Часто задаваемые вопросы

 

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

https://faq-ru.ru             

 

Виолончель как выбрать


Как выбрать виолончель: советы профессионала

В прошлом насчитывалось много разновидностей музыкального инструмента. Основные отличия заключались в размерах, количестве струн, настройке звучания.

Описание и происхождение виолончели

Виолончель (название произошло от итальянского «violoncello») представляет собой инструмент музыкального назначения, имеющий четыре струны; внешне напоминает скрипку. Габаритные параметры располагают её в регистре между альтом и контрабасом.

Она идеально подходит для выражения в музыке нот печали, отчаяния или глубокой лирической интонации.

Отличительной особенностью виолончели от скрипки или альта можно назвать, тот факт, что при исполнении виолончель не держат в руках, а ставят на пол вертикально. Было время, когда на ней играли стоя, разместив на стуле. В последствии был придуман шпиль для опоры, чтобы музыкант мог играть сидя, заняв более удобную позицию.

Впервые люди услышали виолончель в 16 веке. Изначально она применялась для сопровождения выступления исполнителя песни или инструмента с более высоким басовым звучанием. Предпочитался вариант со звучанием на тон ниже современного. В 17-18 веке образ виолончели обрёл современную законченность по размерам. Это произошло благодаря развитию школ великих музыкантов, таких как: Доменико Монтаньяна, Антонию Страдивари, Людвиг ван Бетховен, Николо Амати, Карло Бергонци. Не прошло и века от появления первых сонат для виолончели до использования её в качестве полноценного музыкального инструмента для хорового сопровождения, вытеснив старинную струнную виолу да гамбу.

В 20 веке виолончель стала ведущей, вошла в состав симфонического аркестра, участвовала в струнных ансамблях. Её часто использовали в сольных программах за сочное, твердое и певучее звучание. Многим ей обязаны виолончелисты-виртуозы, начинавшие свой путь из школы Пау Казальса.

Строение инструмента

Виолончель состоит из составных компонентов: головка грифа, колки, порожек, гриф, струны, обечайка, верхняя и нижняя деки, эфа (резонатор F), подставка, подгрифник, шпиль. И теперь по порядку обо всех компонентах:

  1. Механические колки – фурнитурные компоненты, служащие для натяжения струн и окончательной настройки инструмента.
  2. Гриф – часть инструмента, предназначенная для прижимания струн во время игры и изменения нот; вытянутой формы.
  3. Обечайка – часть, из которой состоит корпус в музыкальных инструментах. Она может быть гнутой или составной.
  4. Дека – плоская и широкая сторона корпуса, служащая для усиленного звучания.
  5. Резонаторы F (эфы) – вырезки по обеим сторонам деки, также предназначенные для усиления звука.
  6. Поставка (порожек) – деталь, используемая в струнных инструментах для ограничения звучащей части струн и фиксации их на определенной высоте. Для исключения смещения струн со своих позиций в подставке имеются желобки по размеру для каждой струны.
  7. Подгрифник сделан из твердой породы дерева, крепится петлей на специальную пуговицу и несёт ответственность за звучание.
  8. Шпиль – металлический стержень, предназначенный для опоры виолончели.

Как правильно выбрать виолончель

Основные критерии выбора музыкального инструмента включают в себя: размер, качество звучания, цену, наличие вольфтона (волчьего тона), а также, кем и из какого материала был изготовлен инструмент.

Теперь о каждом критерии по порядку.

  • Размер. От него зависит качество игры на инструменте. Люди с очень плотными пальцами рук попросту не смогут полноценно пользоваться инструментом, в том числе и те, у кого длинные руки. Размер самой виолончели, который бывает от меньшего к большему: 1/4, 1/2, 3/4, 4/4, подбирается соответственно росту или возрасту музыканта. Самые большие подходят для взрослых людей или подростков ростом от 150 см. Наименьший размер предназначен маленьким исполнителям, которые доросли хотя бы до 110 см.
  • Качество звучания. При выборе определенной модели следует обратить внимание на издаваемый звук – он должен быть мощным и объемным. Качество звучания не всегда прямо сопоставимо цене. Иногда дорогие модели звучат несопоставимо хуже относительно своей стоимости, или более дешёвые превосходят все ожидания.
  • Волчий тон. В виолончели это – изъян, который говорит сам за себя. Он может быть в совершенно новом инструменте, или появиться в процессе эксплуатации. Чаще возникает у виолончели, как музыкального инструмента с тонкими деками. Проще сказать, дополнительный источник звука при игре не должен образовываться и вызывать резонанс дек инструмента от вибрации. Иначе звучание будет не такое звонкое и громкое, как в хороших экземплярах.
  • Фабричное или ручное производство. Как правило, виолончели изготавливаются вручную из высококачественных пород древесины или на музыкальных фабриках. На одной фабрике, в том числе, руками одного мастера, может быть изготовлена виолончель различного уровня и качества. Это стоит учитывать при выборе и найти то фабричное производство или мастера, которым можно доверять. Ручное производство будет предпочтительнее.

Советы музыканту от профессионалов

Профессионалы делятся некоторыми советами правильного приобретения подходящей виолончели:

  • Страна-производитель. Российское производство подойдёт начинающим виолончелистам.

Товар из китайского рынка используют в качестве учебного в музыкальных школах.

Румынское и немецкое качество прекрасно передаст музыку на большой сцене, в профессиональной среде.

  • Гриф – гладкий и без заусенцев. Это позволит избежать неприятных моментов при игре и также говорит о качестве и долговечности товара. Чтобы не обращаться в скором времени в мастерскую, стоит присмотреть что-то получше.
  • Лакокрасочное покрытие. На вид определяется естественный цвет и твердость (плотность) лака.
  • Колки и машинки подгрифника на нижнем креплении струн должны свободно поворачиваться без лишних усилий.
  • Подставка при рассмотрении в профиль должна быть не изогнута относительно струн.

Как не ошибиться с выбором

  • Помощь эксперта. Преподаватели хорошо разбираются в данном вопросе и могут составить хорошую службу, помочь определить качество звучания, сборки инструмента, приобрести дополнительные комплектующие и расходные материалы.
  • Найти хорошего консультанта. В большинстве магазинов такой человек рад помочь и разрешить возникшие вопросы.
  • Не спешить с выбором. Вполне может быть, в определенном магазине нет приглянувшейся виолончели, тогда стоит повременить с покупкой, набраться опыта, сравнить ассортимент.
  • Взять напрокат. Это хорошая возможность провести доскональное изучение на дому, чтобы не ошибиться с выбором в будущем. Возможно, придется купить тюнер и метроном для виолончели.

Дополнительные аксессуары

  • Купить футляр. Твердотканный или матерчатый футляр должен быть достаточного размера, чтобы вместить в себя не только инструмент, но ещё и смычок с канифолью и материей для чистки так, чтобы они не соприкасались с главным предметом. Твердые кейсы на колесах более дорогие и прочнее матерчатых.
  • Купить струны. Иногда хорошая виолончель теряет свой большой потенциал по причине неправильно подобранных для нее аксессуаров. Полезно будет обсудить этот вопрос со специалистом, преподавателем. Лучшие бренды: Obligato, Jargar или Larsen.

Начинающему подойдут наиболее ходовые на рынке производители. Не стоит покупать струны фирмы Red Label, которые отличаются плохим качеством звучания и материалом изготовления, стоимостью 10$ за одну струну.

Более дорогие могут стоить 40-90$ за струну, но имеют длительный срок службы, и несравненно лучшее качество звучания.

Наиболее дорогие титановые струны стоимостью более 100$ за единицу обладают высочайшим качеством и непревзойденным звучанием. Если есть возможность – лучше приобрести струны высокого качества.

  • Купить канифоль. Перед началом игры смычок натирается канифолью для хорошего сцепления волоса со струной. После акта музицирования она удаляется, так как портит лакировку и древесину. При пренебрежении данным правилом качество звучания может испортиться в скором времени. Для каждого музыкального инструмента со смычком продается отдельный вид канифоли.
  • Заменить хвостовую часть, колки при необходимости.
  • Если возник вольфтон, возможно для решения проблемы понадобится приобрести регулятор волчка.
  • Купить смычок. В комплекте может идти плохой. Следует посоветоваться с преподавателем или консультантом, а также прислушиваться к нижеперечисленным советам.

Как правильно подобрать смычок

  1. Прогиб. Обязательно наличие сильного прогиба в ненатянутом состоянии (трость касается волоса).

Волос. Лучший вариант – белый конский волос. Допустимо выбрать черный из синтетики, но только для начинающих.

  1. Проверка винта. Произвести натяжение волоса до состояния, когда трость выпрямляется, и резко отпустить. Винт должен свободно вращаться по целой, не сорванной резьбе (к сожалению, частое явление даже у новых смычков фабричного производства).
  2. Натянуть волос до выпрямления трости и слегка удалить по ладони или по пальцу. Смычок не должен отскакивать или прогибаться до трости, ослабляться после нескольких ударов.
  3. Посмотреть вдоль трости – должно отсутствовать видимое поперечное искривление.
  4. Материал изготовления. Смычок из дерева предпочтительнее изделия из стекловолокна. Не лишним будет иметь в резерве ещё один – запасной.

От качества выбранного инструмента зависит то, какие эмоции музыкант и его слушатели будут получать от процесса игры, и появится ли желание услышать выразительную виолончель снова.

The following two tabs change content below.

Должность: главный редактор. О себе: Специалист широкого профиля. Опыт работы редактором и автором статей в должности журналиста более 12 лет. Закончил филологический факультет Белорусский государственного университета (Отделение русского языка и литературы) и получил диплом по специальности «Филология. Преподаватель русского языка и литературы».

my-vibor.ru

Правильный выбор размера виолончели и смычка

          Как правильно выбрать виолончель и виолончельный смычок ?
              Правильный выбор размера виолончели и смычка к ней.

                              Как купить виолончель для ребенка?


                              Правильный выбор размера виолончели.

При выборе виолончели для ребенка прежде всего необходимо определиться с правильным размером инструмента, который должен соответствовать росту ребенка и длине его вытянутой руки. В противном случае, ребенок не сможет комфортно играть. Существуют виолончели небольших размеров  на которых  дети учатся технике игры намного лучше и легче.  Говоря о полном размере виолончели для взрослых музыкантов подразумевают размер 4/4. Виолончели  с меньшей длиной корпуса подразделяются следующим образом:
     1/8 Виолончель - восьмушка     
     1/4 Виолончель - четвертушка
     1/2 Виолончель - половинка
     3/4 Виолончель - трёхчетвертная    
     7/8 Виолончель - семь восьмых
Размер инструмента в дробях не следует рассматривать в качестве абсолютной дроби. Таким образом, следует понимать, что виолончель  1/8  не в восемь раз меньше, чем виолончель 4/4. Ее размер составляет около 65 процентов от нормального полного размера 4/4. Виолончель  3/4 составляет около 90 процентов от  полного размера.  Но как определить идеальный размер для детей? Наиболее важным фактором при выборе размера виолончели является длина вытянутой руки ученика.
Мы хотели бы дать Вам некоторые советы, которые помогут при выборе правильного размера инструмента и смычка к нему.
При помощи нашей таблицы Вы можете в доступной форме проследить соотношение длины вытянутой руки ребенка, его роста и возраста и выбрать подходящий размер виолончели  для ученика.  Для удобства в таблице указаны размеры инструмента в миллиметрах и в дробях.

длина руки            рост                возраст               виолончель           размер
                                                                               длина корпуса     виолончели
420-445 мм       1,10-1,30 m         от 4 - 6                510-515 мм              1/8 
445-510 мм       1,20-1,35 m         от 6 - 8                580-585 мм              1/4  
500-570 мм       1,20-1,45 m         от 8 - 9                650-655 мм              1/2  
560-600 мм       1,35-1,50 m         от 10 - 11            690-695 мм               3/4
570-590 мм       1,35-1,50 m         от 10 - 11            720-730 мм               7/8
  от 600 мм         от 1,50 m              от 11                 750-760 мм              4/4  


Для определения длины вытянутой левой руки ребенка необходимо измерить расстояние от плеча до центра открытой ладони. Также немаловажным является размер кисти ребенка- длина пальцев руки должна быть соразмерна размеру грифа виолончели.
Некоторые родители полагают,что детям надо покупать вещи "на вырост", на пару размеров больше.  Возможно, что покупка вещей "на вырост" -  это естественный способ отодвинуть срок очередной покупки.  Но при выборе нужного размера виолончели  необходимо поступать с точностью до наоборот: игра на виолончели  меньшего размера требует меньше усилий, чем игра на виолончели слишком большого размера.
Выбор правильного размера виолончели  очень  индивидуален, и самостоятельно, без педагога, не всегда можно с этим справиться. Надеемся, что эти рекомендации Вам помогут при выборе виолончели для Вашего ребенка.

Оптимальное стандартное расстояние между струнами на подставке у детских виолончелей маленьких растеров должно быть следующим: расстояние между струнами на виолончельной подставке в миллиметрах у виолончелей в таком порядке (размер может отклонятся плюс минус 0,5 мм): 
1 размер - между Ля и Ре струнами;
2 размер - между Ре и Соль струнами;
3 размер - между Соль и До струнами.
Размеры виолончелей:
1/8: 1 - 12,0 мм,  2 - 12,0 мм,  3 - 11,0 мм
1/4: 1 - 13,0 мм,  2 - 13,0 мм,  3 - 12,0 мм
1/2: 1 - 15,0 мм,  2 - 15,0 мм,  3 - 14,0 мм
3/4  1 - 16,0 мм,  2 - 16,0 мм,  3 - 15,0 мм
4/4  1 - 17,0 мм,  2 - 17,0 мм,  3 - 16,0 мм


© Laubach-ru.de,  02.03.2008 Скрипичная мастерская Лаубах

Скрипки    Виолончели     Смычки   

Копии Виолончелей  Доменико Монтаньяна


www.laubach-ru.de

Как выбрать смычок для виолончели МузШок

Если вы приступили к урокам виолончели, то уже столкнулись с проблемой выбора качественного смычка. Это конструкция, которой скрипачи, виолончелисты и другие музыканты извлекает звук из струнных смычковых инструментов.  Они отличаются размером, формой и диапазоном звучания, соответственно, каждому виду соответствует свой смычок.

Конструкция состоит из трости, сделанной из дерева, к которой с одного края прикреплена колодка, а другой край трости переходит в головку. На колодку крепится волос, натяжение которого можно корректировать специальным восьмигранным винтом, вставленным в основание трости.

Этапы выбора смычка для виолончели:

  • Подберите размер смычка – взрослые играют полноразмерным смычком (четыре четверти), а детям подбирают смычок, исходя из телосложения. Полноразмерный смычок для виолончели весит 78-88 гр., для деток есть смычки в одну шестнадцатую, одну восьмую, одну четвертую, одну вторую, три четвертых. Самостоятельно непрофессионал не подберет размер смычка, даже начитавшись теории. Поэтому берите с собой вашего педагога и полагайтесь на его мнение при выборе размера смычка.
  • Определитесь с бюджетом. Если бюджет ограничен, это не повод покупать первый попавшийся дешевый смычок. Из недорогих вариантов можно найти лучший. Не всегда дорогой смычок сделан без брака, поэтому не отчаивайтесь и внимательно подойдите к выбору.
  • Пригласите педагога. Выбрать из пятидесяти на вид одинаковых смычков лучший – это задача специалиста. Человек, только пришедший в музыку и не имеющий опыта игры, не справится с этим заданием. Ему повезет, если смычок окажется неплохим, но велика вероятность нарваться на недобросовестного продавца и приобрести смычок с дефектом.

Общие советы по выбору смычка

Осмотрите смычок на предмет трещин. Даже маленькая трещина - повод отказаться от покупки конкретного смычка и поискать другой экземпляр.

Лак должен выглядеть естественно. Недорогие смычки покрывают непрозрачным лаком, поэтому найти трещину непросто. Опасайтесь неравномерного цвета - это может быть следствием нарушения технологии изготовления смычка.

Трость - основная часть смычка, и чем качественнее трость, тем лучше смычок. Если музыкант натягивает волос, и смычок выпрямляется полностью - хороший знак. Это означает, что пружина смычка выработана верно, и нет в трости слабых мест.

В выборе смычка для струнных смычковых инструментов много тонкостей: нужно понимать, как конкретный смычок подходит к определенному инструменту, ощущать удобство (или неудобство) игры, оценивать центр тяжести, понимать факторы упругости волоса. Для начинающего музыканта это кажется сложным процессом, но набравшись опыта игры на виолончели, вы сможете выбрать смычок сами; до тех пор стоит прислушаться мнения педагога. Записывайтесь на обучение в музыкальную школу искусств в Минске МузШок и воплощайте мечты в реальность!

muzshok.by

Как правильно подобрать виолончель | Хорошие советы

В выборе виолончели есть некоторые сложности. Новичку можно посоветовать приобрести дешёвый инструмент. Однако если вы опытный музыкант и учитесь довольно долгое время, то можно порекомендовать виолончель, которая звучит достаточно хорошо. Стоимость отнюдь не всегда является определяющим фактором. Бывает и так, что звук виолончели, которая стоит очень дорого, может быть далеко от идеала, а дешёвая, наоборот, звучать отлично.

Цена определяется не столько звучанием, сколько происхождением, также влияет и то, где происходило производство инструмента (фабричная или же ручная работа). Например, такой признанный всеми мастер, как Антонио Страдивари, изготавливал виолончели высокого класса и не очень.
Правильный выбор инструмента зависит от ваших предпочтений. Можно полагаться на внешний вид, но лучше всего ориентироваться на качество звука. Если виолончель действительно хорошая, то она должна звучать мощно.

Также стоит обратить внимание на состояние инструмента. Антиквариат с большим количеством изъянов не принесёт пользы. Проведение ремонта и хранение его в необходимых условиях может вовсе не помочь. Если даже вы найдёте решение этой проблемы с помощью различных приспособлений, может появиться «плоский» звук.

Для того чтобы купить виолончель, которая будет устраивать вас по всем параметрам, нужно придерживаться следующих советов:
• Найти хороший музыкальный магазин, который заслуживает доверия и специализируется на струнных инструментах.

• Следует сходить в магазин. Если берёте уроки у частного преподавателя, то будет лучше, чтобы он пошёл с вами.

• Требуется помощь мастера или его ассистента. Определится с ценами и разузнать о виолончелях различных типов. (сильно или слабо изогнуты, из чего состоит спинка)

• Виолончель нужно проверять на качество звука. Это должно быть в приоритете. Если преподаватель остановился на той виолончели, которая вам не по вкусу, смело отстаивайте своё мнение, так как этот инструмент будет служить достаточно длительный срок и играть на нём вам. Но торопиться ни в коем случае не стоит, так как другие мастерские располагают множеством прекрасных виолончелей.

• Приобрести хороший смычок. Виолончель может выглядеть превосходно, а смычок- нет.При покупке хорошего смычка следует руководствоваться советами специалистов и преподавателей. А также выбрать тот, с которым вы чувствуете себя комфортно. Деревянный смычок будет оптимальным решением.При себе лучше всего иметь два смычка.

• Приобрести струны. Если вы приобретаете их в магазинах в комплекте с виолончели, то они в большинстве случаев не всегда подходят. Мнения специалиста и преподавателя будут очень кстати.

• Футляр должен быть качественным, крепким и предпочтительно твёрдым. Такой кейс будет достаточно проблематично найти, если у вас имеется виолончель неполного размера. Поэтому так важно выбрать хорошую канифоль.

good-sovets.ru

Что такое электровиолончель и чем она отличается от обычно виолончель?

Появление электрических музыкальных инструментов навсегда изменило мир музыки. У исполнителей появились новые возможности и новые средства выразительности. И если электронное пианино или электрогитара воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся, то электровиолончель до сих пор остаётся экзотикой.

Традиционную акустическую виолончель можно купить в любом музыкальном магазине. Например, в интернет-магазине Музлайн.УА - огромный каталог первоклассных концертных и акустических моделей по демократичной цене. Электровиолончель - редкость в отечественных салонах и на отечественной сцене.

Конструкция и специфика электровиолончели



Самые распространённые брендовые электровиолончели не имеют корпуса - он им не нужен, так как не выполняет свою главную акустическую функцию резонатора. Вместо этого такая виолончель имеет звукосниматели, которые улавливают вибрации металлических струн и конвертируют их в электрический сигнал, который усиливается с помощью усилителя и транслируется через динамики. Конечно, можно поставить пьезодатчик на акустический инструмент и с технической точки зрения он тоже станет электрическим, но всё же существует главное отличие. Акустическая виолончель способна звучать и без подключения к усилителю, а электровиолончель - нет.

Где используется электровиолончель?


Электровиолончель - эстрадный инструмент, который не используется в академических оркестрах. Область её применения:
  • поп-;
  • рок-музыка, джаз;
  • авангард;
  • фолк и т.д.

В этих музыкальных направлениях очень ценятся свойства и возможности виолончельного тембра и фактуры и тот факт, что их можно изменять при помощи процессоров эффектов (или даже гитарных педалей).

Что общего у акустической и электрической виолончелей?


Главный структурный элемент любого струнного инструмента - гриф. Это своего рода позвоночник, на котором держится вся конструкция. От качества грифа зависит качество звука инструмента и электровиолончель - не исключение.

Сколько стоит?


Электровиолончель, как и любой высокотехнологичный инструмент, стоит недёшево, но эта стоимость оправдана вложенными в него технологиями и его выразительными, акустическими возможностями. К счастью, сегодня можно купить виолончель в кредит или рассрочку - в любом случае деньги не станут главной преградой на пути к искусству! Занимайтесь музыкой.

 

Понравилась статья? Оцени и поделись с друзьями!

 

kremenchug.ua

Делаем виолончель. - Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal

Накопилось достаточно фоток для иллюстрации процесса изготовления инструмента. Кому интересно - добро пожаловать под кат.=)

Традиционно смычковые инструменты изготавливаются из резонансной ели (Sitka spuce) для верхней деки и волнистого клена (Quilt maple) для нижней деки, обечайки (боков), шейки и завитка.
Возможна замена клена на тополь или иву, для придания инструменту "темного" звучания с завалом выскочастотных обертонов, но в данном случае будет использован клен.

Обечайка.

Кленовая чурка распиливается радиально и разделывается на дощечки толщиной ~ 2 мм для изготовления обечаек. Доводим  толщины до 1.5 -1.6 мм и выравниваем с помощью цикли.
В зависимости от плотности древесины толщина может варьироваться в небольших пределах.

Я буду использовать французкую форму  - внешнюю, где обечайка собирается внутри формы. Есть еще итальянская - внутренняя, но сегодня не об этом.
Гнем обечайки по форме с помощью специального утюга, смачивая дощечки водой.

Изготавливаем уголки...

...и блоки.

Гнем обручики и  вклеиваем в прорезанные в уголках и блоках  пазы.

Обручики увеличат площадь поверхности склейки дек с обечайкой и свяжут углы и блоки.

Достаем готовую  обечайку из формы.

Верхняя дека.

Разваливаем радиально распиленную заготовку пополам "книжкой", сфуговываем  и склеиваем половинки.

Дав просохнуть, опиливаем примерно по форме и грубо выстрагиваем свод деки. Сохраняем обрезки до завершения инструмента если вдруг потребуется кусочек для ремонта.

По мере убывания массы древесины,  даем отвисеться между операциями  чтобы дека привыкла к новой форме,  поры закрылись,  депрессия прошла, древесина дала усадку.

От начальной заготовки до законченной деки где-то 75% уйдет в стружку. Депрессия вполне оправдана.

Прорезаем канавку для уса. Ус, склеенная из 2  пластин черного дерева и 1 клена полоска, помимо декоративности, насколько может,  предохраняет  деку от трещин при сколах края деки .

Выравниваем свод, выбираем грубо толщины и прорезаем эфы.

Наклываем более менее точные толщины на сверлильном станке и выциклевываем до нужных значений в зависимости от плотности древесины, гибкости, резонанса и пр.
Значения варьируются от 6 до 2.8мм в различных зонах деки.

Подгоняем и вклеиваем пружину на басовую сторону. Пружина позволит скомпенсировать давление струн на деку.

Финальная настройка деки подбором толщин...

...и склейка с обечайкой.

Процесс изготовления  нижней деки примерно тот же за исключением отсутствия на ней эфов.

 Шейка и завиток.

Врезка и вклейка шейки.

Финальная доводка элементов дек и грунтовка.

UV сушка.

Лакировка.
Лак варится на основе льняного масла с различными присадками и всякими шаманскими добавками.

Самый грязный момент во всей этой истории - черное дерево.
Гриф...

...порожки...

колки.

До смешного простая и, тем не менее, важнейшая часть инструментя - душка.
Палочка, вставленная в распорку между верхней и нижней  декой в нужном месте предает вибрацию от одной деки к другой, позволяя обоим декам звучать  дуэтом. Ведет  верхняя, нижняя на подхвате.
Стоит душке стронуться с места  и инструмент теряет голос - может зазвучать резко или глухо, потерять мощность или звучать с провалами. Идеальная иллюстрация выражения "душа не на месте".

Заключительный элемент - мостик, подставка передающая вибрацию струн на деку и обеспечивающая необходимое давление.

Весь процесс занимает где-то 3 недели, две из них  - инструмен висит в UV шкафу .
Можно сушить и на солнце, но для полимеризации лака важен ультрафиолет, тогда как высокая температура нежелательна для древесины.

kak-eto-sdelano.livejournal.com

Виолончель, её устройство и история. Немного нот.

Автор статьи – Наталия Акишина.

Соавтор статьи – Наталья Гальцова.

Ноты, используемые в статье, принадлежат проекту Бориса Тараканова.

Ноты, которые есть у нас в проекте. Их немного, но они постоянно обновляются. Посмотреть.

Самоучители по виолончели.

Часть информации принадлежит Википедии.

Так же, Вы можете ознакомиться со скрипкой или приобрести струны для виолончели в нашем магазине.


Виолончель - (итальянское violoncello, уменьшительное от violone - контрабас). 1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басотенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав.

В. появилась в конце 15 - начала 16 вв. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Вначале применялась глубоким образом как басовый инструмент в различных ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т.д. До 2-й половины 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619).

По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели. ("con la parte del Violoncello a beneplacito").

Классические образцы виолончели были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в начале 18 в. твердо устанавливается современный размер виолончели (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и современные мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров.

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.


Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели. Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли - ноты,  А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38). Расцвет виолончельного искусства начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

К числу виолончельных произведений 18 в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини - ноты, Й. Гайдна - ноты, многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра 19 в. - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса - ноты, Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано.) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и другие. Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для виолончели соло создали М. Регер, Б. Бриттен и другие, сонаты - П. Хиндемит, З. Кодай и другие.

Первую дошедшую до нас русскую сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные "Вариации на тему рококо" - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели с фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и другие. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и другие; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и другие.

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы 18 в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление 19 в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение). Художественный расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 в. связан прежде всего с исполнит. деятельностью выдающегося испанского музыканта П. Касальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди.. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро…


Русское виолончельное искусство 18 и 1-й пол. 19 в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный. Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.

Итак, мы рассказали вам про историю виолончели, но не упомянули ничего о её строении. Пора исправляться!

Виолончель состоит:

1)Головка.

2)Гриф.
3)Корпус.


Ну и подробнее.
Головка виолончели состоит из завитка, колковой коробки и колков. Соединена с грифом.

Вторая часть виолончели – гриф. На нём, как и на гитаре, есть порожек, в специальных пазах которого проходят струны (ля, ре-малой октавы, соль, до-большой), далее шейка, пятка.

Третья часть – это корпус. Он состоит из верхней деки, нижней деки, обечайки (это бок), эфы (f – образное отверстие в корпусе, служат как резонаторы), подставки, подгрифника, машинок, петли, пуговицы и шпиля. Если смотреть на классическую виолончель, то по краям верхней деки можно увидеть нарисованную двойную линию-это называется ус. Распорка внутри корпуса под подставкой – это дужка. Она является «позвоночником» всего инструмента.
Ну вот, мы рассказали об устройстве виолончели. Что ещё является немаловажным при игре на ней? Догадаетесь? Правильно, смычок.

Виолончельный смычок бывает разных размеров - Имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Состоит из:

  1. Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка;
  2. Для изготовления трости используется дерево фернамбук или бразильского дерева.
  3. Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса.
  4. Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке.

Местоположение контакта струны с волосом смычка называется игровой точкой. В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр.

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

  1. Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов.
  2. Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Перед игрой смычок натирают канифолью. Это нужно, чтобы ваша виолончель «пела». В принципе, этому есть простое объяснение – улучшается сила трения, смычок скользит по струнам легче и звук при этом становится лучше. Но! Не забывайте после каждой игры протирать свой инструмент – канифоль очень плохо влияет на лаковое покрытие, а так же на дерево инструмента, что впоследствии может серьезно исказить её звучание. Ещё канифоль скапливается на струнах – потому удалять её нужно и со струн, мягкой тряпочкой. Так же желательно помнить, что для каждого струнно-смычкового инструмента – свой тип канифоли.

Если вы желаете приобрести виолончель или электро виолончель, а так же комплектующие к ним – то обращайтесь к нам – мы дадим вам полную консультацию по поводу приобретения.

Если желаете прочитать произведение А. Клёнова "Секрет Страдивари" - вам сюда.

www.harps.ru

Как выбрать хорошую виолончель

Новости Украины - From-UA Искать расширенный поиск
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • В мире
  • Технологии
  • Криминал
  • Здоровье
  • Культура
  • Путешествия
  • Спорт
  • Статьи
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Обзор прессы
  • Экспертизы
  • Фото
  • Видео
  • Конференции
  • Форум
  • Спецпроекты
  • Мой профиль
  • Обратная связь
  • RSS-Лента
  • Мы в Facebook

В фокусе

  • Новые газовые надувательства
  • Верещук: «Влада має бути емоційно зрозумілою для народу. Самокат Гончарука або чоботи Малюськи на столі — це не те»
  • Зачем вам такие помощники, господин Олейник?
  • Коронавирус: как мы себя обманываем
  • Кто топит Дунайское пароходство

Предложения партнеров

Опрос

Довольны ли вы экономической политикой Слуг Народа?
  • Да, уже ощущаю улучшение
  • Пока не вижу позитива, но надеюсь на него
  • Все делается правильно
  • Нет, все труднее сводить концы с концами
  • Ничуть не лучше, чем было раньше
  • Нормальной экономической политики в этой стране не будет никогда
  • Не понимаю вопроса
ГолосоватьВсе опросы

Спецпроекты

  • Украина в 2020 году: самые интересные прогнозы

from-ua.com

Виолончель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2017; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2017; проверки требуют 16 правок.

Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello; нем. Violoncello; фр. violoncelle; англ. cello) — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

История возникновения и развития инструмента[править | править код]

До появления в конструкции виолончели шпиля инструмент удерживали икрами ног.

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII—XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Доменико Габриелли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, и благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняет из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Положение руки играющего на смычке

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели — те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца (англ.)русск. и другие приёмы игры. Звук виолончели певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.

Строй струн виолончели: C, G, d, a («до», «соль» большой октавы, «ре», «ля» малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк — от C («до» большой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

До конца XIX века исполнители удерживали виолончель икрами ног. Но в конце XIX века французский виолончелист П. Тортелье изобрёл изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что несколько облегчает технику игры.

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.

  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В двух книгах. — М., Л., 1950, 1957.
  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: Русская классическая виолончельная школа. — М.: Музыка, 1965
  • Лазько А. Виолончель. — М.: Музыка, 1965

ru.wikipedia.org

Интересные факты про виолончель | VivaReit

Виолончель – один из основных инструментов в любом симфоническом оркестре. Струнно-смычковый инструмент входит в ту же группу, что альт и скрипка, но он гораздо больше по размерам и часто занимает в оркестре скорее лидирующие позиции.

Созданная в Италии

Точных данных о том, кем и когда была изобретена виолончель, нет, но первые упоминания стали появляться в XVI веке. Уже тогда итальянские мастера Гаспаро да Сало и Паоло Маджжини, его подмастерье, знали, как сделать такой инструмент и заставить его издавать музыку.

Другие же исторические источники заявляют, что создателем виолончели был Андреа Амати – также известный в те времена мастер. Его авторству принадлежит инструмент по имени «Король», едва ли не самый старый экземпляр искусства инструментального ремесла. «Король» находится в музее Южной Дакоты.

До совершенства виолончель довёл Антонио Страдивари, известный музыкальный мастер.

Неизменное строение

После того, как виолончели коснулись волшебные пальцы Антонио Страдивари, строение инструмента почти не изменилось – и это уникальный случай. Сейчас любая виолончель состоит из двух дек, нижней и верхней, эфы (отверстия для резонации звука) и грифа. Свою роль играют и скромные детали внутри корпуса, которые и помогают добиться специфического звучания.

Современные инструменты обычно изготавливаются из дерева, хотя есть и те, кто ищут альтернативные решения. Так, компания Луиса и Кларка представила несколько моделей виолончели из углеродного волокна. Некоторые немецкие фирмы делают инструменты из алюминия, и по звучанию они ни в чём не уступают традиционным моделям.

Рекордная стоимость

За виолончелью установлен рекорд наивысшей стоимости. Один из инструментов, созданных Антонио Страдивари в XVII веке, по слухам был продан японским музыкантам за 20 млн евро – цена, с которой не может сравниться ни один другой инструмент. Долгое время ей владел Дюпор, в честь которого она позже получила своё название, и была в распоряжении Мстислава Ростроповича. Возможно, если японцы не врут, и инструмент они действительно не покупали, виолончель всё ещё находится у потомков русского композитора.

Ходит легенда, что несколько царапин, оставленных на её деке – это след от шпор самого Наполеона, якобы пытавшегося научиться играть на инструменте и случайно поцарапавшего его, обхватив корпус ногами.

Необычный смычок

Из-за того, что виолончель по размерам больше альта и скрипки, играть на ней обычным смычком нельзя. Понадобится специальный смычок: в его строение входит бамбуковая трость, колодка из черного дерева и натянутый на трость конский волос.

Необычная позиция

Ввиду своих габаритов, виолончель требует особого положения. Если лёгкие альт или скрипку можно спокойно взять на плечи, виолончель необходимо поставить. Необходимое положение будет поддерживать шпиль, нижний кончик которого касается пола.

Даже находясь в руках музыканта, она должна опираться как минимум на три точки: на полу, где находится её шпиль, на правую грудь и левое колено. Когда человек только учится играть на виолончели, его первым делом учат правильно устанавливать инструмент. Во время игры виолончель двигается немного вправо – так, чтобы левая рука музыканта была свободна.

Уникальные конкурсы

Те, кто научится играть на виолончели, могут стать участниками своеобразных конкурсов. Такое соревнование было проведено в Париже: конкурсанты собрались в тёмной комнате и отыграли свою партию, пока судьи оценивали звучание инструмента и умения музыканта. Оказалось, что современные модели по итогам получили в 2 раза больше, чем старинные, хотя многих это немало удивило. Пабло Казальс, испанский виолончелист, заявил, что это ничего не меняет, и что у «новых инструментов всё равно нет души». Этот же человек, кстати говоря, настолько любил свои инструменты, что инкрустировал один из смычков сапфиром, подаренным ему испанской королевой.

Везде найдёт себе применение

Выше мы уже упоминали, что виолончель – обязательный инструмент в симфоническом оркестре, но место для ней находится и в музыке совершенно других стилей. Например, виолончель помогает добиться уникального звучания финской рок-группе Apocalyptica – в составе группы целых 4 инструмента. Они были одними из первых музыкантов, опробовавших создание партий для этого инструмента. Позже таких «экспериментаторов» стало больше, и направление получило собственное название – «симфонический рок».

Смесь искусств

Интересное применение виолончели нашла Джулия Борден: покупая виолончель, она рисует на ней нечто абстрактное и продаёт за большие деньги. Струны она при этом удаляет, поверхность деки очищает, грунтует и рисует уже на готовой основе. Играть на таких художествах никто не сможет, но своеобразные картины украшают дома и музеи.

Другие интересные факты о виолончели

  • Первым композитором, оценившим звучание виолончели, был Людвиг ван Бетховен. После того, как он начал использовать инструмент в своих произведениях, к нему прислушались и другие музыканты.
  • Инструмент состоит из 4 струн, хотя прежде голландские и германские мастера устанавливали 5 струн. При этом, если две нижние напоминают мужской бас, четыре верхние больше похожи на тонкий женский голос. Сейчас струны изготавливаются из разных металлов, но раньше материалом для них были овечьи потроха.
  • Основной регистр звучания – низы, поэтому виолончель часто задаёт общее настроение мелодии.
  • Эмоции, которые передаёт виолончель, как правило, связаны с печалью, скорбью и страданием. Зачастую это солирующие партии всего произведения.
  • Благодаря необычному звучанию, часто можно услышать, что во время игры инструмент как будто беседует с залом о чём-то очень важном. Некоторые сравнивают её звучание с низким тембром человеческого голоса.
  • В диапазон инструмента входит 5 октав – с «до» большой октавы до «ми» третьей.
  • Настраивая виолончель, музыканты ориентируются на звучание квинт.
  • Из 80 инструментов, созданных Страдивари за всю его жизнь, сохранилось только 60. Именно за них, по оценкам специалистов, коллекционеры запрашивают больше всего денег.
  • Рекорд по длительности игры на инструменте был установлен в 2014 году. Карел Хенн, музыкант из Южной Африки, безостановочно играл в течение 26 часов.

vivareit.ru

О правильном пользовании струнным инструментом

                                     Советы музыкантам струнникам

Бережное обращение со струнным инструментом должно стать привычкой !

Очень большое значение для сохранности инструмента имеет наблюдение за подставкой и её местоположением.

Смещение подставки с её оптимального местоположения на деке скрипки, виолончели или наклон подставки может произойти по разным причинам. Например, при замене струн, под влиянием вибрации, из-за вытягивания жилки струнодержателя и т.д.

Особенно скоро подставка наклоняется при новых струнах. В этом случае её положение необходимо проверять ежедневно, а в первый день – не один раз.

Наклон подставки плохо влияет на звукоизвлечение, он может повредить и деке.
Сильно наклоненная подставка, опираясь на передний край ножек, выдавливает ими в деке вмятины. И на такую деку в дальнейшем трудно хорошо прирезать новую подставку. 
 
Следите за правильным положением подставки на Вашем инструменте. Она должна плотно упираться основанием ножек в деку, малейшее расстояние между декой и ножками подставки - недопустимо!

Правильный наклон подставки - 90° относительно деки и подставки со стороны подгрифника. 

не правильный наклон подставки                 правильный наклон подставки-90°


        Одним из важнейших  факторов  для струнного инструмента является влажность! Инструмент практически сразу реагирует на её колнбания.
Возможно, музыканты обратили внимание на изменение высоты струн зимой – они становятся ниже над поверхностью грифа. Летом наблюдается совершенно обратное – струны становятся выше относительно грифа. Подставка на скрипке, альте и, особенно, на виолончеле, которая высоковата летом, может оказаться оптимальной для зимы, и наоборот. Как правило, летом и в более влажном климате, из-за изменения давления душки на деки, гриф инструмента опускается. Зимой и в условиях более сухого климата - гриф поднимается, что приводит к опусканию струн над грифом. Естественно, что такие изменения влияют на звукоизвлечение. Некоторые музыканты, особенно контрабасисты, имеют и летнюю и зимнюю подставку для своего инструмента.
Недостаток влажности губителен для струнного инструмента! Не забывайте об этом и следите при помощи гигрометра за влажностью воздуха!

Любой инструмент, изготовленный даже из самого лучшего многолетнего и выдержанного дерева, при недостатке влажности сжимается, что приводит к микротрещинам, расклеиванию, а иногда, и к серьёзному повреждению корпуса инструмента.  Оптимальными параметрами степени влажности пртнято считать  45-60%. При понижении влажности менее 40% могут произойти губительные процессы в корпусе инструмента, которые , в лучшем случае, смогут быть устранены опытным мастером.

Для предотвращения и уменьшения перепадов влажности, особенно в зимний период, мы советуем пользоваться специальным прибором - увлажнителем (см. рисунок). Он очень прост в обращении - резиновую трубочку с прорезями обмакивают в чистую воду, дают ей возможность набрать воды, протирают, после чего аккуратно вставляют в круглое отверстие эфа инструмента. Сам инструмент кладут в футляр и оставляют закрытым на ночь. Таким образом создаётся оптимальный микроклимат внутри инструмента. При игре не забудьте вынуть увлажнитель из эфа. Такая несложная, регулярно проделываемая процедура, поможет музыканту продлить жизнь своего инструмента. А сам инструмент будет звучать ровно, мягко, без побочных призвуков и скрипов.

Часто из-за новых струн, которые первое время вытягиваются, подставку на инструменте уводит в сророну грифа. Первое, о чём следует позаботиться - поскорее  вернуть подставку под струны назад в сторону подгрифника (струнодержателя) на несколько миллиметров, для скрипки: 2-3 мм, для виолончели: 5-7 мм. Высота струн сразу встанет на свое место. Новым струнам необходимо время, первые 3-5 дней для их вытягивания, - поэтому струны, зачастую, не держат строй сразу после натяжения. Зависит это, прежде всего, от материала из которого изготовлены сами струны и от производителя (Pirastro, Thomastik, Larsen), которые их выпускают. Всемирно известный изготовитель струн Pirastro сразу предупреждает о том, что для окончательного вытягивания и разыгрывания их струн требуется не менее 72 часов.
Следите пожалуйста за подставкой, чтобы ее не уводило вперед, особенно в первое время, пока струны новые. Для начала, пожалуйста подвиньте подставку назад - т.е. ее ножки должны оставаться на прежнем месте, а сама верхушка подставки, на которой лежат струны должна быть возвращена назад, сделать это нужно держа подставку одновременно двумя руками за оба края по бокам подставки. Когда сделаете эту корректировку, пожалуйста, проверьте положение струнной подставки с 2-х боков корпуса инструмента и проекцию подставки сверху.
Пока струны новые и не разыгранные, они будут тянуться и уводить подставку, наклоняя её. Но, с каждым днём все меньше и меньше, пока полностью не вытянуться. Следите за её правильным положением и проверяйте линейкой, чтобы её не погнуло. Такое тоже случается у музыкантов, которые по незнанию не проверяют подставку на своем инструменте и спохватываютса, когда уже сложно что-либо исправить.
Да, ещё важный момент, если Вы будете смазывать трущиеся поверхности колков помадой - пастой Hill, пожалуйста, не снимайте сразу все струны, а только поочередно! Иначе, есть опасность смещения душки или, в некоторых случаях, она может и вовсе упасть. Поскольку, душка ничем не закреплена, конструктивно она распирает верхнюю и нижнюю деки инструмента и передает звуковые колебания. В случае смещения душки - инструмент изменит настрой и звучание. Это же правило действительно при замене струн - менять их следует только поочерёдно и поштучно и, конечно, не в один день, а самый оптимальный вариант - по струне в день.
Если вы заметили, что высота струн на новом инструменте высоковата для пальцев, не торопитесь сразу же её делать ниже, дайте инструменту аклиматизироваться. С высотой подставки, пока, не стоит ничего предпринимать. Пожалуйста, не несите инструмент мастеру на " улучшение", опыт по порче инструмента и подставки под струны может стать очень печальным и сильно ударит по карману музыканта. мастер, у которого был куплен его инструмент, после посторонних вмешательств, уже не сможет помочь, он - не фокусник и уменьшенная подставка не увеличится вновь, а ремонт или профессиональное изготовление новой скрипичной или виолончельной подставки будут стоить дорого.

Интересные информационные статьи для скрипачей, альтистов, виолончелистов  - желающих купить скрипку, альт, виолончель и уже имеющих свой струнный инструмент.

Как выбрать скрипку и смычок ?

Как правильно выбрать виолончель и виолончельный смычок ?

Как правильно купить лучшие струны для скрипки, альта и виолончели.

Как правильно выбрать подбородник для скрипки и альта

© Laubach-ru.de, 12.01.2008 Скрипичная мастерская Laubach

 Скрипки   Виолончели     Смычки    Канифоль


www.laubach-ru.de


Смотрите также

faq-ru.ru

  Карта сайта, XML.