и математическая статистика;
  • Теория автоматов;
  • Теория алгоритмов.

Эти дисциплины читаются в основном на первом-втором курсах бакалавриата, с третьего курса начинается специализация и преобладающими становятся профильные предметы и дисциплины по выбору.

Программная инженерия — вторая по популярности программа. Студентов готовят к работе с программными продуктами и управлению разработкой ПО. Благодаря изучению многих языков программирования выпускники умеют читать код, разбираться в его работе и составлять техническую документацию к программам.

В учебных планах большинства вузов предметы математического цикла занимают меньший объём по сравнению с «Прикладной математикой и информатикой». При этом изучается больше языков и методов программирования. Среди предметов по выбору есть дисциплины, связанные с web-программированием, искусственным интеллектом, компьютерной графикой (НИУ ВШЭ, МГТУ им.Баумана, МАИ), а также с управлением командами и проектным менеджментом по методологии Agile (НИУ ВШЭ).

Все программы отличаются от вуза к вузу, для примера рассмотрим несколько.

НИУ ВШЭ

На факультете компьютерных наук Высшей школы экономики представлено три программы подготовки бакалавров: «Прикладная математика и информатика», «Прикладной анализ данных» (на английском языке) и «Программная инженерия». Дисциплины первого года обучения практически идентичны на всех направлениях. Начиная со второго курса возникают специальные дисциплины, а с третьего курса начинается профилизация.

На программе «Прикладная математика и информатика» возможна профилизация в одной из следующих отраслей IT:

  1. Анализ данных и интеллектуальные системы — обработка данных методами искусственного интеллекта.
  2. Анализ и принятие решений — математические методы принятия решений в экономике, бизнесе, информатике, политике и государственном управлении.
  3. Машинное обучение — создание механизмов автоматического решения сложных задач по большим объемам данных. Например, распознавание лиц и постановка диагноза по медицинским снимкам.
  4. Распределенные и облачные системы — проектирование высокоскоростных web-серверов, таких как социальные сети, сайт бронирования и другие.
  5. Теоретическая информатика — исследования в области программирования, информатики и машинного обучения.

МФТИ

Особенностью образовательных программ Московского физико-технического института является присутствие в учебных планах базового курса физики (от 15 до 34 зачетных единиц). С одной стороны, это создает сложности в виде дополнительных дисциплин, которые напрямую не относятся к программированию. Но с другой — наличие физики в учебной программе позволяет студентам получить подготовку в области моделирования естественных процессов.

В Физтехе отличается также система государственной итоговой аттестации: выпускники сдают два государственных экзамена и защищают ВКР.

ВМК МГУ

Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета ведет подготовку бакалавров по двум направлениям: «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии».

Программа по прикладной информатике основана на собственном образовательном стандарте МГУ. Она отличается от большинства программ углубленным курсом математического анализа (27 зачетных единиц), алгебры и геометрии (12 зачетных единиц), а также дополнительным базовый курсовым по современному естествознанию в объёме 10 зачетных единиц.

Также у ВМК МГУ совместно с Mail.ru Group действует партнерская программа «Техносфера». Это бесплатная практико-ориентированная программа дополнительной подготовки студентов старших курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Занятия проходят несколько раз в неделю прямо в университете. После успешного завершения программы студенты получают возможность начать карьеру в Mail.ru Group.

По мнению многих программистов, получивших высшее техническое образование, самыми важными были первые два курса вуза. По качеству преподавания базовых дисциплин можно порекомендовать также следующий вузы: МАИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, МИСИС.

Выводы

Высшее образование — фундамент успешной карьеры в сфере IT. Оно дает хорошую математическую подготовку, теоретические знания в области информатики и теории информации, что позволяет с большей уверенностью делать выводы, оценивать сложность алгоритмов и понимать, почему один алгоритм работает быстрее другого.

Базовая и самая популярная образовательная программа: «Прикладная математика и информатика». Подготовку по этой специальности можно пройти во многих вузах, но больше всего среди работодателей ценятся НИУ ВШЭ, МФТИ, МГУ, МГТУ им. Баумана и МАИ.

Самое главное, о чем стоит помнить, — программист создает себя сам. Очень важно участвовать в проектах, получать практический опыт начиная с первого курса и постоянно самообучаться.

В Школе программистов с 2001 года учат школьников 3-11 классов программированию и информационным технологиям. Здесь готовят победителей олимпиад всероссийского и международного уровня. Выпускники школы поступают в лучшие технические вузы России и работают в ведущих IT-компаниях мира.

www.ucheba.ru

Как выбрать профессию и вуз

Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.

«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.

Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.

Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».

Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.

Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.

Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?
  • Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
  • Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
  • Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
  • Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
  • Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

togliatti.hh.ru

Как выбрать профессию и вуз

Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.

«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.

Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.

Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».

Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.

Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.

Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?
  • Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
  • Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
  • Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
  • Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
  • Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

kirov.hh.ru

Как выбрать профессию и вуз

Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.

«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.

Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.

Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».

Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.

Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.

Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?
  • Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
  • Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
  • Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
  • Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
  • Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

chelyabinsk.hh.ru


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.